Сравнительный анализ систем внутрифирменного управления в фирмах Японии и США.




 

Характерные черты систем управления Японии и США обусловлены особенностями развития этих стран на протяжении многих лет. Американский бизнес в послевоенный период, вплоть до 70-х годов, извлекал преимущества из «не требующего усилий превосходства Америки». Напротив, в национальном сознании японцев прочно укоренилась идея, что страна расположенная на маленькой территории, всецело зависящая от импорта многих ресурсов, промышленных, продовольственных, потребительских товаров, может выжить и укрепить свое положение в мире только за счет эффективного производства, упорного труда, координации усилий государства и частного бизнеса. Отсюда и различия в построении систем управления в этих странах.

1) разный подход к показателям оценки хозяйственной деятельности.

В Японию предпочитают рассматривать цель обеспечения прибыли и повышения дохода в долгосрочном плане. Главное – это укрепление позиции фирмы в конкурентной борьбе, а не максимизация текущих денежных доходов, что свойственно большинству американских корпораций. Поэтому в японских фирмах основные показатели – это объем продаж и доля рынка, а не состояние финансовых активов по итогам года или квартала. Как следствие, особое значение придается качеству продукции, ее потребительским свойствам, снижению уровня затрат и цен на нее, поскольку именно эти факторы решающим образом влияют на конкуренцию.

2) норматив окупаемости инвестиций

В американской практике до 25% фирм руководствуются трехлетним нормативом окупаемости инвестиций, в то время как для японских фирм этот срок не бывает меньше пяти лет.

 

3) соотношение рабочих и инженеров

В американских фирмах соотношение инженеров и производственных рабочих 1: 8, в японских фирмах это соотношение

1: 4 или 1: 3, а в отделениях занятых производством компьютеров, число инженеров и производственных рабочих одинаково.

 

4)Японцы как и американцы широко используют дивизиональные структуры управления. Однако в японских фирмах степень автономности отделений существенно ниже и соответственно выше роль функциональных служб в штаб-квартирах.

 

В японской практике фактически не распространены матричные структуры управления. Структуры японских фирм строго иерархичны, авторитет высших руководителей непререкаем, а принимаемые решения безусловны и обязательны к исполнению для всех. Однако на деле японские организационные системы обладают многими преимуществами, характерными именно для матричных структур управления: гибкостью, приспосабливаемостью, использованием неформальных горизонтальных и диагональных отношений и т.п.

 

5)В японской практике последних лет используются и так называемые «стратегические хозяйственные центры». В этом случае по каждому, особенно новому виду продукции формируется целевая программа ее продвижения на рынок, которая финансируется на бюджетной, а не чисто коммерческой основе. Это несколько снижает роль критерия самоокупаемости каждого отделения и каждого продукта, поскольку на каком-то этапе допускается даже их убыточность, если такая стратегия оказывается оправданной с точки зрения более долгосрочной цели завоевания места на рынке.

 

6) процессы децентрализации

 

В целом американцы идут дальше японцев в процессах децентрализации, часто создают множество небольших автономных отделений, заставляя действовать по принципу самоокупаемости, но волевым путем перераспределяя полученную прибыль между отделениями. Японских корпораций больше полагаются на административные методы руководства.

 

7) Система принятия важных решений

В Японии руководители не рискуют полагаться лишь на свой опыт и знания, а стремятся обязательно согласовывать решения со всеми заинтересованными сторонами и выслушивать мнения даже самых незначительных по должности сотрудников. К тому же процесс принятия решений преследует еще одну цель – способствовать обучению, развитию, воспитанию сотрудников.

8) в японских фирмах намерено не применяются должностные инструкции, обязанности каждого лица определяются довольно расплывчато и могут меняться в зависимости от изменения задач. Подчиненный может временно выполнять более ответственную работу, чем его руководитель, высшее руководство может обращаться к подчиненному через голову его начальника, что не считается нарушением управленческого порядка (в американской практике это, как пр., запрещается).

 

9)В японском управлении весьма распространена автократия, но без авторитарности, т.е. высшие руководители, обладая сильной властью, не стремятся все взять на себя и видят в подчиненных не только простых исполнителей своих решений, но и активных соучастников процесса их подготовки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: