Основные теории происхождения государства.




Государство и право как социально-политические явления возникли в процессе расслоения общества на различные по отношению к производству, результатам труда и управления социальные слои, классы.

По некоторым данным процесс возникновения Г и П начался приблизительно 12 тыс. лет назад и длился 6-8 тысячелетий. Определяющими факторами являются природные, экономические явления и их трансформация, человек, общество и их эволюция.

Необходимо отметить основные исторические пути возникновения Г и П. один из основных – восточный путь возникновения государств, которые появились сначала на Древнем Восток, а затем и в Африке, Америке. суть его в том, что главными факторами происхождения государства являются земельная община, коллективная собственность, постепенное превращение родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления, а коллективной собственности – в государственную.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Южной Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Например, Древняя Греция.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе зарождалось феодальное государства (это относится, прежде всего, к России и Германии). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привелегии в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период называют профеодализмом, а государство – профеодальным.

Основные теории происхождения государства:

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье). По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Творец всего сущего на Земле – Бог.

Патриархальная теория происхождения государства была широко распространена в Древней Греции, рабовладельческом Риме и дошла до наших дней. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского, Покровского и др. Они обосновывают тот факт, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят в конечном счете к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. В Средние века Р. Филмер доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином. Историк Покровский считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской.

Теория договорного происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII- XVIII веках (Древняя Греция) в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в “естественном“, первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Положение о том, что государство покоится на взаимном договоре людей, впервые встречается у Эпикура. Соглашение людей, по мнению Руссо, - основа законной власти.

Учение о государстве Г.В. Гегеля. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). Государство – высшая форма реализации нравственности. Оно не подчиняется чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.

Теория насилия (завоевания) в наиболее логически завершенном виде возникла в конце XIX – начале XX вв. в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Ирригационная теория связывает возникновение государства с необходимостью строительства и эксплуатации гигиантских по тем временам ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других аграрных областях. Эти процессы повлекли образование класса чиновников-управленцев, различных бюрократических формирований, обслуживающих жизненно важные объекты хозяйствования, злоупотребляющих своим положением и постепенно порабощающих общество. Основатель – К. Виттфогель.

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвиным. По мнению представителей данной доктрины, государство – это организм, постоянные отношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа, т.е. государство – продукт социальной эволюции, которая в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Сторонники данной теории полагали, что государство появляется вместе с людьми и, как сами люди, оно – творение сил природы.

К представителям марксистской (материалистической) теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда, и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. То есть возникновение государство в данном случае связано с возникновением частной собственности и расколом общества на классы.

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребности людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: