Институт федерального воздействия (вмешательства)




Федеральное воздействие (ФВ) – система принудительных мер, применяемых органами государственной власти РФ к органам государственной власти субъекта РФ в связи совершением ими конституционно-правовых нарушение в качестве мер конституционно-правового принуждения.

В науке конституционного права на сегодняшний день для обозначения данного института используются различные термины. Наиболее распространенными среди них являются: «федеральное вмешательство», «федеральная интервенция», «меры федерального принуждения», «федеральное воздействие». Авторское отдание предпочтения термину «федеральное воздействие» обусловлено тем, что Конституционный Суд РФ в своих решениях использует именно этот термин[1]. Это обстоятельство позволяет предполагать, что при принятии в будущем специального федерального закона, посвященного этому вопросу, данный институт получить в качестве легального именно это наименование.

Элементы института федерального воздействия:

1) основание применения мер федерального воздействия - правонарушение;

«В случае принятия органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом ».

ч. 2 ст. 3.1. ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

2) субъект правонарушения и претерпевания мер федерального воздействия;

3) субъект применения мер федерального воздействия;

В Федеральном законе от 06.10.99 г., который регулирует применение большинства из существующих мер ФВ, в качестве гаранта их применения устанавливает необходимость судебного участия. Однако о конкретном суде закон не говорит, ограничиваясь формулировкой «соответствующий суд». По общему предписанию ст. 128 Конституции РФ полномочия всех федеральных судов должны быть установлены федеральным конституционным законом. Существующие ФКЗ об арбитражных судах, о военных судах, о судебной системе, о Конституционном Суде РФ специально подобные полномочия не предусматривают. Однако подобная пробельность законодательства не мешает Конституционному Суду РФ наделить себя и другие суды (арбитражные и суды общей юрисдикции) дополнительными полномочиями при применении мер ФВ.

«...поскольку в основе мер федерального воздействия, направленных на соблюдение субъектами РФ федеральных правовых предписаний, должны лежать вытекающие из конституционных норм о разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов и о статусе последних окончательные выводы о несоответствии нормативных актов субъектов РФ федеральным нормативным актам, то применение данных мер предполагает, во всяком случае, проверку указанных актов Конституционным Судом РФ, в том числе при наличии решений других компетентных судов ».

п. 2.1. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П.

«… окончательное установление соответствия актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам осуществляется Конституционным Судом РФ ».

п. 3.2. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П.

«Конституционный Суд РФ может быть востребован для разрешения спора между Российской Федерацией и ее субъектом после принятия судом общей юрисдикции решения о признании нормативного акта субъекта РФ недействующим, а также после того, как суд общей юрисдикции, потребовав от принявшего акт органа его отмены или изменения и осуществляя контроль за исполнением своего решения, установил обстоятельства, свидетельствующие о непринятии необходимых мер в этих целях и о наличии указанных в рассматриваемом Федеральном законе негативных последствий такого бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации, что является основанием для применения мер федерального воздействия. В любой из таких ситуаций субъект РФ вправе обратиться в Конституционный Суд РФ за подтверждением того факта, что его закон подлежит применению как не противоречащий Конституции РФ…

Если же перечисленные в статье 125 (части 2 и 4) Конституции РФ федеральные органы государственной власти считают, что должны быть применены предусмотренные рассматриваемым Федеральным законом меры, то это порождает их обязанность обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации за подтверждением нарушения установленного разграничения компетенции, выразившееся в отрицании верховенства федерального регулирования (статьи 84, 92 и 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ"). Такое обращение возможно, в том числе со стороны ранее рассматривавших дело федеральных судов общей юрисдикции, решения которых не исполнены органами государственной власти субъекта РФ, а также конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

В ситуации, когда Конституционным Судом РФ не осуществлялась проверка нормативного акта субъекта РФ по обращениям указанных органов государственной власти, Президент РФ должен инициировать – в качестве обязательной предпосылки досрочного прекращения полномочий (роспуска) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - проведение соответствующих процедур в порядке конституционного судопроизводства ».

п. 3.2. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П.

4) меры федерального воздействия и последствия их применения;

5) процесс применения мер федерального воздействия.

Конституционные предпосылки для введения института федерального воздействия:

– никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ);

– суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 1, 2 ст. 4 Конституции РФ);

– в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);

– органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ;

– законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ);

– Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 90 Конституции РФ).

«Необходимость адекватных мер федерального воздействия в целях защиты Конституции РФ, обеспечения ее высшей юридической силы, верховенства и прямого действия, а также верховенства основанных на ней федеральных законов, на всей территории Российской Федерации, что требует от органов государственной власти субъектов РФ соблюдения федеральной Конституции и федеральных законов, вытекает непосредственно из закрепленных Конституцией РФ основ конституционного строя Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, обязанного обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод, единство статуса личности на всей территории Российской Федерации, а также защиту других конституционных ценностей, таких, как суверенитет и государственная целостность Российской Федерации, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, единство экономического пространства, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 1, ч. 1; ст. 2; ст. 3, ч. 1; ст. 4, ч. 1 и 2; ст. 5, ч. 1 и 3; ст. 8, ч. 1; ст. 11, ч. 3; ст. 15, ч. 1 и 2; ст. 55, ч. 3) ».

п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П.

Конституционные основания для установления мер федерального воздействия:

– Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ);

– Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ);

– Президент РФ является главой государства. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 1, 2 ст. 80 Конституции РФ);

– Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ);

– в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87 Конституции РФ);

– Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ).

«…федеральный законодатель – с учетом конституционного принципа федерализма и вытекающих из него взаимных прав и обязанностей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, необходимости их согласованной деятельности по обеспечению соответствия нормативных актов субъектов РФ федеральной Конституции и федеральным законам – должен установить такой контрольный механизм, который обеспечивал бы эффективное исполнение органами государственной власти субъектов РФ их конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы и не допускать принятия противоречащих им законов и иных нормативных актов.

…осуществление Российской Федерацией принадлежащих ей полномочий по защите Конституции РФ и контролю за ее соблюдением, а также за соблюдением федеральных законов не может не предполагать наступления для органов государственной власти субъектов РФ – в случае невыполнения ими указанной конституционной обязанности – негативных правовых последствий, включая применение мер федерального воздействия ».

п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П.

Меры федерального воздействия:

1) приостановление действия актов высшего должностного лица субъекта РФ и актов органов исполнительной власти субъектов РФ

Основание – в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ; ст. 29 ФЗ от 06.10.1999 г. №184-ФЗ).

Субъект правонарушения и претерпевания мер ФВ:

1) высшее должностное лицо субъекта РФ;

2) органы исполнительной власти субъектов РФ.

Субъект применения меры ФВ – Президент РФ до решения этого вопроса соответствующим судом.

Последствия применения меры ФВ – прекращение действия юридической силы акта до принятия решения соответствующего суда.

Процесс применения мер ФВ – Президент РФ принимает указ о приостановлении. Он действует до отмены акта, лицом или органом его издавшим, либо до принятия решения соответствующим судом о правомерности данного акта по обращению высшего должностного лица субъекта РФ.

Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» от 30.05.01 г. № 3-ФКЗ предусмотрена также возможность приостановления актов субъектов РФ и муниципальных образований. Статья 15 гласит: «Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения»[2]. Как видно из нормы закона, она позволяет приостанавливать не только акты исполнительных органов, но и иных. Исходя из буквального смысла закона в числе этих актов могут оказаться и законы субъекта РФ.

 

2) отрешение высшего должностного лица субъекта РФ от должности

Основание – издание высшим должностным лицом субъекта РФ нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам (ст. 29.1 ФЗ от 06.10.1999 г. №184-ФЗ).

Субъект правонарушения и претерпевания мер ФВ:

– высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Субъект применения меры ФВ – Президент РФ.

Последствия применения меры ФВ – прекращение соответствующих полномочий высшего должностного лица субъекта РФ и отставка возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Процесс применения мер ФВ:

1) Установление судом противоречия НПА высшего должностного лица субъекта РФ Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ.

«…для применения такой меры федерального воздействия, как досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, необходимо, чтобы признанный в судебном порядке неправомерным нормативный акт повлек указанные в статье 3.1 конституционно значимые тяжкие последствия».

п. 4. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П.

«…ее применение / меры ФВ – отрешение от должности / обусловливается подтверждением в судебном порядке того, что неправомерный нормативный акт повлек массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству, территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации»

п. 2. резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П.

2) Высшее должностное лицо субъекта РФ в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

«Неподчинение органа государственной власти субъекта РФ решению Федерации, выраженному в судебном решении, обязывающем отменить принятый им нормативный акт, противоречащий Конституции РФ и федеральным законам, представляет собой непризнание верховенства Конституции РФ и, по существу, означает присвоение органом государственной власти субъекта РФ не принадлежащих ему властных полномочий и суверенных прав Российской Федерации (статья 3, часть 4; статья 4 Конституции РФ).

…такие действия органа государственной власти субъекта РФ, по существу, ведут к утрате им своей легитимности…»

п. 2.2. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П.

3) Вынесение Президентом РФ предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ[3]. Срок для вынесения предупреждения не должен превышать 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

4) Если в течение 1 месяца со дня вынесения предупреждения не приняты меры для исправления нарушения, Президент РФ отрешает высшее должностное лицо субъекта РФ от должности своим указом.

«…отрешение высшего должностного лица субъекта РФ от должности, если спор не был или не мог быть урегулирован иным образом, во всяком случае, не может состояться без подтверждения неконституционности нормативного акта, изданного данным лицом или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в той же процедуре - по тем же основаниям и по инициативе тех же субъектов, - в какой Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет производство по проверке конституционности нормативных актов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ ».

п. 4. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П.

В соответствии с Федеральным законом от 11.12.04 г. № 159-ФЗ Президент РФ наделен полномочием отрешать от должности высшее должностное лицо субъекта РФ также по следующим основаниям:

а) в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ,

б) с утратой доверия Президента РФ,

в) за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Комментируя указанные выше нововведения необходимо отметить следующие три момента.

Первое. Действовавшее законодательство в каждом из случаев отрешения высшего должностного лица субъекта РФ от должности предусматривало ранее участие суда, который и устанавливал совершение определенного правонарушения.

«В этой связи Конституционный Суд РФ отметил, что Конституцией РФ, исходя из принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закреплены прерогативы судебной власти в осуществлении контроля за обеспечением верховенства и прямого действия Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Это согласуется с сущностью судебной власти, по своей природе независимой и беспристрастной и в качестве таковой участвующей в разрешении конституционно - правовых разногласий между Российской Федерацией и ее субъектами, и предопределяет значение судебных решений, имеющих обязательный характер и постановляемых именем Российской Федерации (статьи 10 и 11, часть 1, Конституции РФ), для установления оснований применения мер федерального воздействия в отношении органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в связи с невыполнением ими конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы».

п. 2.1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.02 г. № 8-П.

Закон же устраняет по вновь вводимым основаниям возможность и необходимость участия судебной власти в механизме применения мер федерального воздействия. Представляется, что подобное нововведение можно считать неконституционным[4].

Второе. Действовавшее ранее законодательство предусматривало в качестве оснований отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ те или иные нарушения, имеющие юридически значимый характер. Предлагаемые же законом новые основания (утрата доверия, выражение недоверия) охарактеризованы как правонарушения, безусловно, быть не могут и поэтому не могут быть положены в основание применения любой из мер конституционно-правовой ответственности и, в частности, – отрешения от должности.

Третье. Формулы «ненадлежащее исполнение своих обязанностей», «утрата доверия Президента РФ» по своей конструкции не являются определенными, не дают четкости и ясности в том, что необходимо понимать под «ненадлежащим исполнением» и «утратой доверия Президента РФ». Поскольку отрешение от должности выступает в качестве меры федерального воздействия (вмешательства), то ценностями, охраны которых требует ее применение в соответствии с одной из правовых позиций Конституционного Суда РФ могут быть только: признание, соблюдение и защита прав
и свобод, единство статуса личности на всей территории Российской Федерации, суверенитета и государственной целостности Российской Федерации, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, единство экономического пространства, обеспечение обороны страны и безопасности государства[5]. Такой ценности как «доверие Президента РФ» Конституция РФ не содержит, да и вряд ли такая ценность может быть положена в основание мер ответственности в демократическом, правовом и, особенно, в федеративном государстве.

Относительно формулы «утрата доверия» Конституционный Суд РФ в одном из своих решений также сформулировал правовую позицию, согласно которой не «утрата доверия», а лишь «неправомерная деятельность, т. е. конкретное правонарушение, факт совершения которого этим лицом установлен в надлежащем юрисдикционном порядке» могут быть основанием для прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ[6].

3) роспуск законодательного органа государственной власти субъекта РФ

Основание – издание законодательным органом государственной власти субъекта РФ нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам (подп. «г» п. 1, 4 ст. 9 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ).

Субъект правонарушения и претерпевания мер ФВ:

– законодательный орган государственной власти субъекта РФ.

Субъект применения меры ФВ – Президент РФ.

Последствия применения меры ФВ – прекращение соответствующих полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

Процесс применения мер ФВ:

1) Установление судом противоречия НПА законодательного органа государственной власти субъекта РФ Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ.

2) Законодательный орган государственной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

3) После истечения срока указанного выше происходит установление судом фактов:

– создания препятствий для реализации полномочий федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления,

– нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и охраняемых законом интересов юридических лиц,

– вследствие уклонения от исполнения решения суда

4) Вынесение Президентом РФ предупреждения законодательному органу государственной власти субъекта РФ.

5) Если в течение 3 месяцев со дня вынесения предупреждения не приняты меры для исправления нарушения, Президент РФ вправе распустить законодательный орган государственной власти субъекта РФ. Срок вынесения предупреждения и принятие решения о роспуске не должен превышать 1 года со дня вступления в силу решения суда. Также следует отметить, что если на более ранней стадии не было обращения в Конституционный Суд РФ за подтверждением неконституционности (или конституционности) НПА субъекта РФ, то Президент РФ «в качестве обязательной предпосылки досрочного прекращения полномочий (роспуска) законодательного органа государственной власти субъекта РФ» должен обратиться за этим в данный Суд (п. 3.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П).

В соответствии с изменениями федерального законодательства (Федеральный закон от 11.12.04 г. № 159-ФЗ) Президент РФ вправе распустить законодательный орган субъекта РФ в случае двух или трехкратного отклонения представленной Президентом РФ кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Данное основание не является противоправным поведением со стороны регионального парламента и поэтому не может рассматриваться как мера конституционно-правовой ответственности.

Подобная мера ФВ сформулирована в законе как право Президента РФ. Он может распустить законодательный орган субъекта РФ как после двукратного отклонения президентской кандидатуры, так и после трехкратного отклонения. Казалось бы, введение в данный механизм института консультаций Президента РФ с законодательным органом субъекта РФ после второго отклонения представленной кандидатуры в течение месяца могло бы сыграть позитивную роль. Однако юридически значимых последствий данных консультаций закон не предусмотрел. Президент РФ по их итогам вправе сразу распустить региональный парламент, либо в третий раз предложить свою кандидатуру и в случае ее отклонения также распустить парламент субъекта РФ. В такой ситуации региональный парламент голосует под страхом роспуска[7].

4) временное возложение на федеральные органы государственное власти и/или на их должностных лиц отдельных полномочий органов государственной власти субъектов РФ

Основание – (п. 1 ст. 26.9 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ):

1) в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы;

2) возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность субъекта РФ по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, превышает 30 процентов собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году;

3) при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом.

Субъект правонарушения и претерпевания мер ФВ:

1) по первому основанию – отсутствующие органы государственной власти субъекта РФ (в данном пункте нельзя говорить о правонарушении, поскольку введение меры ФВ по данному основанию связано с природными катаклизмами);

2) по второму основанию – финансовые органы исполнительной власти субъекта РФ и иные органы власти субъекта связанные с исполнением, формированием бюджета субъекта РФ. Бюджетным кодексом в будущем сюда же могут быть отнесены и законодательные органы власти субъекта РФ;

3) по третьему основанию – исполнительный орган государственной власти субъекта РФ реализующий полномочия за счет субвенций из федерального бюджета.

Субъект применения меры ФВ:

1) по первому основанию – Президент РФ по согласованию с Советом Федерации РФ;

2) по второму основанию – Высший Арбитражный Суд РФ по ходатайству Правительства РФ;

3) по третьему основанию – Правительством РФ.

Последствия применения меры ФВ:

1) по первому основанию – осуществления соответствующих полномочий органами государственной власти РФ до устранения обстоятельств послуживших основанием для введения данной меры ФВ;

2) по второму основанию – прекращение осуществления соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта РФ и передача их осуществления временной финансовой администрации (ВФА). ВФА принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности субъекта РФ, подготавливает проект закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, контролирует исполнение бюджета субъекта РФ;

3) по третьему основанию – прекращение осуществления соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта РФ и передача их осуществления федеральным органам исполнительной власти, с одновременным изъятием соответствующих субвенций.

Процесс применения мер ФВ:

1) по первому основанию – а) наступление обстоятельств, повлекших отсутствие органов государственной власти субъекта РФ; б) согласование Президентом РФ вопроса о введении меры ФВ с Советом Федерации РФ; в) введение меры ФВ указом Президента РФ;

2) по второму основанию – порядок введения ВФА должен быть урегулирован еще не принятым федеральным законом. Возможность введения самой меры отложено законодателем до 01.01.2007 г.;

3) по третьему основанию – порядок введения данной меры ФВ должен быть урегулирован еще ни принятыми федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента РФ и/или Правительства РФ.

5) временное отстранение высшего должностного лица субъекта РФ от должности

Основание – предъявление обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (п. 4 ст. 29.1 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ; п. 5 ст. 114 УПК РФ).

Субъект правонарушения и претерпевания мер ФВ:

– высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Субъект применения меры ФВ – Президент РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Последствия применения меры ФВ – временное прекращение соответствующих полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (ему предоставляется ежемесячное государственное пособие в размере 5 МРОТ).

Процесс применения мер ФВ:

1) привлечение в качестве обвиняемого высшее должностное лицо субъекта РФ и предъявление ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) направление Генеральным прокурором РФ Президенту РФ представления о временном отстранении от должности высшее должностное лицо субъекта РФ;

3) принятие в течение 48 часов Президентом РФ решения в форме указа о временном отстранении высшего должностного лица субъекта РФ.

«Наделение Президента РФ полномочием временно отстранять высшее должностное лицо субъекта РФ на основании представления Генерального прокурора РФ, также связано со статусом высших должностных лиц исполнительной власти субъектов РФ, которые в силу принципов единства системы государственной власти (статья 5, часть 3; статья 77, часть 2, Конституции РФ) находятся в отношениях субординации непосредственно с Президентом РФ, поскольку он несет ответственность за согласованное функционирование органов государственной власти на основе взаимосвязанных положений статей 19 (части 1 и 2), 77 (часть 1), 78 (часть 4) и 80 (части 1 и 2) Конституции РФ».

п. 6. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П.

 

Также среди мер федерального воздействия можно назвать следующие:

6) введение чрезвычайного или военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях [8].

Так в соответствии с ФКЗ «О чрезвычайном положении» предусмотрено, что на территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания:

а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение (ст. 22). Хотя отнесение подобных мер к мерам федерального воздействия возможно только в случаях, когда основанием для введения этих мер явилась неправомерная деятельность органов государственной власти субъекта РФ.

Временному специальному органу управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение (ст. 24). При введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, осуществление полномочий органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение (ст. 25).

7) признание несоответствующими Конституции РФ конституций, уставов и законов субъектов РФ [9].

8) признание противоречащими Конституции РФ, федеральным законам и недействующими законов и иных НПА субъектов РФ [10].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: