РАЗДЕЛ VIII. СИСТЕМА НАДЗОРА ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ




Тема 8.1 ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА

Система надзора за строительством объектов недвижимости создана для усиления контроля за качеством строительства и обеспечения эксплуатационной надежности построенных зданий и сооружений. Главным органом надзора в строительстве является Государственный архитектурно-строительный надзор РФ (Госархстройнадзор).

К Государственным надзорным органам, которые имеют отношение к строительству объектов недвижимости и в той ли иной степени взаимодействуют с органами Госархстройнадзора России относятся:

Ø органы Ростехнадзора России, осуществляющие государственное регулирование и надзор в области проектирования, строительства и безопасной эксплуатации магистральных газо-, нефте- и продуктоводов, а также систем газоснабжения природными и сжиженными углеводородными газами, используемыми в качестве топлива;

Ø органы Государственной транспортной инспекции, осуществляющие государственное регулирование и надзор в области проектирования, строительства, реконструкции и приемки в эксплуатацию объектов автомобильного транспорта;

Ø органы Государственной жилищной инспекции, осуществляющие государственное регулирование и надзор при вводе в эксплуатацию жилых домов;

Ø органы Государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, сдачей их в эксплуатацию с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда и снижающих его безопасность; дают заключения по проектам строительных норм и правил (СНиП) и других нормативных документов по вопросам строительства на соответствие их требованиям норм и правил по охране труда;

Ø органы Госзнергонадзора, в соответствии с возложенными на них задачами участвуют в установленном порядке в работах по сертификации и приемке электрических установок, приборов и систем учета и контроля регулирования расхода электрической и тепловой энергии при вводе в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения;

Ø органы государственной экологической службы, осуществляющие государственный экологический контроль за использованием и охраной земель в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.12.93г. № 1362, и другими нормативными правовыми актами РФ; проверяющие соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и других объектов и сооружений; вносящих предложения о проведении государственной экологической экспертизы и проверяющие выполнение ее заключений; выдающие обязательные для исполнения предписания об ограничении или приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещающие ввод в эксплуатацию объектов, строительство (реконструкция) которых выполнено с нарушением экологических требований и заключений государственной экспертизы и др.;

Ø органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор и контроль, в том числе санитарно-эпидемиологическое благополучие населения при приемке в эксплуатацию всех видов зданий и сооружений;

Ø органы Госсвязьнадзора, осуществляющие порядок испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых сооружений связи на соответствие стандартам и утвержденной технической (проектной) документации; проводят экспертизу сетей электрической и почтовой связи и радиоэлектрических средств на соответствие требованиям нормативно-технических документов и выдают разрешение на их эксплуатацию др.;

Ø органы Госстандарта, осуществляющие надзор и контроль на предприятиях стройиндустрии и промышленности строительных материалов. ПОРЯДОК проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами) утвержден приказом Госстандарта России от 30.12.93г. № 239 и зарегистрированным в Минюсте России 21.01.94г. №467;

Ø органы государственного пожарного надзора, участвующие в процессе строительства и приемке в эксплуатацию всех объектов. Деятельность органов Государственного пожарного надзора регламентируется Законом РФ «О пожарной безопасности», документами МВД и Госпожнадзора. При приемке в эксплуатацию всех видов объектов обязательным условием является участие представителей органов государственного пожарного надзора в составе рабочих, государственных и ведомственных комиссий. Участвуя в рабочей комиссии, представитель органа государственного пожарного надзора обязан:

проверить соответствие выполненных противопожарных мероприятий проектно - сметной документации, стандартам, строительным нормам и правилам производства работ с проведением в необходимых случаях контрольных вскрытий и испытаний конструкций;

принять участие в проверке и приемке смонтированного оборудования и систем противопожарной защиты;

ознакомиться с сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими показатели пожарной опасности использованных при строительстве материалов, конструкций и изделий, актами освидетельствования скрытых работ, испытания оборудования, систем и установок противопожарной защиты;

проверить готовность объектов, предназначенных для размещения подразделений Государственной противопожарной службы МВД России, других пожарных формирований и пожарной техники;

сообщить письменно председателю рабочей комиссии мнение органа государственного пожарного надзора о выполнении предусмотренных проектом противопожарных мероприятий и готовности законченного строительством здания, сооружения для предъявления государственной приемочной комиссии, а при наличии недоделок - составить и вручить их перечень.

При приемке пускового комплекса (части здания, сооружения), вводимого в эксплуатацию актом рабочей комиссии, представитель органа государственного пожарного надзора, помимо вопросов, указанных выше, проверяет наличие и соответствие нормам проектирования противопожарных преград, разделяющих строящуюся и вводимую части, обеспеченность каждой из этих частей не менее, чем двумя самостоятельными эвакуационными выходами, выполнение мероприятий по обеспечению бесперебойной работы систем и установок противопожарной защиты и противопожарного водоснабжения.

Участвуя в государственной или ведомственной приемочной комиссии, представитель органа государственного пожарного надзора обязан:

проверить устранение недоделок, выявленных в ходе работы рабочей комиссии по утвержденной комиссией программе;

ознакомиться с документацией, представляемой заказчиком комиссии; назначить, при необходимости, и принять участие в проведении контрольных опробований, испытаний и проверке оборудования и систем противопожарной защиты.

При выявлении на объекте, намечаемом к вводу в эксплуатацию, нарушений противопожарных требований нормативных документов или невыполнении (неустранении недоделок), предусмотренных проектом противопожарных мероприятий, представитель органа государственного пожарного надзора письменно излагает председателю комиссии Особое мнение, при этом акт государственной или ведомственной приемочной комиссии не подписывается.

Акт рабочей, государственной или ведомственной комиссии подписывается только тем представителем органа государствен­ного пожарного надзора, который является членом комиссии. Подпись иного должностного лица (в том числе вышестоящего) является недействительной.

 

Тема 8.2 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Предприятия, учреждения, организации и объединения за правонарушения в области строительства несут ответственность согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2001 года).

Статья 9.4 Нарушение требований нормативных документов в области строительства

1.Нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2.Те же действия, повлекшие потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати, до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию

1.Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства - влечет наложение административного штрафа на граждан и размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оп­латы труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда,

2.Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

3.Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Тема 8.3. ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗАКАЗЧИКА ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Технический надзор осуществляется единым заказчиком, дирекцией строящихся предприятий, дирекцией действующих предприятий (организаций), а также специальным аппаратом (группой) технического надзора, в течение всего периода вновь начинаемого строительства предприятий, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, а также строительства, реконструкции и расширения жилищно-гражданских зданий и сооружений.

Основными задачами технического надзора являются:

Ø контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, в том числе качества строительно-монтажных работ, соответствия стоимости строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения предприятий (объектов) утвержденным в установленном порядке проектам и сметам.

В соответствии с основными задачами на работников осуществляющих технический надзор, возлагается:

контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования, проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов;

принятие своевременных мер и контроль за устранением выявленных дефектов в проектно-сметной документации, ее пересмотр (в случае необходимости) и недопущение необоснованного увеличения сметной стоимости строительства;

проверка наличия документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.);

контроль за выполнением геодезических работ в процессе строительства;

освидетельствование и оценка совместно с работниками строительно-монтажных организаций выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также обеспечение требований по запрещению производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ;

осуществление по мере готовности с участием представителей генподрядной и специализированной (монтажной) организации, а также проектных организаций, промежуточной приемки ответственных конструкций зданий и сооружений - опор и пролетных строений мостов, емкостных сооружений, несущих металлических и железобетонных конструкций и т.п.,

участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, строительного контроля, Госприемки, состояния и соответствия проекту поступающего на монтаж оборудования, в оценке качества его монтажа, комплексном опробовании и приемке;

контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ проектно-сметной документации;

проведение учета объемов и стоимости принятых и оплаченных строительно-монтажных работ, а также объемов и стоимости некачественно выполненных подрядной организацией строительно-монтажных работ и затрат на устранение дефектов и переделки;

контроль наличия и правильности ведения первичной исполнительной технической документации (исполнительных схем инструментальной съемки смонтированных конструкций, частей зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, общих и специальных журналов работ) и внесение в нее изменений в связи с выявленными недостатками и дефектами при производстве строительно-монтажных работ;

контроль исполнения строительно-монтажными организациями указаний и предписаний авторского надзора и органов государственного строительного контроля, а также требований технического надзора заказчика, относящихся к вопросам качества выполняемых строительно-монтажных работ и применяемых
конструкций, изделий, материалов и оборудования, обеспечение своевременного устранения дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объектов в целом;

участие в проведении рабочими комиссиями (приемочными комиссиями) проверок качества отдельных конструкций и узлов, видов строительно-монтажных работ, оборудования и механизмов при их приемке;

участие в освидетельствований объектов, зданий и сооружений, подлежащих консервации и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ;

участие в проверках, проводимых органами государственного надзора и строительного контроля, отделениями и конторами финансирующих банков, а также ведомственными инспекциями и комиссиями;

извещение органон государственного строительного контроля о всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и объемах работ по ликвидации аварий.

Тема 8.3.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА

Технический заказчик осуществляет следующие функции:

в области обеспечения проектно-сметной документацией:

выдает исходные данные для разработки проектно-сметной документации;

обеспечивает полноту и качество выдачи проектной организации исходных данных для проектирования;

подготавливает совместно с проектно-изыскательскими организациями задания на разработку проектно-сметной документации, проводит ее согласование в установленном порядке;

заключает с соответствующими организациями договоры на выполнение проектно-изыскательских работ;

согласовывает с проектной организацией календарный график разработки и выдачи проектно-сметной документации, осуществляет контроль за ее выполнением;

организует проведение в установленном порядке согласования, утверждения и переутверждения проектно-сметной документации (с определением договорной цены), а также внесение в соответствующую документацию исправлений по замечаниям и заключениям подрядных организаций и органов экспертизы.

В области материально-технического обеспечения строительства объектов недвижимости;

обеспечивает с учетом действующей общегосударственной системы снабжения и сбыта, строительство объектов технологическим, электротехническим, энергетическим и общезаводским оборудованием и аппаратурой, а также материалами, поставка которых возложена на заказчика;

осуществляет согласование и своевременное представление в установленном порядке заявок на оборудование (включая нестандартизированное), аппаратуру и материалы, получение и распределение их на пусковые комплексы и объекты, предоставление обоснований, спецификаций, технических характеристик и необходимой заказной технической документации в снабженческо-сбытовые организации, заключение договоров на изготовление и поставку оборудования, аппаратуры и материалов и контроль за их реализацией;

осуществляет приемку, учет и надлежащее хранение находящегося на складах оборудования, изделий и материалов;

предъявляет претензии к заводам-изготовителям или поставщикам в случае установления некомплектности или дефектов оборудования и аппаратуры, по качеству материалов, а также несвоевременной их поставки и недопоставки;

своевременно передает подрядным организациям оборудование, материалы и аппаратуру, подлежащие монтажу, с обеспечением их доставки на приобъектные склады;

не допускает хранения оборудования на складах сверх нормативного срока, а в случаях нарушения этого порядка производит тщательные предмонтажные ревизии оборудования и устранение дефектов, вызванных его длительным хранением;

не допускает образования сверхнормативных запасов материальных ценностей, а также реализует в установленном порядке лишние и неиспользованные материалы, изделия и оборудование.

В области освоения строительных площадок:

принимает участие в работе комиссий по выбору площадок для строительства и осуществляет оформление и передачу в установленном порядке генеральным подрядным организациям в согласованные с ними сроки документы о решении соответствующих управлений об отводе земельных участков под строительство и о разрешении соответствующих эксплуатационных органов на: 1). производство работ в зоне воздушных линий, электропередач и линий связи в полосе отвода железных дорог, в местах прохождения подземных коммуникаций (кабельных, газопроводных, канализационных и других), расположенных на строительной площадке; 2). пользование на период строительства в городах и других населенных пунктах электроэнергией, газом, водой и паром от существующих источников в соответствии с проектом организации строительства в случае отсутствия у заказчика собственных объектов газо-, водо-, паро и энергоснабжения; 3). вырубку леса и пересадку деревьев, а в необходимых случаях на передачу лесорубочных билетов;

переселяет граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, переносу или реконструкции;

возмещает гражданам, в случае необходимости, предусмотренную действующим законодательством стоимость изымаемых плодово-ягодных насаждений и посевов, а также подлежащих сносу жилых домов и строений, принадлежащих им на правах личной собственности;

проверяет расчеты остаточной балансовой стоимости сносимых зданий и сооружений, принадлежащих государственным, кооперативным организациям и колхозам, правомерность включения ее в сметную документацию на строительство;

обеспечивает реализацию возвратных материалов от разработки сносимых строений, сооружений, а также материалов, получаемых при попутной добыче;

создает геодезическую разбивочную основу для строительства;

регистрирует в органах Госархстройконтроля должностных лиц организаций, непосредственно осуществляющих строительство объектов, а также авторский и технический надзор и получает разрешение на производство строительно-монтажных работ.

В области надзора за строительством:

согласовывает с соответствующими организациями вопросы, связанные с установкой, опробованием и регистрацией технологических крановых и подъемных механизмов, паровых котлов и прочего оборудования и аппаратов, работающих под давлением;

осуществляет контроль и технический надзор за строительством, соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ проектам и сметным расчетам, строительным нормам и правилам на производство и приемку этих работ, а также обеспечивает осуществление проектными организациями авторского надзора;

осуществляет контроль за обеспечением высокого качественного уровня архитектуры и градостроительства в процессе разработки проектно-сметной документации и ее реализации;

осуществляет предусмотренные проектом геодезические измерения деформаций оснований зданий и сооружений, выполняет контрольные геодезические съемки и по их результатам наносит все изменения на исполнительном генеральном плане.

В области приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов:

представляет (совместно с подрядными организациями при Госприемке) необходимые документы государственной приемочной комиссии (приемочной комиссии) по законченным строительством объектам;

участвует в приемке вспомогательных объектов и предъявляет государственной приемочной комиссии (приемочной комиссии) законченные строительством и подготовленные к эксплуатации объекты и участвует в работе государственной приемочной комиссии (приемочной комиссии);

несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, за приемку в эксплуатацию объектов, построенных с нарушением требований нормативных документов и проектной документации;

передает после приемки государственной приемочной комиссией (приемочной комиссией) законченные строительством объекты эксплуатирующим организациям, а также проектно-сметную и техническую документацию, разработанную до начала и в процессе строительства, акты рабочей, приемочной и государственной приемочных комиссий со всеми приложениями;

производит расчеты со всеми организациями (поставщиками, подрядчиками и др.) но законченным строительством объектам;

осуществляет своевременную и качественную подготовку к выпуску продукции на вводимых в эксплуатацию объектах (подготовку и укомплектование их кадрами, обеспечение сырьем, материалами, энергоресурсами и др.);

передает для эксплуатации законченные строительством и введенные в действие объекты, общие для групп предприятий (промышленного узла) тем предприятиям (организациям), на которые в установленном порядке возлагается их эксплуатация.

Контрольные вопросы

1. Перечислите Государственные надзорные органы, имеющие отношение к строительству объектов недвижимости.

2. Для чего создана система надзора (инспектирования) за строительством объектов недвижимости?

3. Назовите основные обязанности представителя органа государственного пожарного надзора, участвующего в приемке в эксплуатацию объектов недвижимости.

4. Какую ответственность несут предприятия, учреждения, организации и объединения за правонарушения в области строительства?

5. Кем осуществляется технический надзор?

6. Перечислите основные задачи технического надзора.

7. Какие функции осуществляет технический заказчик в области обеспечения проектно-сметной документацией?

8. Назовите основные функции технического заказчика в области надзора за строительством.

9. Перечислите основные функции технического заказчика при приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: