Работа с суицидальными клиентами – задача непростая. Духовным консультантам рекомендуется перенаправлять таких людей к профессиональным терапевтам. Однако, есть определенные шаги, которые может предпринять любой консультант, имея дело с суицидально настроенным человеком. Конфиденциальность в данном случае должна быть ограниченной. Нужно серьезно отнестись к угрозе самоубийства и понять, что жизнь клиента находится в опасности. Каждый должен быть по крайней мере знаком с несколькими признаками суицидальных намерений:
· Человек раздает дорогие для него вещи
· Составляет и обсуждает план самоубийства
· Факт предыдущих попыток самоубийства
· Выражения безнадежности и беспомощности
· Высказывания о том, что семья и друзья не будут по ним скучать
· Неожиданно позитивные перемены в поведении, сменившие период депрессии
Т.к. отсутствие каких-либо действий со стороны консультанта может послужить причиной привлечения его к ответственности, лучше всего иметь в запасе несколько вариантов действий, в случае, если клиенту угрожает суицид: (СЛ-24)
Если возможно, уговорите клиента в момент кризиса позвонить вам или в службу спасения.
· Обезоружьте клиента и уберите все виды оружия или отравляющие вещества.
· Порекомендуйте необходимую частоту сеансов консультирования.
· Выработайте план для того, чтобы клиент мог звонить вам в промежутках между встречами, и его или ее эмоциональное состояние таким образом можно было бы отслеживать.
· Уговорите клиента обратиться за медицинской помощью и лечь в больницу.
· Не недооценивайте силу молитвы.
ПРИМЕЧАНИЕ: Суицидальных клиентов необходимо перенаправлять к профессиональному терапевту или психиатру.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ (СЛ-25)
Конфиденциальность является и юридическим, и этическим вопросом одновременно. Консультант должен проинформировать клиента о границах конфиденциальности в их взаимоотношениях. Конфиденциальность должна быть нарушена, если становится ясно, что клиент может причинить вред себе или другим. Консультант также обязан нарушить конфиденциальность в ситуациях насилия над ребенком, плохого отношения к пожилым или опасности для других людей. Иногда, информацию полученную во время сеанса можно обсудить с другими, но только в профессиональных целях и с теми, кто напрямую связан с этим случаем. Сообщите об этом клиенту. Ниже приведены несколько случаев, когда можно разглашать полученную информацию:
· Когда клиенты могут причинить себе вред
· Когда терапевт считает, что клиент в возрасте до 16 лет, стал жертвой изнасилования, инцеста, плохого обращения или другой разновидности преступления
· Когда консультант принимает решение о том, что клиенту требуется госпитализация
· Когда информация нужна для дачи показаний в суде
Нельзя недооценить важность конфиденциальности. Это краеугольный камень всего процесса консультирования.
КОНСУЛЬТРОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ
Теперь когда у нас есть некоторая техническая информация, давайте обобщим то, что мы изучили:
- Ежедневно молитесь о руководстве Святого Духа.
2. Найдите тихое, комфортное помещение.
3. Уделите внимание мебели, освещению и уединению.
4. Разработайте систему учета информации о клиенте (имя, пол, адрес, телефонный номер, электронный адрес, дата рождения, семейное положение, род деятельности и т.д.). Это даст вам определенную базу для дальнейшей работы и поможет вам найти клиента в случае необходимости.
5. В начале сеанса, дружески поприветствуйте вашего клиента. Не будьте чересчур дружелюбны или чрезмерно оживлены. Будьте естественны и профессиональны. Сохраняйте профессионализм на протяжении всех встреч.
6. Начните сеанс с нескольких общих вопросов, типа: «Как вы себя сегодня чувствуете?», «Легко ли вы сюда добрались?». Можно сказать что-нибудь типа: «Итак, что привело вас сюда сегодня?». Овладейте искусством постановки открытых вопросов. (Вместо того, чтобы спрашивать: «Вы думаете это было справедливое утверждение?» Спросите: «Что вы думаете об утверждении, сделанном вашим мужем?»)
- Высказывайте клиенту одобрение там, где это возможно, и помогите ему почувствовать себя легко, заметив: «Я хочу поздравить вас за ваше решение прийти, чтобы мы могли поработать над вашей ситуацией».
- Поделитесь с клиентом правилами соблюдения конфиденциальности. «Хочу вас заверить, что наш процесс консультирования будет очень конфиденциальным. Я не буду разглашать ничего из того, что вы мне говорите, за исключением ситуаций, когда вы можете нанести вред себе или другим, или в случае, если информация, которую вы мне сообщаете, должна быть передана властям по требованию закона. (Подобного рода информация описана в предыдущей части материала и излагает те сведения, которые не должны оставаться конфиденциальными).
- Сообщите клиенту о том, что ему или ей ожидать от вас (включая право перенаправить клиента к другому специалисту).
- Не бойтесь сообщить, что ваш подход ориентирован на Библию.
- Внимательно выслушайте проблему, прежде чем делать какие-либо выводы.
- Будьте осторожны, чтобы не занять чью-либо сторону. Упреки или одобрение могут лишить вас объективности.
- Проявляйте глубокий интерес к тому, что говорит клиент и задавайте уточняющие вопросы.
- Попытайтесь выявить проблему. В консультировании существует три основных типа вопросов: «Что происходит?», «Что вы в связи с этим чувствуете?», «Хотите ли вы изменений?»
- Задавайте вопросы, типа «Какие чувства это в вас вызывает?», «Чего вы хотите достигнуть в результате наших встреч?». Будет хорошо, если вы побудите клиента поставить несколько целей. Избегайте подавать советы. Ваша цель – помочь клиенту прийти к тем решениям, которые касаются предпринимаемых ими действий.
- Избегайте вынесения суждений в вашем подходе.
- Слушайте, слушайте, слушайте.
- Если клиент молчит, после того, как вы задали ему вопрос, не проявляйте нетерпения. Терпеливо дождитесь, когда клиент ответит. Молчание – вполне нормальное явление.
- Не чувствуйте себя дискомфортно, если клиент плачет. Все в порядке. Однако, вам нужно контролировать свои эмоции.
- Всегда соблюдайте стандарты этики. Неуместные прикосновения, сексуальные предложения и другие подобные вещи являются неправильными. Здесь необходима политика «неприкосновенности», особенно в отношении лиц противоположного пола. (Еще раз изучите раздел, посвященный вопросам этики и сексуальных контактов)
- Перенаправьте клиента к другому специалисту, если вы видите, что не справляетесь с ситуацией. Не пытайтесь заниматься теми проблемами, которые требуют глубинного консультирования. (Еще раз изучите раздел, где об этом говориться более подробно).
- Всегда помните, что вы не Бог. Есть проблемы, которые решить может только Бог. Научите клиента передавать ситуацию Богу (Иакова 1:5).
- Всегда держите под рукой Библию, если вам понадобиться найти какие-то тексты. Укажите клиенту на Иисуса, Замечательного Советника (Исаия 9:6). (См. Приложение II, где приведены некоторые библейские ссылки).
- На протяжении всего сеанса молитесь внутри себя.
- Вселите в клиента надежду. (Пс. 30:25; Втор.31:8, Лука 5:20,24; Иоиль 2:25; Ис. 44:22).
- В конце помолитесь вместе с клиентом.
ЗАВЕРШЕНИЕ (СЛ-26)
Христианское консультирование – это больше, чем просто процесс. Это служение. Это способ применения разума Христова и сердца, наполненного любовью. Грех принес в этот мир отчаяние и боль, но Бог дал все необходимое для исцеления и надежды. Христианские консультанты уникальны. Они рассматривают клиента не только как объект, которому нужна помощь. Клиент – это душа, которая должна быть спасена – претендент для Царствия Небесного. Хотя по своему методу и подходу консультанты могут различаться, все мы являемся последователями Христа. У нас есть общее руководство – Библия. У нас есть общий Источник – Иисус. Наша Модель – Советник Дивный. Нам нечего бояться.
Литература
Коллинз, Гари. Эффективное консультирование. Card Stream, IL: Creation house, 1972.
Кори, Джеральд. Теория и Практика Консультирования и психотерапии. Pacific Grove, CA: Brook-Cole, 1991.
Дайер, Уэйн и Вренд, Джон. Техники Консультирования, Которые Работают. USA: American for Counseling and Development, 1998.
Хаббард, Рубен. Духовный Консультант. Berrien Springs, MI: Andrews University, 1986.