Правовые средства прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователей.




Правовые средства прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности следователей определяются уголовно-процессуальным законодательством.

Статья 37 УПК РФ устанавливает, что, осуществляя прокурорский надзор в данной сфере, прокурор вправе:

ü требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия;

ü рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

ü участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;

ü передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

ü утверждать обвинительное заключение уголовному делу;

ü возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

Статья 221 УПК РФ определяет, что прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) выносит мотивированное постановление о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3) выносит мотивированное постановление о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Прокурор вправе отменить меру пресечения в виде ареста, если установит, что следователь нарушил требования УПК РФ о содержании обвиняемого под стражей, и предельный срок ареста истек.

После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном главой 15 УПК РФ.

 

Понятие, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законом в местах изоляции от общества и при исполнении уголовных наказаний.

Пенитенциарный надзор/ПН за исполнительной системой - самостоятельная отрасль ПН, которая заключается в наблюдении специально уполномоченными прокурорами за соблюдением прав и свобод лиц, находящихся в изоляции от общества + за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих данные виды изоляции от общества.

Специфика

ü ст. 12 УИК - правом беспрепятственного входа в органы, исполняющие изоляцию от общества, обладает ограниченное количество лиц -> прокурор выступает в роли основного гаранта соблюдения прав и свобод лиц, которые находятся в данных местах изоляции

ü нахождение лиц связано с ограничением основных конституционных прав и свобод -> ПН носит инициативный характер

ü реализуя надзорные полномочия, прокурор обладает распорядительной властью -> полномочия носят специфику - он не вправе вмешиваться в процесс исполнения наказания; не может реализовывать назначенное наказание; он обладает властью, которая позволяет восстанавливать нарушенные права лиц, которые находятся в данных учреждениях.

Виды мер, законность которых оценивается в рамках ПН: уголовно-процессуальное задержание; заключение под стражу; исполнение всех видов уголовного наказания, которые предполагают изоляцию от общества; исполнение всех видов уголовного наказания, не связанных с изоляцией от общества; принудительные меры медицинского характера; принудительные меры воспитательного характера; стационарная судебно-психиатрическая экспертиза; заключение в гауптвахту.

Предмет - ст.32 ФЗОП

ü законность нахождения лиц в местах изоляции

ü законность нахождения лиц в учреждениях, исполняющие принудительные меры,
назначенные по решению суда.

ü соблюдение прав и свобод лиц, которые находятся в данных органах и
учреждениях

ü законность отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества

Пределы

По кругу субъектов

- органы и учреждения, исполняющие назначенные судом меры уголовно-правового, уголовно-процессуального и иного характера, заключающиеся в продолжительном ограничении прав и свобод соответствующего лица, вопрос о применении которых разрешается в уголовно-процессуальном или ином судебном порядке: изоляторы временного содержания (далее – ИВС), следственные изоляторы (далее – СИЗО), исправительные учреждения (колонии общего, строгого и особого режима, колонии-поселения, тюрьмы, воспитательные колонии для несовершеннолетних); арестные дома, психиатрические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией от общества, дисциплинарные батальоны при военных округах, гауптвахты при военных гарнизонах.

2. По характеру отношений предметом надзора могут быть только правовые отношения, складывающиеся в ходе деятельности указанные выше органов, направленной на реализацию уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и иных ограничений, накладываемых судом. Прокурор не вправе вмешиваться в отношения, уходящие в область педагогики, психологии и пенологии. Поднадзорные правовые отношения устанавливаются соответствующими правовыми актами.

По кругу НПА

Основными международно-правовыми актами являются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию порядка (1979); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые в Женеве (1995); Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).

Основными законами являются: УИК РФ, УК РФ, УПК РФ; ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основные ведомственные акты включают в себя: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений; Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденная Приказом Министерства юстиции РФ; Положение о следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы..

Правовую основу осуществления надзора составляют: Приказы Генерального прокурора «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний в следственных изоляторах»; «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием»; «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства»; «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых в следственных изоляторах».

С учетом требований уголовно-исполнительного законодательства принято уточнять предмет надзора.

ü надзор за соблюдением сроков нахождения в местах изоляции от общества

ü надзор за соблюдением законности применения дисциплинарной практики в отношении осужденных

ü надзор за соблюдением порядка содержанием лиц (режимы содержания)

ü надзор за соблюдением условий содержания (нормы социально-бытового характера)

ü надзор за исполнением законов об основных средствах исправления осужденных и применения мер безопасности

ü надзор за законность освобождения из мест изоляции

ü надзор за исполнением законов при исполнении мер наказания, не связанных с изоляцией от общества



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: