ПРОСТЫЕ ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ




Доктор Гари Коллинз, компетентный консультирующий психолог, отмечает, что очень часто, человек в ситуации консультирования испытывает «глубокое раздражение, неуверенность и даже чувство собственной бесполезности… когда его призывают помочь». Эти чувства естественны. Существует несколько видов консультирования и знание некоторых техник консультирования может очень помочь консультанту.

Типы консультирования (СЛ-17)

 

Мы с вами рассмотрим несколько общих типов консультирования. Единственное, чего мы не будем касаться, это глубинное консультирование, которое должны проводить только специально обученные профессионалы. В остальных сферах, обычный консультант после некоторого обучения может оказаться достаточно эффективным.

 

 

Поддерживающее консультирование чаще всего используется в отношении людей, которые оказываются один на один со своими проблемами. Через периодические промежутки времени этим людям может требоваться поддерживающее руководство. В поддерживающем консультировании, цель заключается не в том, чтобы развить у человека хроническую зависимость от консультанта, но в том, чтобы оказать своевременную поддержку и помочь человеку найти силы и ресурсы для дальнейшей борьбы.

 

Конфронтационное консультирование стремится к тому, чтобы указать клиенту на его или ее действия. Консультант ведет человека к тому, чтобы он увидел, какие неправильные поступки были совершены и понял бы ту, боль, которую он причинил другим. Суть подхода заключается в том, что утаивание своих аморальных поступков пробуждает лишь чувство вины, раздражения и нервозности. Являясь христианином, консультант должен помочь клиенту исповедать и оставить свои грехи, а также принять прощение любящего Спасителя.

 

Образовательное консультирование фокусируется на обучении клиента. Нежелательное заученное поведение вероятно потребует отучения. В таком случае консультант будет выступать в роли учителя. Люди могут обращаться к консультанту с вопросами на социальную тему, религиозную тему или даже для решения вопросов, связанных с карьерой. Зачастую некоторым клиентам может понадобиться помощь при принятии жизненно важных решений.

 

Превентивное консультирование используется для того, чтобы предотвратить проблемы до того, как они начнутся или не допустить ухудшения ситуации. Такие темы как «Как сохранить здоровье», «Как подготовиться к пенсии» или встречи по добрачному консультированию являются примерами превентивного консультирования.

 

Духовное консультирование крайне необходимо, и христианин очень часто ищет возможность открыть человеку путь ко Христу. Иногда будут встречаться люди, которые захотят найти духовные ответы. Люди могут искать смысл жизни. Для христианского консультанта это шанс привести такого человека к Библии и помолиться вместе с ним. Иногда в процессе духовного консультирования, консультант может обнаружить, что у человека есть и психологические проблемы, с которыми необходимо поработать.

Глубинное консультирование это долгосрочные взаимоотношения в процессе которых у консультируемого выявляются глубоко сидящие проблемы, с которыми потом проводится тщательная работа. Консультационный процесс отличается продолжительностью и требует умений профессионального консультанта. Этот тип консультирования не должен осуществляться духовными консультантами. Не шутите с глубинным консультированием, если вы не являетесь профессиональным терапевтом!

 

Неформальное консультирование происходит в повседневной обстановке. Быть может при посещении больницы или во время неформального домашнего визита, окажется, что консультант участвует в беседе, в которой выявляется просьба о помощи. Или вы можете встретить своего друга на улице и поинтересоваться, как у него идут дела. В ответ вы можете услышать рассказ о проблеме, которую он или она переживает в настоящее время. Если вы уделите этому время и проявите заботу об этом человеке, то это будет очень полезно. Неформальное консультирование может казаться не очень важным, но многим оно помогло.

План действий в консультировании (СЛ-18)

 

Основной чертой консультационного процесса являются взаимоотношения, существующие между консультантом и клиентом. Отношения основываются на доверии клиента целостности, честности, компетентности и общему поведению консультанта. Ниже приведены некоторые размышления, которые могут помочь консультанту в его или ее подходе:

 

1. Определите проблему. Так консультант помогает клиенту сказать, что его действительно беспокоит. Помогите клиенту прийти к пониманию того, что происходит внутри него или нее. Зачастую это приводит клиента к готовности работать в направлении достижения определенных целей. Прежде чем начать работать с клиентом, консультанту необходимо попрактиковать несколько умений. Они помогают клиенту увидеть, что консультант заинтересован в ее или его проблеме.

 

Консультант должен располагаться лицом к лицу с клиентом; наклонитесь немного вперед к клиенту, демонстрируя тем самым вашу заинтересованность; установите контакт глаз и продолжайте сохранять непринужденную атмосферу. Дополнительные навыки включают в себя уважение к клиенту, искренность, первоначальную эмпатию и конкретику.

 

  1. Уважение к клиенту как к человеку, имеющему ценность, очень важно. Наши чувства мы можем передавать вербально и невербально. Мы должны быть уверены в том, что проявляем к клиенту уважение, не зависимо от ситуации, в которой он оказался.
  2. Искренность в нашем подходе демонстрирует, что то, что мы говорим и то, что мы делаем не расходится друг с другом. Если мы говорим, что заинтересованы в клиенте, но действуем так, как будто нам все равно, это будет неискренность и клиент это обязательно заметит.

 

  1. Первоначальный уровень эмпатии демонстрация того, что вы понимаете чувства клиента: боль, гнев, раздражение и беспомощность.

 

  1. Конкретика – это искусство удерживать клиента в фокусе проблемы. Побуждайте клиента говорить по существу, а не высказываться в общих чертах.

2. Постановка целей. Помогите клиенту поставить цели для решения проблемы, или по крайней мере какой-то ее части. Не ставьте эти цели сами. Определяя проблему совместно с клиентом, вы сможете и направить его или ее в постановке целей. Давайте рассмотрим некоторые навыки, необходимые для этого шага:

 

  1. Более глубокая эмпатия поможет клиенту более глубоко раскрыть свои чувства.
  2. Раскрытие самого себя поможет клиенту увидеть вас как человеческое существо с проблемами и поиском их решений.(ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Не раскрывайте клиенту слишком личную информацию о себе). Будьте осторожны в том, чтобы не отвлекаться от проблемы клиента.

 

с. Конфронтация –это еще один необходимый навык. Этот навык

позволит бросить вызов отношению, установкам и верованиям

клиента.

d. Непосредственность способность быть «здесь и сейчас». Не давайте клиенту уходить в прошлое. Хотя клиенту может потребоваться обсуждение прошлых обид и переживаний, постоянно возвращайте его к настоящему моменту. Цель консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту поставить разумные цели на пути к решению проблемы.

3. Изменение поведения. Теперь настало время действовать. Здесь в фокусировка идет на действие, которое приведет к изменениям в поведении. От чего-то нужно отказаться, что-то нужно усвоить. Обратите внимание, что поведение относится к жизненным ситуациям. Такое поведение по другому можно назвать привычками. Усвоенные привычки, если они нежелательны, необходимо оставить. Теперь клиент будет работать в направлении достижения своих целей, которые приведут к изменению в поведении. Это называется поведенческая модификация. Теперь план действий составлен и запущен в ход. Составление и работа над планом должны включать следующее:

 

a. Определите обстоятельства, при которых совершаются нежелательные действия.

b. Контролируйте эти обстоятельства, избегая или исключая факторы, усиливающие это поведение.

c. Замените нежелательное поведение желаемым.

ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫВ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (СЛ-19)

Иногда в стремлении помочь, не принимаются во внимание этические факторы. Крайне важно, чтобы консультант уделял пристальное внимание соблюдению этики в консультировании.

 

Зачастую духовные консультанты не очень беспокоятся по поводу этических вопросов консультирования. Но иногда игнорирование некоторых «правил игры» может привести к неприятностям. Говоря об этике, мы имеем в виду хорошие и плохие моменты в консультировании. Беззаботность в отношении этики может привести к очень серьезным последствиям. Ниже мы разберем некоторые этические вопросы, к которым нужно относится очень внимательно в процессе консультирования:

 

Права клиентов (СЛ-20)

Консультанты, которые проявляют уважение по отношению к правам клиентов, выстраивают хорошие взаимоотношения с ними:

 

Право информированного согласия требует, чтобы у клиента было достаточно информации, располагая которой он сможет сделать правильный выбор о том, начинать ли ему и продолжать ли взаимоотношения терапевт - клиент. Образец «формы информированного согласия» можно получить в любом профессиональном агентстве. Вопросы, которые могут повлиять на решение клиента начать консультирование, затрагивают общие цели консультирования, обязанности консультанта по отношению к клиенту, ограничения и исключения в вопросах конфиденциальности, квалификацию и прошлый опыт терапевта, оплату услуг, примерную продолжительность встреч и те услуги, на которые клиент сможет рассчитывать.

 

Права несовершеннолетних. Очень важен вопрос, касающийся права несовершеннолетних на консультирование. Может ли несовершеннолетний обратиться за помощью к консультанту без предварительного согласия родителей? Каковы в данном случае будут границы конфиденциальности? В разных странах существуют различные стандарты. В большинстве стран несовершеннолетние должны заручиться согласием родителей, прежде чем обратиться к консультанту, за исключением некоторых случаев, таких как оскорбление личности, детское насилие и другие кризисные ситуации.

 

Право перераспределения. Когда консультант чувствует себя недостаточно компетентным, чтобы заниматься каким-то случаем, или считает, что тип и продолжительность лечения слишком ограничены по сравнению с тем, что должен получить клиент, то это как раз тот случай, когда необходимо перенаправить клиента к другому консультанту. ААРК (Американская Ассоциация Развития Консультирования) дает следующие рекомендации: Если консультант понимает, что не может оказать клиенту полноценную профессиональную помощь, он должен либо не начинать процесс консультирования, либо немедленно прекратить его». Пусть клиент знает, что не смотря на то, что вы искренне в нем заинтересованы, у вас недостаточно необходимых для оказания ему помощи навыков. Не создавайте впечатление, будто вы хотите избавиться от клиента. Проведя предварительную работу, вы должны быть готовы порекомендовать ему терапевта, который обладает достаточной квалификацией, чтобы позаботиться о вашем клиенте. Пусть у вас при себе будет информация об этом терапевте, которой вы сможете поделиться. Таким образом клиент не будет нервничать по поводу смены консультанта

Обязательство предостерегать и оберегать. У всех консультантов есть двойная обязанность. Первая обязанность защищать других людей от потенциально опасных клиентов. Вторая обязанность – защищать клиентов от них самих. Очень часто на эти две обязанности обращают внимание врачей, занимающихся психотерапевтической практикой. Они должны предупреждать общественность о потенциально опасных клиентах. Прекращение лечения, если оно не закончено, также считается нелегальным. В целом, консультанты должны прибегать к здравому профессиональному суждению или обращаться за консультацией, если они сомневаются по поводу какого-то конкретного случая.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: