Психологическая модель личностно-ориентированного обучения 8 глава




 

1.0. Роль игровой деятельности в психическом развитии в начальной школе.

1.1. Роль педагогического общения в усвоении знаний.

1.2. Развитие мировоззрения в подростковом возрасте.

1.3. Становление нравственности подростка.

1.4. Роль общения со сверстниками в становлении личности подростка.

1.5. Социализация личности на разных этапах онтогенеза.

1.6. Факторы, влияющие на обогащение сознания.

1.7. Субъект-субъектные отношения в процессе обогащения сознания.

1.8. Смыслообразование в процессе продуктивной и творческой дея­тельности.

1.9. Понятие учебной и жизненной ситуации.
2.0. Становление субъекта в процессе обучения.


Приложение 3. Тестовые задания по курсу «Педагогическая психология»

Тесты на выбор ответов

1. Педагогическая психология изучает:

а) закономерности освоения социокультурного опыта ребенком
в системе социальных институтов воспитания и обучения;

б) закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы
содержания образования, методы, формы и средства обучения;

в) основные закономерности психического развития ребенка;

г) закономерности развития и формирования психики.

2. Ведущими мотивами учебной деятельности, обеспечивающими
эффективное обучение являются:

а) потребность в приобретении новых знаний, расширении кру­
гозора;

б) стремление получить поощрение и избежать наказание;

в) чувство долга, ответственности;

г) требования учителей, родителей.

3. Развивающее обучение рассматривает учащегося:

а) как самообучающийся субъект учения;

б) как объект обучающих воздействий учителя;

в) как субъект, усваивающий знания, умения навыки в качестве
самоцели, а не как средство развития учащегося.

4. Автором суждения: «Обучение и развитие находятся в единстве,
причем обучение, опережая развитие, стимулирует его» является:

а) Л. С. Выготский;

б) Ж. Пиаже;

в) Э. Торндайк;

г) В. Штерн.

5. В качестве основного логического принципа организации теорети­
ческого мышления, согласно взглядам В. В. Давыдова, выступает:


Тесты на выбор ответов



а) логика восхождения от абстрактного к конкретному;

б) формальная логика;

в) индуктивно-аналитическая логика;

г) дедуктивно-синтетическая логика.

6. Учение с точки зрения психологии рассматривается:

а) как активность субъекта, как деятельность, как фактор психи­
ческого развития;

б) как адаптивный процесс, определяющийся наследственностью,
средой, включая приспособление и регуляцию;

в) как фактор социализации, как условие связи индивидуально­
го и общественного сознания.

7. Дидактические способности, согласно взглядам Ф. Н. Гоноболи-
на, это:

а) способности передавать учащимся учебный материал, делая его
доступным для детей, преподносить ясно, интересно и понятно;

б) способности к соответствующей области наук;

в) способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с по­
мощью речи, а также мимикой и пантомимикой.

8. При либеральном стиле педагогического общения:

а) учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу
ученикам, коллегам;

б) учитель единолично решает, принимает решения, устанавли­
вает жесткий контроль за выполнением своих требований;

в) учитель привлекает учащихся к принятию решений, учитыва­
ет их мнения, поощряет самостоятельность.

9. Совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых
при наличии и относительном равенстве других необходимых
условий зависит продуктивность учебной деятельности — это:

а) обучаемость;

б) воспитуемость;

в) сензитивность;

г) самостоятельность мышления.

1.0. Обучение, при котором педагог обеспечивает оптимальное со­отношение самостоятельного поиска учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, называется:

а) проблемным обучением;

б) программированным обучением;


160 Приложение 3. Тестовые задания по курсу «Педагогическая психология»

в) теорией поэтапного формирования умственных действий;

г) развивающим обучением.

Тесты на сопоставление

Прочитайте, приведенные ниже высказывания, обратив особое вни­мание на их связь друг с другом, затем укажите какие из предложений отмеченных арабскими цифрами можно обозначить буквами А, В, С, Д которые означают:

• А — предложение содержит центральную идею, вокруг которой группируются большинство высказываний;

• В — предложение содержит основную идею, подтверждающую центральную;

• С — предложение содержит пояснительный пример или уточнение;

• Д — предложение никак не связано с центральной идеей.

Тест 1

1. Педагогическая психология — это отрасль психологии, изучаю­щая психические явления, возникающие в условиях целенаправ­ленного педагогического процесса; разрабатывает психологичес­кие основы обучения и воспитания.

2. Педагогическая психология тесно связана как с общей и детской психологией, так и с педагогикой.

3. Наиболее типичным методом исследования для педагогической психологии является метод «преобразующего эксперимента» (обучающего или воспитывающего), то есть изучение тех изме­нений, которые происходят в психике ребенка (подростка, юно­ши) в течение и в результате экспериментально организованного педагогического процесса.

4. Такого рода исследование имеет целью выделить из многих факто­ров, одновременно воздействующих на подрастающего человека в реальном процессе воспитания и обучения, те, которые оказали ре­шающее влияние на ход формирования изучаемых сторон личности.

Тест 2

1. Под воспитанием понимается процесс систематического и целе­направленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурной и производственной деятельности.


Тесты на сопоставление



2. Самовоспитание как средство подготовки подрастающих по­колений к жизни возникло вместе с появлением человеческо­го общества.

3. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каж­дое вступающее в жизнь новое поколение овладевало производ­ственным, социальным и духовным опытом предков, и, обогащая его, уже в более развитом виде п своим потомкам.

4. Теорию эволюции разработал Дарвин.

Тест 3

1. А. Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как «профес­сиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащим­ся внутри ученического коллектива».

2. Основная цель педагогического общения состоит как в переда­че общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в це­лом.

3. Ведущим принципом педагогического общения может быть при­нят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности.

4. Педагогическое общение осуществляется в разнообразных фор­мах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств пе­дагога и его представления о собственной роли в этом процессе.

Тест 4

1. Человек изобрел и усовершенствовал такие способы, как язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных формах (тексты, схемы, рисунки), технические средства переда­чи и приема информации (радио, телевидение, механическая, магнитная, лазерная и другие формы записи).

2. Особое место в ряду многообразия видов общения занимает пе­дагогическое общение.


162 Приложение 3. Тестовые задания по курсу «Педагогическая психология»

3. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передавае­мой в процессе общения.

4. Информация может передаваться и приниматься различными способами: телесными контактами (касание тела, руками и т. п.); на расстоянии, с помощью органов чувств (наблюдение за дея­тельностью другого человека, восприятие звуковых сигналов).

Тест 5

1. Педагогическая деятельность определяется психологическим со­держанием, в которое включается мотивация, цели, предмет, сред­ства, способы, продукт и результат.

2. Средствами педагогической деятельности являются научные (те­оретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся.

3. В качестве носителей знаний выступают тексты учебников или их представления, воссоздаваемых учеником при организован­ном учителем наблюдении за осваиваемыми фактами.

4. Рассматривая педагогическую деятельность, мы имеем в виду ее высокопродуктивный характер.

Тест 6

1. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельнос­ти является ее мотивация.

2. В педагогической деятельности выделяются внешние мотивы, например, мотив достижения, и внутренние мотивы, например, ориентация на процесс и результат своей деятельности.

3. Внешние мотивы престижности работы в определенном образо­вательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда час­то соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации.

4. Результатом педагогической деятельности является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося.

Тест 7

1. Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога мо­жет быть проинтерпретирована в терминах его центрации.

2. Центрация понимается как особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащегося, основанное на эмпатии,


Тесты на сопоставление



безоценочном принятии другого человека и конгруэнции пере­живаний и поведения.

3. Эмпатия помогает развитию общения, творчества и субъектив­ного (личностного) роста в целом.

4. Для анализа мотивации педагогической деятельности наиболь­ший интерес представляет стадия развития мотива власти.

Тест 5

1. Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности.

2. Основные характеристики педагогической деятельности — целе-положенность, мотивированность, предметность, продуктивность.

3. Различают 5 уровней продуктивной деятельности — непродук­тивная, малопродуктивная, среднепродукгивная, продуктивная, высокопродуктивная.

4. Педагогическая деятельность представляет собой воспитываю­щее и обучающее воздействие учителя на ученика, направлена на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие.

Тест 6

1. Учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим со­держанием овладение обобщенными способами действий в сфе­ре научных понятий.

2. Содержанием учебной деятельности является овладение обоб­щенными способами действий в сфере научных понятий, побуж­даемое адекватными мотивами.

3. Мотивами учебной деятельности могут быть мотивы собствен­ного роста, собственного совершенствования.

4. Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в ее особенностях и характере.

Тест 7

1. Педагогическая деятельность учителя (преподавателя) характе­ризуется определенным стилем.

2. Стиль деятельности — это устойчивая система способов, при­емов, обусловленная индивидуально-психологическими особен­ностями.

3. Индивидуально-психологическими особенностями являются ха­рактер, темперамент, способности и т. д.


164 Приложение 3. Тестовые задания по курсу «Педагогическая психология»

4. Носителем знаний может являться учебное пособие или его пред­ставление.

Тест 8

1. Педагогическая психология, используя все три источника полу­ченных данных, располагает основным арсеналом научных мето­дов, таких как наблюдение, беседа, эксперимент, анкетирование и т. д.

2. Эксперимент — это центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педаго­гической психологии.

3. Различают лабораторный и естественный эксперимент.

4. Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей об­разовательной среды.

Тест 9

1. Все педагогические функции разделяются на две группы — целе-полагающие и организационно-структурные.

2. Обобщение результатов исследования организационно струк­турных функций позволяет отметить общее содержание входя­щей в нее конструктивной, организаторской, коммуникативной и гностической функции.

3. Коммуникативная функция предполагает установление правиль­ных взаимоотношений с учащимися, с другими учителями и адми­нистрацией школы.

4. Педагогическая деятельность реализуется в определенных педа­гогических ситуациях совокупностью самых разнообразных дей­ствий.

Тест 10

1. «Психологическая готовность к школьному обучению — един­ство психических характеристик субъекта, обеспечивающее ус­пешное начало обучения в школе».

2. «Различают два вида психологической готовности к школьному обучению — специальная и общая».

3. «В специальной готовности измеряются индивидуальные пока­затели преимущественно интеллектуального и сенсомоторного развития, которые сопоставляются с выявлениями в широко­масштабных измерениях возрастными стандартами. Недоста-


Тесты на сопоставление



точная прогностическая валидность измерений специальной го­товности заставила обратить внимание на общую готовность, по­нимаемую как необходимый уровень общего психического раз­вития, обусловленный полноценным развитием в дошкольном детстве». 4. «Психодиагностические методы должны быть стандартизирова­ны, надежны и валидны».

Тест 11

1. «Психология обучения направлена на поиск и создание условий, способствующих управлению процессом учения ».

2. «Психология обучения — область педагогической психологии, изучающая закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразо­ваний учащихся в ходе обучения».

3. «Создатели образовательных систем превосходно понимали мно­гочисленные ипостаси живого действия, хотя далеко не всегда полностью ориентировались в предметном содержании действия, в чем им помогали учителя и методисты».

4. «Принципы психологии обучения: строится на основе данных пси­хологии о возрастных возможностях развития с ориентировкой на завтрашний день этого развития; обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащихся, но не на осно­ве приспособления к ним, а как проектирование новых видов дея­тельности».

Тест 12

1. Учитель наблюдает за поведением детей, за тем, как они выпол­няют различные задания в классе, и использует полученную ин­формацию для совершенствования своей работы как с классом в целом, так и с отдельными учениками.

2. В педагогической психологии используются те же методы, что и в других отраслях психологической науки. Главными метода­ми являются наблюдение и эксперимент.

3. Педагогическая психология изучает процесс учения: его струк­туру, характеристики, закономерности протекания.

4. Вместе с тем следует отметить, что метод наблюдения использу­ется не только в исследовательской, но и в практической деятель­ности, в том числе и в педагогической.


166 Приложение 3. Тестовые задания по курсу «Педагогическая психология»

Тест 13

1. Главная задача учителя — завоевать доверие учащихся, создать атмосферу доброжелательности, справедливости.

2. Особенно важно отметить, чтобы большинство первоклассников приходят в класс как в новый мир, в котором им откроется мно­жество интересных вещей. Задача учителя — оправдать эти на­дежды, не угасить потребность в познании.

3. Учитель становится для учеников главным лицом; его рекоменда­ции и пожелания не подлежат сомнению; даже отношение к дру­гим ученикам опосредуется отношением к ним учителя.

4. К этому возрасту, малыш уже знает о многих профессиях; боль­ше того — в играх он имитирует деятельность, соответствующую некоторым из них.


Приложение 4. Практические занятия

Изучение речевого взаимодействия на уроке

Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уро­ке. При применении метода наблюдения часто используются различ­ные схемы, позволяющие лучше организовать его и в определенной степени структурировать получаемые с его помощью данные. Одной из таких схем является известная схема наблюдения Фландерса. Она очень распространена и часто используется для анализа взаимодей­ствия педагога (любого взрослого-руководителя) и учащихся во вре­мя всевозможных как классных, так и внеклассных занятий.

Фландерс выделяет 10 категорий (интеракций) взаимодействия между учениками и учителем: семь из них относятся к речи учителя; две — к речи учащихся; и одной категорией отмечаются молчания, за­держки, неясности на уроке. 1. Речь учителя.

Принятие настроя. В мягкой манере принимаются или выясня­ются установки ученика, его эмоциональный настрой, который может быть как позитивным, так и негативным. Это выражается в словах учителя: «Хорошо, продолжай, все нормально, если не получается — отложи».

Положительное подкрепление. Имеются в виду все действия, на­правленные на поддержку, укрепление наличных форм поведе­ния. Это — похвала, одобрение, шутка. Сюда же относятся одоб­рительные невербальные действия учителя. Принятие и использование представлений учеников. Учитель по­вторяет высказывания ученика, уточняет, переформулирует, ис­пользует идеи, содержащиеся в этом высказывании. Как только учитель переходит к изложению собственных идей, его речь дол­жна быть отнесена к категории 5 «рассказ».

Задавание вопросов. Высказывания учителя с намерением полу­чить ответ от ученика. Вопросы могут быть реакцией на выска­зывания ученика, стремлением получить дополнительную ин­формацию.


Приложение 4. Практические занятия


Рассказ. Определение понятий, приведение фактов,суждений, объяснение, обоснование собственных представлений, иллюст­рация, примеры, цитирование источника.

Распоряжения. Прямые указания, приказы, требования, наставле­ния в критической форме, которым ученик должен подчиниться. Отрицательное подкрепление. К этой категории относятся все высказывания с намерением изменить поведение ученика от не­желательного к желательному. Это — выговор, упреки, угрозы, окрик, язвительная насмешка.

2. Речь ученика. Ответ учителю. Речь ученика инициирована учителем, который задает ситуацию и вынуждает учеников высказываться. Речь по собственной инициативе. Ученики сами начинают разго­вор, высказывают собственные идеи, задают новые темы для бе­седы, свободно выражают собственное мнение, задают вопросы.

3. Пауза, замешательство. Период молчания или замешательства, приостановка активной речевой коммуникации.

Схема может использоваться несколькими наблюдателями без раз­деления между ними функций и с их разделением (например, один фиксирует категории, относящиеся к учителю, другой — к учени­кам), при наблюдении за классом в целом или за отдельными учени­ками. При стандартном предъявлении наблюдателю дается бланк со схемой наблюдения, и он каждый 3 секунды отмечает конкретное проявление активности на уроке, делая это в течение 15–20 минут. Однако это возможно лишь при нескольких наблюдателях или при использовании только основных категорий. Более удобными фор­мами является ее применение как схемы обработки результатов за­писи сплошного наблюдения целого урока или его части, а также сочетание использования схемы и кратких записей.

Психологический анализ урока

Наблюдая урок, необходимо записывать его ход, стараться фиксиро­вать речь, жесты, действия учителя, ответы, поведение учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: