ЭКРДННО-ЗВУКОВЫХ СРЕДСТВ




Как показывают научные исследования и практика, наибольший эффект достигается при комплексном использовании экранно-звуковых средств. В зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой педагог, экранно-звуковые средства могут применяться на занятии одновременно и поочередно. Первая форма используется, когда нужно активизировать чувства, эмоции ребенка, вторая — когда требуется показать детям, как одно и то же явление может быть отражено в разных видах искусства.

Например, решая первую задачу, воспитатель в процессе обобщающей беседы об осени одновременно включает проектор и проигрыватель. При этом музыкальный фон как бы накладывается на восприятие изображения. Звучание «Осенней песни» П. И. Чайковского еще сильнее подчеркивает задушевность, мягкость пейзажа картины «Золотая осень» И. С. Остроухова. Совсем другая музыка — быстрая и жизнерадостная — «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковского сопутствует картине «Весна. Большая вода» И. Левитана. В дальнейшем, вспоминая зрительные образы и звучавшую в тот момент музыку, дети шестилетнего возраста очень тонко передают свое состояние. Их высказывания свидетельствуют о том, что музыка, сопровождавшая экранное изображение, активизировала восприятие, помогла выделить главное, способствовала расстановке определенных акцентов («Когда я смотрела на картину и слушала музыку, мне казалось, что веточка клена, та, которая совсем-совсем близко, покачнулась и немножко наклонилась ко мне. Мне так хорошо было, даже захотелось войти туда»; «Когда звучала музыка, мне показалось, что вода на картине переливается, а рядом еще бегут ручейки, и воды становится все больше, больше»).

Решая вторую задачу — показать детям, как одно и то же явление может быть изображено в музыкальном произведении, рисунке, стихотворении, воспитатель демонстрирует фрагмент диафильма «Сказка о царе Сал-тане» А. С. Пушкина и выразительно читает текст:

Он над ней жужжит, кружится,

Прямо на нос ей садится,

Нос ужалил богатырь...

После просмотра педагог предлагает воспитанникам послушать «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова и подумать, какой образ отразил композитор в музыке.

Или же в процессе беседы о весне, описывая, как весело звенят и грохочут весенние ручьи, воспитатель включает магнитофонную запись с музыкой П. И. Чайковского «Апрель». Затем предлагает: «А теперь послушайте, как об этом сказал поэт Сергей Есенин:

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей...

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет».

(«Черемуха».)

Демонстрируя картину А. Куинджи «Ночь на Днепре», воспитатель может прочитать детям отрывок из стихотворения С. Есенина «Ночь»:

Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна.

Таким образом, умелое комплексное использование экранных и звуковых средств позволяет воспроизвести и раскрыть сложное содержание, сделав его понятнее и доступнее для ребенка.

Наблюдения показывают, что на одном занятии целесообразно использовать не более трех видов экранных и звуковых средств. Структура таких занятий должна определяться следующими факторами: смена видов восприятия и равномерное распределение нагрузки на различные анализаторы; постоянная активизация мыслительной, речевой, музыкальной деятельности детей путем обращения к их опыту; наличие для каждого организационно-структурного момента определенного содержания и решения (экранное, словесное или музыкальное). Желательно, чтобы динамичные моменты чередовались со спокойными, музыка — со зрительными образами, а ответы детей предваряли последующую демонстрацию на экране (художественное чтение) или подкреплялись ею.

Необходимо, чтобы характер музыки соответствовал характеру текста.

Наряду с экранно-звуковыми средствами обучения на одном занятии можно использовать и другие средства. Например, при изучении правил дорожного движения демонстрацию диасерии «На улице» можно сочетать с играми, включающими элементы дорожных ситуаций, чтением стихотворений. В дальнейшем, используя эту серию, можно организовывать викторины, праздники «Зеленого огонька» и др.

Очень важно, чтобы, помимо работы с детьми на занятиях, проводилась предшествующая и последующая работа по углублению и расширению их знаний. Ниже дается один из вариантов планирования работы с применением ТСО в старшей группе на год.

ПЛАН РАБОТЫС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТСО

Опыт показывает, что знания, полученные ребенком на занятиях с применением экранно-звуковых средств, он переносит затем в другие виды деятельности (практическую, игровую), благодаря чему получают развитие его творческие способности. Очень важно, чтобы взрослый руководил этим процессом, умело и тактично направлял его. Например, диасерию «В магазине» можно использовать не только для систематизации знаний о труде продавца и выработки навыков правильного поведения, но и для обогащения игровой деятельности, воспитания у детей умения использовать игровое оборудование («кассы», «ценники», «знаки-ориентиры» для условных обозначений «товаров» и т. п.).

 

Таблица 4

Месяц Предварительная работа Тема занятия, ТСО Последующая работа
Сентябрь Наблюдение осенних явлений. Повторение и разучивание стихотворений об осени. Фиксирование наблюдений в календаре природы. Беседа об осени. Диасерия «Природа в изображении русских художников», грампластинка «Времена года» (муз. П. И Чайковского). Рисование на тему «Осень золотая»
Экскурсия в булочную Беседа о хлебе. Фрагменты из диафильмов «Труд колхозников в разное время года», «Стихи о хлебе», «Хлеб — всему голова», «Дождик из семян» Рисование на тему «Осень в деревне»
Октябрь Просмотр диафильма «Будь вежлив» Просмотр диафильма «Волшебное слово». Беседа по нему Создание игровых ситуаций, решение с детьми проблемных задач
Рассматривание альбомов «Литва», «Ленинград» Беседа на тему «Страна, где мы живем». Диасерии «Наша Родина», «Детям о Москве», «Город-герой Киев» Рисование на тему «Наш город»
Прогулка по улице, наблюдение за транспортными средствами и пешеходами Беседа о правилах дорожного движения. Диафильм «Правила дорожного движения», диапозитивы из серии «На улице» Разыгрывание дорожных ситуаций, составление безопасных маршрутов до школы, магазина, аптеки
Экскурсия на строительство кинотеатра Беседа о строительстве. Фрагменты диафильма «На строительной площадке» Рисование на тему «Город строится». Оформление атрибутов для игры в строителей
Ноябрь Чтение рассказа Г. Скребицкого «Как звери к зиме готовятся» Беседа на тему «Как звери к зиме готовятся». Фрагменты диасерии «Знакомимся с природой», диафильма «Дикие животные» Рисование на тему «Осень в лесу»
Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Пересказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» по кадрам одноименного диафильма Рисование на тему «Моя любимая сказка»
Экскурсия в детское ателье Беседа о труде взрослых. Диафильм «Кто и где шьет одежду и обувь Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Ателье»
Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» Пересказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» по кадрам одноименного диафильма Проведение вечера-викторины по сказкам
Декабрь Чтение рассказов Г. Скребицкого, Е. Чарушина Наблюдение за зимними явлениями Беседа о домашних животных. Телепередача «Домашние животные» Беседа о зиме. Фрагменты диасерии «Природа в изображении русских художников», диафильма «Зима в лесу»; грампластинки «Зимушка-зима» Рисование на тему «Домашние животные» Рисование на тему «Почему я люблю зиму»
Январь   Просмотр диафильма «Обыкновенные варежки» и беседа по нему  
Просмотр диафильма «Елка в Сокольниках» и беседа по нему  
Пересказывание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Фрагменты из диасерии «Художник В. Васнецов» Рисование на тему «По дорогам сказок»
Февраль Рассматривание альбома о Советской Армии, чтение стихотворения «Дозор» 3. Александровой. Экскурсия на почту. Чтение стихотворения «Почта» С. Маршака, Чтение стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова. Наблюдение за трудом повара, продавца, врача Беседа на тему «Наша Армия». Диасерия «На страже Родины» Беседа о почте. Диафильм «Как ребята на почте побывали». Беседа на тему «Скоро праздник наших мам». Диасерия «Дела женщин» Рисование на тему «Пограничники». Написание письма сверстникам из другого детского сада. Приготовление подарков мамам, бабушкам, сестрам
Март Наблюдение за весенними явлениями в природе Беседа о весне. Диасерии «Четыре времени года», «Природа в изображении русских художников», грампластинка «Весна-красна» Рисование на тему «Весна идет»
Апрель Разучивание стихотворений о В. И. Ленине. Просмотр диафильмов «Раз, два, три», «В музее В. И. Ленина» Беседа о В. И. Ленине. Фрагменты из диасерии «Город Ульяновск», «Ленинград», «Детям о Москве», грампластинки «Н. К. Крупская о В. И. Ленине», «Любимые музыкальные произведения В. И. Ленина Украшение портрета В. И. Ленина
Май Прогулки по улице. Просмотр диафильма «Праздник Первомая» Беседа на тему «Наш праздник Первомай». Диасерии «Наша Родина», «Детям о Москве» Рисование на тему «Город, украшенный к празднику»
Чтение рассказов советских писателей о пионерах-партизанах Беседа на тему «Почему мы празднуем День Победы. Фрагменты диафильма «Кого называют героями» Посещение могилы неизвестного солдата и возложение цветов
Экскурсия в библиотеку Беседа о любимых книгах. Диафильм «Как создается книга» Ремонт книг из библиотеки. Экскурсия в книжный магазин, покупка книг
Июнь Наблюдение за природными явлениями, ростом и развитием растений Беседа на тему «Лето красное пришло». Телепередача «Лето» Рисование на тему «Лето»

Можно предложить детям придумать и нарисовать свои варианты знаков-ориентиров для оформления игровых зон группы: «магазина игрушек», «книжного магазина», «парикмахерской», «почты», «поликлиники», «детского сада» и др.

Всем известно, с какой увлеченностью дошкольники играют в «военных». Чтобы эти игры обогащались, становились более содержательными, чтобы у детей закреплялись знания о характере службы в тех или иных родах войск после просмотра диафильма на эту тему, например диасерии «На страже Родины», воспитатель может подготовить специальные атрибуты для игры в «пограничников»: фуражки (зеленого цвета), погоны, бинокли, маскировочные халаты (белые — для осенне-зимнего периода, пятнистые — для весенне-летнего), модели современного оружия, макеты пограничных столбов, полевые телефоны, рации, пульт приема сигналов и др. В зимнее время, когда на снегу (особенно на свежем) остаются следы животных, птиц, людей, автомобилей, можно подсказать дошкольникам направление игры — «группа пограничников преследует нарушителя». Упражнения в «чтении следов» развивают у детей наблюдательность, умение анализировать, делать выводы. Чтобы игры в' пограничников получали развитие, становились более занимательными, педагог может вместе с детьми подготовить «контрольно-следовую полосу» — бумажные ленты светлого или темного цвета и сами «следы» — нарисованные на карточках отпечатки обуви разных размеров, колес автомашин, лыж, лап животных и птиц, часто встречающихся в данной местности. Эти «следы-загадки» будут разгадывать «пограничники».

Учитывая, что экранно-звуковые средства по природе своей близки к искусству, а часто и выполняют функции искусства, влияя определенным образом на детей, педагоги могут успешно решать воспитательные задачи.

Чувство причастности к жизни страны возникает у ребенка уже в дошкольном возрасте. Именно в этот период дети начинают проявлять повышенный интерес к социальным явлениям, к событиям окружающей жизни, пытаются осознавать нравственные категории, поступки людей.

Успешное формирование активного отношения к общественным событиям возможно лишь при условии накопления у ребенка представлений о явлениях общественной жизни, осознания этих представлений, обобщения их и включения в его жизненный опыт. Мышление ребенка-дошкольника носит конкретно-образный характер, поэтому обобщения усваиваются детьми лишь тогда, когда они преподносятся им на богатом и разнообразном конкретном материале.

Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» воспитатель должен сформировать у старших дошкольников представления о героике труда людей разных профессий, рассказать, что в годы войны советские солдаты храбро сражались с фашистами и защитили нашу страну от врагов. Как объяснить детям, что такое героизм? На каком содержании?

В соответствии с многочисленными пожеланиями педагогов дошкольных учреждений был создан диафильм «Кого называют героями». Он может использоваться в комплексе с другими средствами на занятиях, посвященных датам «красного календаря»: 9 Мая, 1 Мая, 7 Октября, 7 Ноября, 23 февраля.

В название и основу сюжета диафильма положена знакомая всем ситуация обращения ребенка с вопросом к взрослому. Маленькая Оля, увидев надпись на бескозырке моряка, просит воспитательницу Нину Ивановну рассказать, кого называют героями. Текст рассказа воспитателя иллюстрируется видеорядом.

В диафильме использованы материалы из фотохроники ТАСС и фотографии произведений живописи, графики, скульптуры. В частности, представлены работы таких известных мастеров, как Ю. Жуков, В. Сафонов, П. Кривоногов, П. Дурчин и др. Работы этих мастеров всенародно признаны, отмечены Государственными премиями и представлены в картинных галереях и мемориалах.

Диафильм условно состоит как бы из двух частей:

в первой рассказывается о героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны, во второй показан героизм советского народа в мирное время, в наши дни. Педагог в случае необходимости может демонстрировать диафильм на двух и более занятиях, используя отдельные фрагменты.

Текст диафильма отличается особой лаконичностью. Опыт показывает, что при первой демонстрации не следует излишне расширять текст, т. е. что-то объяснять, дополнять, иначе утратится связность изложения. Это можно делать при повторных просмотрах отдельных кадров. Зрительный ряд диафильма достаточно емкий, и это позволяет воспитателю использовать его широко и творчески. Познакомимся с некоторыми кадрами.

Кадр 7 в отличие от других кадров фильма дан в черно-белом изображении. Он иллюстрирует следующий текст: «Много лет назад на нашу мирную страну напал враг — немецко-фашистские захватчики. Весь советский народ встал на защиту Родины!» Кадр смонтирован из двух фотографий: на переднем плане—документальная фотография первых дней войны: на фоне Кировского завода колонны идущих солдат, одетых по-походному, их лица грустно-сосредоточенны. Прямо с заводов и фабрик они уходили на фронт, оставив свои семьи, детей.

На заднем плане — скульптура советского солдата, который держит на руках спасенную им немецкую девочку. Ребенок крепко прижался к широкой груди воина.

Демонстрируя этот кадр, воспитатель говорит, что советские люди всегда были против войны, но Советская страна оказалась втянутой в войну, что народ сражался только для того, чтобы отстоять свою независимость и чтобы на земле наступил мир. Скульптура советского солдата олицетворяет собой защиту от войн всех детей на земле.

В диафильме показан героизм солдат разных родов войск: моряков, пограничников, пехотинцев, артиллеристов. Кадры 8 и 9 посвящены воинам-пограничникам Брестской крепости, первыми принявшим на себя удар фашистских полчищ. Отрезанные от действующей армии и тыла, окруженные врагом, под снарядами и бомбами, более месяца героически сражались и держали оборону защитники крепости. При рассматривании диорамы «Оборона Брестской крепости» следует обратить внимание не только на стены с бойницами и башнями, охваченные дымом и пламенем, передающие динамику жесточайшего боя, но и на мужественный дух ее защитников, позы, лица солдат и как свидетельство их непобежденности — развевающийся над крепостью красный флаг.

Следующие кадры диафильма демонстрируют личный героизм советских солдат — подвиги Ивана Сивко, Александра Матросова, Марата Казея, Евгения Никонова. Воспитатель должен подчеркнуть, что подобный героизм носил массовый характер, и из подвигов отдельных героев складывалась великая победа советского народа. К сожалению, объем диафильма не позволил его авторам достаточно широко представить участие в войне советских пионеров, их незабываемые подвиги. Но детям, как правило, много читают на эту тему, они смотрят кино- и телепередачи, поэтому воспитатель может предложить им дополнить кадр о подвиге Марата Казея собственными рассказами. После просмотра данного кадра может быть задан вопрос: «Кого из героев Великой Отечественной войны вы еще знаете?»

Демонстрируя кадры 18—20, которые являются как бы переходным мостиком из того далекого и грозного военного времени в наши мирные дни и показывают, как советские люди хранят память о своих героях, воспитатель может прочесть проникновенные строки М. Исаковского:

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух,—

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

(«Навек запомни».)

Вторая часть диафильма позволяет значительно шире использовать знания и представления детей, их жизненный опыт. В нее вошли кадры, рассказывающие о героических профессиях и наглядно подтверждающие, что и в мирные дни есть место подвигу. Например, кадр 21 рассказывает о нашем современнике, молодом рабочем одного из ереванских заводов Шаварше Карапетяне, совершившем несколько героических поступков. Чтобы спасти людей, он рискуя собственной жизнью, дважды вступал в схватку с водной стихией и один раз с огнем. Какой силой мужества должен обладать человек, чтобы десятки раз нырять на большую глубину в ледяную воду! Герой имеет много наград, но он по-прежнему скромен и трудолюбив. Международный планетный центр утвердил названия недавно открытых советскими астрономами малых планет. Одна из них будет теперь носить имя Шаварша Карапетяна, выдающегося спортсмена, многократного рекордсмена мира, чемпиона Советского Союза и Европы по подводному плаванию.

Кадр 27 иллюстрирует труд пожарных. Текст краток:

«Пожар. Первыми вступают в борьбу пожарные, спасая людей и народное добро», но педагог может умело подвести детей к оценке мужественного труда представителей этой профессии, напомнив о недавней трагедии Чернобыля. Здесь же следует сказать, что весь советский народ пришел на помощь жителям этого украинского города, и привести еще ряд аналогичных примеров. Так, страшная стихия обрушилась на горы и долины Грузии — наводнения, оползни, снежные лавины. Но силе стихии всегда противостоит дружба народов, она поднимает людей на подвиг. Солдат из Азербайджана Рахим Мамедов ценой собственной жизни спас грузинских женщин, детей, своих товарищей. Русский офицер В. Тарыкин и его товарищи 12 ч провели в воздухе и за 24 вылета спасли 133 жителя горных районов, которым грозила смертельная опасность.

О случаях героизма в мирные дни дети часто узнают из рассказов взрослых, радио- и телепередач. Они убеждаются, что подвиги совершают не только воины Советской Армии, работники милиции, но и люди самых мир-^ ных профессий — строители, сталевары, шахтеры. По-! этому педагог при демонстрации завершающих кадров может еще раз сделать акцент на героизме советских людей: они всегда готовы стать на защиту своей Родины, но они любят мир и любят труд: строят дома и дороги, добывают уголь и варят сталь, растят хлеб.

Особенности экранной подачи материала таковы, что все увиденные ребенком события входят в его сознание как полнокровный образ действительности. В результате мыслительных процессов происходит как бы «склеивание» впечатлений. Надолго сохраняясь в памяти, они со временем преобразуются в жизненный опыт ребенка, в сферу его нравственных критериев и оценок. Уже то, что малыш над чем-то задумался, чем-то проникся, воспитывает у него отношение к происходящему, подводит к гражданственной активной жизненной позиции.

В процессе обсуждения увиденного и последующих бесед следует привлекать внимание детей к поступкам героев, к их поведению. Но форма воздействия на детей должна быть очень гибкой, так чтобы ребенку не навязывать готовую точку зрения, готовые обобщения и выводы, а максимально стимулировать его собственное мышление. Опыт показывает, что конечный итог воздействия экранного или звукового средства на каждого ребенка зависит от коллективного мнения, т. е. от той оценки, которая складывается в результате высказываний детей и приведенных ими аргументов.

Экранно-звуковые средства можно эффективно использовать в комплексе на различных концертах, викторинах, вечерах досуга, которые дошкольники так любят. Проводя, например, тематические вечера, посвященные любимым детьми писателям, композиторам, а также памятным датам, педагог может подобрать и включить в общий сценарий соответствующие экранизации и звукозапись. Например, кадры из диафильмов и диасерий «Кого называют героями», «Пограничники», «Детям о Москве», «На страже Родины» можно использовать на утренниках, посвященных Дню Победы и Дню Советской Армии, 1 Мая, 7 Ноября и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: