Формы осуществления функций государства – однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по выполнению функций государства. Две формы: правовая и неправовая.
В правовых формах отражается обязанность государства действовать на основе норм права и в рамках закона. Правовые формы: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная, правосудие и контроль.
Правотворческая деятельность – это подготовка и издание законов и других НПА, образующих нормативно-правовую основу деятельности гос органов и должностных лиц по выполнению функций гос-ва.
Правоисполнительная дея-сть – дея-сть гос-ва, направленная на исполнение законов и других НПА гос-ва.
Правоохранительная дея-сть – властная оперативная и правоприменительная работа гос органов и должностных лиц по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Она включает в себя меры по предупреждению правонарушений, разрешению юридических дел, привлечению к юридической ответственности и проч.
Правосудие осуществляется только судом. Суд призван в особой процессуальной форме разрешать споры о праве, различные конфликты, рассматривать уголовные, гражданские и иные дела, используя государственную власть. Приговоры и решения суда неприкасаемы и обязательны для тех, кому они адресованы.
Контроль осуществляется в форме инспектирования, проверки соответствия деятельности органов гос-ва, должностных лиц, принимаемых ими решений, правовых актов конституции, законам, нормативным актам других, вышестоящих органов. Контрольные органы обычно не дают указаний, распоряжений. Они устанавливают факты и обращаются в соответствующие органы, могут возбудить дело.
Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая работа необходима и правомерна, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению, изучению различной информации, необходимой для принятия управленческих решений, ознакомление с письмами, жалобами граждан. Сюда также относится бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.д.
Методы осуществления функций государства зависят от вида функций, государственных органов, которые их осуществляют. Например, для выполнения функции обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка используются методы дозволения, требования, запрета, убеждения и принуждения.
Все функции гос-ва тесно взаимосвязаны, действуют в системе и осуществляются соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от целей и задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции.
Функции современного российского государства.
По-моему в этом вопросе нужно говорить то, что написано в предыдущем, но ко всему прибавлять «в России»… Если я не права, позвоните мне, отругайте, объясните, и я все исправлю)))
Механизм государства (государственный аппарат): понятие, структура и принципы деятельности.
Механизм (аппарат) государства – это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Все образующие МГ создаются и действуют на основе конституции, законов и других НПА.
Данная система образована на принципах субординации (соподчиненности) и координации деятельности.
Многие века и тысячелетия государственный механизм был не развит. В рабовладельческом, феодальном и на ранней стадии капиталистического государства основу механизма государства составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и международных дел. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений. Структурные части МГ создаются на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА | |||
Государственные органы | |||
По порядку образования | По юридической силе | По принципу разделения властей | По времени действия |
Первичные (выборные) | Федеральные органы | Законодательные | Постоянные |
Производные (назначаемые) | Органы субъектов федерации | Исполнительные | Временные |
Местные органы | Судебные |