Правовые средства прокурорского надзора за исполнением законом в местах изоляции от общества и при исполнении уголовных наказаний.




Реализация правовых средств в данной отрасли обладает определенной спецификой, заключающейся в их ярко выраженном предупредительном характере. Правовые средства имеют целью предотвращение возможных нарушений закона и рассчитаны на применение прокурором при личном, непосредственном ознакомлении с деятельностью соответствующих органов и учреждений. Они направлены на немедленное устранение выявленных нарушений законности. Требования и предложения прокурора относительно правил отбывания наказаний обязательны для исполнения соответствующими органами и учреждениями и подлежат исполнению независимо от их обжалования.

Действующее законодательство устанавливает, что при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

1. Посещать в любое время соответствующие органы и учреждения. Прокурор осуществляет посещение без специального разрешения или повода. Продолжительность посещения не ограничена временем; периодичность устанавливается самим прокурором, но не реже одного раза в месяц. Посещение предполагает обследование всех помещений данного органа или учреждения. Оно практически всегда сопровождается проверкой.

2. Опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Круг вопросов не ограничен и, как правило, включает в себя выяснение условий и оснований содержания лиц в данных учреждениях, при этом особое внимание уделяется материально-бытовому или медико-санитарному состоянию.

3. Проводить личный прием осужденных, задержанных и заключенных под стражу.

4. Рассматривать и разрешать жалобы указанных лиц.

5. Знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера. Прокурор также вправе ознакомиться с оперативными материалами.

6. Требовать от администраций соответствующих органов и учреждений создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.

7. Требовать от руководителей соответствующих органов и учреждений проведения проверок и ревизий, подведомственным им органов и учреждений, а также должностных лиц.

8. Проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений.

9. Требовать объяснения от должностных лиц соответствующих органов и учреждений.

10. Вносить протесты и представления. Протест прокурора вносится, когда требуется отменить не соответствующий закону акт администрации органа или учреждения и восстановить нарушенные им права. До рассмотрения протеста администрация должна приостановить действие опротестованного акта. Предшествует приостановление всегда.

Представление вносится в тех случаях, когда наряду с устранением нарушений возникает необходимость в принятии мер по ликвидации причин и условий, их порождающих.

11. Возбуждать дела об административных правонарушениях.

12. в случая обнаружения признаков преступления выносить мотивированное постановление о направлении материалов по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

12. Отменять своим постановлением дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, задержанных, заключенных под стражу, или осужденных.

13. Немедленно освобождать указанных лиц своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Обязанность по немедленному освобождению каждого, содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

14. Санкционировать (давать согласие на) отдельные действия администрации исправительных органов и учреждений, которые затрагивают права, свободы и законные интересы осужденных:

- о переводе или оставлении осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительных колониях для производства следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами в следственный изолятор;

- согласие прокурора на мотивированное постановление начальника тюрьмы о содержании в одиночной подозреваемого или обвиняемого в одиночной камере;

- согласие прокурора на содержание в камере с несовершеннолетними положительно характеризующегося взрослого осужденного, впервые привлекаемого к уголовной ответственности за преступление, не относящиеся к тяжким;

- санкция прокурора на постановление начальника воспитательной колонии об оставлении воспитательной колонии осужденных, достигших 18 лет;

- санкция прокурора органу внутренних дел на задержание осужденного, которому был разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, и который уклоняется от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение;

- санкция прокурора на водворение в штрафной изолятор на срок до 30 суток;

- согласие прокурора на введение режима чрезвычайных условий (стихийные бедствия, массовые беспорядки, групповое неповиновение) на срок до 30 суток в исправительном учреждении в порядке ст. 85 УИК РФ.

15. Присутствовать при составлении и удостоверении акта об отказе обращения осужденного к смертной казни о помиловании;

16. Присутствовать при исполнении приговора в виде смертной казни.

17. Давать устные и письменные предложения администрациям исправительных учреждений, касающиеся соблюдения правил отбывания наказания.

18. Вынесение требований прокурора о соблюдении правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и др.

19. Другой особенностью реализацией правовых средств в данной отрасли является то, что прокурор вправе использовать такой акт прокурорского реагирования, как постановление для истребования приказов и распоряжений поднадзорных органов и учреждений. Другими словами, постановление в этом случае служит формой реализации распорядительной власти прокурора.

Таким образом, в данной отрасли надзора выносятся следующие акты прокурорского реагирования: протест, преставление, постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, постановлении об отменен незаконно наложенного дисциплинарного взыскания, постановление об освобождении незаконного удерживаемого осужденного из ПКТ, ШИЗО, карцера, санкция (согласие), письменное предложение администрации, требование прокурора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: