Тенденции развития прессы Великобритании




Великобритания в XIX столетии была одной из ведущих европейских держав с одним из самых либеральных законодательств в области печати. Предварительная цензура была отменена еще в 1695 году. В 1853 году в Британии был отменен налог на объявления в прессе, в 1855 году – гербовый сбор, а в 1861 г. – налог на бумагу. Это вызвало бурный рост числа газет: с 308 газет в 1829 году до 2263 в 1891 году.

Британская журналистика в лице наиболее ярких ее представителей (как журналистов, так и печатных органов) демонстрировала образцы объективности и превосходной информированности. «Царица английской прессы» лондонская газета «Таймс» задавала тон не только английской, но и всей европейской журналистике. В конце XIX века в Великобритании появляются первые профессиональные объединения журналистов и высшее журналистское образование, что свидетельствовало об окончательном оформлении журналистики как профессии.

Английская периодическая печать содействовала укреплению национального единства и согласия, сглаживала общественные противоречия, выступала защитницей интересов Британии и ее граждан. Корпоративная этика, общественное мнение, традиции в Великобритании были сильнее, чем закон. В результате в XIX столетии в Великобритании не было ни одного серьезного социально-политического потрясения, в отличие от других стран Европы, которые прошли через радикальные революционные преобразования.

Именно в XIX веке сложились основные типы английских газет, существующие и поныне: национальные ежедневные утренние; лондонские вечерние; утренние и вечерние газеты провинциальные; воскресные; еженедельные провинциальные.

В дальнейшем ежедневные утренние газеты, выходившие в Лондоне, стали образцами качественной прессы. Бесспорным лидером британской журналистики была газета «Таймс», основанная в 1785 году Джоном Уолтером. Возвышение «Таймс» происходит в годы наполеоновских войн, когда Великобритания, оказавшись в экономической и информационной блокаде, узнавала все европейские новости благодаря корреспондентам «Таймс». «Таймс» первой начала печатать короткий в одну колонку обзор парламентских дебатов. Успех этого начинания был очевиден и вскоре другие лондонские газеты ввели такую рубрику.

«Таймс» всегда отличилась независимостью в суждениях, оценках, комментариях и источниках информации. Она обладала собственной сетью корреспондентов по всему миру и собственной службой распространения, что обеспечивало ей лидирующие позиции в освещении международных новостей. Пик тиража газеты приходится на события Крымской войны (1853-1855 гг.): ежедневно выпускалось 60 тысяч экземпляров.

В результате на протяжении всего XIX столетия во многих европейских столицах собкоры «Таймс» пользовались таким же влиянием как послы иностранных держав, недаром Авраам Линкольн называл «Таймс» – «одной из величайших сил в мире».

В 1908 году «Таймс» из-за финансовых трудностей перестала принадлежать семейству Уолтеров и была куплена Альфредом Хармсвордом (лордом Нортклиффом). Он модернизировал издание, снизил его стоимость и увеличил тираж к 1914 году до 300 тысяч экземпляров.

В конце XIX века в Британии, после введения закона о всеобщем начальном образовании (1870 год), происходит разделение прессы на качественную и массовую, рассчитанную на широкую, но малограмотную читательскую аудиторию. У истоков массовой прессы (как ее тогда называли «новой журналистики») в Великобритании стояли братья Альфред Хармсворд (с 1905г. лорд Нортклифф) и Гарольд Хармсворд (с 1914г. лорд Ротермир), Уильям Стэд и Артур Пирсон.

Основным контентом первых массовых изданий были колонки слухов и сплетен, женская и спортивная страничка, сенсации, иллюстрации и другая информация в развлекательном формате. Именно в изданиях «новой журналистики» впервые стали применять подзаголовки в длинных материалах, а заголовки стали печатать крупным и жирным шрифтом. Автором этих нововведений был Уильям Стэд и его газета «The Pall-mall Gazette» («Пэл-Мел Гэзетт» - «Газета Пэлл-Мэл»), основана в 1865году.

Первой подлинно массовой газетой Великобритании стала национальная ежедневная газета, основанная Альфредом Хармсвордом в 1896 году «The Daily Mail» («Дейли Мейл» - «Ежедневная почта»). Один номер стоил всего 0,5 пенса. Уже в первый год своего существования «Дейли Мейл» увеличила тираж до 200 тыс. экземпляров в день. Через год он достиг полумиллиона, а к 1900 году составил 700 тыс. экземпляров. Издавался ее воскресный выпуск – «Санди Дейли Мейл» («Воскресная утренняя газета»), в 1899 г. переименованный в «Иллюстрейтед Мейл» («Иллюстрированная почта»). В 1903 году Хармсворты начинают выпускать еще одну ежедневную газету – «The Daily Mirror» («Дейли Миррор» - «Ежедневное зеркало»). Она была задумана как дешевое издание, рассчитанное на домохозяек и предназначенное для домашнего чтения. Со временем «Дейли Миррор» стала первым в мире таблоидом.

В 1900 году Артур Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «The Daily Express» («Дейли Экспресс» - «Ежедневный экспресс»), которая также издавалась в формате массового издания. «Дейли Мэйл» и «Дейли Экспресс»были наиболее успешными изданиями, представлявшими английскую «желтую» прессу.

В Великобритании был хорошо развит и рынок журнальной периодики. Среди наиболее значимых общественно-политических журналов следует выделить: «Edinburgh Review» («Эдинбург Ревью» - «Обозрение Эдинбурга»), выходившее с 1802 по 1929 гг. и «Quarterly Review» («Куотерли Ревью» - «Ежеквартальное обозрение»), выпускавшееся с 1809 по 1967 гг. Наиболее популярными литературно-критическими журналами в Британии были: «Blackwood,s Magazine» («Блэквудс Мэгэзин» - «Журнал Блеквуда»), который выходит по сей день с 1817 года и «London Magazine» («Лондон Мэгэзин» - «Журнал Лондона»), выходивший с 1820 по 1826 гг. Одним из самых читаемых журналов был сатирический иллюстрированный журнал «Punch» («Панч»- «Удар»), основанный в 1841 году. Его редактором был Уильям Теккерей.

В XIX столетии в Великобритании было основано три информационных агентства. В 1851 году Пауль Юлиус Рейтер, немец по происхождению, получивший британское подданство, основал свое агентство новостей «Рейтер», которое вскоре стало главным поставщиком международной информации для крупнейших британских газет. С 1870-х гг. «Рейтер» становится всемирной службой новостей, а Пауль Рейтер был удостоен баронского титула. В 1868 году появляется региональное информационное агентство «Пресс Ассошиэйшн», а в 1872 году – «Эксчейндж Телеграф».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: