Эволюция техники и полиграфического производства в XIX веке




К концу XVIII века техника печатания мало изменилась со времен Иоганна Гуттенберга. Только в 1800 году появляется железный пресс (до этого печатали с помощью деревянного).

В 1812 году немецкий изобретатель Фридрих Кёниг, работавший на газету «Таймс», изобрел паровой цилиндрический печатный станок, позволявший делать 1000 оттисков в час без помощи человеческих рук. До этого на печатном станке делали не более 450 оттисков в час. В 1814 году выходит первый номер «Таймс», отпечатанный на изобретении Ф. Кёнига, а в 1820-1830е гг. эти станки устанавливают в типографиях многих европейских газет.

В 1847 году Ипполит Мариони усовершенствовал машину Ф. Кёнига и создал модель ротационной печатной машины с двумя вращающимися цилиндрами, на один из которых помещался рулон бумаги, а на другой – печатная форма. В 1867 году он усовершенствовал свое изобретение: отныне типографская машина сама печатала, разрезала рулон и складывала газетные листы, что позволяло делать 36 тысяч оттисков в час.

В 1840е гг. открыли новый способ получения бумаги из древесины – это удешевило бумагу. В XIX веке был изобретен новый метод печати – стереотипии с цельных металлических пластинок-матриц (отныне печатать номер можно было в разных типографиях), а в 1884 году Оттамар Мергенталер создал линотип – наборную машину, что ускорило процесс набора. Первый линотип был установлен в редакции газеты «Нью-Йорк Трибьюн». На протяжении всего XIX столетия в газетах и журналах растет количество иллюстраций, а к концу века в изданиях появляются первые фотографии.

Огромное значение для развития журналистики в XIX веке имело изобретение телеграфа Самуэлем Морзе в 1835 году, телефона Александром Беллом в 1876 году и телетайпа в 1880-х гг. Эти изобретения позволили существенно повысить оперативность информации и сделать фигуру репортера вездесущей.

 

Penny-press и зарождение массовой журналистики в США

В США к началу XIX века любой человек, имевший в кармане несколько сотен долларов, мог печатать все, что ему угодно, поэтому уже к 1820 году в Америке имелось больше газет и их читателей, чем в каком-либо другом государстве мира.

В 1830-1840е гг. газетная пресса США совершает качественный скачок в своем развитии (т.н. «коммерческая революция»): появляется принципиально новая модель издания, получившая название «penny-press» («пенни-пресс»). Penny-press – это дешевые издания (1 пенни был равен двум центам), рассчитанные на малообразованную, но многочисленную аудиторию – рядовых американцев и представителей новых волн эмиграции. Penny-press – это прямой предшественник массовой журналистики.

Для пенни-пресс основной задачей стало получение т.н. «scoop», т.е. сенсационной новости, опубликованной до ее появления в других газетах. На получение таких новостей тратились огромные суммы, но возрастающие тиражи и доходы от рекламы окупали расходы.

В 1833 году Бенджамин Дей основал газету «The New York Sun» («Нью-Йорк Сан» - «Солнце Нью-Йорка»), номер издания стоил 1 цент. Очень быстро тираж «Нью-Йорк Сан» вырос до 30 тысяч экземпляров, в то время как тираж всех газет, выходивших в Нью-Йорке в то время, не превышал 26,5 тысяч экземпляров. Содержание газеты строилось на трех китах: не всегда правдивой сенсации, анекдоте и криминальной хронике. Еще одной пенни-пресс стала газета «The New York Herald» («Нью-Йорк Геральд» - «Вестник Нью-Йорка»), основанная в 1835 году Джеймсом Гордоном Беннетом. В одном из номеров, Дж. Беннет опубликовал свое журналистское кредо: «Что может помешать газете стать более крупным органом общественной жизни? У книг были свои времена, свое время было и у театров, было оно и у церквей… Но газета может больше отправить душ на небо и вызволить их из ада, чем все церкви вместе взятые и, кроме этого, заработать деньги». Основным жанром издания был фактографический, реалистический репортаж. Номер состоял из 8 полос, от 4 до 6 полос было занято рекламой. В 1848 г. в его газете уже публиковалось 10 (!) колонок телеграфных новостей. «Нью-Йорк Геральд» первой сообщила об открытии золотых приисков в Калифорнии. К 1860 году ежедневный тираж составлял 77 тысяч экземпляров.

Очень скоро в различных городах США появилось много последователей и подражателей, но количество этих изданий было обратно пропорционально их качеству. Многие пенни-пресс сплошь состояли из истории анекдотического характера. Все первые пенни-пресс были аполитичными, основной акцент делался на сенсационность в подаче материала. Все, включая рекламу, может и должно быть новостью – таков был лозунг penny-press.

После Гражданской войны Севера и Юга (1860-1865 гг.) в период Реконструкции журналистика стала поворачиваться лицом к простому человеку, его нуждам и заботам. Газеты все чаще учитывали в своих публикациях грубоватый менталитет новых американцев, стремились подать любую новость доходчиво и живо. Так в США зарождалась массовая пресса. С ее становлением историки обычно связывают два имени: Джозеф Пулитцер(1847-1911 г.ж.) и Уильям Рендольф Хёрст (1863-1951 г.ж.).

Джозеф Пулитцер был одним из многочисленных эмигрантов, который вскоре стал ведущим американским редактором, в его честь названа высшая журналистская премия в США, присуждаемая за страсть к точности, приверженность к человеческим интересам, предоставление аудитории развлечения и удовлетворение ее любознательности.

Центральное место в газетной империи Дж. Пулицера занимала газета «The New York World» («Нью-Йорк Уорлд» - «Мир Нью-Йорка»), купленная в 1883 году. Она стала моделью нового журнализма, процветающим предприятием, ярким явлением в американской печати, тем, что мы сейчас называем «массовая газета». К 1890 году тираж газеты превышал 250 тысяч экземпляров в день, а номер издания стоил всего 1 цент.

Принципы организации работы в редакции Джозефа Пулитцера:

1. Новости должны быть поданы настолько ярко, насколько это возможно.

2. Организация «крестовых походов» (редакция газеты совершает благородный, благотворительный поступок и широко его освещает на своих страницах).

3. Рассказывать о причинах какой-либо публикации, помещенной на странице новостей.

4. Напоминать читателям, что, несмотря на увеличение объема с 8 до 16 полос, газета продается за ту же цену (1 цент).

5. Как можно больше иллюстраций.

6. Хвалить себя – двигаться от успеха к успеху.

В 1893 году «Нью-Йорк Уорлд» впервые напечатала цветные картинки ( юмористические комиксы про китайского мальчика, которые получили столь широкую известность, что с того времени издания типа «Нью-Йорк Уорлд» стали называть «желтой» прессой, в честь желтого мальчика с картинок).

Главными жанрами издания стали «истории человеческого интереса» и «динамический репортаж». Кроме этого, в издании Дж. Пулитцера публиковались материалы разоблачительного характера (против власть имущих), для их подготовки редактор нанимал профессиональных детективов.

Джозеф Пулитцер умер в 1911 г., завещав два миллиона долларов на открытие в 1912 году факультета журналистики при Колумбийском университете.

Уильям Рендольф Хёрст был прямой противоположностью Джозефу Пулицеру. Этот отпрыск богатейшего семейства Калифорнии, получивший образование в Гарварде, располагал практически неограниченным источником финансирования в лице своих родителей, что позволило ему создать один из крупнейших газетно-журнальных концернов в США. Главным изданием У. Хёрста стала, купленная в 1895 году, нью-йоркская газета «The Morning Journal» («Морнинг Джорнел» - «Утренняя газета»). У. Хёрст платил небывало высокие зарплаты, и ему удалось переманить к себе лучших сотрудников Дж. Пулицера. Вот правила, которые он рекомендовал своим журналистам: «Читатель интересуется, прежде всего, событиями, которые содержат элементы его собственной примитивной природы: самосохранение; любовь и размножение; тщеславие. Материалы, которые содержат один этот элемент – хороши, два – лучше, три – это первоклассный информационный материал. Мы отвергаем все сообщения, которые не содержат ни одного из этих элементов. Мы обходим молчанием то, что является только важным, но не интересным!».

Сенсационализм по Хёрсту:

1) Взрывной характер публикации.

2) Смех, угодный читателю.

3) Допущение большего, чем возможно.

4) Сцены массовых убийств, иллюстрации сцен насилия, оружия и т.д.

5) Развлекать, развлекать, развлекать.

Эти рекомендации приносили успех, а «газетная цепь» Хёрста пополнялась все новыми звеньями. К 1933 году она вступила в период своего наивысшего могущества. К тому моменту она включала 26 ежедневных и 17 еженедельных газет, 13 журналов, 2 кинокомпании и собственное информационное агентство. Издания У. Р. Хёрста воплотили в себе все то худшее, что есть в бульварной «желтой» прессе, развлекательный формат полностью нивелировал воспитательную функцию прессы, однако растущие тиражи и доходы сделали такой формат журналистики весьма востребованным.

Противоположная penny-press и массовой журналистики идея нашла воплощение в двух других изданиях, появившихся в Нью-Йорке. Речь идет о «The New York Tribune» («Нью-Йорк Трибьюн» - «Трибуна Нью-Йорка»), основанной в 1841 году Горацием Грили и «The New York Times» («Нью-Йорк Таймс» - «Времена Нью-Йорка»), первый номер которой был выпущен в 1851 году Генри Раймондом. Это были первые прообразы качественной прессы США, отстоявшие в XIX столетии концепцию «высокого журнализма».

Главным достоинством «Нью-Йорк Трибьюн» была последовательная критика рабства в южных штатах. Издание являлось аболиционистским, признавало равенство всех людей, независимо от цвета кожи. «Нью-Йорк Трибьюн» способствовала избранию Авраама Линкольна на пост президента в 1860 году и впоследствии стала официальным органом республиканской партии США. Второй примечательной особенностью газеты является пропаганда социалистических идей. С 1852 по 1862 гг. с газетой сотрудничали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. За это время они опубликовали более 500 статей и корреспонденций. И наконец, в газете Г. Грили работали одни из первых женщин-журналистов (Маргарет Фуллер и Джейн Грей Суиссхелм).

«Нью-Йорк Таймс», впоследствии одна из наиболее уважаемых газет в современной Америке, сделала ставку на значительную аудиторию, не охваченную другими изданиями: «В политических и социальных вопросах «Нью-Йорк Таймс» будет консервативной, это лучший способ помочь реформам», - утверждал Г. Раймонд. С самого основания газету отличала независимая позиция по многим актуальным вопросам. Главные цели издания: просвещение, нравственность, индустрия, ответственность перед читателями. В 1896 году газету купил Адольф Окс, заявив, что целевая аудитория издания – это «думающая публика». И хотя обе газеты уступали по тиражу массовым изданиям, тем не менее, они нашли свою нишу и в дальнейшем превратились в качественные издания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: