ПРИМЕНЕНИЕ РАДИО И ЗВУКОЗАПИСИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ




Звуковые средства — радиопередачи, различные виды звукозаписи (на грампластинках и магнитной пленке) используются в основном на занятиях по родному языку, ознакомлению с живой и неживой природой, музыкальных и физкультурных. Практически все дошкольные учреждения располагают транзисторами, а также трехпрограммными, работающими от сети, приемниками. Сейчас, когда в детских садах появились звуковоспроизводящие средства (электропроигрыватели, магнитофоны), возможности использования радиопередач и грампластинок еще больше расширились.

Радиопередачи для дошкольников создаются с учетом возраста детей, их интересов, социальных событий, происходящих в нашей стране и в мире. Длительность передач от 15 до 30 мин. Ведущими являются, как правило, известные мастера художественного слова — К. Румянова, Р. Плятт, Р. Зеленая и др. Авторы передач — детские писатели, поэты, композиторы, умеющие интересно и содержательно беседовать с детьми на разные темы. Радиопередачи насыщены интересной информацией о явлениях общественной жизни, труде людей различных профессий, отношениях между людьми, героических поступках, природе и др. Поэтому задачи, которые решают педагоги с помощью радиопередач, самые разнообразные: расширение кругозора дошкольников, развитие у них внимания, памяти, воображения, музыкального слуха, активизация словаря, формирование правильной речи.

Литературные передачи для дошкольников включены в разные циклы и рубрики. Например, несколько раз в месяц выходят в эфир передачи из цикла «Радиотеатр «Малыш». В основном это спектакли по произведениям А. Пушкина, В. Одоевского, К. Ушинского, А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, В. Берестова. Продолжительность их 30 мин. Передачи построены на материале программы детского сада и по времени совпадают с занятиями (в 10 ч 15 мин).

Игра-путешествие «По дорогам сказки» знакомит малышей с природой того или иного края, народными обычаями, воспитывает нравственные качества, учит понимать красоту образного слова.

Примерно дважды в месяц выходит в эфир цикл радиопередач «Радиобукварь», из которого дошкольники получают представления о звуках и буквах русского языка.

Для маленьких слушателей по их письмам еженедельно проводится передача «Пригласительный билет», в которой звучат их любимые песни из мультфильмов, телепередач, радиоспектаклей.

Кроме основных циклов, имеется специальная рубрика «Посиди — послушай», продолжительностью 30 мин, которая рассказывает о новых книгах для детей, выпускаемых издательствами «Малыш» и «Детская литература».

Ежедневно в течение 10 мин звучит в эфире «Вечерняя сказка» для малышей.

Особую ценность представляют радиопередачи, побуждающие детей думать, сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы. Проследим это на примере радиопередачи «Зимние приключения Лесовичка». Герои ее хорошо знакомы детям, так как малыши встречаются с ними постоянно с наступлением нового сезона Содержание передачи следующее.

По зимнему лесу на радиопередачу к ребятам спешит Лесовичок. К нему присоединяются Сорока и Лиса и просят взять их с собой, мотивируя это тем, что ребята их давно знают, а сами они очень любят встречаться с малышами. Лесовичок соглашается. Далее он приветствует радиослушателей и начинает читать письма детей, рассматривать их рисунки, фотографии. Сорока и Лиса помогают ему, хвалят ребят, которые прислали свои работы, и вдруг обнаруживают в письмах «лесные» загадки: «Ползун ползает — иголки везет»; «Без ветра шелестит — без холода дрожит». Лиса и Сорока, как бы соревнуясь друг с другом в догадливости и наблюдательности, определяют, что речь идет о ежике и осине.

На одном из рисунков Лиса и Сорока видят дятла, говорят, что эта птица вредная, и даже называют ее врагом леса. Лесовичок удивляется, спрашивает: «Чем же дятел вреден?» Сорока начинает утверждать, что дятел портит деревья. Лиса поддерживает ее.

— Правильно Сорока говорит. Я сама видела, как он березку носищем долбил. Раз! раз! А сок так и брызжет. Продолбил дырки. Из дырок сок закапал, а дятел языком сок слизывал. Клювом даже причмокивал. Вредный сладкоежка! Враг леса дятел!

Лесовичок хитро спрашивает:

— Так это поди весной дело было?

— Да, весной. Я еще помню, что муравьи только проснулись. Лесовичок говорит:

— Так ведь дятел-то муравьев от голода спас. Не будь березового сока, погибли бы муравьи. А они ох как лесу нужны! Вот и выходит, что дятел поит их целебным соком. За зиму отощали муравьи. Не будь сока — погибли бы. Значит, дятел — друг леса!

Но Сороку и Лису не так легко переубедить — они ведь видели и другие «провинности» дятла:

— А я еще видела. Напился он березового сока, на осину перелетел, да вдруг и провалился в нее. Там дупло было, да такое, что его и хвоста не видно!

Но и тут Лесовичок успокаивает Лису и Сороку:

— Да не трещите вы. Поразмыслите лучше. Выдолбил дупло — плохо, не выдолбил — еще хуже.

— А это почему же? — не сдаются Лиса и Сорока.

— А где же тогда поселятся вертишейки, синицы, пеструшки, сычи, горихвостки, стрижи? А белки-летяги, летучие мыши? Где птицам зимой от метелицы спасаться? Не подумали?! А вот вы попробуйте, скажите птицам, что дятел — враг леса, запищат сердито, закричат, поцарапают, покусают. Вот и выходит, дятел — друг леса!

Лиса и Сорока соглашаются с доводами Лесовичка и начинают обсуждать другие загадки: как птицы и звери прячутся от врагов (ежик в клубок сворачивается; мыши в норы прячутся; птицы, белки на деревьях спасаются). Вспоминая забавные приключения зайки, они решают, что зимой все же и голодно, и холодно, и просят Лесовичка сделать так, чтобы наступило сразу лето. Лесовичок сомневается, не хочет этого делать, но уж очень настойчивы Лиса и Сорока. Он дудит в свою волшебную дудочку и наступает лето. Что тут вдруг случилось! Лиса и Сорока думали, что звери и птицы будут их хвалить, однако не тут-то было — все оказались недовольны. Участники передачи приходят к выводу, что каждое время года, каждый месяц нужны природе, и если нарушается эта последовательность, то всем становится очень плохо. По их просьбе Лесовичок возвращает зиму, а заодно приглашает радиослушателей поспешить увидеть красоту зимнего леса, понаблюдать, что ищут синички в коре деревьев, чем кормится зимой белка, все ли зайцы меняют зимой серую шубку на белую.

Наблюдая за реакцией детей в процессе прослушивания и в дальнейшем за их деятельностью, проявлением интересов, можно сказать, что радиопередачи служат для ребенка как бы толчком к глубокой аналитической работе, учат его наблюдательности, воспитывают умение систематизировать и сопоставлять целый ряд фактов и зависимостей, т. е. умение размышлять. А так как содержание передачи ребенок воспринимает на слух, особенно стимулируется развитие воображения — все происходящее он представляет себе образно. Поэтому музыкально-литературные передачи, подобные описанной выше, целесообразно включать в систему занятий с детьми.

Для полноценного восприятия передачи важны отсутствие отвлекающих посторонних шумов, определенный настрой детей, их заинтересованность. Поэтому во время вступительной беседы педагог знакомит воспитанников с основными моментами передачи, с характером музыки, поступками героев. Если материал знаком детям, педагог может задать вопросы по содержанию рассказа (сказки), об авторе, о других известных им произведениях этого писателя. Так, зная, что в предстоящей передаче прозвучит рассказ Л. Н. Толстого «Филипок», воспитатель говорит: «Вы помните, ребята, мы читали с вами рассказы писателя Льва Николаевича Толстого «У Розки были щенки», «Косточка». Они понравились вам. А сегодня вы услышите еще один рассказ Толстого — «Филиппок». Это рассказ о мальчике, который очень хотел ходить в школу, чтобы научиться читать и писать. Послушайте внимательно передачу. Когда она закончится, вы расскажете, кого встретил по дороге в школу Филиппок и что с ним произошло в классе».

Перед музыкальной передачей накануне Нового года установка может быть другой: «Сейчас, дети, вы услышите много знакомых вам песен и стихотворений. Их поют такие же ребята, как и вы, но из другого детского сада. Давайте им подпевать, если услышим знакомую песенку».

Опыт показывает, что привлечение наглядности, дополняющей восприятие радиопередачи, помогает ребенку лучше запомнить ее, сильнее почувствовать красоту художественного слова. Но поскольку воспитатель не всегда может заранее узнать содержание той или иной передачи, такую работу можно провести и после прослушивания. Например, прозвучала сказка «Царевна-лягушка». Далее воспитатель выставляет перед детьми серию иллюстраций Е. Рачева и предлагает пересказать соответствующие отрывки.

Нередко после прослушивания передачи дети по своей инициативе начинают подражать голосу ведущего или понравившегося им персонажа, выразительно пересказывают сказку (читают наизусть стихотворение), рисуют по мотивам произведения. Учитывая такую потребность детей в активной деятельности, воспитатель может специально организовывать ее. Так, часто по письмам радиослушателей готовятся специальные передачи, поэтому педагог может предложить воспитанникам написать письмо в редакцию (на имя какого-либо героя). Предварительно дети выполняют задания, например проводят наблюдения в природе, составляют рассказы, разгадывают загадки, делают рисунки на тему прослушанного, придумывают продолжение передачи и т. д.

Для дошкольных учреждений специально разработаны и выпускаются наборы грампластинок, на которых записаны голоса известных детских писателей, а также классические литературные и музыкальные произведения, сказки, концерты, спектакли с участием известных артистов. На грампластинки часто записываются лучшие радиопередачи. Например, грампластинка «Радио— жизнь моя» является творческим портретом Н. Литвинова и включает в себя фрагменты из многих радиопередач.

Выпускаются также записи на магнитной ленте естественных звуков природы — голосов птиц, шума ветра и горного водопада, раскатов грозы, журчания ручья и др.

Прослушивание литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова на занятиях по родному языку воспринимается детьми с большим эмоциональным подъемом, развивает у них способность глубоко проникать в содержание, сопереживать, эстетически наслаждаться; воспитывает любовь к родному языку, желание научиться читать выразительно.

Записи музыкальных произведений в разном исполнении (фортепиано, баян, симфонический оркестр или оркестр народных инструментов) могут использоваться как на музыкальных, так и на других занятиях. Например, на занятии по ознакомлению с окружающим воспитатель проводит со старшими дошкольниками итоговую беседу о весне. В процессе того как дети рассказывают, вспоминают о своих наблюдениях за весенней природой, педагог включает записи музыкальных произведений о весне П. И. Чайковского из цикла «Времена года» и магнитофонную запись голосов птиц (А. Барков. «Голоса весеннего леса»).

Планируя прослушивание звукозаписи, педагог должен предварительно сам ознакомиться с нею, продумать вопросы к детям, задания.

Хорошие результаты при обучении дошкольников выразительному чтению дает использование магнитофона. С его помощью педагог может записать выступления детей, а затем организовать совместное прослушивание, акцентируя внимание воспитанников на смысловых ошибках, недостатках дикции. Наличие магнитофона позволяет воспитателю приготовить любую необходимую для работы запись.

Преимущества грамзаписи и магнитных записей связаны с тем, что их можно применять не только на занятиях, но и во время прогулок, вечеров развлечений. Приведем пример развлечения «В гости к волшебной березке» (проводится летом).

После дневного сна дети получают письмо от белочек, в котором содержится приглашение на поляну сказок к волшебной березке. В письме также указаны ориентиры: выйти на участок, найти дерево, на котором сидит ласточка; носик птицы направлен в ту сторону, куда надо идти; дальше необходимо сделать двадцать шагов и тогда откроется сказочная поляна, где растет волшебная березка (ее ветки украшены разноцветными лентами). На поляне детей встречает воспитатель в русском сарафане. Она торжественно говорит:

Мы всех приглашаем в гости к березке. Всегда наряд ее весел, Стоит она в поле на перекрестке Русских дорог и песен!

Воспитатель включает магнитофонную запись песни «Во поле береза стояла». Дети водят на поляне русские хороводы, поют русские народные песни, танцуют, слушают музыкальные произведения, исполненные на различных народных инструментах: баяне, балалайке, домре (сценарий разработан О. И. Полуяновой).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: