Стамбул — интеллектуальный и экономический центр 3 глава




Поскольку частные дома и торговые заведения в громадном своем большинстве строятся из дерева, они становятся легкой добычей частых пожаров: двад­цать один пожар за период с 1633 по 1698 год истреб­лял в Стамбуле каждый раз полностью от одного до нескольких кварталов55. Исторические источники упоминают, естественно, лишь самые разрушитель­ные из них, обходя молчанием куда более многочис­ленные случаи менее крупных возгораний. Надо ска­зать, что огонь легко находил для себя пищу в деревянных домах и лавках. За считаные минуты пер­воначально незначительное происшествие принима­ло размеры катастрофы, особенно при сильном ветре, который в Стамбуле дует часто. Пожары зарождались, конечно, в самых плотно населенных и торговых кварталах, разрастаясь шире, унося человеческие жиз­ни далеко за пределами первоначального очага возго­рания и нанося огромный ущерб экономике города в целом, так как огонь свирепствовал не только в жилых кварталах, но и на торговых складах. «Шесть пожаров за два месяца уничтожили в Константинополе более трех тысяч домов и лавок; на прошлой неделе сгорел большой двухэтажный магазин. Англичане потеряли в нем сукна и других товаров на сорок тысяч экю...»56 Да­же дворец Великого Господина подвергался опаснос­ти: в 1665 году пожар опустошил ряд его помещений, и потребовалось более трех лет для его полного восста­новления.

Чтобы бороться с пожарами, османское правитель­ство, за отсутствием корпуса пожарных (который был сформирован много позднее), издавало указы: так, рег­ламент 1572 года предписывает, чтобы каждый домо­владелец или владелец лавки имел в наличии лестницу высотой с его дом и бочку воды. Оснащенный всем не­обходимым, он мог теперь мужественно вступать в единоборство с огнем, вместо того чтобы спасаться бегством, жалостно взывая о помощи57. Указ 1626 года требует строить дома и лавки в Стамбуле и

Можно было бы предположить, что эти ужасающие пожары Галате исключительно из камня, глино-соломы и из мятой глиняной массы, по примеру того, как это делается в Алеппо и Дамаске58. Как нам представляется, это пред­писание выполнялось не слишком строго. вносят существенные изменения в топогра­фию и общий вид города. Ничуть не бывало! Большие построенные из камня здания успешно противостоят огню и остаются на своем месте. Кроме того, горожане не любят перемен и неизменно следуют традициям и своим собственным привычкам действовали и прямые запреты, возбра­нявшие погорельцам обустраиваться на новых местах. Изданы эдикты, запрещающие домостроительство в непосредственной.

Впрочем, близости от крепостных стен (1558) и от мечетей (1572). Что, конечно, ограничива­ет возможности переселения. Другие постановления запрещают строить дома и разбивать сады (вероятно, речь идет о плодовых садах) там, где проходят водо­проводы. Однако указы, решения, постановления — это одно, а действительность — другое...59

Основные памятники и здания

Значительная часть застроенного пространства столицы занята каменными зданиями. Часто весьма массивными, особенно если иметь в виду султанские мечети, которые производят впечатление не только своими внушительными размерами, но и тем, что явля­ются поистине замечательными памятниками архи­тектуры. Прежде всего они (но не только они) и опре­деляют лицо города: «Посреди этих, как правило, небольших домов, разнообразно раскрашенных, воз­вышается великое множество куполов и минаретов — башенок, напоминающих колокольни. Купола покры­ты свинцом, а заостренные верхушки минаретов позо­лочены. Все они намного выше своего окружения»60.

Большие мечети стали сооружаться в XVI веке, а большие мечети XVII века продолжили уже сложившу­юся зодческую традицию. Единство концепции, в со­ответствии с которой возводились культовые здания в течение двух столетий, предопределило единство сти­ля, гармоничность всего городского архитектурного ансамбля. На первом месте в первом ряду каменных зданий этого рода — мечеть Баязида II, а за ней следу­ют мечети Селима I, Шехзаде, Сулеймана Великолеп­ного (Сулейманийе), Хасеки, Михримах. Перечислен­ные мечети располагаются в пределах собственно Стамбула, а за ними, в Ускюдаре, имеются еще две — Михримах и Эски Валиде. Все это — мечети султан­ские, то есть возведенные либо султанами, либо прин­цами из царствующей династии. Другие, меньшие по размерам, но не менее замечательные по своим архи­тектурным достоинствам и по богатству убранства бы­ли построены визирями. Ко второму разряду, если пе­речислить лишь наиболее выдающиеся его образцы, относятся мечети Рустем-паши, Мехмет-паши, Пияле- паши и Кылыдж Али-паши. XVI век был эпохой по­истине лихорадочного строительства: между 1500 и 1600 годами было сооружено около 30 мечетей; но уже в следующем столетии строительная лихорадка сходит на нет: за весь XVII век построено две большие мечети — мечеть султана Ахмета и Ени Валиде (строи­тельство последней велось с 1596 по 1663 год), а все­го — пять или шесть мечетей. Каждая из этих мечетей (особенно если она султанская) занимает обширную площадь: во-первых, потому что их здания сами по се­бе огромны; во-вторых, потому что они высятся в цен­тре эспланады, обычно окруженной замкнутой огра­дой; в-третьих, потому что они являются средоточием целой грозди зависимых от них религиозных учреж­дений — таких, как медресе, библиотеки, богадельни, имареты, кладбища, школы, причем некоторые из них, если не все, располагаются вне ограды собственно мечети61. Мечети меньшей значимости, или, так ска­зать, второго класса, также располагают площадью большей, чем та, на которой они построены, и иногда (не всегда) владеют какими-либо из перечисленных выше учреждений. Мечети первых двух категорий но­сят имя джами, между тем как мечети, обслуживаю­щие определенный квартал, называются месджид62.

Эвлийя Челеби (середина XVII века) в своем перечне религиозных учреждений упоминает 74 султанские мечети, 1965 мечетей великих визирей, 6990 кварталь­ных мечетей, основанных представителями знати, что в сумме составляет более 15 тысяч зданий такого ро­да63. Не следует принимать на веру это число, несо­мненно, сильно завышенное. Более близким к истине представляется другой подсчет, содержащийся в одной турецкой рукописи конца XVI — начала XVII века, ко­торая отмечает наличие 485 мечетей (джами), 4492 квартальные мечети, то есть в сумме 4977 зданий64. Итак, в Стамбуле XVII века насчитывалось приблизи­тельно 5 тысяч мечетей обоих классов — число весьма внушительное.

Большие мечети воздвигались на особо тщательно выбираемых местах, прежде всего на вершинах ос­новных холмов Стамбула. Прочие распределялись бо­лее или менее равномерно по всей площади города, но все же их больше в особенно густо заселенных кварталах — то ли потому, что эти места пользовались предпочтением градостроителей, то ли потому, что большая мечеть становилась полюсом притяжения для горожан, которые стремились поселиться поблиг- же к ней. Последняя тенденция особенно была сильна в XVI веке.

Самое большое здание по отведенной ему площа­ди — это, без сомнения, султанский дворец, Топка- пысарай, взявший под себя весь главный холм, холм древнего акрополя. Замкнувшийся в своих высоких крепостных стенах, дворцовый комплекс простира­ется от Бахчекапы на Золотом Роге до Ахыркапы на Мраморном море. Так как дворец этот представляет собой именно комплекс зданий, разных по своим размерам, разнородных по своему архитектурному стилю и построенных далеко не одновременно, а разными султанами, начиная с Мехмета Завоевателя. Впрочем, он занимает не только самую большую по­верхность, сравнительно со всеми прочими здания­ми, — он занимает и господствующую над всем Стам­булом высоту, так что именно на нем сразу же останавливается взгляд как тех, кто прибывает в сто­лицу по Мраморному морю, так и тех, чей путь лежит по Босфору «Сераль Великого Господина прежде других городских достопримечательностей захваты­вает внимание всех тех, кто сюда прибывает морем; вид его очень приятен благодаря, главным образом, тем садам, что окружают его; что же касается его ар­хитектуры, то в ней нет ничего от великолепия: она слишком проста для дворца столь могущественного государя...»65 Сераль окружен Стамбулом, но это осо­бый мир, оказывающий на свое окружение могу­щественное воздействие — как вследствие того, что масса стамбульцев обслуживает Сераль прямо или косвенно, так и в силу своего громадного экономиче­ского притяжения. Мир этот, вместе с тем, отделен от города, закрыт перед ним завесою тайны и в извест­ной степени являет себя, так сказать, «городом в го­роде» со своими порядками и особыми обычаями, весьма отличными от тех, что приняты в остальном Стамбуле.

Дворец Топкапы, называемый еще и Новым Сералем или просто Сералем, — не единственное такое здание в городе. Имеется, прежде всего, Старый Сераль, постро­енный Мехметом Завоевателем в XV веке и служивший в течение двух следующих столетий местом прожива­ния жен и наложниц усопших султанов66. Старый Се­раль находится в самом центре Стамбула, недалеко от мечети султана Баязида II и от мечети Сулеймана Вели­колепного. Старый Сераль отделен от города еще бо­лее высокой стеной (в фигуральном смысле), чем Но­вый, — ведь в нем обитают только женщины. Великий Господин владеет и другими дворцами, но — за чертой собственно Стамбула, в Ускюдаре и в Бешикташе. Дво­рец в Галате (Галатасарай) также входит в комплекс султанских резиденций, но в нем султан не останавли­вался после 1674 года.

Помимо султанских есть в Стамбуле и другие двор­цы — построенные такими видными персонами, как, например, Ибрагим-паша, великий визирь при Сулей- мане Великолепном. Дворец этот, расположенный на окраине Ипподрома, — один из самых больших част­ных сералей. Равно как и дворец Сиявуш-паши (близ Сулейманийе), состоящий из 300 комнат, дворец Мих- римах Султане, насчитывающий 700 комнат, и множе­ство других, в числе которых одиннадцать сералей, по­строенных в XVI веке великим зодчим Синаном67.

Стоит сказать особо и о зданиях, возведенных с чи­сто утилитарными целями и составляющих довольно внушительный комплекс. Прежде всего это янычар­ские казармы — обширные помещения, способные вместить в себя 10—12 тысяч человек68. Они подразде­ляются на «старые» и «новые», или, буквально, на «ста­рые спальни» (Эски Одалар) и «новые спальни» (Ени Одалар). Помимо них к комплексу должны быть при­числены товарные и прочие склады, хане (гостиницы) и караван-сараи, бедестаны, базары, бани (число кото­рых велико), фонтаны (некоторые из них являют со­бой подлинные памятники архитектуры). Не следует забывать и о сооружениях религиозного характера: о медресе, не входящих в комплексы больших мечетей69, о школах всех ступеней (начальных, школах по изуче­нию Корана, школах по изучению сунны), о «монасты­рях» дервишей70, а в христианских кварталах о церквах православных71, армянских72, «франкских»73. И нако­нец, о синагогах в еврейских кварталах74. Итак, Стамбул слагается помимо жилых домов еще и из большого числа зданий и сооружений, которые в немалой мере способствуют его блеску Они и придают столице ее характер — величия, грандиозности и многоликости.

Пор

тУдачное местоположение города счастливо до­полняется наличием великолепного порта, от кото­рого зависит в большей своей части экономическая жизнь столицы. Золотой Рог предоставляет судам га­вань глубокую, широкую и надежную — тем более це­нимую мореходами, что только в ней и можно ук­рыться на участке морского пути между входом в Дарданеллы и выходом из Босфора от порывов юж­ного ветра и от бурь Черного моря. «Порт, лежащий по направлению к закату, так хорошо закрыт от вет­ров и настолько водная гладь в нем спокойна, что Зо­лотой Рог легче принять за канал, за шедевр искусст­ва строителей, чем за творение природы»75. В самом деле, холмы Стамбула и Галаты, обрамляющие порт, столь надежно прикрывают его от северных и южных ветров, что даже невысокие волны в пределах акватории — явление довольно редкое. Кроме того, ширина водной поверхности76 и протяженность окаймляющих ее берегов позволяют принимать, по уверениям некоторых авторов, до тысячи судов од­новременно77. В данном случае цифру не стоит брать на веру или отвергать ее слишком уж всерьез, но она весьма показательна для характеристики величия порта и его вместимости. Гораздо важнее другое — большая глубина у самого берега, что позволяет су­дам буквально «утыкаться в него своими носами» со стороны как Стамбула, так и Галаты; все путешествен­ники с радостным удивлением отмечали, как удобно здесь приставать к берегу78. Это, конечно, большое удобство как для пассажиров, так и для экипажей, но еще большее — для погрузки и разгрузки судов: куп­цы, следовательно, могут избежать переноса грузов, всегда дорогостоящего, с судов на лихтеры, галеры, шаланды и прочие мелкие каботажные суда и, разу­меется, в обратном направлении.

Еще одно преимущество этого порта перед другими кроется в том, что он находится в многолюдном горо­де, даже в самом его средоточии; он не испытывает, стало быть, недостатка в сильных руках, столь необхо­димых при погрузке и разгрузке товаров. Набрать мат­росов при необходимости — проще простого и легче легкого: ведь таверны Галаты — рядом!

Тем не менее имеются и некоторые неудобства, а среди них — на первом месте то, что Стамбул в широ­ком смысле слова все-таки состоит из трех городов. Без перевозок с азиатского берега на европейский и из Стамбула в Галату, стало быть, не обойтись! Отсюда — потребность в перевозчиках пассажиров и грузов, ко­торые на своих лихтерах, шаландах, каиках или про­сто на снующих туда и обратно лодках (переме)79 каж­додневно решают эту задачу. Они прекрасно сознают свою незаменимость — как, впрочем, и свою зависи­мость от этого источника существования. Эти лодоч­ники, или, шире, перевозчики (перемеджи, каикджи, сандалджи), образуют могущественную корпорацию, которая чувствует свою силу и отстаивает свои права. Это неудобство, пожалуй, самое крупное, но при сопо­ставлении с теми выгодами, которыми портовая тор­говля пользуется, оно выглядит просто ничтожным. Стамбульские лодочники многочисленны: Эвлийя Челеби упоминает число перемеджи (лодочников, специализирующихся на перевозке только людей с их личным багажом) — 8 тысяч, владельцев каиков (кабо­тажных судов средних размеров) — 7 тысяч и, наконец, владельцев шаланд (галер с относительно большим для каботажных судов водоизмещением) — 80080. Эти циф­ры близки к тем, что приводят Грело (16 тысяч) и Фер- манель (15 тысяч). Перевозчики на своих суденышках постоянно, подобно челноку в ткацком станке, снуют от одного берега к другому и обратно. Когда в порт прибывает большое турецкое или иностранное судно, они со всех сторон что было силы устремляются к не­му: эта гавань, без сомнения, одна из самых оживлен­ных в мире.

Арсенал Касим-паши был создан еще Мехметом За­воевателем, который велел соорудить на берегу «фор­мы» для дальнейшего строительства кораблей. По мере того как османский флот, становясь все более мощ­ным, требовал все больше и больше боевых кораблей, арсенал испытывал все большую и большую нужду в рабочей силе. Отвечая на эти запросы, Сулейман Вели­колепный, а за ним Селим II строят вокруг арсенала по­сад, который заселяют греками и грузинами, то есть людьми, которые либо имеют постоянно дело с морем, либо владеют знаниями и навыками в области железо­делательного производства. Первое принудительное переселение было проведено Касим-пашой, а потому его имя закрепилось за этим поселением, объединяю­щим тех, кто прямо или косвенно работает на арсенал: военных, охрану арсенала, лоцманов, плотников, сто­ляров, конопатчиков, кузнецов, торговцев, садовников и пр. Но сердцевину посада образует непосредственно сам арсенал, отгороженный высокой крепостной сте­ной и имеющий своих собственных обитателей: это адмирал с офицерской свитой, военные различных званий, турки и прозелиты, специалисты в корабле­строении. Но особенно там было много рабов — из христианских стран Запада, Московии, татар. Общее число их оценивалось при Сулеймане Великолепном в 30 тысяч, веком позже — в 46 тысяч (проверить спра­ведливость этих оценок нет никакой возможности). Рабы жили в каторжной тюрьме, получившей широкую и грустную известность. Описания ее, почерпнутые из рассказов бывших каторжников, приводятся рядом ев­ропейских путешественников. Они ужасающи, но раз­ве лучше было положение каторжников в ту же эпоху на Западе? Подведя итог этим рассказам, Турнефор за­ключает: «Это одна из самых страшных и омерзитель­ных тюрем во всем мире»81, — оценка довольно бледная перед лицом столь зловещей и мрачной реальности82. Для несчастных узников почти нет никакой возможно­сти убежать. По двум причинам: во-первых, потому, что как внутри арсенала, так и снаружи вокруг него днем и ночью недремлющая стража через малые промежутки времени совершает обход. Во-вторых, еще при строительстве тюрьмы тщательно были продуманы все возможные варианты побега и все необходимые и достаточные меры предосторожности. «Тюрьма по­строена так, что ни один человек не смог бы из нее ус­кользнуть. Даже если туда залетает птица, то вылететь из нее она уже не в состоянии. Пол тюрьмы составлен из мраморных блоков таким способом, чтобы исклю­чить подкоп»83. Единственная возможность покинуть этот ад — выкуп, однако она очень редка. Тем более что Великий Господин вовсе не торопится расстаться с ра­бочей силой, содержание которой стоит так мало, а са­ма она так полезна во многих отношениях — как в пределах собственно арсенала, так и на скамье гребцов в султанских галерах.

Арсенал Касим-паши огромен. Прежде всего, это — верфь, причем, без сомнения, одна из самых крупных в Европе XVI—XVII веков. Иностранные путешественни­ки, которым удавалось бросить лишь взгляд на нее, да и то издали, и которые знали о ней кое-что лишь по­наслышке, — даже они были всякий раз поражены ее гигантской протяженностью и оборудованием. Сколь- либо точно подсчитать с палубы проходящего вдоль берега корабля все эти «арки», «аркады», «навесы» («формы», предназначенные для строительства султан­ских галер) было просто невозможно, а потому их чис­ло у различных авторов колеблется от 110 до 150. Но если османский флот во времена Сулеймана Велико­лепного и Селима II находился на пике своего могуще­ства и боеготовности, то в XVII веке того же сказать о нем никак нельзя. Согласно армянскому автору Ере- мии Челеби, половина этих принятых в кораблестрое­нии «форм» обветшала, вышла из строя, превратилась в обломки. Как кажется, в некоторые годы на воду спус­калось никак не более десятка военных судов — из-за нехватки финансовых средств, строительных матери­алов и рабочей силы84. Старый же регламент арсенала предписывал ежегодный спуск на воду не менее сорока галер.

В арсенале располагался также Диван капудан-па- ши, что соответствует министерству военного флота. Адмирал флота (капудан-паша) размещает здесь свои канцелярии, созывает совет и решает все вопросы, имеющие отношение к турецкому военному флоту. Его власть простирается на офицерский корпус, ин­женеров-кораблестроителей и матросов, большую часть которых составляют каторжники. После велико­го визиря, выполняющего помимо прочих функций и даже прежде них обязанности главнокомандующего, капудан-паша,наряду с агой янычарского корпуса, — самая высокая военная должность в Империи.

Наконец, арсенал представляет собой самый боль­шой склад материалов, предназначенных для строи­тельства флота, и в этом отношении способствует экономической деятельности стамбульского порта. Сюда стекаются такие грузы, как лес с берегов Черно­го моря и из района Измита, битум, гудрон, смола из Албании, Митилены, Смирны, железо из Салоник и придунайских областей, жир из Кафы, Варны, остро­ва Хиос, конопля из Египта и западной Анатолии, сна­сти и канаты из Трапезунда (Трабзона), парусина из Анатолии, Египта и Мингрелии, медь из анатолий­ских рудников, железо и олово из христианских стран Запада, в особенности из Англии. Но в XVII веке уже недостаточно располагать портом, арсеналом, строительными материалами и рабочей силой. Поми­мо всего этого, даже прежде всего, нужно обладать творческой силой и способностью координировать многочисленные операции. Равно как и финансовы­ми ресурсами. И в том, и в другом, и в третьем Осман­ская империя как раз и испытывала острую нужду. От­сюда — резкий упадок османского флота, утрата Высокой Портой верховенства на Средиземном море и установление иностранного господства на морских торговых путях. Что достаточно остро чувствуется да­же в Константинополе, вроде бы не страдающем от прямого давления на жизненно важные артерии снабжения: все больше иностранных торговых судов швартуются в его порту, все больше возрастает при­ток европейских товаров.

Торговый порт Стамбула, о достоинствах которого довольно подробно было сказано выше, располагает­ся по обоим берегам Золотого Рога, то есть фактичес­ки делится на два порта, между которыми функции четко разделены. Наиболее известен из этих двух, ра­зумеется, порт Галаты, две части которого, Каракёй и Топхане, служат пунктом назначения, а также стоян­кой для европейских судов: генуэзских, венецианских, английских, французских и голландских. Помимо них сюда прибывают иногда и греки, но здесь не видать ту­рецких судов: в конце XIII века генуэзцы превратили Галату в свою торговую базу, а турки, после завоевания Константинополя, подтвердили привилегии, предо­ставленные генуэзцам Византией. Однако своим пре­вращением в международный торговый центр Галата (и, конечно, Константинополь в целом) обязана не только генуэзцам, но также и венецианцам, а вслед за ними — и. коммерсантам из других европейских стран, приток которых постоянно возрастал с середи­ны XVI века. Иностранные купцы размещают в Галате свои склады, а турецкая администрация направляет туда своих представителей, турок, но чаще евреев, ко­торые взимают таможенные пошлины, налоги за пре­бывание, налоги за охрану. Евреи все больше входят в роль посредников между «франками» и османами и берут на себя труд облегчить европейцам прохожде­ние необходимых формальностей при получении разрешений на плавание в турецких водах, на разгруз­ку и погрузку. В морском квартале Галаты множатся торговые заведения, ремесла, связанные с мореходст­вом, а также таверны, знаменитые по всему Ближнему Востоку. Здесь поддерживается свой особый мирок, живущий, так или иначе, за счет моря: матросы, комис­сионеры, служащие, писцы, посредники, агенты него­циантов и посольств, грузчики, носильщики, яныча­ры, которым поручена охрана судов, всякого рода торговцы и, сверх того, целая толпа паразитов. Вся эта публика превращает Галату в один из самых оживлен­ных районов Стамбула, причем турки оказываются в нем явно в меньшинстве. Короче, Галата — порт «франков», порт международной торговли, порт им­порта из-за рубежа и экспорта за рубеж, но это все же не порт, служащий поставке продуктов, которыми кормится столица85.

На южном берегу Золотого Рога на полосе, прости­рающейся от Бахчекапы до Балат, располагаются при­стани, куда причаливают в основном турецкие и гре­ческие суда, занятые каботажным плаванием по Мраморному, Эгейскому и Черному морям, а также по восточной части Средиземного моря. Их функция — снабжение столицы продовольствием и сырьем для промышленности, поставляемыми из разных краев Османской империи. Пристани эти, как кажется, тоже более или менее специализированы. Опираясь на све­дения, содержащиеся в документации, а также сообща­емые турецкими и иностранными авторами86, можно попытаться уточнить сферу деятельности каждой из этих пристаней.

Первые пристани, если считать их от Мраморного моря и идти от него в глубь залива Золотой Рог, это — Мейдан Искелеси и Бахчекапы. На них разгружаются суда, привозящие съестные продукты из района Из- мита (Никомидии), с побережий Черного моря, из Битинийе, Архипелага и Египта. Далее располагается пристань Эминёню, грузооборот которой наиболее значителен и которая обслуживает суда, прибывающие из западной части Малой Азии. Как и в Галате, около пристани процветает торговля, связанная с мореход­ством. Наряду с Эминёню, дебаркадеры Хисыр Иске­леси, Зинданкапысы и Елиш снабжают столицу продо­вольствием — прежде всего свежими овощами и фруктами. Одун Искелеси специализируется на приеме леса — как строительного, так и идущего на отопление. Доставляется же он из района Измита. К пристани Аязмакапысы швартуются суда тоже с продо­вольствием, но прибывающим сюда лишь с евро­пейского побережья Мраморного моря, а именно — из Восточной Фракии.

Сектор Ункапаны («взвешивание муки») принимает зерно, поступающее из Фракии, Крыма, Румынии и Болгарии, и размещает его в своих многочисленных зернохранилищах.

Наконец, на пристани Балата разгружаются суда, привозящие самые разнообразные продукты питания из разных стран.

Это элементарное перечисление далеко не охваты­вает всей реальности, но, по крайней мере, показывает рассредоточение приемных пунктов импортной тор­говли в Стамбуле в отличие от их сосредоточения на берегу Галаты. Эта разбросанность объясняется очень близким соседством с наиболее плотно заселенной частью города и в особенности с самыми большими торговыми центрами в городском ансамбле — с квар­талами Эминёню, Мехмет-паши, Баязида, а также с бе- дестанами. Не говоря уже о территориальной близости к Сералю, который выступает в роли отнюдь не послед­него в масштабе столицы клиента. Как и в Галате, здесь близ пристаней размещены разгрузочные площадки, пакгаузы, склады, всякого рода хранилища, принадле­жащие как правительству, так и негоциантам, лавки ре­месленников и мелких коммерсантов, обслуживающие судовладельцев и судовые экипажи. Между Эминёню и Баязидом располагаются и хане (гостиницы), в кото­рых селятся по преимуществу крупные негоцианты.

 

Если принять во внимание огромную территорию, могущество и богатство Османской империи, особен­но в XVI веке, пристани столицы отражали эпоху са­мой лихорадочной, самой кипучей деятельности, обу­словливаемой все возраставшим притоком населения, которое нужно было кормить, и огромным объемом строительных работ, предпринятых султанами и выс­шими сановниками, требовавшими постоянного под­воза в соответствующих количествах строительных материалов. Само богатство правителей стало призы­вом к расширению потребления как товаров широкого спроса (продовольствия в первую очередь), так и пред­метов роскоши. Все эти факторы благоприятствовали развитию торговли лишь в одном направлении — в на­правлении роста импорта продовольствия, других то­варов конечного потребления, а также сырья для обра­батывающей ремесленной промышленности, частной и государственной. Эта активность порта сохраняла, как кажется, свой прежний ритм и в следующем, XVII веке, поскольку население столицы продолжало еще увеличиваться, но уже не было прежнего подъема, прежнего ускорения. Наступила, по-видимому, эпоха

3 Матран Р. стагнации — впрочем, при сохранении весьма высо­кого уровеня развития. Да, торговля Стамбула была од­нобокой, так как этот великий город ничего не произ­водил на экспорт. Практически все произведенное государственными мастерскими и ремесленниками- частниками в столице же и потреблялось, а вывозимые на Запад товары производились вне Стамбула. Стамбул служил всего лишь центром транзитной торговли, че­рез него на Запад шел поток восточных экзотических товаров — из стран черноморского бассейна, с севера Анатолии или из более отдаленных Армении и Ирана. Хотя Турция и обладала торговым флотом, который находился в собственности у частных владельцев (го­сударственного не существовало), он не осмеливался выходить за пределы вод Османской империи. Ни один турецкий судовладелец (независимо от нацио­нальности, в расчет принималось лишь подданство) не рисковал вести торговлю в западных портах Средизем­ного моря, не говоря уже об Англии или Голландии. Та­кая бездеятельность имела свои причины (на которых мы остановимся ниже87). Она-то и развязывала руки купцам с Запада, которые не преминули воспользо­ваться предоставленной им возможностью. Особенно с того момента, когда Османская империя не смогла более скрывать синдром своего упадка, то есть со вто­рой половины XVII века88.


ГОРОДСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Демография

Происхождение и количественная оценка населения

Когда Мехмет II овладел Кон­стантинополем, город уже несколько десятилетий не походил на былую имперскую метрополию. Еще до 1453 года многие из горожан покинули его, и хотя нет возможности точно установить численность остав­шихся жителей, к моменту завоевания она, по всей ви­димости, была менее 100 тысяч человек1. Все они, или почти все, были, разумеется, греки. Вместе с тем су­ществовала и небольшая мусульманская община, нали­чие которой отмечается по меньшей мере с середины предыдущего XIV века2.

Завоевав город, Мехмет II тут же приступил к депор­тации греков и к заселению города новыми жителями: прежде всего вывезенными из Малой Азии турками, а также христианскими подданными Османской импе­рии, насильственно переселенными оттуда же, с Бал­канского полуострова и с островов Эгейского моря. Это первое переселение оставило свой отпечаток на топонимике столицы, так как новоселы, прибывавшие из одной и той же местности, обосновывались в столи­це гнездами, что и отражалось на названии занятых ими кварталов. Так, кварталы Аксарай, Балат, Караман, Чаршамба носят названия городов, откуда прибыли их новые жители. Отметим появление в столице, помимо турок, греков с островов Архипелага, армян из Малой

Азии, евреев из Салоник. Практически все эти пересе­ления производились насильственно, так что термин «депортация» здесь вполне уместен. Стоит, однако, от­метить и то, что невольные новоселы получали не только жилища изгнанных греков, но и ряд льгот в об­ласти ремесленной или коммерческой деятельности. Мехмет И желал вернуть Константинополю былую ки­пучую жизнь, превратить его в главное средоточие му­сульманского мира, оттеснив в тень Каир, находив­шийся тогда во власти мамелюков. В достижении раз поставленной цели султан был упорен, а новые победы на Балканском полуострове обеспечивали его допол­нительными людскими ресурсами. И все же с некото­рым недоверием приходится относиться к сведениям о том, что численность населения Стамбула к концу XV века достигла будто бы 200 или даже 250 тысяч чело­век3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: