┌───────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┐
│ Модели автомобилей * │Пробег, тыс.км │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Отечественные легковые автомобили, принадлежащие│ │
│физическим лицам и используемые ими в некоммерческих│ │
│целях │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│АЗЛК-408, ВАЗ-1111, все автомобили марок ЗАЗ, ЛуАЗ │ 12,0 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Все остальные автомобили │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Отечественные легковые автомобили, используемые в│ │
│коммерческих целях, принадлежащие юридическим лицам │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│АЗЛК-408, ВАЗ-1111, все автомобили марок ЗАЗ, ЛуАЗ │ 24,0 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Все остальные автомобили │ 35,0 │
└───────────────────────────────────────────────────────┴───────────────┘
* Примечание:
- среднегодовые пробеги отечественных коммерческих автомобилей (грузовых, легковых автомобилей, автобусов) уточняются по ежегодному справочнику "Прейскурант справочных тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом, использование легковых автомобилей и автобусов", Москва, НПФ "Трансэффект"
- среднегодовые пробеги импортных автомобилей приведены в ежегодных справочниках германского издательства "Eurotax"
Приложение П
(обязательное)
Методика *
определения процента износа шин транспортных средств
П.1 Критериями износа (старения) шин являются:
- наличие повреждений и дефектов;
- срок эксплуатации;
- высота рисунка протектора.
П.2 Ресурс шины снижается и соответственно увеличивается процент износа:
- если поврежден борт при монтаже, до 10%;
- если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда, до 20%;
- при обнаружении местного износа (пятнистости) протектора, до 25%.
Примечание - шины с расслоением каркаса признаются изношенными на 100%.
П.3 К проценту износа, определенному по техническому состоянию, прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины.
За три года эксплуатации шина от старения теряет, пропорционально сроку эксплуатации, до 10% ресурса.
В интервале от 3-х до 5-ти лет старение шины увеличивается до 25%. Шина со сроком эксплуатации свыше 5-ти лет может достигать расчетного процента износа, равного 50%.
Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в соответствии с заводской маркировкой по ГОСТ 4754-80.
П.4 Ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой шине (В_н) (см. таблицу 9) за вычетом минимально допустимой остаточной высоты протектора (В_доп), при которой шина должна сниматься с эксплуатации (для шин легковых автомобилей - 1,6 мм, для грузовых автомобилей - 1,0 мм, автобусов - 2,0 мм, мотошин - 0,8 мм).
П.5 Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (В_ф) определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в 4-х взаимоперпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.
П.6 Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по формуле:
(В - Н)
н ф
И = ─────────── х 100%
ш (В - В)
н доп
П.7 Для шин со 100% износом протектора, но пригодных к восстановлению, устанавливается стоимость равная залоговой цене покрышки, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,03% от стоимости новой покрышки.
П.8 Для шин, непригодных к дальнейшей эксплуатации и восстановлению, устанавливается условный износ 100%, а стоимость приравнивается к стоимости вторичного сырья.
П.9 Износ покрышек, восстановленных методом наложения нового протектора, определяется описанным выше методом, при этом номинальная высота рисунка обновленного протектора принимается равной 10 мм - для легковых автомобилей, 20 мм - для грузовых автомобилей и автобусов, а средняя стоимость восстановленной покрышки равна стоимости восстановительного ремонта плюс залоговая стоимость покрышки, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,2% от стоимости новой покрышки.
Примечание - мотошины восстановлению не подлежат.
П.10 При расчете износа камерных шин необходимо принимать в расчет стоимость шины с камерой.
П.11 Пример расчета износа и стоимости шины.
Шина 165/80R13 легкового автомобиля, срок эксплуатации 2 года, имеет повреждение борта при монтаже.
Повреждение борта при монтаже снижает ресурс шины на 10%.
Срок эксплуатации (2 года) шины увеличивает износ еще на 7% (пропорционально сроку эксплуатации от 10%).
Измерение высоты рисунка протектора в 4-х сечениях дало следующие результаты:
4,5 + 4,4 + 4,0 + 4,3
В = ───────────────────── = 4,3 мм
ф 4,0
в этом случае износ шины по высоте рисунка протектора составит:
(В - Н)
н ф 8,6 - 4,3 4,3
И = ──────────── х 100 = ───────── х 100 = ───── х 100 = 61%
ш (В - В) 8,6 - 1,6 7,0
н доп
Суммарный износ:
И = 10 + 7 + 61 = 78%
ш
Для учета износа шины в стоимости автомобиля необходимо значение И_ш подставить в формулу в качестве одного из слагаемых И_тр. Можно также отдельно подсчитать стоимость шины по проценту ее износа, т.е.:
И
ш
С' = Ц (1 - ────) = Ц х 0,22
ш ш 100 ш
П.12 Ниже приведены значения высоты рисунка протектора ряда моделей шин.