Казанские дороги Высоцкого




Давайте напоследок прогуляемся с вами дорогами Высоцкого в Казани, где он в октябре 1977 года жил и выступал почти неделю, попутно разглядим те знаковые здания города, которые, конечно же, попадались на глаза знаменитому барду, вспомним их «родословную».

Так получилось, что места, где бывал Владимир Семёнович, связаны с именами литераторов, актёров, музыкантов, политиков и других деятелей, которых судьба забрасывала в наш город, и кто-то из них так или иначе присутствовал в жизни и творчестве легендарного поэта и артиста.

Здание старого казанского аэропорта. В октябре 1977 года сюда прилетел Высоцкий, чтобы провести в Казани свои гастроли. Казанский гражданский аэропорт был открыт в 1931 году – упоминание об этом есть в газете «Красная Татария» за 1935 год, в статье, рассказывающей о перелёте эскадрильи, популяризировавшей среди молодёжи интерес к авиации, по маршруту Москва – Нижний Новгород – Оренбург.

А вот строительство здания аэровокзала, начатое в 1939 году, из-за войны приостановилось, и в итоге в эксплуатацию его сдали только в 1953-м. Это типичный образец сталинского неоклассицизма. Интерьеры здания с того времени не изменились, и недавно оно было включено в список культурного наследия как памятник архитектуры республиканского значения.

К тому времени аэропорт находился уже в черте города, к нему вела дорога, вдоль которой постепенно выросла улица с двухэтажными домами, её в 1962 году назвали именем борца за африканскую независимость Патриса Лумумбы.

Стены аэровокзала помнят имена многих известных людей страны. Скажем, в августе 1964 года в Казань с официальным визитом прилетал Никита Хрущёв. Владимир Высокий встречался с Первым секретарём ЦК КПСС в пору, когда тот находился на заслуженном отдыхе – в 1970 году. Режиссёр Виктор Туров рассказал о той встрече со слов Владимира Семёновича: «Высоцкий был уже довольно популярной личностью, но тем не менее его концерты проходили полулегально, хотя кассеты уже заполонили всю страну. Он жутко переживал: как же так, всем дают стадионы, большие аудитории, концертные залы, а я существую как подпольщик. И в один прекрасный день Володя решил попасть на дачу к «пенсионеру союзного значения» Хрущёву и посоветоваться с ним как с опытным партийным функционером: как жить дальше? Помогла ему внучка Никиты Сергеевича.

И вот, отыграв свой концерт для учёных в Дубне, к концу дня Володя, чуть под хмельком, приезжает на дачу вчерашнего хозяина страны. Хрущёв от природы был человеком общительным и на пенсии уже немного скучал от безделья.

Володя прямо с порога:

– Вот я, Высоцкий, приехал с вами посоветоваться...

А Никита Сергеевич, оказывается, и слыхом не слыхал о Высоцком!

Володя с его непосредственностью, без всяких там проволочек, сказал:

– Никита Сергеевич, а у вас выпить не найдётся?

Тот рассмеялся и принёс початую бутылку холодной водки. В комнате, кроме горничной и любимой собачонки хозяина, никого не было. Горничная тут же мигом принесла помидоры, соорудила яичницу – всё было очень скромно, но уютно и чистенько. Хрущёв расспросил Высоцкого о театре, о новых спектаклях, попросил что-нибудь спеть. Володя спел, а потом налил рюмки Хрущёву и себе.

– Нет, мне нельзя, – улыбнулся Никита Сергеевич. – Что-то печень пошаливает...

Разговорились. Володя выложил ему всё, что думал. Сказал, что судьба так сложилась, что он оказался за «пределами правил». Что это ненормально.

– Меня все поют, а песни мои не легализованы, я официально не признан, как бы оказался за бортом общества. Кому это нужно? Мне? Нет. Людям? Тоже нет. К кому из членов правительства вы посоветовали бы обратиться? Вы их там всех знаете.

Никита Сергеевич помолчал, посмотрел на Володю как-то загадочно и сказал фразу, достойную Шекспира:

– А ты их портреты видел?

После окончания беседы Хрущёв надел своё знаменитое пальто с воротником, без одной пуговицы (наблюдательный Володя это засёк). Собачонка ошалела от радости в предвкушении прогулки, завизжала, запрыгала. Никита Сергеевич проводил Высоцкого до дороги, и Володя на первой же попутке уехал в Москву».

Хрущёв в Казани открыл недобрую традицию: через три недели после посещения города он был снят со своей должности. Следующим, кого постигла такая же участь, был Воротников, который приехал на открытие Камаловского театра. Вернувшись в Москву, он также был снят с должности. С Примаковым, Кириенко, Степашиным случилось то же самое, многие усматривали в этом знак судьбы.

Ещё один знаменитый человек прилетал в Казань, заходил в двери аэровокзала, и с ним был знаком Высоцкий – это первый космонавт Юрий Гагарин. Рассказывают, что Юрий Алексеевич в 1965 году поделился с одним из своих коллег: «Мне вчера подарили необычную магнитофонную кассету, какой-то парень поёт просто потрясающе. Давай послушаем!»

Встреча двух кумиров страны состоялась в мае того же года в квартире на Смоленской набережной в Москве. Был тёплый субботний день. Гагарин приехал из Звёздного с друзьями на своей чёрной «Волге», а Высоцкий с гитарой – на метро. Они крепко, по-мужски обнялись. Юрий сказал Володе, что его песни производят на него сильное впечатление. Оживлённый разговор продолжился за столом. Высоцкий спел множество песен – в тот день он был явно в ударе».

Сам Владимир Высоцкий в аэропорт столицы Татарии прибыл последним рейсом из Москвы 11 октября 1977 года для участия в концертах с 12 по 18 октября в Молодёжном центре и Дворце спорта. Встречали его директор филармонии Марат Тазетдинов и главный администратор Яков Клопоух. Рано утром 14 октября Владимир Семёнович из этого аэропорта улетел в Москву сыграть «Гамлета». Утром 15 октября первым рейсом актёр вернулся в Казань. «Слава Богу, была лётная погода, и выступления не сорвали», – вспоминал главный администратор Татфилармонии. Из этого аэропорта после последнего концерта во Дворце спорта 18 октября поздно вечером Владимир Высоцкий улетел на гастроли в Ташкент.

От аэропорта бард, конечно, выезжал на перекрёсток Сибирский тракт–Ершова. На этих улицах сосредоточено более двух десятков учебных заведений, известных на всю страну. В актовом зале одного из зданий Казанского химико-технологического института (улица Сибирский тракт, 12, корпус Д) 16 октября 1977 года Владимир Высоцкий выступил с концертом.

Предположительно, в середине девятнадцатого века по Сибирскому тракту в Казани ехал в ссылку и возвращался из неё Фёдор Достоевский – не так далеко от этого тракта есть улица известного русского писателя. С творчеством выдающегося прозаика судьба Владимира Высоцкого пересекалась не раз. Самой первой его актёрской работой оказалась роль Порфирия Петровича из «Преступления и наказания», сыгранная в 1959 году на сцене московского Дома учителя. А роль Свидригайлова (с ней актёр вышел на подмостки 12 февраля 1979 года) из этого же романа стала для Высоцкого последней на сцене. После неё он много писал, пел, снимался в кино, но в театре ничего больше уже не сделал. Наверное, просто не успел.

Да и отношения с Театром на Таганке, которому он, по существу, посвятил почти всю свою актёрскую жизнь, в последние годы были не безоблачными, какими казались раньше. Роль Свидригайлова сводилась лишь к одному эпизоду и решалась статично, что не свойственно ни режиссёрскому почерку Любимова, ни исполнительской манере Высоцкого.

Высоцкий – взъерошенный, в домашнем халате до пят, с гитарой –выходил, садился на кресло в центре сцены и, как на сольном концерте, пел и разговаривал, правда, словами, написанными Достоевским для своего героя. Получалось несколько самопародийно, ведь в «Преступлении и наказании» нет упоминаний, что Свидригайлов владеет гитарой и поёт. Сам Высоцкий говорил об этой роли так: «В этом спектакле, где совсем уже, казалось бы, невозможно петь, я пою старинный романс, душещипательный такой. Видимо, Свидригайлов все свои жертвы соблазнял вот этим романсом. И мы решили, почему бы ему не попеть и не поиграть на гитаре, издеваясь над Раскольниковым. Я вот пою такой романс, который сам написал:

«Она была чиста, как снег зимой…»

После исполнения романса Высоцкий откладывал гитару и произносил свой монолог-исповедь, спор с тенями. Прожектор высвечивал его белоснежную рубаху, контрастирующую на фоне тёмного халата, отражая его увеличенный в размерах силуэт на фоне светлой же двери.

Кстати говоря, Юрий Любимов лучшей ролью Высоцкого в театре считал именно Свидригайлова, а не Гамлета.

Едем по улице Ершова в сторону центра города.

Слева располагается Арское кладбище – один из главных некрополей Казани, с кладбищенскою церковью святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, в которой в советские времена не прекращались богослужения. Первые известные захоронения Арского некрополя относятся к 12 и 13 июля 1774 года, когда земле были преданы тела погибших при штурме Казанского посада и Кремля повстанцев армии Емельяна Пугачёва, а также горожан, павших при столкновении с его войском.

На кладбище похоронены не менее 240 тысяч человек, в том числе знаменитые люди, жившие в Казани: Лобачевский, Фешин, Петляков, был захоронен Василий Сталин, а в 2002 он перезахоронен в Москве…

Справа по движению к площади Свободы Варваринская церковь. Храм был возведён в конце восемнадцатого века, в то время, когда вся Казань отстраивалась после пугачёвского разорения. По преданию, она была перестроена из загородного дома казанского вице-губернатора Кудрявцева после гибели хозяина и освящена в 1796 году. Во время пугачёвского бунта вице-губернатор, 98-летний старик, пытался укрыться от пугачёвцев в Богородицком монастыре, но был казнён мятежниками прямо на паперти собора.

Здесь в восемнадцатом веке находился мост Арской заставы, по нему проезжали мимо храма и бывали в нём писатели Александр Герцен (1835), Николай Чернышевский (1864), Владимир Короленко (1884).

Варваринский храм помнит многих знаменитых людей: в 1880-х годах в церковном хоре пел Фёдор Шаляпин, а 25 апреля 1903 года в церкви был крещён поэт Николай Заболоцкий.

Далее улица Толстого. Дом Киселевских – в 1840-е годы он стоял на окраине города. Здесь на втором этаже жили братья Толстые. Далее шла дорога через Арское поле на Сибирский тракт. На этом поле и произошла история, описанная Львом Толстым в рассказе «После бала».

Движемся по улице Большая Красная. Бывал в Казани и другой знаменитый Толстой – писатель Алексей Николаевич. Он вспоминал позднее: «Здесь я учился, здесь произошло моё литературное «боевое крещение», здесь же я пережил и свою первую любовь».

В годы первой русской революции Алексей Толстой впервые приехал в Казань. Его стихи «Сон», «Далёкие», «Новый год» были вскоре напечатаны в легальной социал-демократической газете «Волжский листок», редакция которой размещалась в здании Пассажа (улица Кремлёвская, 17), которое сохранило свой первоначальный облик до сих пор.

Многое в произведениях «Хождение по мукам» и «Гадюка» навеяно казанскими впечатлениями. Скажем, прототипом героини его повести «Гадюка», написанной в 1928 году, стала дочь казанского купца Зотова. В повести перед нами встают картины гражданской войны, ярко описаны улица Большая Проломная (ныне улица Баумана), пожар в доме Зотовых, военный госпиталь, где встречаются герои рассказа.

Недалеко от Большой Красной – Дом-музей Василия Аксёнова (улица Карла Маркса, 55/31). Писатель родился 20 августа 1932 года в семье партийного работника Павла Васильевича Аксёнова, который занимал в Казани руководящие должности: в 1930-х годах был председателем Татарского профсоюзного совета и председателем исполкома Казанского городского совета. Во время его руководства городом строился Казанский театр оперы и балета.

Мать Василия Аксёнова Евгения Гинзбург переехала из Москвы в Казань в 1909 году. Здесь она окончила Казанский восточный педагогический институт, позже преподавала в университете, была талантливым историком и писателем.

Три года после рождения ребёнка семья жила благополучно, но вскоре на их головы посыпались многочисленные беды. Обоих родителей маленького Васи репрессировали. Мать приговорили к десяти годам тюремного заключения, отца – к высшей мере наказания, которая потом была заменена пятнадцатью годами лишения свободы.

Аксёнов остался сиротой при живых родителях.

Уже зрелый писатель Василий Аксёнов был дружен с Высоцким. Вот как он вспоминает о Владимире Семёновиче: «Я думаю, что познакомились мы году, примерно, в 1966-м или 1967-м. Я о нём уже много слышал к тому времени, он был уже известный бард, песни его уже пелись. А лично мы познакомились в какой-то богемной компании. А немного попозже, когда стала приезжать Марина Влади, вокруг неё начал образовываться круг людей, в числе которых был и Володя. У них тогда, по-моему, уже начинался роман, и Володя очень старался, просто выкладывался на этих вечеринках. Он там многие вещи впервые пел. Я был свидетелем, как он говорил: «Вот это я вчера сочинил», – и пел, например, «Охоту на волков» или «Протопи ты мне баньку по-белому». Он тогда был очень вдохновенный, хотел, видимо, и на Марину впечатление произвести, да и на других тоже.

Я его никогда пьяным не видел. Хотя всем известно, что он пил, но во время моих с ним контактов этого никогда не было. Он пил от ощущения зыбкости жизни, уходящей куда-то. У него нервная система всегда была очень взвинчена.

«Ну вот, опять мне концерт запретили, афиши сняли». Но, вообще-то говоря, конечно, горечь у него была, оттого что никогда не было афиш. Народ знает его, любит, его песни повсюду поют, и в то же время его как бы не существует».

Дом-музей Аксёнова известен ещё тем, что здесь будто бы жила Гала – муза Сальвадора Дали.

Раньше этот дом принадлежал дворянам Апехтиным.

Напротив, на месте нынешнего выставочного зала, находился небольшой домик с колоннами – это знаменитейшая усадьба Бронникова (улица Карла Маркса, 57), родного дяди писателя Аксакова, который провёл здесь всё детство. По соседству с этим домом была ещё одна усадьба – дворянина Энгельгардта, где останавливался Пушкин (был в Казани с 5 по 8 сентября 1833 года) и одолжил дрожки для того, чтобы съездить в Царицыно для опроса жителей о Пугачёве.

Кстати, о Пушкине. О любви Высоцкого к «поэту поэтов», о преклонении перед ним было известно всем, кто хоть немного знал Владимира Семёновича. По крайней мере, в семидесятые годы. Он старался узнать об Александре Сергеевиче абсолютно всё; радовался, когда выяснил, что, вопреки бытовавшим ранее мнениям, Наталья Пушкина была совсем не глупа, очень почитала мужа, а после смерти Пушкина со своим вторым мужем, генералом Петром Ланским, который очень ценил талант великого поэта, собирала об Александре Сергеевиче все сведения, какие могла.

Высоцкий восхищался философской глубиной произведений Пушкина, его эрудицией, простотой и ясностью изложения при большой ёмкости содержания. Бард был покорён его юмористическими стихами, эпиграммами, прозой, письмами. Его восторгал Пушкин-историк и Пушкин-человек, интересовавшийся своими корнями. И восхищение его вполне понятно, потому что родство душ и творческих методов обоих поэтов очевидно: Высоцкий и сам стремился к простоте в своих стихах и песнях, при этом в большинстве из них – «второе дно» смысла, без которого, как он говорил сам, незачем писать что-либо.

Лядской сад, главный дом усадьбы Боратынского, флигель Боратынского, дом Боратынского, надстроенный «сталинкой». Вся эта усадьба (улица Горького, 25) достаточно приличных размеров некогда принадлежала тоже известному роду дворян Апраксиных.

Апраксины, уезжая в 1830-е годы из Казани, продали усадьбу. Пройдя через руки нескольких владельцев, она досталась сыну Евгения Боратынского – Николаю Боратынскому. Эта усадьба была средоточием культурной жизни города, здесь побывали многие яркие представители литературных и музыкальных кругов. Фёдор Шаляпин заглядывал сюда в последний свой приезд в 1912 году. В 1906 году Григорий Распутин тоже гостил у Боратынских. Он приехал в Казань для того, чтобы прекратить уголовное дело по краже Казанской иконы Божьей матери, страсти по которой не утихали пять лет.

Напротив музея Баратынского по улице Горького, 22 дом, построенный ещё в девятнадцатом веке под училище для обучения глухонемых детей. Известно, что в царские и первые советские годы в Казани было много глухонемых. Это связано с тем, что тогда не было антибиотиков, и часто в младенческом возрасте после острых простудных болезней дети лишались слуха. У купца Павловского девочки-двойняшки после перенесённой болезни остались глухими, и он посвятил себя делу организации образования глухонемых детей. Этот дом, который стал называться училищем для глухонемых детей, был построен в середине девятнадцатогого века. На протяжении семидесяти лет до революционных времен этой школой управляла сурдопедагог Елизавета Ласточкина. Она ввела обучение неслышащих воспитанников ремёслам и рисованию. Практиковала устный метод обучения глухих. Воспитанники начали общаться с окружающими устной речью. Её методики воспитания и обучения глухих детей действуют до сих пор и практикуются по всей нашей стране.

Заходим в Лядской сад. История парка началась в восемнадцатом веке. В центре Казани находилась одноэтажная усадьба генерал-майора Алексея Лецкого, в которой в 1798 году останавливался император Павел I, и в благодарность за гостеприимство генерала он приказал назвать в его честь находящуюся рядом улицу (ныне – улица Горького). Генерал Лецкой рядом со своей усадьбой разбил сад, в котором были посажены деревья, установлены три мощных 600-свечовых дуговых фонаря для освещения в ночное время, а также фонтанчик в виде бронзовой скульптуры девушки с кувшином в руках – в ознаменование открытия первого в Казани водопровода. Сад, названный Лецким, стал местом встреч и прогулок высшего общества Казани, здесь проводились светские рауты. Однако народ Лецкой сад называл Лядским, и постепенно прижилось именно это название.

По легенде, здесь состоялся дебют Фёдора Шаляпина, он растерялся, не смог ни слова выговорить, а потом две недели страдал, что весь город над ним смеётся. Сам сад – это остатки древней еловой рощи, то есть здесь был девственный лес.

Усадьба Алексея Лецкого соседствовала с домом учёного-естествоиспытателя Дмитрия Марко, в котором позже располагалась Татфилармония (улица Гоголя, 4). Здание построено в начале двадцатого века архитектором Константином Олешкевичем.

Сюда Высоцкий приходил к директору Татфилармонии Марату Тазетдинову, вечером после концерта во Дворце спорта в гостиной общался с главным режиссёром Качаловского театра Владимиром Портновым, актрисой Елизаветой Коньковой, присутствовала также Юнона Карева. Владимир Семёнович рассказывал о театре, о юбилее Юрия Любимова, спросил, как относятся к его знакомой актрисе Наталье Беспаловой, которую позже навестил. Там же состоялся разговор Высоцкого о продаже шести песен как способе увеличения гонорара за свои концерты (официальные ставки за каждое выступление были очень низкими), о котором вспоминал Марат Тазетдинов. Запись прошла в пустом зале Молодёжного центра 17 октября 1977 года, за день до окончания гастролей. На сохранившейся фонограмме – по одному куплету из шести песен.

Буквально в двух шагах от здания Татфилармонии – Дом актёра (улица Щапова, 37), ныне имени Марселя Салимжанова. Сюда после концертов во Дворце спорта 17 октября к 12 часам ночи Владимир Высоцкий приехал на встречу с интеллигенцией города. Прошла она благодаря известной в нашем городе актрисе, преподавателю театрального училища Юноне Каревой, снимавшейся в фильме «Место встречи изменить нельзя» в роли жены Груздева. В ту ночь знаменитый гость из Москвы говорил очень откровенно о Театре на Таганке, Юрии Любимове, зарубежных гастролях, далеко не все театры СССР той поры могли похвастаться тем, что на гастролях покорили публику…

Едем по улице Горького, в прошлом – Большая Лядская. В двадцатых годах прошлого века по ней, чеканным шагом приближаясь к Татарскому театру на своё выступление, кое-как продирался сквозь толпу поклонников Владимир Маяковский. Его тёзка Владимир Высоцкий в молодости, как говорили его друзья, не просто любил глашатая революции – обожал! Первая жена таганской знаменитости Изольда Высоцкая в своих воспоминаниях подчёркивала, что Маяковский был для Высоцкого какой-то свой – то нежный, то темпераментный, но всегда очень человечный. В студийные годы актёр лихо читал стихи Маяковского. Совсем не так, как принято было, – по-своему: автор «Облака в штанах» получался очень простым и очень многообразным. Высоцкий наизусть знал и «Баню», и «Клопа».

Улица имени пролетарского писателя весьма «поэтична». Музей-квартира Мусы Джалиля (улица Горького, 17) расположена в доме времен первых советских построек, в котором проживали автор «Моабитской тетради» и такие выдающиеся деятели татарского искусства, как композиторы Назиб Жиганов и Масгут Латыпов, архитектор Рашид Муртазин, актёры Фатыма Ильская и Халил Абжалилов. Музей открыт 15 февраля 1983 года, через двенадцать лет расширился и сейчас занимает две трёхкомнатные квартиры на четвёртом этаже. В 28-й квартире здесь жил татарский поэт Муса Джалиль с семьёй. Отсюда он ушёл на фронт и погиб в застенках Моабита.

Перемещаемся на Большую Красную, едем в сторону площади Свободы к дому, в котором жила актриса Юнона Карева (улица Театральная, 13). В гастрольную поездку в октябре 1977 года в этом доме у неё в гостях был Владимир Высоцкий.

Когда-то на месте сегодняшней площади Свободы была площадь Театральная, получившая новое название в июле 1924 года. По старинным казанским картам видно, что в первой половине восемнадцатого века здесь были глубокие овраги, спускавшиеся до самой реки Казанки. Разработчик генерального плана Казани архитектор Фома Петонди включил это место в черту города. А первое сооружение появилось здесь ещё в 1802 году, пригород вовсе не пустовал – помещик Павел Есипов построил для своей труппы крепостных крестьян собственный театр. Он получил разрешение на строительство с одним условием: через десять лет взамен деревянного выстроит здесь каменное здание. Площадь вокруг первого казанского тетра стали называть Театральной.

Театр Есипова неоднократно горел и отстраивался заново. После крупного пожара в 1814 году здание решили не ремонтировать – через год оно было продано на слом.

Через двадцать лет несколько восточнее было выстроено новое здание театра, тоже деревянное, а потому оно в разрушительном пожаре 1842 года не уцелело.

В 1850 году на нынешнем месте памятника Ленину был заложен фундамент нового каменного здания театра. Возвели его достаточно быстро, и уже 6 апреля 1852 года здесь прошло первое представление. По данным историка Николая Загоскина, и этот театр дважды горел: в 1860 и 1874 годах. После пожара 1874 года здание при восстановлении сделали в полтора раза больше первоначального размера и интереснее по внешнему облику. Была улучшена акустика, увеличена сцена, добавился ещё один зрительский ярус и большое фойе. Автором проекта был Николай Грицевич, губернский архитектор.

Как это ни странно, за фасадом красивой площади нередко прятались трущобы. И около Театральной площади тоже была трущоба, но артистическая. Служители Мельпомены облюбовали это место ещё тогда, когда здесь появился первый театр. Примерно на месте нынешней улицы Театральной было шесть обшарпанных зданий, в которых селились актёры, студенты и прочая публика. Артистическую трущобу называли «бергмановка» по фамилии домовладельца, от неё остался лишь один белый дом, остальные сломали в разное время и в 1951 году, когда строили здание, в котором находился магазин «Миру – мир».

Артисты «бергмановку» не сильно жаловали, те, что были рангом повыше, стремились переместиться в номера подороже. Когда известный актёр Василий Качалов с коллегами обосновался в Казани, им первое время приходилось играть маленькие роли, зарабатывали немного. Поэтому пришлось поселиться в «бергмановке». Более дорогие номера Банарцева находились на Чёрном озере – там были распахнуты двери для артистов, получавших жалование побольше. Завсегдатаем этой гостиницы был Фёдор Шаляпин. Юлиан Закржевский – известный казанский тенор – спился и умер здесь же. Недалеко до сих пор находится баня № 3, постройка 1886 года толстосума Данилова. Она появилась не случайно: рядом гостиница, людям с дороги всегда нужно помыться. Возможно, об этой самой бане писал Шаляпин, что больше всего любит именно такие, он не мог миновать это место.

Как бы в память о снесенной «бергмановке» в 1963 году построили «хрущёвский» дом специально для работников и артистов казанских театров. И здесь вместе со своим мужем, директором Татфилармонии Маратом Тазетдиновым, и Сергеем, сыном от первого брака с режиссёром Станиславом Говорухиным, жила актриса Юнона Карева.

В этот дом на следующий день после выступления в Доме актёра пришёл в гости Владимир Высоцкий. В то время Сергей собирался в армию. Юнона Ильинична по этому поводу очень переживала, не хотела отпускать на службу. Высоцкий был единственным человеком, который тогда его понял и попросил Кареву не досаждать сыну назойливой опекой.

Дальнейший маршрут вновь проходит по улице Большой Красной, далее – под стенами Казанского кремля, через недавно обновлённую Ленинскую дамбу к Молодёжному центру, в новую часть города, отделённую от старой части рекой Казанкой.

Бывшая улица Козья, ныне Декабристов. В шестнадцатом-восемнадцатом веках в Казани свирепствовали чума и холера… Из-за этого в жертву приносили священного козла, чтобы спастись от болезней. Считалось, кто поест это мясо, не заболеет. Историческое названье этой части города — Козья слобода. Недалеко справа улица Ямашева, где раньше располагался магазин «Океан» (улица Ямашева, 17). В этом доме, несмотря на плотный график выступлений, Владимир Высоцкий побывал в гостях у заслуженной артистки России Натальи Беспаловой (Рачевской). В 1973 году Наталья Евгеньевна снималась в известном фильме «Жили три холостяка» вместе с другом Высоцкого Всеволодом Абдуловым. Они встречались с Высоцким в Москве в общих компаниях. И когда Высоцкий уезжал в Казань, Абдулов попросил передать привет Наталье и её семье. Что и было сделано в уютной домашней обстановке семьи Беспаловых.

На правом же берегу Казанки расположен Молодёжный центр (улица Декабристов, 1), построенный в 1977 году по проекту архитектора «Татгражданпроекта» Мунира Хайруллина. Он вмещал в себя современный по тем меркам киноконцертный зал, спортивный зал, плавательный бассейн и гостиничный комплекс. Центр был средоточием творческой и культурной жизни казанской молодёжи той поры.

Здесь Владимир Высоцкий жил в гостиничном комплексе шесть ночей и шесть дней, выступал на сцене киноконцертного зала. К 80-летию поэта и артиста у этого здания при участии мэрии города открыта памятная информационная доска о его пребывании в Казани.

Едем по ленинской дамбе назад в центр города к Дворцу спорта (улица Московская, 1), где состоялось восемнадцать концертов прославленного барда.

Стоим на излучине старого Булака, здесь он соединялся с Казанкой. До 1957 года, когда подступило Куйбышевское водохранилище, уровень реки Волга был на одиннадцать метров ниже, чем сейчас. Строительство Куйбышевского гидроузла изменило облик Казани, и бывшая Мокрая слобода и другие места превратились в современный район.

Был построен стадион. В 1961 году здесь часто появлялся Василий Сталин. Приезжал утром на трамвае № 9, с интересом наблюдал за тренировками спортсменов. Некоторые из постоянных посетителей и клиентов спортсооружения тянули жребий – кому сегодня вести Сталина в ресторан, почётно посидеть в обществе знаменитого человека. Постоянной заботой директора стадиона было – как и на чём отправлять Василия, который к вечеру еле держался на ногах, домой.

Рядом со стадионом – цирк. В 1963 году пожар уничтожил на Чёрном озере старое здание цирка Никитиных. Проектировщики во главе с Геннадием Пичуевым решили построить что-нибудь из ряда вон выходящее, и получилось маленькое советское чудо. В то время вольности особо не разрешались, планировали возвести типовой проект по типу Ярославского цирка. Огромный пустырь так и напрашивался, чтобы на нём разместили здание на две тысячи человек, опять же пространства вокруг достаточно – на случай эвакуации. Новаторскую безопорную конструкцию – тарелку на тарелке – никак не хотели оформлять, давать разрешение на эксплуатацию.

Но всё-таки потом решились – к 7 ноября 1967 года, к 50-летию Октября, цирк распахнул свои двери. Проект его считается уникальным и изучается во многих архитектурных учебных заведениях мира.

На месте, где сейчас находится Дворец спорта, в царское время была Мокрая слобода, здесь торговали запасными частями от пароходов. Окрест находилось несколько публичных домов, а между ЦУМом и Дворцом спорта была Ильинская церковь.

Сейчас Дворец спорта – красивейшее спортивное сооружение столицы Татарстана, возведённое по проекту архитектора Мунира Агишева, он отнюдь не потерялся на фоне других спортсооружений, которых за последние десятилетия в Казани возведено множество.

На суд зрителей Дворец спорта был представлен 30 октября 1966 года. Сооружение общей площадью 22 тысячи квадратных метров включает в себя ледовую площадку со зрительным залом на 3845 мест, ледовую площадку с трибунами на тысячу сто мест, спортивные залы, кафе, тренерские и служебные комнаты, пресс-центр, тренажёрный зал с современным оборудованием и многое другое – всего 437 помещений.

В этом Дворце спорта Высоцкий выступал каждый день по три раза – во втором отделении больших сборных концертов, в которых принимали участие несколько коллективов и вокалистов.

Из Дворца спорта 18 октября 1977 года Высоцкий уехал на свои следующие гастроли в Ташкент. Как правило, он выступал во втором отделении, а в тот последний вечер вышел в первом отделении – в 21.00, потому что в 22.25 должен был улетать из казанского аэропорта. Успели войти в салон самолёта буквально за пять-семь минут до вылета.

И поэт отправился в свой последующий жизненный и творческий полёт. Продолжался он, к великому сожалению, совсем недолго: без малого два с половиной года. 25 июля 1980 года Высоцкого не стало. Но не прервалась связь времён, и он включён в ряд великих людей, которые некогда бывали в Казани.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: