Демократия: понятие, виды и формы.




Так и умру, не поняв различия между демократией и охлократией.
  — Леонид Зорин

 

Демокраатия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

· Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов.

· Народ является единственно легитимным источником власти.

o Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.

 

В части 1 статьи 1 Конституции РФ установлено: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

 

17. Политическая система общества: понятие и структура. Проблемы модернизации политической системы современной России.

 

ПСО – это система взаимосвязанных и взаимодействующий объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

 

Формы политических систем:

§ Демократия

§ Теократия

§ Тоталитаризм

§ Авторитаризм

 

В литературе выделяют следующие компонентами политической системы общества:

а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

 

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

· Организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

· Идеологический компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

· Нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

· Коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

· Функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

 

Выделяют следующие функции политической системы:

 

o Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

o Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

o Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

o Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

o Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

o Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

o Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

o Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

o

Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:

· Политическая социализация — приобретение человеком политических знаний, ценностей, следование стандартам политического поведения в обществе и т. д.

· Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.

· Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.

· Экстракционная функция — черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.

· Дистрибутивная функция — согласование интересов различных групп внутри общества.

· Регулирующая функция — управленческие действия.

 

Политические системы «живут», функционируют во времени и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режима различают демократические и тоталитарные политические системы. С позиций марксистской теории, имея основанием классификации категорию «общественно-экономическая формация», выделяют политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. Учет географических, территориальных факторов позволяет говорить о европейских, азиатских, североамериканских и иных региональных системах. Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характеристики арабских, индуистских, мусульманских и других политических систем. Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее структурные элементы: государство, политические партии, общественно-политические объединения.

 

Проблемы модернизации политической системы современной России.

 

Политическую систему необходимо рассматривать, прежде всего, как систему управления, с помощью которой общество регулирует все существующие в нем социально-политические процессы. Значимость политической системы, целесообразность ее изучения определяются тем, что здесь проходит нерв социально-экономической и духовной жизни общества, что именно здесь, через столкновение и согласование воли различных общественных сил, принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Политическая система Российской Федерации находится в состоянии постоянного развития и совершенствования, она до сих пор не достигла уровня полной адекватности менталитету народа, его культуры. Она достигнет устойчиво-динамической стабильности лишь тогда, когда будет четкая определенность в целях и путях развития нашего общества, когда будет достигнут цивилизованный консенсус между политическими силами в российском социуме.

Наблюдается усиление централизации вертикали власти, при этом происходит непомерное увеличение государственного аппарата, усиливается его бюрократизация.

Гражданское общество находится на стадии реформирования, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Формирование гражданского общества начато "сверху" и осуществляется в основном государственными структурами.

Необходимость модернизации обусловлена самим характером нынешнего политического и социально-экономического развития России (столкновением традиций и инноваций, национальных ценностей и универсальных стандартов, увеличения посягательств на власть со стороны преступных сообществ).

Одна из главных целей модернизации политической системы является демократизация власти, создание эффективного государственного управления, совершенствование деятельности административных структур, осовременив их регламенты, правила поведения, внедрения новых управленческих технологий, чтобы само государство стало правильным инструментом модернизации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: