Стамбул — интеллектуальный и экономический центр 2 глава




Короче, это местоположение — господствующее, и было бы очень странно, если бы на нем не вырос большой город. Однако заслуживает внимания и оборотная сторона медали. Привилегированное гео­графическое положение Стамбула имеет и свои отри­цательные стороны. Так, часто восхвалялась прелесть стамбульской весны, но если более глубоко вникнуть в детали, то оказывается, что эти восторженные описа­ния далеко не полностью передают реалии. Прежде все­го, было бы неверно полагать, что Стамбул походит на города Средиземноморья с точки зрения своих клима­тических условий. Средиземноморский климат харак­теризуется знойным летом и мягкой зимой; здесь же климатическая обстановка куда более сложна: город подвержен весьма различным климатическим влияни­ям — Средиземного моря, Черного моря, Балкан, Анато­лии. Каждая из этих сторон порождает «свою» погоду с соответствующими ветрами. Зимой, когда ветер дует с Балкан (он называется карайель) или из глубины Ана­толии (,кешиьилеме), приходит суровая погода со снего­падами, причем снег удерживается на почве довольно долго; таким образом, отличие от теплой средиземно­морской зимы весьма существенно. Зато когда сюда ус­тремляются ветры с того же Средиземноморья или с клоаку Летом Черного моря, они приносят с собой ненастье с про­ливными дождями, и тогда улицы Стамбула превраща­ются в сущую обычно преобладает влия­ние южного направления, то есть средиземноморского, с ветрами горячими и влажными, но стоит подуть лег­кому бризу с Черного моря (мельтем), как становится легче дышать. Только тогда, не по календарю и далеко не каждый год, наступает знаменитое «стамбульское ле­то». Вместе с тем внезапные изменения направления ве­тров, а с ними и перемены погоды, довольно обычны и по большей части неприятны — до такой степени, что здесь признаются всего два сезона: весна, пленительная, но вечно запаздывающая и короткая, и великолепная осень, которая иной раз захватывает и первый зимний месяц. Эти метеорологические наблюдения далеко не новы. Еще в самом начале XVII века Пьетро делла Балле писал следующие строки: «Погода, мягкая и умеренная в Неаполе, здесь крайне непостоянна: в течение одного дня невыносимая жара сменяется таким холодом, что стучат зубы, — как в Риме и даже еще хуже. От смены не­умеренной жары на суровые холода болит голова. Се­верные ветры, благотворные и приятные в Риме и Не­аполе, здесь имеют совсем иной характер, поскольку несут с собой очень много влаги с поверхности Черно­го моря, в котором много мути от множества впадаю­щих в него рек, берущих свое начало в меотийских болотах...»23 Оставим на совести делла Балле это фанта­стическое суждение, заметим только, что путешествен­ник на Черном море никогда не был.

Другие наблюдатели оказались более точны, чем этот вечно разочарованный всем римлянин. Они отме­чали, что как северные, так и южные ветры очень по­лезны для мореплавания. Северный или, точнее, севе­ро-восточный пойраз — свежий ветер, приносящий хорошую погоду летом, но гораздо менее приятный зи­мой. Южный, или, вернее, юго-западный лодос несет с собой тяжелый воздух, в котором трудно дышать, дож­ди и нередко бури. Тевено мог писать, что «два пролива», соединяющие Белое (Мраморное) море с Черным, на­столько противоположны по своему погодному темпе­раменту, что, когда в^тер препятствует прибытию ко­раблей в Константинополь по одному из них, второй всегда остается доступным для навигации»24. У Турнефо- ра тот же феномен описан более обстоятельно: «Эти два пролива служат Константинополю как бы воротами с двумя створами: когда дует северный ветер, южный створ закрыт, то есть ни одно судно не в состоянии по­дойти к Константинополю с юга; но он открывается, как только южному ветру удается возобладать над се­верным; и наоборот. Если кому не нравится выражение "ветры — два створа ворот города", то можно сказать иначе: "ветры — два ключа к городу"»25.

Этот несколько упрощенный образ выражает лишь склонность его автора к синтезу. Лучше уж запомнить впечатление от Стамбула, вынесенное путешественни­ком Кикле: «Ветер не очень хорош, поскольку он ока­зывает слишком сильное воздействие на здоровье и на настроение горожан. Город — во власти ветров, и какое бы ни было на дворе время года, наступление холодов или жары зависит от господствующего ветра: вот поче­му турки и в жаркую погоду держат наготове свои шу­бы»26. Суровость зимы и капризы погоды объясняют большой спрос в Стамбуле на меха. Уже в XVI веке тор­говля мехами, ввозимыми из России в Турцию, достига­ла больших объемов. Почти постоянная влажность воздуха имеет следствием широкое распространение эпидемий, и в первую очередь чумы, которая то пере­ходит в эндемию, то вспыхивает с новой силой27, унося с собой десятки тысяч жизней и порождая бунты.

Однако все эти отрицательные стороны стамбуль­ского климата не мешали подавляющему большинству иностранных путешественников находить Стамбул са­мым прекрасным городом в мире.

Городские районы

Если, оставив в стороне Ускюдар, попытаться по­нять, как в Стамбуле и Галате соотносятся между собой секторы городской деятельности и зоны распределе­ния городского населения, то окажется, что первые во­все не совпадают со вторыми. Конечно, ландшафт, ме­стоположение различных частей города оказали влия­ние на конфигурацию этих секторов и зон. К примеру, вполне естественно, что коммерческая активность по большей части сосредоточена на самом берегу Золото­го Рога, куда пристают торговые суда. Естественно так­же и то, что османы после завоевания сохранили в силе деление на районы, издревле принятое византийцами: было бы бессмысленно пересматривать и изменять оси городской структуры и векторы уличного движе­ния. И, наконец, вполне естественно, что султаны по­желали построить свои дворцы в наиболее подходя­щем для этого месте и возвести большие мечети в самых высоких точках города.

Принимая все это во внимание, легко понять, что уже в интересующую нас эпоху многие крупные город­ские зоны успели обозначиться вполне четко.

Прежде всего сложилась зона административная. В силу того обстоятельства, что централизация искони была главным принципом османской администрации, а принцип этот предполагал, что все важные решения принимались либо самим султаном, либо великим ви­зирем, основные правительственные службы по месту своего расположения оказались внутри единого двор­цового комплекса — Сераля. Средоточием же этого комплекса, тем ядром, вокруг которого он позднее разросся, был, разумеется, дворец самого султана — собственно Сераль в самом тесном и точном значе­нии слова[2]. Это тот самый дворец, который был возве­ден Мехметом Завоевателем в 1457 году на месте древ­него акрополя Византия и в следующем столетии перестроен и значительно расширен Сулейманом Ве­ликолепным. Именно он, этот дворец, высящийся на самой вершине холма, служит как бы фокусом всего архитектурного комплекса столицы.

Итак, первый двор Сераля вмещал ведомства финан­сов и архивов, казначейство, управление благотвори­тельными фондами и арсенал (под него было отдано здание бывшей церкви Святой Ирины). Во втором дво­ре находилось здание, поделенное между Диваном (со­ветом министров), канцелярией и «внутренней каз­ной». В третьем дворе располагалась «казна султана». Если к сказанному добавить, что во дворце частично был размещен гарем султана и полностью — вся его се­мья, что там же проживал обслуживающий их персо­нал (множество пажей, охрана, янычары, даже чинов­ники), то станет ясно, что комплекс этот представлял собой «город в городе», отделенный к тому же от окру­жающего мира неусыпно охраняемыми крепостными стенами.

До середины XVII века великий визирь, не имея официальной резиденции, располагался вместе со своим ведомством в одном из дворцов вне Сераля. При Мехмете IV в 1654 году частный особняк бывшего ве­ликого визиря Халил-паши был передан великому ви­зирю и с тех пор служил резиденцией размещенному в нем административному аппарату, непосредственно подчиненному великому визирю. Этот дворец нахо­дится недалеко от Сераля на улице, ведущей от Сиркеджи к Святой Софии, напротив Алай кёшкю — там, где и поныне высятся Высокие Врата, давшие официальное название Османской империи — «Высокая Порта»28. Таким образом, и особняк великого визиря входит в ту же — и единственную в столице — административную зону, сложившуюся вокруг дворца султана. Заметим также, что янычарские казармы находятся на краю Ип­подрома, то есть опять-таки недалеко от Сераля.

Административные и подведомственные пра­вительству здания, помимо упомянутых выше, не были сгруппированы вместе, а оставались разбросаны на обширной территории29. Таким образом, государст­венные ведомства оказались сосредоточены в самом султанском дворце или его ближайших окрестностях. Это соответствовало самой природе султанской влас­ти, требовавшей высшей степени централизации во­круг личности монарха, так как только он нес бремя ответственности за ход всех дел в Империи: все исхо­дило из дворца и все возвращалось во дворец, то есть к самому султану. Султан одновременно был как духов­ным главой всех правоверных, так и всемогущим свет­ским властелином. Городское управление столицы не было отделено от центрального административного аппарата. Великий визирь совмещал функции пре­мьер-министра с обязанностями главы столичного управления, а потому не приходится удивляться отсут­ствию в городе собственно муниципальных служб (во всяком случае, в топографическом смысле), которые несли бы ответственность за исполнение определен­ных функций в определенной зоне. В этом отношении Стамбул сильно отличался от Константинополя ви­зантийской эпохи.

Это сосредоточение всех правительственных ве­домств, представлявших в совокупности полноту влас­ти во дворце и в его ближайшей округе имело и свою оборотную сторону. Город, лишенный самоуправле­ния, являлся всего лишь местом проживания, местом торговли, местонахождением культовых зданий и, наконец, местом прогулок в очаровательных садах и парках.

Сравнительно легко очертить зоны коммерческой и ремесленной деятельности. Одна из них тянется по се­верному побережью Золотого Рога от Каракёя до арсенала Касим-паши. Это гостеприимно встречающая моряков всех флотов Галата, в прошлом генуэзский пригород Константинополя, позднее превратившийся в город «франков». У «франков» там были свои приста­ни, пакгаузы, магазины (все они размещались в «ни­жнем городе», по самой кромке суши). Там же находи­лись те мастерские, работа которых была прямо связана с торговым мореходством, а также многочис­ленные торговые лавки и лавки ремесленников иных, причем самых разнообразных, профессий. Там же ве­ликое множество таверн, о которых речь уже шла вы­ше. Вторая зона протянулась по южному берегу Золо­того Рога от Эминёню до Ункапаны. Она соответствует топографии кварталов, некогда заселенных венециан­цами и выходцами из Амальфи; теперь же это место разгрузки и складирования товаров и продовольствия, предназначенных для Стамбула. Как и в Галате, здесь располагалось множество торговых заведений (не считая кабачков), в том числе и рынков. Третья зона расположена посреди самого Стамбула, ее ядро со­ставляет Бедестан (рынок ценных тканей), вокруг которого расположены другие рынки, отдельные ма­газины, постоялые дворы. Здесь торговые и ремеслен­ные корпорации города занимают четко разграни­ченные секторы, каждая — свой. От Бедестана, или, говоря современным языком, от Большого Базара рас­ходятся торговые пути: один из них через квартал Мехмет-паши спускается к Золотому Рогу и приводит прямо к пристаням и складам; другой ведет по кварта­лам Шехзадебаши и Сераджхане к мечети Шехзаде; третий заканчивается кварталом Аксарай. Все три слу­жат Стамбулу главными магистралями уличного дви­жения, проложенными еще во времена Византии.

Еще одна коммерческая, или, если сказать точнее, промышленно-торговая зона может быть отмечена в предместье Едикуле и, наконец, последняя, состоящая из продуктовых лавок, обслуживает Эюб, но она пред­ставляет собой скорее торговую сеть в жилых кварта­лах. Что касается Усюодара, то его торговая роль на ме­стном уровне весьма скромна, если не принимать во внимание караван-сараи и постоялые дворы.

Речь идет о таких зонах, в которых торговля почти полностью вытеснила жилье. Там жилых кварталов ли­бо вовсе нет, либо почти нет. Имеются в виду секторы Бедестана, Мехмет-паши и «морского» района («ни­жнего города») Галаты.

 

Еще один фактор, значительно суживающий зоны заселения, — это обилие пустырей, «зеленых зон», са­дов и особенно обширных пространств, отводимых под большие мечети со служебными помещениями, хозяйственными пристройками и угодьями. Если в Га- лате подобных зеленых зон и пустырей почти нет30, то собственно в Стамбуле много садов в частном вла­дении, сплошь и рядом встречаются огороженные, но не застроенные и вообще ничем не занятые земельные участки; не редкость и пустыри — их число и площадь особенно возрастают по мере приближения к черте го­рода, к земельным валам. Кстати, авторы XVI—XVII ве­ков часто упоминают о прогулках по таким безлюдным местам как в самом городе, так и в его ближайшей ок­руге. Еремия Челеби, армянский литератор, оставив­ший описание Стамбула XVII века, включил в него та­кой пассаж: «Здесь, внутри городских стен, множество прекрасных парков, плодовых садов и лужаек, по кото­рым так приятно совершать прогулки»31. А Эвлийя Че- леби, со своей стороны, приводит впечатляющий спи­сок мест, которые особенно любимы стамбульцами для совершения вечернего променада, — мест, доволь­но легко распознаваемых и ныне. Не только дворцы султана, но и особняки стамбульской знати занимают большие площади, если принимать во внимание об­ширные парки и сады, в зелени которых они утопают. Даже если сами эти аристократические жилища плот­но заселены многочисленной челядью, общая плот­ность «населения» в них весьма невелика. Наконец, не следует забывать и о таком «ограничителе» зон заселе­ния, как множество культовых зданий — мечетей, мед­ресе, имаретов. В этом довольно длинном перечне не самое последнее место должно было быть отведено кладбищам, но первое, безусловно, принадлежит боль­шим мечетям с прилегающими к ним постройками и земельными угодьями. Сулейманийе высится посреди обширного свободного пространства (эспланады), а за его пределами расположены несколько медресе, биб­лиотека, госпиталь, школы, один имарет (кухня для бедных людей); мечеть Фатиха собирает вокруг себя восемь медресе, имарет, школы, библиотеку, сады... Та­кого же рода учреждения, пусть и в меньшем количест­ве, группируются вокруг менее грандиозных больших мечетей. Но даже самые маленькие мечети (число ко­торых велико) размещены внутри более или менее просторных оград32. Даже если не принимать на веру подсчет мечетей, частных молелен и всякого рода ре­лигиозных учреждений, произведенный Челеби (14 тысяч), и цифра должна быть уменьшена, она все же отражает важную особенность Стамбула — огромные и практически незаселенные земельные площади. Эти сооружения, к слову, распределены по городской тер­ритории довольно равномерно, что в значительной мере способствует чистоте воздуха, снижению общей плотности населения на единицу городской площади, но в то же время увеличивает плотность населения в жилых кварталах Стамбула, некоторые из которых в большой степени перенаселены.

Среди этих перенаселенных зон особого внимания заслуживает та, что простирается вдоль берега Золото­го Рога, а затем вклинивается в город и доходит, почти не прерываясь, до осевой магистрали уличного движе­ния, идущей от Адрианопольских ворот до Святой Со­фии. Именно там расположены основные жилые квар­талы Стамбула. Другая жилая зона тянется по обе стороны осевой магистрали Баязид—Аксарай, пересе­каясь с торговой зоной меньшего значения. Наконец, в Стамбул входят такие приморские районы (омывае­мые Мраморным морем), как Кумкапы, Саматья и Едикуле. За пределами Стамбула пригород Эюб отлича­ется высокой степенью концентрации населения.

На противоположном берегу Золотого Рога, в Гала- те, заселены очень плотно террасы склона к побере­жью (но не само побережье) — примерно в той же сте­пени, что и ближайшие окрестности арсеналов Топхане и Касим-паши. Деревня Хаскёй превратилась в значительный населенный пункт только тогда, когда евреи, обосновавшиеся ранее в Эминёню, были оттуда изгнаны, чтобы очистить место для строительства ме­чети Ени Валиде33. Ускюдар не отличается высокой плотностью населения.

Эти жилые зоны вовсе не похожи одна на другую. Они сильно разнятся по этническому составу и рели­гиозной принадлежности обитателей. Кварталы, как легко заметить, характеризуются преобладанием сре­ди постоянных жителей либо турок, либо греков, либо евреев, либо армян34. С другой стороны, эти районы де­лятся на престижные и простонародные. По данным турецкого автора Эвлийи Челеби, можно локализовать серали и особняки знати в двух четко обозначенных районах: один из них расположен между Ипподромом и Святой Софией, или, более точно, по обе стороны ма­гистрали, которая связывает площадь Святой Софии с Баязидом и называется Диванполу; другой находится в треугольнике между мечетью Сулейманийе, мечетью Шехзаде и площадью Вефа. Серали (в меньшем числе) встречаются также по берегу Мраморного моря в квар­тале Ахыркапы. Неверно было бы из сказанного делать тот вывод, что упомянутые фешенебельные кварталы населены исключительно семьями аристократов. Нет, это не так. Как правило, серали и особняки, принадле­жащие дворцовой или городской знати, окружены до­вольно скромными жилищами обслуживающего пер­сонала.

Кварталы «простого народа», или, говоря несколько иначе, кварталы с повышенной плотностью населения тянутся по побережью Золотого Рога и располагаются севернее линии Адрианопольские ворота — Баязид. Ле­жат они и к югу от этой линии, а именно между Иппо­дромом и сектором Аксарай — Еникапы. Третий густо заселенный район занимает территорию между Сама- тьей и Едикуле. Такое районирование подтверждается и территориальным расположением местных рынков. Стамбул обслуживается пятнадцатью районными рын­ками, и тринадцать из них размещено в упомянутых районах, что убедительно свидетельствует об исключи­тельно высокой плотности населения. Что касается бе­регов Босфора, являющих собой как бы пригороды сто­лицы, то они заселены не густо и не сплошь. По ним рассыпаны деревеньки, в которых живут садовники, ле­соводы, огородники и рыбаки, чьи дома, утопающие в зелени, теснятся вокруг мечети, церкви или синагоги; вдали высятся султанские дворцы — в Бешиюгаше, Бебе- ке и некоторых других местечках; кое-где у самой воды виднеются дачи, в которых только жарким летом живут с семьями их владельцы — столичные вельможи; и все это — в зелени садов, парков, даже лесов. Не приходит­ся удивляться тому, что деревеньки эти имеют каждая свою, так сказать, специализацию и по-разному извест­ны среди жителей столицы. Некоторые из них заселены перевозчиками и их семьями (например Бешиюгаш и Румели Хисар) и располагаются на проливе либо там, где он наименее широк, либо там, где течение наименее стремительно. Деревни моряков Истинийе, Бююк-дере, Сарыйер, Бейкоз нашли себе приют на берегах наибо­лее гостеприимных бухт.

Хотя в административном и экономическом отно­шениях эти предместья подчиняются столице и зави­сят от нее, невозможно причислить их к собственно городской зоне. Босфор — это совершенно особая пригородная зона, ничего общего не имеющая с го­родскими кварталами.

То же следует сказать и о деревнях побережья Мра­морного моря — как на европейской его стороне за Едикуле, так и на азиатской за Усюодаром. Что касается деревень на территории между Мраморным морем и Черным, то они заселены крестьянами-хлебопашцами, но в особенности животноводами и пастухами. Если они и играют какую-то роль в экономической жизни столицы, то самую незначительную. Соответственно этому, они никак не вовлечены и в ее политическую и социальную жизнь.

Стамбульский мегаполис, по сути, не имеет городов- спутников. Он сам, правда, состоит из трех блоков — собственно Стамбула, Галаты и Усюодара, причем по­следний, сравнительно с первыми двумя, кажется все­го лишь подобием города. Итак, когда заходит речь о столице, практически приходится принимать в расчет лишь Стамбул в узком смысле да Галату с их ближай­шими пригородами, так как только там городская жизнь проявляется во всем своем богатстве и много­образии.

Улицы и дома

Если внешний облик Стамбула прекрасен, если мес­тоположение столицы вызывало у иностранных путе­шественников единодушное одобрение, если мощь крепостных стен и величие дворцов и больших мече­тей никого из них не оставляли равнодушными, то об­щий интерьер города явно не снискал подобных похвал. Конечно, в ту же эпоху XV—XVII веков улицы Парижа и Лондона также оставляли желать многого в смысле чистоты и удобства движения, но для ино­странцев, успевших вволю налюбоваться на Стамбул при приближении к нему и ожидавших, переступая его порог, еще более чудесных встреч с ним, — для них ра­зочарование было поистине велико. Приведем некото­рые отзывы разных европейских наблюдателей. Пьет- ро делла Балле: «Внутренний вид города вовсе не соот­ветствует его великолепному внешнему виду. Напро­тив, он весьма некрасив, так как ныне, в отличие от прошлых времен, когда улицы поддерживались в со­стоянии чистоты и порядка, усилий в том же направле­нии больше не предпринимается, и вследствие нераде­ния жителей они стали грязными и неудобными...»35 Д'Арвье: «Улицы плохо вымощены, некоторые вовсе не вымощены, и все они, вообще, весьма неопрятны»36. Те- вено: «Улицы Константинополя отвратительны. Они, в большинстве своем, узки и извилисты, вне зависимос­ти от того, застроены они высокими или низкими до­мами»37. Уэлер: «Улицы, застроенные низкими домами, узки, темны и тянутся до бесконечности»38. Перечень в общем совпадающих мнений может быть продолжен.

Воссоздаваемой ими картине удивляться не прихо­дится, поскольку она одна и та же как для всех городов Ближнего Востока и Северной Африки, так и для мно­гих европейских городов. Путешественников поража­ют не только грязь и нечистоты на улицах, но и узость и теснота улиц, трудность проезда и прохода по ним. Только одна из стамбульских улиц удостаивается по­хвалы иностранцев. «Единственная улица в Стамбуле, пригодная для дорожного движения, это та, что ведет от Сераля к Адрианопольским воротам; остальные тес­ны, темны и хороши лишь для устройства разбойничь­их притонов»39, — говорит один из них. Другой вторит: «Во всем городе — лишь одна по-настоящему прекрас­ная улица. Это — та, что соединяет Адрианопольские ворота Стамбула с Сералем. Она широка, пряма и без крутых подъемов и спусков, хотя и проходит по хол­мам. И вот еще что делает ее прекраснейшей из всех: сам султан и самые видные представители дворцовой знати во главе своей блестящей свиты время от време­ни проезжают по ней»40.

Улица, о которой идет речь, называется Дивандому джадеси, или, в переводе, «улицей Дивана (Совета)». Именно по ней следует кортеж султана, когда тот от­правляется в Адрианополь, и вдоль нее высятся некото­рые из самых величественных мечетей Стамбула. Она представляет собой основную продольную ось города и совпадает с главной улицей Константинополя — Ме- зей. Это к тому же одна из очень редких улиц Стамбула (и Галаты), которая отличается от большинства своих сестер отсутствием значительных перепадов уровней. Ибо как раз такие-то перепады и становятся главной трудностью передвижения: ландшафт заставляет ули­цы то подниматься, то опускаться по склонам холмов, на которых стоит столица. Причем подъемы и, соот­ветственно, спуски — под таким углом, что движение повозок делается иногда практически невозможным. «Внутри город то слишком высок, то слишком низок, вследствие чего далеко не до каждой его части можно добраться на карете. Вот почему турки в большинстве случаев сами предпочитают разъезжать по городу вер­хом и прибегают к каретам разве только ради того, чтобы своих жен отправить в баню. Нет у них ни двуко­лок, ни телег, а для переноски тяжестей используют ар­мян, как мы используем грузчиков»41. Процитируем еще и делла Балле: «Здесь мало улиц, по которым могли бы легко проехать маломестные рыдваны, не имеющие особого устройства для торможения (именно ими как раз и пользуются обычно женщины, а также те, кто не может ходить). По остальным улицам приходится либо ездить верхом, либо ходить пешком; последний способ передвижения доставляет мало радости»42.

Во время и после дождя улицы, по большей части немощеные, превращаются в настоящую топь. Более того, они служат вместилищем для мусора, отбросов и нечистот, так что «по ним едва можно пробраться». Между тем предписания городских властей сурово, под угрозой штрафов, требуют, чтобы улицы подметались, чтобы их проезжая часть поддерживалась в должном состоянии, а ремонт осуществлялся силами и средства­ми жильцов соседних домов, чтобы отбросы и мусор аккуратно собирались и выбрасывались в море43. Насе­ление вряд ли следовало букве этих мудрых постанов­лений.

Улицы по обе стороны уставлены домами и торго­выми лавками скромного, если не сказать убогого, ви­да, за исключением резиденций городской знати.

Мнение иностранных путешественников на этот счет настолько единодушно, что оно заслуживает полного доверия, без оговорок: «Жилища частных лиц обычно ниже среднего уровня как по своему внешнему до­вольно неприглядному виду, так, нужно думать, и по внутреннему убранству. Только дворцы султана, мече­ти, бани, рынки, особенно рынки ценных тканей, выглядят роскошно, если смотреть на них издали»44. Вышеприведенное мнение Уэлера разделяется и дру­гими наблюдателями. Приведем высказывание Фер- манеля: «Дома частных лиц плохо построены и не­удобны»45. А вот заметка Пети де ла Круа: «Число домов достигает тридцати шести тысяч или около того, они очень плохо построены... Все они внутри представля­ют жалкую картину, но снаружи довольно хорошо ра­зукрашены...»46Настолько хорошо, что восклицания восхищения, вызываемые внешним видом города, перерастают в хор разочарования, когда иностранцы углубляются в улицы Стамбула: «Дома частных лиц по большей части деревянные и к тому же очень плохо построены. Преж­де всего это суждение относится к базарам (так назы­ваются торговые заведения на рынках), почти все они одноэтажные. Такая лавочка настолько хороша снару­жи, что, когда входишь в нее, невольно восклицаешь: "Да это другой город!"»47

Конечно, здесь речь идет лишь о самых рядовых домах, но они-то и составляли подавляющее боль­шинство жилищ в Стамбуле. По соседству с ними вы­сились особняки, обитатели которых привыкли жить на широкую ногу, дворцы или серали частных лиц, конаки. Об этой категории зданий путешественники составили представление, прямо противоположное тому, что вынесли из знакомства с жилищами просто­го люда. «В Константинополе — множество сералей частных лиц, однако снаружи они не только некраси­вы, но вызывают отвращение. Как мне представляет­ся, столь обманчивая наружность им придается для того, чтобы избежать зависти Великого Господина (так европейцы частенько называли турецкого сул­тана. — Ф. Я.)»48, — одна и та же нота звучит и у

Д'Арвье, у Ле Брюина и у других. Путешественники обычно разочарованы экстерьером домов стам­бульской знати, зато обнаруживают, что их интерьер куда более приятен, нежели можно было бы ожидать по внешнему виду49.

Если попытаться провести «социальную» классифи­кацию жилых домов, то ее следует начинать с эва. Эв — маленький домик, жилище рабочих, ремесленников, торговцев, служащих низшего и среднего звена. За ним следует конак — это более престижная резиденция лиц, обладающих довольно высокими доходами. Кона- ки, пожалуй, можно поставить на один уровень с особняками зажиточных семейств в Европе. Вершину этой градостроительной иерархии, разумеется, зани­мают серали или дворцы и самых важных сановников османского правительства. Конаки и серали, впрочем, имеют мало принципиальных различий в планировке и расположении помещений и демонстрируют общую заботу о внутреннем убранстве и уюте. «Дома важных сеньоров по внешности довольно неказисты, но они великолепны внутри. Апартаменты велики, хорошо де­корированы позолотой и росписями и содержат в себе все, что только может способствовать удобству и удо­вольствию тех, кто в них обитает»50.

В строительстве как обычных домов, так и наиболее фешенебельных резиденций, дерево — основной, но далеко не единственный материал. Дома невелики по размерам и состоят, как правило, из двух этажей. Более поздний регламент (1725 года) уточняет: высота до­мов, принадлежащих мусульманам, не должна превы­шать 12 зира (локтей), то есть 9 метров, домов не му­сульман — 9 зира, то есть 7 метров, торговая же лавка не должна быть выше 4 зира — 3 метров51.

Иные дома возводятся на каменном цоколе («луч­шие из них сложены из кирпичей или грубо обтесан­ных камней»52), но в любом случае весь остов дома, включая главные несущие конструкции, составляется из деревянных балок и перекладин. Пьетро делла Бал­ле так описывает ход строительства: «Когда принима­ются за строительство домов, то первым делом, как и при постройке корабля, слагают их остов; как только остов сложен, его покрывают кровлей, прежде чем за­няться чем-либо еще; делается это для того, чтобы обезопасить стройку от дождя, который иначе мог бы на стройке попортить многое: например, некоторые пространства между стояками заполняются землей, которую необходимо предохранить от проникнове­ния воды»53. Описанная технология строительства (в Анатолии она применяется и поныне) довольно гру­ба, но все же отвечает поставленной задаче или, точ­нее, двум задачам, — во-первых, обеспечить извест­ную солидность здания (земля или, точнее, промятая глиняная масса с течением времени затвердевает, что и позволяет строению выдерживать непогоду) и, во- вторых, провести строительство быстро и дешево, не прибегая к дорогостоящим строительным материа­лам. Конаки и серали строятся примерно таким же способом, с тем только различием, что их цоколи — всегда из камня. Загородные дома «по большей части деревянные, и не по той причине, что дерево как строительный материал более в Турции доступно, чем мрамор и камень, а по той, что строительство из деревянных конструкций требует меньше времени и труда»54.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: