Философские альтернативы XX века. Прагматизм как основное течение американской философии. Неопозитивизм и постпозитивизм. Понятие постмодернизма




Прагматизм как особое философское течение занимает важное место в философии США начала XX в. и в последующие годы. Термин «прагматизм» этимологически происходит от греческого слова, означающего дело, действие.

Родоначальник прагматизма — американский ученый и философ Чарльз Сандерс Пирс (1839 — 1914). Основоположения прагматизма Пирс выработал к началу 70-х гг. XIX в. Они были изложены им в двух статьях: «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными», опубликованных в конце 1877 начале 1878 г.

Сторонники этой философии нашлись и за пределами США. Прагматизм — это философия, сочетающая в себе идеи «второго позитивизма», «философия жизни» и имеющая в своем содержании и некоторые идеи, свойственные только прагматизму. Специфика прагматизма обнаруживается в понимании понятия научного языка. Так, для махистов как представителей «второго позитивизма» теоретические понятия представлялись лишь знаками, иероглифами для экономного описания и систематизирования фактов опыта, сводимых к ощущениям и комплексам ощущений. Ницше рассматривал в понятиях и законах средства для достижения целей познания. Бергсон полагал, что понятия, как и продуцирующий их интеллект, применимы к фиксации мира «твердых тел» и не пригодны для постижения движения и жизни. Представители прагматизма наряду с отрицанием объективной познавательной роли понятий в центр своего внимания поставили вопрос об их значении, а также о средствах его установления. Философы, принадлежащие к этому направлению, попытались соединить мир понятий, идей и суждений с миром объектов с помощью соединяющего эти миры значения. Они отстаивали мысль о том, что значение понятия определяется отношением не к объекту, а к субъекту. По их мнению, значение следует рассматривать в терминах тех практических последствий, которыми оборачивается использование нами определенного понятия.

Разработчики философии прагматизма полагали, что их теория значения поможет выяснить подлинный смысл интересующих их проблем. Это позволит произвести реорганизацию, по мысли Джеймса, всей философии, или, по Дьюи, должна состоять в том, чтобы философия перестала исследовать проблемы, интересующие только философов, а обратилась к «человеческим проблемам». Для этого ей необходимо не просто созерцать и копировать реальность, а стать средством, помогающим людям в решении их жизненных проблем.

Философия прагматизма не представляла собой единого и четко разработанного учения. Во взглядах ее приверженцев имеются различия. Так, Пирс под прагматизмом понимал в основном теорию мышления и метод установления значения понятий. Джеймс разрабатывал прагматизм в основном как теорию познавательной деятельности и этическое учение, поддерживающее веру в Бога. Дьюи основу прагматизма видел в инструментальной логике, или в учении о проблематических ситуациях, сопровождающих многогранный человеческий опыт.

Американский прагматизм сыграл важную роль в становлении практической философии в США, реализация которой дала значительные результаты в организации жизнеобеспечения населения этой страны.

Позитивизм - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России — Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.

Названные философы относятся к «первому позитивизму». «Второй позитивизм» связан с деятельностью Э. Маха (1838 — 1916) и Р. Авенариуса (1843 — 1896), немецких ученых, называвших свою философию эмпириокритицизмом, а также с деятельностью французского ученого А. Пуанкаре (1854 — 1912).

Идеи позитивизма были подхвачены и преобразованы в трудах Бертрана Рассела (1872 — 1970), Рудольфа Карнапа (1891 — 1970), Мориса Шлика (1882 — 1936), Людвига Витгенштейна (1889 — 1851) и др.

Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма. В дальнейшем идеи представителей неопозитивизма нашли развитие в трудах постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).

Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:

· познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;

· вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;

· следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:

· В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.

· Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.

· Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.

· Для позитивизма характерна вера в прогресс.

Родоначальник позитивизма Огюст Конт (1798 — 1857).

Основные идеи позитивизма нашли отражение в его шеститомном труде «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), в работе «Дух позитивной философии» (1844) и в труде «Система позитивной политики» (1852 — 1854).

По мнению О. Конта, наука должна ограничиться описанием действительности и ее предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть их сущность.

Согласно Конту, на теологической стадии наблюдается преобладание силы, как, например при феодализме, для метафизической стадии характерны революции и реформы, например, реформирование христианства, позитивная стадия характеризуется появлением индустриального общества с ее бесконечной свободой сознания.

Идеи О. Конта оказали большое влияние на творчество многих ученых, работавших в области социальной философии и социологии.

Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. В рамках этого течения были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма».

Общая черта неопозитивизма, чаще всего называемого сегодня «аналитической философией», — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951). Рассел прожил долгую жизнь и написал много работ. В соавторстве с А. Уайтхедом он издал фундаментальный труд «Начала математики» (1910). Позже он самостоятельно писал «Анализ сознания» (1921), «Исследование значения и истины» (1940), «Человеческое познание, его сфера и границы» (1950), «История западной философии» (1948) и др.

Б. Рассел, будучи крупным математиком, вложил большой вклад в дело применения логического анализа к исследованию основ математики. Он полагал, что при этом важно уточнить смысл слов и предложений, составляющих знание, путем преобразования менее ясных положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» (1914) и «Логический атомизм» (1924) он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.

Ученик Б. Рассела Людвиг Витгенштейн считается одним из самых оригинальных мыслителей XX в. Он автор «Логико-философского трактата» (1921) и «Философских исследований». Тексты философа составлены из пронумерованных фрагментов. В первом сочинении он применил метод логического анализа, а во втором — метод лингвистического анализа. В «Логико-философском трактате» мир представляется как совокупность фактов. Последние выступают как события, которые в свою очередь состоят из объектов и являются их возможными конфигурациями. О событиях повествуют логические атомы — элементарные высказывания. Из фактов формируется представление о мире и картина мира. Обо всем этом возможны высказывания, составляющие содержание знания.

Постпозитивизм: Начиная с 60-х гг. XX в. наиболее значимыми для логико-методологических исследований становятся концепции постпозитивизма, или, как его иногда называют, «четвертого позитивизма». Продолжая поиски позитивизма в области повышения научности, строгости философии, его представители, наиболее известными из которых являются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (род. в 1922),

Абсолютизируя фактор относительной истинности знания, Поппер выдвигает положение о том, что научными считаются лишь те теории, которые в принципе могут быть опровергнуты, и что опровергаемость — фундаментальное свойство научного знания.

Утверждая, что любая научная теория заинтересована в том, чтобы быть опровергнутой, Поппер абсолютизировал действительно присущую процессу развития науки характеристику. Он представляет собой не простое количественное накопление фактов в рамках одной-единственной теории, объясняющей законы мироздания или прибавление новых теорий к старым, а последовательный процесс смены теоретических конструкций, существенно отличающихся друг от друга, часто принципиально отвергающих предшествующие научные объяснения.

 

Основные понятия онтологии: бытие, субстанция, материя. Эволюция понятия материи. Современные представления о материи, ее строении и свойствах

Древнегреческий философ Парменид ввел в философию категорию «бытие». Он считал, что бытие вечно, не имеет ни конца, ни начала. Бытие, таким образом, обладает следующими свойствами: целостностью; неделимостью; статичностью; абсолютной устойчивостью и завершенностью.

Бытие, в понимании Парменида, совершенно неподвижно, не подвержено никаким изменениям, так как последние под­разумевают движение, которое несет в себе начало и конец. Парменид предлагал образное сравнение сути бытия с ша­ром, сферой исходя из принципа их абсолютной замкнутости, завершенности.

Ряд других древнегреческих ученых, в том числе и Ге­раклит, делали попытки совместить понятия бытия и субстанции как основы мироздания. Однако отождест­вление данных понятий не представляется возможным, иначе бытие теряет свои основные характеристики статичности и завершенности. Категория бытия позволяет осмыслить веч­ность мироздания и конечность человеческого существования. В философии Платона бытие представляет собой су­ществование идей. Они являются идеальными сущностями, формируют реальный мир и стимулируют к его познанию че­ловеческий разум.

Для средневековой философии характерно тожде­ственное восприятие категорий бытия и субстанции. Они соединялись в образе Бога, творца всего сущего.

Но в человеческом мире эти категории остаются разделенными и имеют свое содержание.

В Новое время происходит окончательное разделение понимания категорий субстанции и бытия. Первая от­ражает познавательную потребность человеческого разума.

В философии Гегеля понятие бытия остается неопреде­ленным и слабо разработанным. Он развивал принцип тождественности бытия и мышления. В его философ­ской системе особое внимание уделено учению о первоначале мира и его разнообразии.

Философия XX в. коренным образом изменила взгляд на проблему бытия. Особый вклад в развитие данной про­блемы внесли немецкие философы Артур Шопенгау­эр и Мартин Хайдеггер. Развивая идеи Ф. Ницше, Хайдеггер писал о том, что традиционная онтология утеряла свою суть. Вопрос о бытии должен быть пересмотрен. От абстрактных и умозрительных изысканий необходимо перейти к изучению конкретного бытия человека. Его мысли в дальнейшем раз­вили экзистенциалисты. Они утверждали, что основными проблемами философии должны стать вопросы, касающиеся конкретного человеческого бытия, например, стоит ли чело­веческая жизнь того, чтобы быть прожитой.

КАТЕГОРИЯ «МАТЕРИЯ» В ФИЛОСОФИИ: Разработанное понятие материи характерно не для всех философских систем.

В античной философии изучение данного понятия вела натурфилософская школа. Ее основная черта — отсутствие разницы между философским и собственно научным подходами к исследованию.

Данная особенность была связана с тем, что научная си­стема еще не сформировалась. Разрабатывая проблему суб­станции, натурфилософская школа пользовалась методами научного мышления. Понятия материи и вещества были близки. В дальнейшем категории материи и субстанции в значительной степени изменились.

Платон понимал материю как абстрактный материал, по­тенциальную возможность без конкретных проявлений.

Аристотель считал материю пассивным началом, кото­рое, сливаясь с формой (активное начало), формирует от­дельные вещи.

Философия Нового времени воспринимает материю не как какой-то вид вещества, но как свойства вещей, такие как непроницаемость, протяженность, вес и т.д. Подобное понимание материи сохранялось долгое время.

Под материей философы этого периода понимали неизменные свойства вещества в его разнообразных проявлениях.

Такое восприятие материи характеризует ее как нечто пас­сивное и абстрактное. Свойства материи существуют объ­ективно, и имеется возможность для их познания. Это привело к гносеологизации понятия субстанции. Хотя в материалисти­ческой философии XVII—XVIII вв. прочно утвердилась мысль о первичности материи, сама особенность возникновения со­знания не разрабатывалась. Человек рассматривался как часть природы, а его сознание — как нечто выходящее за ее пределы.

Представление о материи как о неизменной первоосно­ве мироздания подверглось критике на рубеже XIX— XX вв. Развитие науки свело на нет претензии фило­софии на роль универсального познания. Наряду с понятием материи был поставлен под сомнение и философский субстанциализм.

Категория материи уходит из поля зрения философии в XX в. Значительное развитие она имела лишь в совет­ской философии, став основной категорией марксизма.

В марксизме понятие материи имеет несколько значений: марксизм полностью очищает содержание понятия ма­терии от малейшего оттенка натурфилософских при­тязаний; основное и единственное свойство материи — «быть объективной реальностью», существующей вне чело­веческого сознания; возможность материи быть познанной предполагает детерминацию сознания материей; атрибуты материи опосредствуют ее связь с вещами. Только раскрыв материю в ее атрибутах, можно понять, почему она познаваема.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: