Искусство этрусков. Архаика.




6в-5в – архаика. Самый плодотворный и выразительный стиль.

· 600-500 – ранний, влияние Коринфа, еще есть памятники ориентализирующего стиля, есть настенная живопись (гробница Кампанья). Массовое производство металлических изделий (рельефные композиции из металла, колесница из Монте Лионо Дисполетто).

· 550-520 – зрелый, влияние ионики, самый плодотворный. Интерес к круглой пластике, господствует живопись.

· 520-470г – поздний, влияние Аттики, в центре высокое художественное качество, север и юг становятся провинциальными, интерес к статуарной пластике.

Тарквиний – живописные мастерские, Вейи –скульптурные (мастер Вулка), Цере –керамика, Клузиум –пластика из камня и рельефы. Кьюзи –канопы, бронзовая пластика. Главное темой становится человек. Новые сюжеты в живописи: заупокойный пир, охота, оплакивание, спортивные и гладиаторские игры. В росписях склепа встречаются элементы пейзажа, приморский пейзаж (могила охоты и рыбной ловли в Тарквинии). Форма часто условна; в живописи и рельефе это корпус и глаз в фас при профильном изображении бедер и лица. Мужские фигуры темные, женские светлые. Правильные пропорции, разные движения. Большое внимание натюрморту, мебели, утвари (гробница львиц в Тарквинии). Появляются свои традиции. Уходят моменты ориентализма и собственные традиционные ценности, искусство все более и более становится гомогенным. Новое понимание темы рассказа и повествования. Новая система изображения (уходит декоративный принцип). Внутри декоративной рамы возникает свое изобразительное поле. Церы наиболее открыта греческому влиянию. Воспринимая греческое искусство, мастера всегда его приспосабливали под себя и свои ценности.

«Рельеф дверей из города Тарквиний », 1п 6в. Мы точно не знаем, для чеко они первоначально предназначались, найдены в гробницы и были дверьми, но изначально занимали другое место. Господство принципа монументальности, подчинение памятника целому. Рамочные композиции, отделенные орнаментальными фризами, но каждая композиция самодостаточна. Большинство рельефов содержат одно повествование (функция монолога, а не диалога, это уже не рассказ). Фриз в нижней зоне несет геральдическую трактовку. Продуманное архитектоническое решение.

Памятник первого этрусского стиля живописи. Декорация гробницы Кампана, дошли прорисовки, связана с погребальным культом. Украшала заднюю стену сооружение по бокам от ложной двери. В первом помещении дверной проем, там львы или химеры (оберег). Программа – некая жанровая сцена, скорее всего, воспроизводит сцену охоты. Или душу умершего на лошади два демона провожают в царство мертвых. Ориентализирующее влияние еще не преодолено. Итог: появляется жанровое начало, повествование, интерес и к сюжету, и к окружающему миру (растительность вокруг). Перед нами некая история, которая рассказывается.

Кентавр из Вульчи, Женщина из гробницы Исды, Канопы из Кьюзи, Антропоморфная урна из Кьюзи –билет 6.

Колесница из Монте Лионе: бронзовые рельефы, средняя архаика. Обращение к мифологической тематике. Хотя не известно, кто там изображен. Это боевая колесница. Стены не ровные, изображение разбито на 3 разные части в каждой из которых один из этапов жизни мифологического персонажа. Один этап выделяется как господствующий – это начало пути героя. Главный сюжет: геральдическая композиция, получение героем от богини-матери сакрального оружия. На боковых створках развитие истории: слева сцена сражения, справа завершение истории героя (он возносится на колеснице на небо, внизу лежит богиня, которая помогает герою попасти на небо. Это не вообще рассказ о герое, а это конкретный рассказ. Сюжет развивается по времени.

Живопись гробниц из города Тарквиний: гробница быков, 540г. Продуманная система расположения живописи регистрами, живопись подчинена архитектуре, работает в ордерной системе, не разрушает архитектурного целого, а обыгрывает его. Есть господствующие сцены. Лишается функции оберега. Элемент рассказа господствует, это уникальный памятник, где есть мифологическая система декорации. Рассказывается встреча Ахилла и Троила (как Ахилл убивает сына Приама). Мастера не трактуют тему убийства как наиболее драматичную (пока). Важен не только герой, но и окружающий мир. Есть элементы пейзажа. Момент рассказа и в теме, и в сочетании регистров. Наверху изображаются сцены, связанные с погребальным культом. Этот рисунок не копия греческого, в изображении задних ног коня Ахилла видно, что этрусский мастер работал на месте и искал лучший способ изображения ноги. Изобилие подробностей.

Гробница авгуров: 520е. Авгуры гадают по полету птиц, но назвали их неправильно. Четкая пропорционально продуманная система. Уже не мифологическая тема, а связана с изображением самого погребального культа. Последовательный иллюзионизм изображения. Удвоение мотива. Изображена дверь, которая ведет в гробницу (в загробный мир), то есть все игры и процессии происходят перед гробницей, что и изображено на стенах камеры. Принцип не ковровый, так как несмотря на то, что изображения последовательны, они отделены друг от друга (подчинены логике пространства). Последовательная фризовая композиция с единым повествованием, но это повествование разделяется на отдельные, четкие части (вводится принцип дискретности). В цветовом решении преобладает контурность, цвет заполняет форму, а не лепит ее.

Гробница львиц: 520-510е, поздне архаический период. Нет жесткой структуры (система вариативна, хотя и подчиняется архитектуре). Каждый из регистров имеет свою пространственную и временную привязку. Внизу изображено море (дельфины прыгают – вода как граница между миром живых и мертвых). В среднем важны боковые сцены, по центру большой сосуд. Нарастает драматический момент, движение фигур. Именно отдельные детали дают возможность перейти границу между миром реальным и миром иллюзорным. Здесь изображен небольшой сосуд, который донышком выступает за границу изображения (как бы переходит в наш мир).

Гробница охоты и рыбной ловли: двух камерная, в первой сцена охоты (почти не сохранилась). Меняется соотношение регистров. Спонтанная изобразительность.

Декорация бронзовых зеркал: зеркало из южной Этрурии, 500. Танцующая пара. Очевидно греческое влияние, и в композиции (тондовая, круглая), и в теме. Но здесь мифологическая схема приближается к реальности, это более «крестьянская», жанровая тема.

Рельефы: тема банкета встречается и на урнах. Протяженная пространная схема имеет четкую фиксацию. Стоящая фигура –ложе: сохраняется принцип дискретной композиции, хотя она не разделена. На еще одной урне из Кьюзи тоже тема праздника. Есть проблема ритмической организации фризовой композиции. Спонтанная свободная изобразительности: все фигуры идут в одну сторону, одна идет в другую, еще одна фигура смотрит назад, хотя идет вперед.

Щит из Тарквиния: 520, маска Эхилоя. Маска вписывается в щит, который потом должен был украшать фризовую композиция храма.

Церы: изображение саркофага с лежащей на нем парой. Терракота. Очень сложно обжечь, так как размеры очень большие. Подчеркнута возможность терракоты как материала (острые грани и так далее). Саркофаги были составными. Силуэтное, контурное решение. Мотив не фривольный и не жанровый. Движение носит знаковый характер, носит семантический стиль (протянутые руки и то, что рука мужа обнимает плечо жены – это и есть знак их брака). Хотя саркофаг со спины никто и не видел, там тоже детализация и натуроподобие. Реалистическая передача индивидуальных черт (потом это будет у Рима).

Фронтонная композиция из Пирги: это порт города Церы, 510-490е. Тема битвы, сражения. Или битва богов с гигантами, или поход семерых против Фив. Композиция вписывается во фронтон, примыкает к верхней части и утяжеляет ее. При внутреннем напряжении, спокойное внешнее изображение (две, гасящие друг друга диагонали).

Храм Партаначе из Вейи: школа Вейи, там работал мастер Вулка, его даже пригласили для исполнения скульптур для храма Юпитера Капитолийского. В этом храме на коньке расположены скульптуры. Их сложно увидеть, но зато усиливается эмоциональная составляющая. Есть момент драматизированной экспрессии с сильной натуралистической струей (голова горгоны).

Капитолийская волчица: возникает после того, как Рим освобождается от царей. То есть он может быть политическим элементом. Римское искусство начинается с этрусского мастера. Младенцы сделаны позже. Волчицу сделали этруски. Натуралистическая трактовка, декоративная проработка шкурки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: