И организационно-педагогических задач




Жизненно-практические Организовать интересно и полезно свободное время, досуг учащихся
Воспитательные Развить потребность в культурном проведении свободного времени, творческие способности, умение общаться
Организационно-педагогические Изучить интересы и потребности детей; сформировать группы по интересам и с учетом этого построить планирование и организацию внеучебной работы; выявить возможности родителей в организации свободного времени детей и привлечь их к внеучебной воспитательной работе

 

Заметим, что воспитательные задачи могут быть одинаковыми для коллективов, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические – определяются и конкретизируются в зависимости от условий, возможностей, потребностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут отличаться.

Из вышеизложенного очевидно, что целеполагание – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене воспитательного процесса. Цель появляется как итог умозаключения, выраженного в устной или письменной форме.

Процесс выработки, рождения целей и определения задач сложен и по времени достаточно длителен. Многое зависит от того, какие цели и задачи мы хотим определить.

В целеполагание классного руководителя условно входят следующие этапы:

а) диагностика педагогического процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

б) моделирование целей и задач, возможных результатов;

в) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности учителей, учащихся, родителей;

г) уточнение целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальными, реальными и доступными, необходимо осуществить диагностику исходной ситуации, в которой находятся участники совместной деятельности. Целесообразно изучить состояние педагогического процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе, опыт организации их совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников.

Участие детей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им сознательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь их гармонии.

Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет классному руководителю выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослых и детей, а следовательно, лучше понять запросы, потребности школьников, оценить совместную деятельность педагогов и учащихся с позиции самих детей.

На основе информации, полученной в ходе диагностики, совместного анализа работы классный руководитель определяет первый вариант педагогических и организационно-педагогических задач.

На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность классного руководителя по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения. Для проектирования актуальных целей и задач необходимо собрать информацию по следующей схеме:

а) общие цели воспитания;

б) особенности целей воспитания в регионе,данном учреждении, классном коллективе;

в) какие задачи школа решала в текущем году, успешностьих выполнения;

г) задачи, поставленные в работе с классом в текущем году, и успешность их решения;

д) к решению каких задач подошел коллектив на следующемэтапе;

е) возможности реализации целей, которые может предоставить школа, микрорайон, район, город.

ж) готовность ученического коллектива крешению ближайших задач.

На третьем этапе сущность взаимодействия классного руководителя и школьников заключается в том, чтобы задачи, стоящие перед классным руководителем, его замыслы трансформировались в задачи и замыслы школьников, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформились в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. В этом случае используют различные приемы:вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают школьникам сформулировать вопросы, подсказанные этими проблемами.

Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, присваивают ее, если то, что предлагает педагог, связано с их конкретной жизнью, с возможным результатом, с потребностями подростков скорее стать взрослыми, и выражено серьезно, значимо, доверительно, ярко и эмоционально (B. C. Безрукова).

Четвертый этап целеполагания в определенной мере повторяет второй, но по содержанию и объему работы может существенно отличаться. Здесь классному руководителю целесообразно проанализировать следующие вопросы:

а) организацию взаимодействия педагогов и учащихся в процессе целеполагания;

б) согласованность общих и личных целей детей, педагогических и жизненно-практических задач;

в) прогнозирование, предучет интересов и потребностей детей;

г) удалось ли провести свои педагогические замыслы через школьников.

Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга. Описание их носит обобщенный характер и может быть применено к различным типам целеполагания. Методика целеполагания при этом будет отличаться временными рамками, набором педагогических приемов и действий детей.

Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне классного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла каждым учеником, а также соответствием целей и достигнутого результата.

Целеполагание, как правило, логично, естественно переходит в планирование работы до реализации намеченных целей и задач.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность работы классного руководителя. Целенаправленное и четкое, оно помогает избежать многих ошибоки отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения педагогических задач.

Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания. При таком подходе план носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой работы во многом зависят от того, насколько грамотно она планируется.

Предназначение плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

В самом общем представлении план – документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

План будет помощником в работе, если при его составлении выдерживается ряд требований.

1. Целенаправленность, т. е. планируемое содержание и формы работы, должны предусматривать реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику использования.

2. Ориентация на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

3. План должен быть результатом совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

4. Связь педагогического процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает: создание условий для применения школьниками знаний на практике;отражение основных событий страны в жизни коллектива;включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды.

5. Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает:

– разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей;

– положительное влияние на разные стороны, свойства личности;

– включение школьников в разные виды деятельности;

– целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

6. Предусмотрение условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

7. Обеспечение преемственности содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы.

8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллективов, уровня их развития, сложившихся традиций; педагогическая обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива, каждая из которых может быть реализована конкретными делами.

9. Реальность и разумная насыщенность плана. Общий ход планирования можно представить тремя этапами:

– составление классным руководителем проекта плана (его контуров);

– коллективное планирование (опробование, корректировка, проверка замыслов классным руководителем, сбор предложений, идей учащихся, родителей, учителей класса);

– внесение классным руководителем корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана.

При планировании работы классному руководителю необходимо учитывать:

– результаты предыдущей работы и выводы, полученные входе анализа;

– педагогические и организационно-педагогические задачи;

– материалы, рекомендации педагогических и методических исследований по работе с учащимися и классным коллективом, родителями;

– передовой опыт страны, города, школы;

– возможности родителей, общественности;

– воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

– традиционные праздники учебного года;

– события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

– события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

– традиции школы, классного коллектива;

– дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;

– планы школьного коллектива;

– предыдущие планы классного коллектива и классного руководителя.

Необходимо различать планы работы классного руководителя, совместные планы педагогов и учащихся, родителей, а также планы самих детей. Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы классного руководителя составляется с учетом тех дел, которые определены детьми, в нем отражается позиция классного руководителя по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультации для организаторов дела, методическая работа с активом детей, педагогами школы, родителями.

Классный руководитель может составлять различныепланы:

– план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю,день;

– план работы по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например по нравственному воспитанию учащихся, профориентационной работе;

– план подготовки и проведения дела (родительское собрание);

– план работы с творческим объединением, с родительскимкомитетом;

– план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.

Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана.

1. Анализ педагогической работы за прошедший учебный год (структура анализа предлагается ниже).

2. Задачи работы классного руководителя на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:

– вытекают из анализа работы;

– отличаются от задач предыдущего года;

– конкретны и реальны для выполнения;

– пронизывают всю планируемую работу с учащимися и родителями, классным коллективом.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5. Работа с семьей, общественностью.

Общепринятой формы и структуры плана работы классного руководителя быть не может. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.

В практике существует несколько вариантов форм планов, каждый из которых обладает определенными достоинствами и недостатками.

Важно, чтобы форма и структура плана позволяли видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы, а также отражали взаимодействие участников педагогического процесса.

Например, содержание и формы работы с ученическим коллективом могут быть представлены следующим образом (см. табл. 3).

 

 

Таблица 3

Раздел плана работы классного руководителя с ученическим коллективом

Задача   Основные мероприятия   Дата   Ответственные   Отметка о выполнении
         

 

Целесообразно использовать и такую структуру плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но и с педагогами класса, школы и родителями (табл. 4).

Таблица 4

Раздел плана работы классного руководителя

Задача   Основные мероприятия Работа с учащимися Работа с педагогами Работа с родителями, общественностью
         

 

Одна из форм, используемых в практике классными руководителями, предлагается в табл. 5.

Таблица 5

Раздел плана работы классного руководителя

Направление работы классного руководителя Работа с ученическим коллективом   Работа с родителями, семьей   Работа с педагогами, общественностью
Неделя  
Общение              
Здоровье              
Учение              
Досуг              

 

Данная форма предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить дополнения и изменения.

Целесообразно составление плана индивидуальной работы с каждым учащимся, что возможно, если классный воспитатель является освобожденным от учебной работы, занимая полную ставку педагога, и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком.

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием плана, а продолжающийся в течение года, поскольку составляются более частные, конкретные планы дел, мероприятий, да и сами планы постоянно корректируются.

Как организовать коллективное целеполагание и планирование в классе?

Классный руководитель является организатором коллективного планирования. Он должен предвидеть дальние перспективы и магистральные пути развития системы педагогической работы с классом, учесть возможности родителей и общественности, изменения, которые ожидаются в окружении школы. Он продумывает координацию усилий учителей, учащихся, родителей в достижении поставленных задач. Помогает школьникам ознакомиться с передовым опытом работы школы, района, города, страны, предусматривает сохранение и развитие традиций в коллективе, придает плану и планированию идейную направленность.

Руководящая роль классного руководителя в процессе планирования не означает, что детям отведена пассивная роль исполнителей. По мере развития коллектива и учащихся часть организаторских функций передается активу школьников, органам самоуправления детей: информация, полученная от них, очень часто является определяющей при выдвижении перспектив, выборе содержания и форм работы, вносит существенные коррективы в замыслы классного руководителя.

Необходимость и важность взаимодействия педагогов и учащихся в процессе планирования обусловлена также тем, что знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, оригинальностью детских решений.

В зависимости от условий взаимодействия классного руководителя и детей процесс планирования работы может проходить на нескольких уровнях: 1-й уровень – классный руководитель привлекает учащихся к планированию; 2-й уровень – совместное планирование педагога и детей; 3-й уровень – педагог помогает школьникам в планировании. Везде предполагается участие детей (с различной степенью активности) в анализе проделанной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм дальнейшей работы, обсуждении планов.

Характер и уровень взаимодействия классного руководителя и учащихся зависят от многих обстоятельств: возраста детей, предыдущего опыта планирования, подготовленности педагога, типа планирования и т. д.

Итог, показатель эффективностиуспеха этого взаимодействия, можно кратко выразить следующим образом: школьники включили в план то, что им хотелось, но захотели они того, что хотел и считал целесообразным педагог.

Часто дети, участвуя в планировании, предлагают то, что уже им известно, что носит развлекательный характер. Возникает проблема: как обогатить опыт учащихся новыми идеями, формами. Ее решение зависит от умения педагога провести свои замыслы, идеи через детей и родителей в процессе планирования. С этой целью могут быть использованы следующие способы:

– предварительная разъяснительная и подготовительная работа классного руководителя с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми обсуждаются возможныеварианты идей и замыслов;

– выступление перед участниками планирования человека, учащегося или взрослого, который был участником или очевидцем важной для коллектива идеи, формы работы;

– встречи с коллективом, где опробована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея;

– создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллективаидею;

– выбор варианта, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом;

– включение (внедрение) классного руководителя «на равных» в работу творческих поисковых групп;

– конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовойучастник поиска;

– обобщение и интеграция классным руководителем идей,высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант;

– подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсуждения плана;

– проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводникамиидей в коллективе;

– чтение и обсуждение литературы, которая может подсказать нужную идею, замысел;

– анализ проделанной работы, в ходе которого при соответствующих акцентах и специально поставленных вопросах учащиеся и родители выходят на нужную идею.

Классному руководителю важно позаботиться о том, чтобы был составлен, наглядно оформлен и доступен всем план ученического коллектива. Он часто представляет собой план-сетку, где отражены основные дела и события класса, а такжешкольные мероприятия, в которых дети решили участвовать. Лучше, если учащиеся сами выберут или создадут свою форму плана.

Таким образом, целеполагание и планирование работы классного руководителя предусматривает организацию активной и творческой работы учащихся, родителей, учителей класса. Покажем это на примере планирования работы на учебный год, которое может быть представлено следующими этапами.

1. Коллективный анализ деятельности класса с привлечением родителей, всех учащихся, учителей и определение задач на следующий учебный год – апрель-май.

2. Составление анализа работы классным руководителем и формулировка задач на следующий год – начало июня.

3. Составление предварительного варианта плана работы классного руководителя с учетом педагогических и организационно-педагогических задач – июнь.

4. Коллективное планирование работы в ученическом и родительском коллективах с привлечением учителей, организованное классным руководителем, – 1–3-я недели сентября.

4.1. Знакомство учащихся с предполагаемыми событиями в стране в очередном году, с возможными формами участия в них детей, обзор событий школьной жизни.

4.2. Сбор предложений в план работы:

– поиск творческими группами полезных дел (дела для нас самих, для сплочения коллектива; дела для младших, в сотрудничестве с младшими; дела на пользу окружающим людям, для школы; совместные с родителями дела);

– конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим по результатам «разведки»;

– анкетирование (какие дела прошлого года особенно понравились и почему, какие дела сплотят, сдружат наш коллектив, кому и как может принести пользу, радость наш коллектив);

– предложения ответственных за конкретные участки работы коллектива.

4.3. Определение или уточнение тематики классных воспитательных часов, предложенных классным руководителем (анкета, коллективное обсуждение).

4.4. Игра «Интерес». Этапы игры:

– предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых занятий;

– дети поочередно выходят к доске и фиксируют свои увлечения; составляется список любимых занятий учащихся класса;

– учащиеся добровольно объединяются в группы с учетом этих увлечений и готовят представление группы (реклама своего любимого занятия);

– каждая группа составляет план дела, действий с целью пропаганды своего занятия и привлечения к нему одноклассников, учащихся других классов и младших школьников;

– группы защищают свои проекты, планы, идет обсуждение предложений и отбор идей в план работы классного коллектива.

4.5. Обсуждение содержания, формы работы с родителямии детьми на родительском собрании.

4.6. Обработка предложений детей и родителей класснымруководителем, активом школьников и родителей.

4.7. Обсуждение воспитательных задач, составление проекта плана на сборе актива родителей и учащихся.

4.8. Знакомство с проектом плана всего коллектива, учителей класса.

4.9. Сбор-старт по планированию работы коллектива:

– сообщение о проделанной работе по сбору предложений в план, об участии школьников в поиске дел, отборе этих делактивом класса;

– коллективное обсуждение задач на новый год (актив обосновывает свой вариант задач коллектива, идет обсуждение этого варианта по группам и вырабатывается решение);

– обсуждение проекта плана на четверть (полугодие): заслушиваются мнения групп о целесообразности плана в целом, о главных делах коллектива, уточняется соответствие их задачам коллектива, обсуждается участие в общешкольных делах,вырабатывается решение;

– выбор ответственных за проведение дел;

– выборы «совета дела» для подготовки ближайшего коллективного дела.

Рекомендации по коллективному планированию представлены в обобщенном варианте. Соблюдение этапов, постановка вопросов, сферы поиска, методические приемы существенно зависят от возраста и опыта учащихся, а также педагогического мастерства учителя.

5. Составление плана классного руководителя, конкретизация его предварительного варианта, внесение корректив с учетом материалов коллективного планирования.

Формы коллективного планирования с участием детей могут быть различными. В качестве примера можно привести сбор (см. приложение).

Целеполагание и планирование – это важнейшие этапы и функции деятельности классного руководителя. Эффективность воспитательной работы зависит от того, насколько успешно организован совместный поиск, творческая работа учащихся, родителей, учителей в процессе целеполагания и планирования.

 

 

6. Содержание работы по воспитанию и социализации младших школьников:
примерная тематика классных часОВ

В начальной школе воспитательная работа классного руководителя не прекращается ни на минуту; ведь учитель здесь един в двух лицах: он и классный руководитель, и постоянный, единственный учитель.

В начальной школе, прежде всего,следует говорить о коммуникативных приемах, т. е. приемах общения классного руководителя и учащихся.

Прием «ролевая маска». Учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

Прием «непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие в обсуждении) следует перейти к аналитическим, а затем к проблемным высказываниям учащихся.

Прием «самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Прием «импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.

Прием «импровизация на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.). В отличие от «импровизации на свободную тему», здесь учащимся могут быть заданы более сложные творческие параметры, причем учитель может постепенно поднимать «планку трудности».

Прием «обнажение противоречий». Происходит разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое обозначение расхождений во мнении и главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Вторая группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.

Прием «инструктирование». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнения товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием «распределение ролей». Он предполагает четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.

Прием «коррекция позиций». Здесь происходит тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание об аналогичных ситуациях, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка).

Прием «самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

Прием «распределение инициативы». Создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися. Применяется в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь – добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.

Прием «обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями (функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема состоит в полной или частичной передаче учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.

Прием «мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимают юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам.

Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

Воспитательная работа классного руководителя многогранна, а выбор способов решения воспитательных задач зависит от множества факторов, в том числе от тех целевых ориентиров и задач, которые обозначены в программе воспитания и социализации младших школьников.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: