Это самая крупная структурная часть механизма любого гос-ва. Это относится и к России, где аппарат исполнительной власти в конце XX в. составлял более 2 млн человек, тогда как в судебной системе было занято немногим более 20 тыс. судей.
Исполнительную власть возглавляют и осуществляют глава гос-ва, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, ведомства, инспекции, службы и т.д.). в структуру исполнительной власти входят также региональные и местные государственные органы и должностные лица.
Глава государства призван обеспечить согласованное функционирование органов исполнительной власти в интересах единой властной воли народа и решения общегосударственных задач. ГГ обеспечивает необходимую координацию их деятельности, испытывая на себе контролирующее воздействие законодательных и судебных органов.
Монарх имеет ряд полномочий в отношении парламента: созыв сессий, роспуск парламента, назначение членов верхней палаты, утверждение и опубликование законов. Он назначает или утверждает главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях. Фактически эти полномочия осуществляются правительством или соответствующим министром.
В большинстве стран главой гос-ва является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры. Он принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует м/н договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказывать в одобрении закона (отлагательное вето), передавать его на вторичное рассмотрение парламента.
В парламентарных и президентских республиках роль президента не одинакова. В парламентарных республиках президент – малоактивная фигура во внутренних делах, реальная власть в руках главы правительства. В президентских республиках президент – центральная фигура во всем механизме государства. Представляет гос-во и внутри страны, и за ее пределами. Обладает законодательной инициативой. Назначает дату выборов в парламент, в ряде стран распускает его, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентов законов. Контролирует работу правительства. В некоторых странах является и главой гос-ва, и главой правительства. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами, он назначает высший командный состав армии, флота, внутренних войск, присваивает высшие воинские звания и т.д.
Правительство («совет», «кабинет министров», «государственный совет») – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление обществом. Его основное назначение – исполнение, реализация законов и правовых актов главы государства.
В некоторых странах исполнительная власть принадлежит президенту, а правительства как такового не существует (США, Бразилия, Мексика).
Прав-во возглавляет председатель, как правило это премьер-министр, в Германии – канцлер, в Норвегии – государственный министр, в мусульманских странах – визир и т.д. состав правительства: заместитель (-ли) председателя прав-ва, министры, руководители некоторых ведомств.
Виды правительств: однопартийные, двухпартийные, коалиционные, беспартийные правительства.
В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а также правоохранительные и правозащитные органы – прокуратура, ОВД и юстиции, контрольные органы и др. в федеративных гос-вах органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации, т.е. исполнительная власть федераций двухуровневая.
Органы судебной власти.
Система состоит из судов общей юрисдикции, арбитражных, военных, административных, конституционных и иных судов. Особое место занимают мировые судьи. Наверху этой системы находятся верховные и конституционные суды. В странах, где существует судебный прецедент, суды участвуют в правотворчестве.
Судебная власть принадлежит суду, а не судебным учреждениям.
Рассмотрение дел в судебном заседании опирается на ряд принципов, признанных на международном уровне:
· Свобода допуска к суду: любое ФЛ или ЮЛ может обратиться в суд для защиты своих прав, ограничений нет и быть не может.
· Коллективное отправление правосудия. Исключение из данного принципа допускается только для рассмотрения мелких гражданских и уголовных дел, которые может рассматривать мировой судья единолично.
· Возможность обжалования судебного решения (приговора) в другой суд и возможность повторного рассмотрения дела.
· Открытость, публичность, гласность судебного заседания.
· Независимость суда и подчинение его только закону.
· Ведение судопроизводства на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением сторонам услуг переводчика.
· Ответственность государства за судебную ошибку (возмещение гос-вом ущерба потерпевшему).
Результатом судебного процесса является судебное решение (приговор и др.). лица и организации, которым оно адресовано, обязаны его выполнять.
Государственная власть, задачи и функции гос-ва осуществляются посредством его механизма (аппарата).
Одним из главных принципов формирования и деятельности механизма современного государства является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.