Конфиденциальное содействие граждан и требования, предъявляемые к нему.




Исходя из положения Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 62), иностранцы обладают тем же объемом прав и обязанностей, что и российские граждане. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 45-ФЗ регулирует отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти и их должностными лицами, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими в пределах ее территории трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Следовательно, правоотношения, возникающие в процессе осуществления иностранными гражданами содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, регулируются нормами права. Участники указанных правоотношений - иностранцы и оперработники как представители государственных органов, осуществляющих ОРД, связаны между собой субъективными правами и обязанностями, которые возникают в силу урегулирования правом общественных отношений, возникающих в процессе конфиденциальной работы.

Таким образом, конфидент-иностранец имеет возможность непосредственно осуществлять свои юридические права (оказывать содействие органам - субъектам ОРД) и нести при этом юридические обязанности, т.е. юридическую ответственность за правонарушения. Иностранные граждане (согласно ст. 17 Закона «Об ОРД») могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Закон конкретно не устанавливает, к какому виду конфиденциального содействия может привлекаться лицо, в том числе иностранец. В ст. 17 Закона прямо указывается, что лица могут привлекаться к конфиденциальному содействию, в том числе по контракту.

По форме выражения оно носит индивидуальный характер, может осуществляться на контрактной и бесконтрактной основе; по временному критерию подразделяться на однократное и периодическое.

Законодатель (ст. 6 ФЗ «Об ОРД») устанавливает широкий спектр оперативно-розыскных мероприятий, в которых могут принимать участие иностранные граждане в процессе конфиденциального содействия при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, оперативное внедрение и др.).

В то же время их участие в оперативно-розыскных мероприятиях имеет ограничения: иностранцы оказывают содействие в качестве негласных источников оперативным подразделениям только в проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении своих сограждан, добывая оперативно значимую информацию о совершенных, совершаемых либо подготавливаемых ими преступлений для их раскрытия, розыска преступников или нейтрализации криминальной активности преступных групп. Участие иностранцев в проведении ОРМ в отношении российских граждан не должно допускаться, так как оно не регулируется нормами международного права.

Таким образом, законодатель устанавливает возможность использовать лиц, в том числе иностранных граждан, для обеспечения эффективного проведения ОРМ. Данное положение позволяет сотрудникам оперативных подразделений использовать возможности иностранных граждан с их согласия в проведении оперативных комбинаций в целях выполнения задач борьбы с преступностью.

 

Анонимное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа, осуществляющего ОРД, или через посредника.

 

 

Порядок оформления, организационные и тактические особенности использования сведений, полученных от граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Успешное решение задач в борьбе с преступностью, возложенных на органы внутренних дел, на наш взгляд, в значительной степени зависит от эффективности содействия, которое в свою очередь обуславливается правильной организацией работы с содействующими лицами. В настоящее время в открытых источниках, об организации работы с лицами, оказывающими гласное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел, практически не упоминается.

Анализ результатов анкетирования оперативных сотрудников органов внутренних дел Уральского федерального округа, показал, что они выделяют следующие элементы, присущие организации гласного содействия: - профессиональная подготовка оперативных сотрудников по работе с лицами, оказывающими гласное содействие; - оценка и анализ оперативной обстановки на зоне (объекте, линии) оперативного обслуживания; - планирование работы с лицами, оказывающими гласное содействие; - обучение и воспитание этих лиц; - учет работы, анализ содержания и результатов содействия; - контроль над деятельностью гласно содействующих лиц. Рассмотрим вышеуказанные элементы организации гласного содействия оперативным подразделениям органов внутренних дел подробнее:

1. На наш взгляд, профессиональная подготовка должна подразумевать высокий уровень способностей оперативного сотрудника к работе с лицами, изъявившими желание гласно содействовать органам внутренних дел в борьбе с преступностью.

Этот уровень не только должен способствовать формированию позитивного отношения к решению проблем содействия с населением, но и обеспечить его организацию.

Как показывает анализ практики, у многих оперативных сотрудников органов внутренних дел со стажем работы менее одного года, организация работы с лицами, содействующими на негласной основе, учитывая ее специфичность, вызывает затруднение. Поэтому считаем, что организация работы с лицами, оказывающими гласное содействие указанным органам, позволит таким оперативным сотрудникам органов внутренних дел развить свои профессионально-личностные качества, что в свою очередь сыграет важную роль при работе с конфидентами.

2. В организации гласного содействия особую роль играет оценка и анализ оперативной обстановки на обслуживаемой территории или объекте. Глубокое изучение и объективная оценка оперативной обстановки позволит определить места где оперативному сотруднику необходимо иметь сильные оперативные позиции. Таким образом, анализ оперативной обстановки оказывает влияние на работу с гласно содействующими лицами, а именно на их численность и результативность работы. При определении численности и результативности необходимо исходить из количества на обслуживаемой территории объектов и мест возможного совершения преступлений.

Оценка оперативной обстановки состоит в изучении поступающей в органы внутренних дел информации о состоянии преступности, ее структуре, уровне, динамике, о предметах преступного посягательства и т.д. Кроме того, обращается внимание и на информацию об особенностях социально-экономической характеристики обслуживаемой территории.

Поэтому, своевременное изучение и оценка оперативной обстановки является одним из организационных аспектов гласного содействия, так как ее изучение за длительный период позволяет глубоко проанализировать результаты самого гласного содействия, выявить его негативные и позитивные тенденции.

3. Планирование работы осуществляется на основе анализа оперативной обстановки на обслуживаемом участке (оперативной зоне, объекте, линии) и результатов деятельности оперативных сотрудников с лицами содействующими оперативным подразделениям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: