Тема 2. Месторасположение городов




1. Транспортно-ориентированные промышленные фирмы

2. Принцип медианного размещения

3. Фирмы, ориентированные на местные ресурсы

 

1. Транспортно-ориентированные промышленные фирмы

1. Транспортно-ориентированной промышленной фирмой называется фирма, для которой доминирующим фактором при принятии решении о размещении являются транспортные издержки. Фирма выбирает место, позволяющее минимизировать совокупные транспортные издержки, определяемые как сумма издержек на материально-техническое снабжение (МТС) и издержек на сбыт продукции. Издержки на МТС представляют собой стоимость транспортировки сырья от места его производства до предприятия. Издержки на сбыт – стоимость доставки продукции от предприятия до потребителя.

Модель транспортно-ориентированной фирмы строится на трёх предположениях: фирма выпускает единственный продукт; лишь один из используемых фирмой производственных факторов требует доставки из других мест – остальные имеются на месте; фирма настолько мала, что не влияет на цены производимых продуктов и приобретаемых факторов.

Процесс выбора места размещения фирмы сродни перетягиванию каната. Фирму привлекает место рядом с источником сырья, что обещает низкие издержки МТС, но тянет её и к месту сбыта продукции, что обеспечит низкие издержки на сбыт.Если фирму сильнее притягивает к источникам сырья, то её называют ресурсно-ориентированной; если к месту сбыта продукции – рыночно-ориентированной.

А. Ресурсно-ориентированные фирмы

Предположим, что фирма занимается деятельностью, связанной с «потерей в весе». Это означает, что вес готовой продукции меньше, чем вес сырья, из которой эта продукция изготавливается. Примером такой фирмы может служить лесопильная фирма. Подсчитаем общие транспортные издержки, которые несёт такая фирма. Издержки на МТС составляют

PC = w1×t1×s (1)

где w1 и t1 - вес сырья и его транспортный тариф соответственно, а s – расстояние от фирмы до леса. Издержки на сбыт составят

DC = w0×t0×(S – s) (2)

где w0 и t0 - вес сырья и его транспортный тариф соответственно, а S – расстояние от рынка сбыта до леса. Тогда общие издержки на транспортировку составят

TC = w1×t1×s + w0×t0×(S – s) (3)

Предположим, что тарифы на транспортировку одной тонны для сырья и готового продукта одинаковы, а вес готовой продукции вдвое меньше, чем вес сырья. Тогда уравнение совокупных транспортных издержек фирмы приобретёт вид

TC = w×t×(S + s)/2. (4)

Согласно условиям, единственным параметром, который может выбрать фирма – это расстояние до леса s. Очевидно, что транспортные издержки минимизируются, когда расстояние s = 0, то есть когда фирма располагается в лесу. Вывод состоит в том, что ресурсно-ориентированные фирмы располагаются рядом с источником сырья.

Произведение w×t, то есть физического веса продукта на цену перевозки его тонны на 1 км, представляет собой «вес» продукции в денежном измерении. Имеется множество примеров фирм, деятельность которых связана с «потерей в весе». Заводы по производству сахарной свеклы размещают ближе к свекловодческим хозяйствам. Установки по обогащению руды располагаются поблизости от шахт и карьеров.

Некоторые фирмы размещаются рядом с источником сырья из-за относительной дороговизны его перевозки. Сырьё перевозить гораздо дороже, если по сравнению с конечной продукцией оно более объёмное (тюкование хлопка), скоропортящееся (свежие фрукты необходимо перевозить в вагонах-рефрижераторах), хрупкое или опасное (необработанная нефть легче и опаснее, чем дозодорированная).

В. Рыночно-ориентированные фирмы

У рыночно-ориентированных фирм издержки по перевозке конечного продукта относительно велики, поэтому такие фирмы размещаются рядом с рынком сбыта. Чтобы убедиться в этом рассмотрим модель транспортно-ориентированной фирмы, но при этом предположим, что издержки по перевозке конечного продукта вдвое выше, чем издержки по перевозке сырья. Подставив эти данные в уравнение (3), мы получаем уравнение совокупных издержек (5)

TC = w×t×(2S – s)/2. (5)

Очевидно, что совокупные издержки становятся минимальными, когда максимально значение s. Иначе говоря, фирма должна быть расположена как можно дальше от источников сырья и ближе к рынку сбыта.

Примером рыночно-ориентированной фирмы может служить комбинат по производству пива, поскольку на производство пива по весу расходуется только 1/5 сырья и 4/5 воды, которая является местным ресурсом. Пивной комбинат представляет собой производство, связанное с «увеличением веса». Фирмы могут располагаться рядом с рынком сбыта и по другим причинам – если издержки по перевозке продукта относительно высоки (автомобили); если продукт является скоропортящимся (хлеб), хрупким или опасным (оружие).

 

2. Принцип медианного размещения

Усложним модель транспортно-ориентированной фирмы, предположив, что она пользуется несколькими источниками сырья и поставляет произведённую продукцию на несколько рынков сбыта. Для определения местоположения такой фирмы важно использовать принцип медианного размещения. В соответствии с этим принципом оптимальным местом размещения фирмы с несколькими видами используемых факторов производства и выпускаемой продукции является медианное (с точки зрения транспортировки) размещение, то есть место, которое делит совокупный вес продукции в денежном выражении на две равные части: половина веса продукции поступает из одного места, половина – из другого.

Предположим, что некоторая фирма, использующая только местные ресурсы, занимает медианное положение по отношению к своим потребителям. Потребление продукции в месте расположения равно 5 тоннам. Если фирма сдвинется на запад на 1 км, то она приблизится к половине своих западных потребителей на 1 км, но отдалится от восточных тоже на 1 км. Но теперь она должна ещё обеспечить транспортировку на восток дополнительно 5 тонн продукции потребителям, от которых она отдалилась на 1 км. То же самое произойдёт, если фирма сдвинется на 1 км в восточном направлении.

Принцип медианного размещения объясняет, почему некоторые промышленные фирмы размещают своё производство в перевалочных пунктах. Перевалочным пунктом называется место, в котором товары перегружаются с одного вида транспорта на другой. На рис. 2–1 показаны варианты размещения лесопильного завода. Фирма собирает брёвна в пунктах А и В и продаёт пиломатериалы в пункте М. Хотя серединное положение фактически отсутствует, лучше всего эту функцию будет выполнять порт (пункт Р).

 

3. Фирмы, ориентированные на местные ресурсы

Ресурсы считаются местными, если их невозможно перевозить из одного места в другое. К местным ресурсам относят энергетические ресурсы, труд, промежуточные товары и коммунальные услуги. Фирма стремится разместиться рядом с местными ресурсами, если издержки на его приобретение составляют значительную долю в общей массе издержек.

1. Энергетические ресурсы были сугубо местным ресурсом до середины XIX века, пока не появился паровой двигатель. С тех пор энергия –

ресурс, который можно передавать, единственным ограничением стало наличие угля. Ещё меньше зависимость от энергии стала с появлением электричества. Сейчас энергетический фактор сохраняет свою значимость в таких энергоёмких отраслях, как производство алюминия.

2. Труд. Существуют вполне реальные пределы, до которых рабочие готовы совершать ежедневные поездки на работу и домой, в связи с чем труд является местным ресурсом. В основе решения о размещении фирмы лежат издержки на труд в расчёте на единицу произведённой продукции, а не просто ставка заработной платы.

3. Некоторые фирмы косвенно привлекают районы, где имеются такие культурно-бытовые удобства, как хорошая погода, качественные школы, низкий уровень преступности, чистая окружающая среда и возможности для культурного отдыха. Наибольшее значение этот фактор имеет для фирм, использующих труд высокооплачиваемых работников.

4. Коммунальные предприятия предоставляют ряд факторов производства, которые фирмы используют непосредственно (вода, канализация, порты, дороги) и услуги, потребляемые трудовыми ресурсами города (образование, парки, дороги, системы городского общественного транспорта, общественная безопасность).

 

На семинаре: 1) Задача о медианном размещении фирмы; 2) Задача по коэффициенту Джини; 3) Задача по изменению

транспортных издержек


Тема 3. Рынок земли

1. Земельная рента и цена земли

2. Функция земельной ренты

3. Распределение земли между пользователями

1. Земельная рента и цена земли

Как и другие активы, земля даёт целый ряд пригодных для продажи услуг и, следовательно, поток доходов. Сельскохозяйственная земля даёт поток урожая, создавая тем самым поток доходов для фермера. Точно так же место парковки автотранспорта в городе создаёт поток услуг, связанный со стоянкой автомобилей. Когда землевладелец передаёт право на использование своей земли другому лицу, он берёт за это плату, то есть получает земельную ренту. Величина земельной ренты пропорциональна потоку доходов, продуцируемых данным земельным участком. В свою очередь, величина земельной ренты определяет рыночную цену земли. Рыночная цена земли равна приведённой (дисконтированной) стоимости (present value – PV) потока рентного дохода, создаваемого землёй. Предположим, что земельный участок приносит ежегодный доход в размере R. Ожидается, что этот доход будет поступать в течение n лет. Если текущая норма процента равна r, то дисконтированная величина рентного потока составит:

n

PV = Σ [R/(1+r)t] (1).

t=0

Если поток доходов длится бесконечно, то уравнение приведённой стоимости можно упростить:

PV = R/r (2).

Приведённая стоимость – это максимальная величина, которую готов заплатить инвестор за актив при наличии альтернативного варианта вложения средств, приносящего r процентов в год.

Рассмотрим простейший случай образования ренты на сельскохозяйственных землях. Местная экономика характеризуется следующими показателями:

1. Фиксированные цены. Цены на зерно и факторы производства устанавливаются на национальном рынке и фермеры не могут повлиять на их величину.

2. Нулевая экономическая прибыль. Она образуется вследствие того, что вход для новых фермеров на рынок свободен (первые два пункта характеризуют совершенную конкуренцию в сельском хозяйстве).

3. Землевладельцы сдают свою землю в аренду тому, кто предложит наивысшую цену.

4. Транспортные издержки настолько малы, что мим можно пренебречь.

Рассмотрим графическую интерпретацию модели (рис. 3-1,179). Фирма достигает равновесия, когда предельные издержки МС равны рыночной цене зерна. Однако расположение кривых АС и МС у фермеров неодинаково. На более плодородной земле кривые расположены ниже, поскольку фермер может произвести зерно при меньших издержках. В результате объём производства на более плодородной земле будет больше, чем на земле с более низким плодородием. Конкуренция между фермерами поднимет ренту до такого уровня, при котором экономическая прибыль равна нулю. Фермеру всё равно, какой участок брать в аренду – экономия на издержках на более плодородных участках исчезает из-за высокой цены земли. В равновесном состоянии земельная рента равна превышению совокупного дохода фермера над его внеземельными издержками. Это – остаточный принцип (leftover principle). Внимание: остаточный принцип не работает, если существуют ограничения на занятие фермерством и конкуренцию.

2. Функция земельной ренты

Предположим, что плодородие всех участков одинаково. Всё зерно сводится в центр района. Цена зерна равна Р. Фермеры не могут повлиять на цену зерна. Общие издержки фермера равны сумме внеземельных и транспортных издержек. Внеземельные издержки фермеров одинаковы и равны С. Транспортные издержки могут быть подсчитаны по формуле

TC = t × Q × s (3),

где t – транспортный тариф за километр, Q – объём произведённого зерна, s – расстояние до рынка. При нулевой экономической прибыли земельная рента равна

R = P × Q – C – t × Q × s (4).

На рис.3-2,183 показана функция ренты для разных районов. С учётом функции земельной ренты все земли в округе становятся для фермеров равноценными: по мере приближения к рынку экономия на транспортных издержках полностью компенсируется ростом земельной ренты. На рис.3-2 функция земельной ренты задана линейно в связи с тем, что фермер ведёт себя консервативно – при производстве зерна он применяет факторы в неизменной пропорции. Рассмотрим гибкого фермера, который изменяет пропорции факторов при изменении цены земли. Если земля дорожает, то он замещает землю другими факторами производства (основные средства, труд, сырьё). Это позволяет ему снизить издержки производства зерна. Конкуренция между гибкими фермерами приводит к тому, что они вытесняют консервативных, и размер ренты вырастает. Функция ренты приобретает выпуклую форму. Две функции земельной ренты касаются в той точке, где они используют одинаковые наборы факторов (технологии) (Рис.3-3,186).

 

3. Распределение земли между пользователями

На рис.3-4,189 показано как земля распределяется между двумя конкурирующими пользователями. Землю получит тот, кто предложит за неё более высокую цену. Поэтому, если земля расположена в радиусе s0 от центра города, то её пользователем станет индивид А. За пределами этого радиуса пользователем земли будет индивид В. Графически это объясняется тем, что функция земельной ренты А имеет более крутой наклон. В нашей модели это означает, что деятельность этой фирмы связана с более высокими транспортными издержками. Следовательно, деятельность фирм с высокими транспортными издержками, осуществляется ближе к центру города. Можно ли считать такое распределение эффективным? Ответ на семинаре.

Сможет ли государство обеспечить более эффективное распределение земли, чем частные землевладельцы (рыночный механизм)? Практика показывает, что это не так. Дело в том, что землевладельцы передают землю тем лицам, которые готовы заплатить за землю максимальную сумму. Это значит, что они и используют землю с максимальным эффектом. Если земля принадлежит государству и её рынок отсутствует, то цена земли равна нулю. Чиновники сами должны будут определять тех, кто достоин владеть землёй. Сомнительно, чтобы у них были достаточные критерии для эффективного отбора претендентов. Кроме того, в условиях недостатка земли неизбежно возникнет нелегальный рынок земли.

На семинаре: 1) Задача по функции ренты 2) Как повлияет государственная политика на величину земельной ренты 3)Задача по эффективности рыночного распределения земли между конкурирующими фирмами




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: