КАРТА КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ




ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

В ДЕТСКОМ САДУ

КНИГА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1989


 

ББК 74.202 С95

Рецензенты: канд. педагогических наук О. С. Ушакова;

методист Ленинградского городского дошкольного методического кабинета 3. Л Серова

Сыч В. Д.

С95 Технические средства обучения в детском саду:

Кн. для работников дошк. учреждений.— М.: Просвещение, 1989.—95 с.: ил.—ISBN 5-09-001136-2.

В книге даются рекомендации по использованию технических средств обучения на занятиях разных видов, а также для организации самостоятельной деятельности и досуга детей дошкольного возраста.

430500000—622 С —<no<no\—on—68—й9

ББК 74.202

103(03)—89

ISBN 5-09-001136-2

Издательство «Просвещение», 1989


ОТ АВТОРА

 

Предлагаемая читателю книга состоит из двух разделов. В первом разделе освещаются вопросы организации условий для использования технических средств обучения в дошкольных учреждениях; во втором раскрывается методика применения экранно-звуковых средств в учебно-воспитательной работе с детьми, в том числе и в семье.

Основное внимание в книге уделено работе со старшими дошкольниками. Это объясняется прежде всего тем, что для детей пяти — семи лет разработано значительно большее количество экранно-звуковых средств. Кроме того, данный возраст имеет особое значение в плане подготовки детей к школе.

Педагоги младших групп детского сада найдут нужную для себя информацию в главах, раскрывающих возможности использования диафильмов и телепередач.

В книге не дается готовых рецептов для всех случаев, с которыми воспитатель встречается в практике. Однако автор надеется, что она поможет педагогам сделать учебно-воспитательный процесс более творческим и эффективным.


МЕСТО ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

И СОЗДАНИЕ УСЛОВИИ ДЛЯ ИХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

 

В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. Все возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения и воспитания. В связи с этим особенно актуальной является задача повышения эффективности и качества труда воспитателей дошкольных учреждений. Самого пристального внимания требуют вопросы организации учебно-воспитательного процесса, его интенсификации, заключающейся в том, чтобы при наименьших затратах времени давать детям необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения, формировать необходимые умения и навыки.

В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные, средства обучения. К техническим средствам относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, кинофильмы, радио- и телепередачи, т. е. экранно-звуковые средства.

Экранно-звуковые средства занимают особое место среди других средств обучения и воспитания. Они оказывают на ребенка наиболее сильное воспитательное и обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность, позволяют проникать в сущность процессов и явлений, раскрывают их в развитии и динамике. Экранно-звуковые средства являются синтезом достоверного научного изложения фактов, событий, явлений с элементами искусства, поскольку отображение жизненных явлений совершается художественными средствами (кино- и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.). Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, экранно-звуковые средства вызывают у ребенка многообразные ощущения, которые анализируются им, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.

Необходимо также подчеркнуть, что применение эк-ранно-звуковых средств положительно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса, придает ему большую четкость и целенаправленность.

С ростом технической оснащенности дошкольных учреждений использование экранно-звуковых средств становится неотъемлемой частью педагогического процесса. Особую роль они могут играть в работе малокомплектных детских садов, в штатах которых нет старших воспитателей, а функции музыкального руководителя нередко выполняют сами воспитатели. Однако следует заметить, что применение экранно-звуковых средств должно не исключать или заменять традиционные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, наблюдения и др., — а органически дополнять и вписываться в учебную, игровую и практическую деятельность детей.

Применение технических средств обучения в дошкольных учреждениях может осуществляться в трех взаимосвязанных направлениях:

— совершенствование воспитательно-образовательной работы с детьми с тем, чтобы дошкольники глубже, полнее, эмоциональнее усваивали определенные программой знания, легко и свободно ими оперировали, получали представления об окружающей природе, искусстве, культуре родной страны и т. д.;

— научная организация труда педагогов дошкольных учреждений, повышение их профессионального мастерства, расширение обмена опытом по творческому применению различных методов и приемов работы;

— широкая пропаганда педагогических знаний среди родителей и общественности.

Дошкольные учреждения оснащаются техническими средствами обучения в соответствии со строительными нормами (СНиП 2.08.02—85), а также «Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ» (М., 1983). Для обеспечения учебно-материальной базы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста разработаны «Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для подготовительных групп дошкольных учреждений».

Приобретая технические средства, следует учитывать их качественную характеристику. Для проекционной аппаратуры большое значение имеют габариты, дистанционность управления, емкость светового потока. В последнее время промышленность выпускает диапроекторы, которые имеют достаточно сильный световой поток и позволяют получать яркое и контрастное изображение при неполном затемнении помещения. Хорошо зарекомендовали себя аппараты «ДП» (рис. 1), «Свет» (рис. 2), «Альфа-35/50», «Свитязь-М», «Этюд», «Лектор-600». Эти аппараты невелики по размеру и массе, их легко перемещать, управление ими не вызывает затруднений и сводится к трем-четырем операциям. Благодаря специальной приставке на диапроекторах «Свитязь-М», «Лектор-600» всего за несколько секунд можно перейти от показа диафильмов к демонстрации диапозитивов. Однако на сегодняшний день имеются еще более современные аппараты, которые по своим техническим параметрам значительно превосходят прежние (вместо диапроектора «Свитязь-М» в школы поставляются диапроектор «Пеленг-800», четвертая модель диапроектора «Свет» и др).

Рис. 1. Общий вид диапроектора ДП. 1 — стойка конденсора; 2 — передняя панель; 3 — проекционный объектив; 4 — основание; 5 — винт; 6 — сборник диапозитивов; 7 — приставка для диафильмов, 8 — гнездо для диапозитива; 9 — рамка; 10 — диапозитивная приставка, 11 — корпус Рис. 2 Общий вид диапроектора ДМ-ЗТ («Свет»): 1 — стойка; 2 — объектив, 3 — выключатель; 4 — насадка для диапозитивов; 5 — кнопка, 6 — крышка

 

Совершенно недопустимым является использование на занятиях в детском саду диапроекторов типа ФД-2, Ф-64, «Знайка», «Фильмоскоп» и т. п., так как они имеют слабый световой поток и не позволяют получать нормативную яркость экрана. Удобен в пользовании такой вид аппаратуры, как эпипроектор «ЭП-1» (рис. 3), который позволяет проецировать на экран плоские непрозрачные изображения (рисунки, открытки, фотографии, чертежи и др.).

Рис. 3. Эпипроектор ЭП-1

 

Ввиду того что проекционная аппаратура занимает ведущее место в системе ТСО, особое внимание необходимо обратить на перспективное и универсальное средство — графопроектор, с помощью которого можно демонстрировать на экране изображения, нанесенные на прозрачную пленку (так называемые транспаранты).

Данное техническое средство имеет ряд преимуществ. Сильный световой поток позволяет использовать его без затемнения помещения, проекция осуществляется как на экран, так и на доску, и воспитатель имеет возможность дорисовывать и стирать изображение. Во время демонстрации педагог стоит лицом к детям, видит их реакцию и в зависимости от нее ускоряет или замедляет проекцию, повторяет весь сюжет или отдельные элементы. При демонстрации серии транспарантов, которые накладываются один на другой, имеется возможность последовательно наращивать содержание и преподносить учебный материал с постепенным усложнением. Как правило, явление (действие) раскрывается поэтапно, изображение дается крупное, цветное.

При отсутствии промышленных транспарантов воспитатель легко изготовит их сам, нарисовав или скопировав на прозрачной пленке нужное изображение.

С помощью графопроектора можно демонстрировать плоскостные объекты (формы листьев и цветов растений, геометрические формы и др.). Их можно давать как полностью, так и по частям, изолированно или в соотношении с другими объектами. В дошкольных учреждениях можно использовать модели «Полилюкс», «Лех», ГП-1 и др.

Наиболее сильное воздействие на детей оказывают кинофильмы и телепередачи. Однако использование кинофильмов в дошкольных учреждениях сопряжено с определенными сложностями. Необходима специальная аппаратная комната, следует полностью затемнять помещение, где организуется просмотр. Требуется также строгое соблюдение правил техники безопасности. Детский сад должен располагать определенным фондом фильмов, подобранных с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду». При наличии указанных условий предпочтительнее использовать кинопроектор с дистанционным управлением «Радуга-2» (рис. 4) и кинопроектор «Украина-7», которые наиболее полно отвечают современным требованиям.

Рис. 4. Кинопроектор «Радуга-2»

 

Телевизионные приемники имеют много модификаций, но приобретать целесообразно цветные, с диаметром экрана по диагонали не менее 61 см. Желательно также, чтобы передняя стенка телевизора (общая рама и рамка, непосредственно окружающая экран) были светлыми. Это способствует лучшей адаптации глаз при яркой освещенности экрана.

Звуковую аппаратуру следует приобретать не ниже 2-го класса. Среди магнитофонов довольно высокие показатели имеет модель «Эльфа-332» (рис. 5), среди электрофонов—«Россия», «Аккорд», «Вега-109».

Недалеко то время, когда дошкольные учреждения будут оснащаться самыми современными техническими средствами: видеомагнитофонами и компьютерами. Использование видеомагнитофонов даст воспитателям возможность записывать телепередачи, а затем воспроизводить их в нужное время и любое количество раз.

Наиболее удобными в применении являются цветные переносные видеомагнитофоны «Электроника-591-видео» и ВМ-12. ^ С помощью компьютеров педагоги путем моделирования различных процессов и явлений смогут значительно ускорять усвоение детьми программного материала, осуществлять контроль за качеством этого усвоения, активно развивать познавательные и творческие способности каждого ребенка.

 

Рис. 5 Электрофон школьный, магнитофон «Эльфа-332»;

телевизор «Горизонт» школьный с подставкой

Довольно часто причинами, сдерживающими применение технических средств обучения, являются боязнь и неумение воспитателей пользоваться аппаратурой, устранять простейшие неполадки в процессе ее эксплуатации. Поэтому желательно, чтобы педагоги проходили специальную подготовку на курсах или семинарах. Они обязаны знать правила пожарной безопасности, а также инструкцию по технике безопасности и строго соблюдать их при эксплуатации электроустановок. Особое внимание следует обращать на исправность шнуров и розеток, проверять надежность и безопасность оборудования перед началом просмотра (прослушивания).

Аппаратуру можно размещать в зале, в групповых комнатах или в специально оборудованном помещении стационарно. В настоящее время разрабатываются проекты дошкольных учреждений, предусматривающие специальные комнаты для занятий с применением ТСО. На рис. 6 показан один из вариантов такой комнаты, разработанный Московским НИИ типового экспериментального проектирования.

При размещении технических средств, помимо педагогических требований, следует соблюдать требования научной организации труда, а также гигиенические и эстетические требования.

С учетом нормативов дошкольных учреждений можно практиковать экономичную и педагогически допустимую передвижную систему технических средств. Так, в условиях одноэтажного здания может быть использован стол на колесиках-роликах с вмонтированным оборудованием: магнитофоном, проектором, электрофоном, набором пластинок, диафильмов и диапозитивов.

Важно, чтобы подставка, на которой устанавливается проекционная аппаратура, была устойчивой, легко передвигалась. Такие подставки выпускаются нашей промышленностью (рис. 5). При демонстрации диафильмов, кинофильмов и диапозитивов световой поток должен быть направлен в центр экрана. Необходимо помнить, что при переходе от демонстрации диафильма к демонстрации диапозитивов подставку следует приближать к экрану, соблюдая центровку проектора.

Рис. 6. Кабинет ТСО с инвентарной:

1 — стол детский; 2 — стул детский; 3 — стол педагога; 4 — стул педагога; 5 — стеллаж для учебных пособий; 6 — диапроектор; 7 — эпипроектор; 8 — кинопроектор; 9 — телевизор; 10 — магнитофон; 11 — проигрыватель; 12 — экран; 13 — школьная доска; А — место для хранения пленок, кассет, диапособий и др.; Б — передвижение столиков при установке эпи- и кинопроекторов; В — место для хранения проекционной аппаратуры (передвижные столики); Г — место для хранения аудиовизуальной аппаратуры (схема разработана Т С. Скобелевой)

 

При выборе в помещении места для установки телевизора следует учитывать, что расстояние для наилучшего восприятия изображения составляет от 2 до 6 м до экрана. Устанавливается телевизор в наименее освещенной части помещения на высоте чуть выше уровня голов сидящих детей.

В процессе подготовки к просмотру кино- и диафильмов, телепередач, прослушиванию звукозаписи воспитатель должен правильно разместить детей. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка: его рост, состояние зрения, слуха, умение сосредоточиваться и т. п. Стулья устанавливают в 4—5 рядов. При расстоянии проектора от экрана 4—7 м (при площади экрана 1,2Х1,4 м) зрители первого ряда должны находиться не менее чем за 2 м от экрана.

Следует подчеркнуть, что расстояние от экрана до первого ряда зрителей зависит от мощности аппарата и размера экрана. При значительных размерах экрана воспитатель имеет возможность устанавливать проектор на большом расстоянии, увеличивая изображение. Эта в свою очередь позволяет удобно располагать перед экраном всю группу детей (25—30 человек).

Размер изображения рассчитывается следующим образом: длина групповой комнаты делится на 5, например 8 м: 5= 1,6 м; таким образом, ширина изображения должна составлять 1,6 м. Меньший размер затрудняет восприятие деталей, больший снижает яркость изображения, что приводит к напряжению зрения. Расстояние диапроектора и зрителей от экрана рекомендуется соблюдать согласно таблице 1.

Таблица I

Ширина экранного изображения (в м) Расстояние диапроектора от экрана (в м) Расстояние 1-го ряда от экрана (в м) Максимальное количество детей в рядах
  1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
1,2 4,0 2,4      
1,0 3,5 2,1      
0,9 3,0 1,8      
0,75 2,5 1,5      
0,6 2,0 1,2      

Для демонстрации диафильмов, диапозитивов, транспарантов наиболее пригодны экраны типа «ЭПП-3», «ЭПБ-С», «Э6М-2Д» (120 см X 140 см). Удаленность центра экрана от пола при демонстрации диафильмов должна составлять1,1—1,5 м. Нельзя допускать проекцию изображения на стену или бумагу, так как это значительно ухудшает качество изображения и отрицательно сказывается на зрении детей.

Магнитофон или проигрыватель должны находиться в поле зрения детей.

Психофизиологические особенности дошкольников — быстрая утомляемость, недостаточное произвольное внимание, повышенная возбудимость — определяют высокие требования к организации занятий с применением экранных и звуковых средств, обусловливают неуклонное соблюдение гигиенических требований. Исследования, проведенные сотрудниками НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР, с одной стороны, выявили преимущества, которые дает применение ТСО в учебно-воспитательном процессе, с другой — позволили сделать вывод, что большой объем информации и ее эмоциональная окрашен-ность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы (дети практически не отвлекаются), вследствие чего возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Из этого вытекает необходимость такой организации занятий, которая позволяла бы сохранять устойчивый уровень работоспособности детей. Опыт показывает, что для сохранения оптимального уровня работоспособности дошкольников на занятиях с использованием экранно-звуковых средств большое значение имеют следующие факторы: условия применения ТСО, длительность и частота применения, структура занятий.

Используя экранные средства, крайне важно соблюдать воздушный режим. При затемнении окон шторами повышается температура воздуха и увеличивается его влажность, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому необходимо обеспечивать эффективное проветривание помещения перед началом занятия и после его окончания.

Изменение освещенности на экране, смена изображений, многократное выключение и включение общего освещения, перемежающиеся с объяснением или беседой, вызывают значительное напряжение зрения и связанные с ним неприятные ощущения. Поэтому при просмотре диафильмов (диапозитивов), телепередач важны такие показатели, как расстояние зрителей от экрана, связанное главным образом с видом аппарата; качество изображения, в том числе его яркость и контрастность;условия освещения в групповой комнате или зале.

Просмотр в полной темноте неблагоприятен, так как при большой разнице яркости в поле зрения между освещенным экраном и темнотой окружающего фона постоянно происходит переадаптация зрения, что чрезвычайно утомительно для глаз. В связи с этим телепередачи рекомендуется смотреть в незатемненном помещении. В весеннее и летнее время окна следует закрывать легкими шторами, чтобы яркий солнечный свет не снижал контрастность изображения. В вечернее время рекомендуется освещать групповую комнату или зал верхним светом или местным источником света, находящимся вне поля зрения детей. В целях профилактики зрительного напряжения ребенку не рекомендуется фиксировать длительно взгляд на экране телевизора, следует менять его направление, чтобы давать глазам отдых.

Большое значение, как уже отмечалось выше, имеет качество изображения. При мелькании кадров, нечетком, несфокусированном изображении, частом изменении яркости, особенно при настройке в процессе демонстрации фильма, быстро наступает зрительное утомление. Поэтому все операции по включению и настройке телевизора (проектора) должны быть совершены до начала занятия, за исключением регулирования яркости и контрастности, которые в зависимости от освещенности помещения иногда надо менять.

Для сохранения у детей высокого уровня внимания и работоспособности особое значение имеет правильная продолжительность просмотра (прослушивания). Занятие необходимо планировать таким образом, чтобы применение технических средств не нарушало его общую длительность. Повторное включение проектора на занятии следует производить с интервалами в 5—7 мин. Время просмотра диафильмов и диапозитивов не должно превышать 15 мин. Просмотр кинофильмов и телепередач может быть продолжительнее—от 15 до 20 мин — и в значительной степени определяется их характером. Например, просмотр познавательного кинофильма, построенного на развлекательном материале, не вызывает большого утомления и может быть длительным.

При использовании радио- и звукозаписи заданный ритм работы приводит к более значительному утомлению детей, поэтому длительность прослушивания на одном занятии допустима в пределах 12—15 мин. Отсутствие зрительного ряда требует тщательного подхода к тексту записей и радиопередач. Значительно повышает уровень внимания детей умело подобранный к записи материал, дающий зрительное подкрепление (картины, портреты, фотографии, кадры из фильмов и др.).

Практика показывает, что при однообразной и монотонной деятельности ребенок быстро устает. Поэтому, планируя применение технических средств, педагог обязан тщательно продумывать структуру занятия, находить ему правильное место в системе других занятий так, чтобы нагрузка равномерно распределялась на разные анализаторы.

Например, занятия с использованием проекционной аппаратуры желательно чередовать с музыкальными или физкультурными. Нецелесообразно планировать применение экранных средств после занятий рисованием, аппликацией, лепкой или устраивать прослушивание звукозаписи после музыкального занятия.

Данные медицинских исследований говорят о том, что относительно частое (3—4 раза в неделю) применение в учебном процессе технических средств при условии соблюдения гигиенических требований не снижает у детей интереса к занятиям и не вызывает отклонений в их здоровье.

Для хранения диафильмов и диапозитивов обычно используется шкаф с полками или стеллажи. В последних имеются углубления для диафильмов и коробки для диасерий. Устанавливают коробки либо по разделам и темам, либо в порядке поступления, а на этикетке отмечают номер хранения. Здесь же может находиться список диафильмов и диасерий с указанием полки, ряда, порядкового номера.

Фонотеку — грампластинки и магнитные записи — содержат в коробках (конвертах) в вертикальном положении. Удобнее всего использовать специальные картонные или фанерные емкости. Чтобы записи не портились, важно соблюдать температурный режим — от + 10° до +25° С и относительную влажность воздуха—около 60%. Не допускается хранение ленты вблизи сильных электромагнитных полей (электромоторов, трансформаторов, электромагнитов). Магнитную ленту следует беречь от пыли (для этого можно использовать чистый полиэтиленовый пакет), а также от воздействия тепла и прямого солнечного света. Два раза в год ее рекомендуется перематывать для снятия в рулоне внутренних напряжений.

Очень важно систематически обновлять и пополнять наличный фонд новыми экранно-звуковыми средствами, сведения о которых печатаются в специальных каталогах, выпускаемых ежегодно студией «Диафильм» и фирмой «Мелодия». Каталоги имеются во всех соответствующих отделах магазинов Культторга. Кроме того, фонотеку можно обновлять за счет грампластинок — приложений к журналам «Колобок» и «Кругозор».

Эффективность использования экранно - звуковых средств во многом зависит от того, насколько хорошо знают педагоги, какие пособия имеются в дошкольном учреждении, чем располагают фоно-, диа- и фильмотеки при районных отделах народного образования или в ближайших школах.

В ряде территорий РСФСР, в Латвийской ССР, Белорусской ССР, Украинской ССР имеется интересный опыт использования кинофильмов из фондов кинопроката, а также городских и районных фильмотек. Организовано это следующим образом. В дошкольных учреждениях есть перечень всех фильмов, который систематически дополняется по мере новых поступлений. В начале учебного года дошкольные учреждения направляют в органы народного образования заявки, где указываются мероприятия, их тематика, время проведения (например, родительские конференции, собрания, семинары-практикумы). На основе этих заявок составляется график выезда механика для демонстрации фильмов.

Во многих кинофицированных школах работают киноклубы, кинолектории, где организуются просмотры фильмов для детей и взрослых, зрительские конференции. Эти возможности школ могут успешно использовать и дошкольные учреждения.

В методическом кабинете должна быть централизованная картотека всех имеющихся в дошкольном учреждении технических средств и дидактических материалов к ним. В карточке указывается название пособия, место хранения и порядковый номер, даются краткая аннотация и рекомендации по его использованию в различных возрастных группах. Вариантов ведения картотеки имеется несколько. Однако опыт свидетельствует, что наиболее рационально размещать карточки по типам ТСО, а внутри типов — по разделам и темам в соответствии с программой. Оправдывают себя и карты комплексного использования оборудования, в которое экранно-звуко-вые средства входят как составная часть. В таких картах отмечают раздел программы, тему, рекомендуемую литературу и пособия, которые могут быть использованы. Имея карту по каждой теме, педагог быстро находит нужные пособия, экономя таким образом время для поиска лучших средств и методов обучения. Карта не сковывает инициативы воспитателя, напротив, она дисциплинирует труд, повышает вариативность планирования, его системность.

КАРТА КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

Возрастная группа:

Раздел программы:

Тема:

Таблица 2

Литература Методические разработки Картины, иллюстрации, раздаточный наглядный материал Экранно-звуковые средства
Диафиль-мы Диапози-тивы Грамплас-тинки Кино- и телепере дачи

Примечание в карте указываются названия пособий и номера, под которыми они значатся в картотеке конкретного дошкольного учреждения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: