Тема 3. Многообразие типов наследования




 

Классические законы Г. Менделя.

Основные законы наследуемости были описаны чешским монахом Грегором Менделем (1822-1884), преподававшем физику и естественную историю в средней школе г.Брюнна. Мендель занимался селекцией гороха, и именно гороху мы обязаны открытием основных законов наследственности. Свою работу Мендель вел 8 лет, изучил более 10000 растений гороха, результаты своей работы предоставил в статье в 1865 году. В этой статье он подвел итог своей работы и сформулировал 3 основных законов наследственности. Истинность двух первых законов подтверждена современной наукой, третий закон считается условно верным.

1. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя).

Данный закон утверждает, что скрещивание особей, различающихся по изучаемому признаку, дает генетически и фенотипически однородное потомство, все особи которого гетерозиготны. В опытах Менделя все гибриды первого поколения имели фенотип одного из родителей (полное доминирование). Позже было открыто явление неполного доминирования, согласно которому все особи данного поколения могут иметь признаки обоих родителей.

В экспериментах Менделя он скрещивал зеленый и желтый горох. И все гибриды первого поколения были желтыми. Данный признак (желтый цвет) был назван доминантным.

2. Закон расщепления гибридов второго поколения (второй закон Менделя).

Когда у организма гетерозиготное по изучаемому признаку формируются половые клетки, то половина их несет один аллель данного гена, половина – другой. Поэтому при скрещивании таких гибридов между собой среди гибридов второго поколения в определенных соотношениях восстанавливаются исходные родительские формы. В случае полного доминирование это соотношение 3:1. Три четверти гибридов несут доминантный признак, одна четверть – рецессивный. При скрещивании гибридных желтых горошин (потомков зеленого и желтого гороха) три четверти потомков желтого цвета, одна четверть – зеленого.

При промежуточном наследовании происходит расщепление в соотношении 1:2:1. Одна четверть гибридов несут выраженные черты доминантного признака, другая четверть – рецессивного (это гомозиготные особи), и две четверти несут черты обоих родителей (это гетерозиготные особи).

3. Закон независимого комбинирования (наследования) признаков (третий закон Менделя).

Этот закон говорит о том, что каждая пара разных признаков ведет себя в ряду поколений независимо друг от друга. Так независимо наследуется цвет и форма горошин. Цвет (желтый или зеленый) никак не связан с формой (гладкой или морщинистой) горошин.

Современная генетика установила, что третий закон Менделя выполняется только для признаков, гены которых расположены на разных хромосомах. Если же гены двух признаков находятся на одной хромосоме, то данные признаки наследуются сцеплено, т.е. передаются по наследству как связанная пара элементов, а не как отдельные элементы. Сцеплено наследуются, например, цвет волос и цвет глаз. На практике это означает, что у большинства светловолосых людей – светлые глаза, и наоборот, у большинства темноволосых людей – темные глаза.

Но даже при сцепленном наследовании возможно, что признаки все-таки разойдутся в следующем поколении, это связано с кроссинговером – процессом перехода гена с одной гомологичной хромосомы на другую в паре.

 

Доминантное наследование.

Доминантное наследование имеет место, когда признак кодируется доминантным геном. Ген считается доминантным, если кодируемый им признак проявляется фенотипически в присутствии противоположного гена. Доминантные гены обычно обозначаются заглавными буквами алфавита. Генетически возможно два варианта доминирования. Гомозиготное доминирование (АА), на обоих хромосомах в паре находится доминантный ген А. Особь имеющая такой генотип передаст данный признак всем своим потомкам (независимо от генотипа второго родителя). Гетерозиготное доминирование (Аа), на одной хромосоме находится доминантный ген А, а на другой рецессивный ген а. Особь, имеющая такой кариотип, половине своих потомком передаст доминантный ген А, а половине – рецессивный ген а. Фенотип потомков в значительной степени будет определятся генами второго родителя.

Особенности доминантного наследования.

1) Признак всегда проявляется, если есть соответствующая аллель - А. В полной форме – при полном доминировании или в полной и промежуточной – при неполном доминировании.

2) Явление носительства при доминантном наследовании невозможно.

3) Признак строго передается «от родителей к детям». Невозможен вариант передачи признака «от дедов к внукам».

4) В родословных явно видны цепочки передачи признака (прадед – деду – отцу – сыну). Разрывы в этой цепочке невозможны. Если у какой-то особи данный признак исчезает, то своим потомкам она его уже передавать не будет, признак просто исчезнет из этой линии.

Примером доминантного наследования является наследование заболевания хореи Гентингтона. Хорея Гентингтона – дегеративное заболевание нервных клеток в базальных структурах переднего мозга. Оно начинается с изменений личности и сопровождается прогрессирующей забывчивостью, слабоумием и появлением непроизвольных движений. Заболевание проявляется в зрелом возрасте (45-60 лет). Кстати, это собенность доминантных наследственных заболеваний, они обычно проявляются только в зрелом возрасте, когда больной уже успел оставить потомство. Если бы заболевание начиналось раньше, шансы оставить потомство были бы не велики, и болезнь постепенно бы исчезла вследствие естественного отбора. Способ лечения неизвестен. Частота встречаемости 1 на 20000. При изучении родственников больных выяснилось, что заболевание может быть прослежено в семьях пациентов на много поколений назад, и что у каждого заболевшего, хотя бы один из родителей также страдал этим заболеванием. Чаще всего больной является гетерозиготным (Аа), поэтому он передаст ген болезни только половине своих детей, чтобы они передали их половине своих и т.д.

 

Рецессивное наследование.

При рецессивном наследовании признак кодируется рецессивным геном. Рецессивным считается такой ген, признак кодируемый которым не проявляется в присутствии противоположного гена. Рецессивные признаки обозначаются маленькими буквами. Возможны два варианта существования данного гена в геноме. Гетерозиготный (Аа), в этом случае ген находится на одной их хромосом, а на второй – доминантный ген, в данном случае возникает явление носительства, когда ген в клетке есть, а признак фенотипически не проявляется. Гомозиготный (аа), в этом случае на обеих хромосомах находится рецессивные гены. Только в данном случае признак будет проявляться фенотипически.

Особенности рецессивного наследования.

1. Признак проявляется только у рецессивных гомозиготных особей, при генотипе (аа).

2. Возможно явление носительства, когда ген (а) в геноме есть, а признак фенотипически не никак проявляется. Это возможно у гетерозиготных форм, имеющих наряду с рецессивных геном, на второй хромосоме ген доминантный (Аа).

3. Ген может передаваться через поколения: «от дедов к внукам». Ген может передаваться через много поколений в виде носительства, а потом проявится неожиданно у очередного потомка.

Примером хорошо изученного рецессивного наследования является болезнь фенилкетонурия. Это заболевание развивается в следствии избытка в организме аминокислоты – фенилаланина. Избыток фенилаланина приводит к формированию умственной отсталости. Частота встречаемости 1:10000. При изучении этого заболевания генеалогическим путем выяснилось, что больные чаще всего имеют здоровых родителей. Но зато такие больные обычно встречаются в семьях, в которых родители являются кровными родственниками. Кроме этого в семьях подобных больных заболевание может встречаться у дальних кровных родственников или у далеких предков.

Родители таких больных являются носителями гена фенилкетонурии. Кровные родственники – очень часто оказываются носителями рецессивных генов какого-нибудь заболевания. Кстати, частота носительства гена фенилкетонурии не так уж низка 1 из 50 человек является носителем этого гена. Если близкие родственники вступят в брак, и они были носителями этого гена, вероятность рождения больного ребенка увеличится.

Обе эти формы наследования и доминантное и рецессивное передаются по законам Менделя.

 

 

Неменделевская генетика.

В ходе исследований выяснилось, что в полном соответствии с законами Менделя передаются только относительно немногие признаки. Оказалось, что у человека большинство и нормальных и патологических признаков детерминируются иными генетическими механизмами, которые в общем виде и стали называть «неменделевская генетика». Таких механизмов – множество. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

1. Наследование сцепленное с полом.

Гены ответственные за данные признаки локализованы в половых хромосомах. Поскольку мужчины и женщины несут разные половые хромосомы: женщины – ХХ, мужчины – ХУ, то это приводит к отклонениям в менделеевском наследовании. У-хромосома мужчины содержит в основном «мужские гены». Х-хромосома, кроме «женских генов» содержит значительное количество генов, кодирующих развитие обычных признаков. Сын и дочь наследуют одну Х-хромосому от матери; если от отца будет тоже Х-хромосома, то родится дочь, если от отца поступит У-хромосома – родится сын. Таким образом, пол ребенка определяется отцовскими генами.

Гены большинства признаков, сцепленных с полом, располагаются в Х-хромосоме, именно поэтому они и считаются сцепленными с полом. Фенотипически признаки сцепленные с полом проявляются в том, что какое-то качество в несколько раз чаще встречается у мужчин, чем у женщин.

Хорошо изученными примерами наследования, сцепленного с полом, являются цветовая слепота (Дальтонизм), гемофилия (несвертываемость крови) и ряд других. Ген цветовой слепоты – рецессивный, находится на Х-хромосоме, противоположный ему – доминантный признак – нормальное цветовосприятие. Если ген дальтонизма оказывается у мужчины, имеющим всего 1 Х-хромосому, то мужчина заболевает этим заболеванием. Если такой ген оказывается у женщины, то все будет зависеть от того, такой ген на второй Х-хромосоме; если на второй Х-хромосоме доминантный ген нормального цветовосприятия, то женщина болеть не будет, однако окажется носительницей. Если на второй Х-хромосоме тоже рецессивный ген дальтонизма (что бывает крайне редко), то женщина заболеет.

Особенности сцепленного с полом наследования.

1. Признак неодинаково распределен в популяции. У мужчин он встречается в несколько раз чаще, чем у женщин.

2. Женщины часто выступают носителями данного гена.

3. Заболевание обычно передается от матери к сыну. От отца к дочери ген обычно передается, но существует в форме носительства.

4. Женщина может получить такой признак, если ее мать – носительница признака, а отец имеет фенотипически выраженный признак.

Кроме признаков сцепленных с полом, выделяют еще ряд сложных признаков, про которые говорят, что они находятся под контролем пола. Это некоторые поведенческие и интеллектуальные характеристики, которые неодинаково распределены у мужчин и женщин (мужчины более агрессивны, у женщин лучше вербальные способности и т.д.). Однако генетические механизмы этих явлений в настоящее время окончательно не установлены. Скорее всего эти признаки являются сложными, и кодируется несколькими генами (см. «наследование сложных признаков»), которые могут находиться на различных хромосомах.

2. Импринтинг (запечетлевание).

Очень необычный вид наследования, при котором выраженность признака зависит от того, от кого ребенок получил этот ген (от отца или от матери). От пола самого ребенка выраженность признака не зависит.

Так наследуются два синдрома: синдром Прадера-Вилли и синдром Энгельмана.

Клиническая картина синдрома Прадера-Вилли включает в себя: переедание, несдержанный темперамент, депрессию. Среди симптомов синдрома Энгельмана – умственная отсталость, неуклюжая походка, частый неадекватный смех. Оба эти синдрома кодируются одним и тем же участком 15 хромосомы. Если ребенку этот участок передался от матери – то развивается синдром Энгельмана, если от отца – то синдром Прадера-Вилли.

3. Экспансия повторяющихся нуклеотидных последовательностей.

В некоторых случаях, в хромосоме происходит умножение отдельных ее элементов. Отдельная последовательность нуклеотидов оказывается нестабильной и многократно (до нескольких сотен раз) повторяется. Если количество повторов невелико – то никаких проявлений нового признака нет, с увеличением количества таких повторов – усиливаются проявления признака. Причины этого явления неизвестны.

Примером подобного типа наследования является передача дистрофии Дюшена – наследственного аутосомного доминантного заболевания. Ген этого заболевания находится на 19 хромосоме. В гене обнаружена повторяющаяся последовательность АСАСТ. Если количество повторов мало, то болезнь никак не проявляется. Если количество повтором 5 – 150 – легкая форма болезни, катаракты. Если количество повторов 100 – 1000, то развивается классическая форма дистрофии Дюшена (миотония, мышечная атрофия, раннее облысение и др.). Если она повторяется свыше 1000 раз, то наблюдается врожденное слабоумие и недоразвитие мышечной системы в целом.

4. Появление новых мутаций.

Мутации, т.е. изменения наследственного аппарата клетки, затрагивающего отдельные гены или хромосомы, являются наиболее часто встречающимся примером неменделевской генетики. Возникновение мутаций процесс вероятностный, они могут возникать без всяких причин. Однако некоторые факторы внешней среды могут увеличивать количество мутаций: ионизирующие излучения, повышенные и пониженные температуры, многие химические соединения и др. Некоторые факторы могут увеличивать вероятность мутаций в сотни раз. Мутации могут возникать в половых клетках, тогда они будут передаваться потомству, и в обычных клетках – тогда они будут проявляться только у данного организма.

Примером мутационного заболевания является рак груди, довольно распространенное заболевание (заболеть может 1 из 8 женщин – данные для девочек, родившихся после 1990 г.). Существуют гены, отвечающие за наследственную предрасположенность к этому заболеванию. Однако 5-10 % всех случаев болезни вызываются мутациями определенных генов. В настоящее время обнаружено два таких гена, в норме они не вызывают никакого рака, то возможна спонтанная мутация, и заболевание произойдет.

5. Хромосомные абберации.

Умножение количества хромосом. По наследству не передаются. Причины, приводящие к умножению количества хромосом неизвестны. Примером является трисомия 21 – синдром Дауна.

6. Наследование сложных поведенческих признаков.

Большинство характеристик человека (интеллект, темперамент, характер и др.) относятся к сложным поведенческим признакам. Исследование типа наследования таких признаков сопряжено со значительными методологическими трудностями. Во-первых, трудности связанные с психологическим содержанием данных признаков. Не существует ни единого определения большинства психологических понятий (например, интеллекта), ни точной его классификации. При анализе наследования цвета гороха был четко различен и сам признак (цвет) и его варианты (желтый и зеленый), то же для интеллекта сделать затруднительно.

Такие признаки называются количественными или континуальными, распределить людей на альтернативные признаки (например, умных и глупых) можно только условно. Поэтому невозможно использовать законы Менделя для изучения их наследования. Куда отнести конкретного человека с IQ = 90, к глупым, к умным, к средним? А человека с IQ 89? И вообще где пройдет граница между нормой и умственной отсталостью? Четко провести ее нельзя.

Большинство сложных признаков характеризуется тем, что в середине вариационного ряда такого признака находятся одна или две максимальные частоты, а справа и слева от них располагаются убывающие к концам частоты, при чем правые и левые частоты, одинаково удаленные от середины, будут примерно равны. В математике такое распределение называется нормальным. Кривая нормального распределения имеет очень важное значение для психологии. Дело в том, что развитие сложных поведенческих признаков зависит от множества условий (и многих генов, и многих средовых воздействий), действующих и благоприятном и неблагоприятном направлениях. И нормальное распределение отражает фенотипическое разнообразие, возникающее в результате воздействия множественных факторов на исследуемый признак.

Наследуемость сложных поведенческих признаков обеспечивается многими генами, такой тип наследования называют полигенным.

 

Тема 4. Психогенетика интеллекта.

 

Наибольшее количество исследований в психогенетике посвящено изучению межиндивидуальной вариативности интеллекта, измеряемого, в зависимости от возраста испытуемых, различными тестами. Проблема осложняется тем, что в психологии не существует однозначного определения понятия интеллект. Наиболее принято определение интеллекта – как общей адаптационной способности, обеспечивающей наилучшее приспособление индивида к изменяющимся условиям внешней среды. М.А. Холодная определяет интеллект как форму организации индивидуального ментального опыта, связанную с тем, как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее. Наконец в психологическом словаре дается следующее определение понятия интеллект:

1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;

2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;

3) способность к решению проблем без проб и ошибок, «в уме».

Известно два основных подхода к описанию структуры интеллекта. Автор первого – К. Спирмен утверждал, что существует некоторый общий фактор, определяющий успешное решение большинства тестовых задач (фактор общего интеллекта или g-фактор). Наряду с ним существует некоторое количество специфичных факторов для решения задач каждого субтеста. Доказательством этой теории служит тот факт, что успешность решений разных субтестов коррелирует между собой.

Автор второго подхода – Л. Тернстон утверждал обратное, что интеллект есть сумма нескольких независимых способностей, которые обозначались как первичные умственные способности. Их – 7: пространственная способность, перцептивная, вербальная, вычислительная, мнемическая, беглость речи, логическое рассуждение. Аргументом в пользу этой теории являются факты изолированного развития какой-либо одной способности.

 

Влияние генов на развитие интеллекта.

В психологии для оценки интеллекта обычно используют тесты интеллекта (тест Амтхауэра, тест Векслера и другие). В психогенетических исследованиях также применяются тесты интеллекта, которыми тестируются люди с различной степенью родства: монозиготные близнецы, дизиготные близнецы, родители и дети и др. Потом вычисляются коэффициенты корреляции в парах. Обобщенные данные многих исследований представлены в таблице ниже (это сокращенный вариант таблицы).

 

 

  Степень генетического родства Коэффициент внутрипарной корреляции
Один и тот же человек, тестированный дважды 0,87
МЗ близнецы, выросшие вместе 0,86
МЗ близнецы, разлученные 0,75
ДЗ близнецы выросшие вместе 0,53
Братья/сестры 0,34 - 0,49
Дети и родители 0,35- 0,50
Приемный ребенок и биологический родитель 0,31 – 0,45
Приемные дети между собой 0,23
Приемный ребенок и усыновитель 0,15-0,20
Супруги 0,29- 0,44
Незнакомые люди  

 

 

Генетико-математическая обработка полученных результатов дала оценку наследуемости интеллекта, равную 78%, сюда входят и собственно генетические факторы, и факторы, характеризующие взаимодействие генотипа и среды. Собственно средовое влияние определяет около 20% разнообразия. Многие авторы 80% наследственно определяемой дисперсии в свою очередь подразделяют еще на 2 фактора: 50% - определяется в чистом виде генами, а 30% - результат взаимодействия организма и среды. Суть последнего фактора заключается в том, что люди сами ищут себе такую среду, в которых их интеллектуальные способности могут получить наиболее адекватное развитие. Умные дети с детства сами подбирают среду, которая развивает их интеллект (предпочитают читать книги, заниматься в кружках, смотрят познавательные передачи по телевизору), менее умные дети выбирают среду, безразличную к развитию их интеллекта (играют в футбол, например).

Интеллект – относится к сложным признакам, кодируемым значительным количеством генов, поэтому в настоящее время сделать какие-то предположения о типе его наследования затруднительно. По утверждению Джинкса и Фалкнера в процессе наследования интеллекта участвует 20 и более генов, поэтому число возможных комбинаций может быть очень велико.

Предположительно, высокоинтеллектуальные люди – это те, у кого большая часть этих генов определяют развитие соответствующих интеллектуальных качеств. Люди с низким интеллектом – те, у кого таких генов значительно меньше. Такое сложное наследование объясняет большую часть наблюдаемых фактов передачи интеллектуальных способностей по наследству. Известная пословица «на детях гениев природа отдыхает» имеет в виду ситуацию, когда у одного из родителей все имеются нужные аллели всех 20 генов интеллекта, однако при формировании половой клетки (гаметы) необязательно в нее перейдут эти 20 аллелей именно в нужном сочетании. При скрещивании этой клетки с другой гаметой, возьмет своя рекомбинативная изменчивость, и исходная уникальная комбинация разрушится. Скорее всего, ребенок будет достаточно умным, но не со столь же высоким интеллектом, как у родителя. Возможно и обратное явление. Родители обладают средним интеллектом (в их геноме присутствуют только по 10 нужных аллей). Однако при сочетании гамет (если выпадет случай что отцовская и материнская гаметы будут нести именно этот набор аллелей) произойдет необычный феномен – рождение у обычных родителей ребенка с выраженным интеллектуальным талантом. Но это уникальные случаи.

Обычная статистика говорит о том, что у родителей с высоким интеллектом рождаются умные дети, а у родителей с низким – дети с невысокими умственными данными. Однако еще в популяции существует тенденция к выравниванию данных, т.е. у родителей с очень высоким интеллектом рождаются дети с интеллектом чуть ниже (ближе к среднему), и, наоборот, у родителей с очень низким интеллектом рождаются дети с интеллектом чуть выше родительского (также ближе к среднему, но снизу).

Т. Мейснер приводит формулу, по которой можно рассчитать наиболее ожидаемый коэффициент интеллекта ребенка, если знать интеллект родителей. За уровень наследования он принимает – 70%. С учетом эффекта выравнивания, вычисления выглядят так

IQ ребенка = ((IQ мамы – 100 +IQ папы- 100)/ 2) Х 0,7 + 100

Разумеется, это только самый вероятный вариант. А ведь кроме него есть еще множество менее вероятных.

 

Влияние среды на развитие интеллекта.

Современная генетика полагает, что совокупное влияние среды определяет лишь 20% межиндивидуальных особенностей интеллекта. Однако эту точку зрения разделяют не все исследователи. Еще Дж. Локк утверждал, что ребенок рождается «чистой доской», что напишешь на ней, таким он и станет. Применительно к интеллекту защитники теории среды, утверждают, что интеллект- качество приобретаемое, воспитуемое. Представители этого подхода неоднократно пытались поставить эксперименты в пользу своей теории.

Одно из наиболее известных свидетельств такого рода – воспитание Карла Витте – «чудо-ребенка» 19 века. Он родился 1 июля 1800 года в Лохау, близ Галле в семье пастора. В начале этого года отец Карла выступил перед учителями городской гимназии, утверждая, что талант не врожденное свойство, а результат воспитания. В разгар дискуссии он воскликнул «Пусть Бог пошлет мне сына, и я сделаю из него выдающегося человека». Через полгода родился сын – Карл. Все учителя города следили за экспериментом, сначала мальчик рос ленивым, и казался неспособным к наукам, однако к 4-5 годам Карл догнал сверстников, а к 6 годам их перегнал. В 9 лет Карл читал произведения латинских и итальянских авторов в подлиннике, а в 10 лет поступил в Лейпцигский университет, в 13 лет экстерном закончил его, через 2 года ему было присвоено звание доктора юридических наук. В 32 года он стал заведующим кафедрой в университете г. Бреслау. Умер Карл Витте в 83 года, окруженный почетом и уважением.

Профессор Лео Винер (20 век) учил и воспитывал своего сына Норберта по методике пастора Витте. Его сын Норберт Винер – основатель кибернетики.

В нашей стране известен эксперимент семьи Никитиных, посвятивших свою жизнь воспитанию своих 7 детей. Их дети развивались быстрее сверстников: в 3-4 года они умели читать, в 5-6 лет – писать, по оценкам экспертов девятилетние дети не уступали по сообразительности взрослым. Наиболее развитым считался Антон, который в 16 лет окончил химический техникум, а в 18 был на 2 курсе химического факультета МГУ. Величины IQ по тестам Айзенка: у отца – 110, у матери – 122; у 4 из детей: 147 (Алексей, 15 лет), 132 (Оля,12 лет), 135 (Аня, 10 лет), 104 (Юля, 7лет).

Однако все эти эксперименты – единичные. Их авторы работают с ограниченным количеством детей, чаще всего со своим ребенком, и при этом они всю свою жизнь посвящают воспитанию этих детей. Все же попытки провести эксперимент по развитию интеллекта у детей в массовом масштабе – провалились.

После второй мировой войны в США получила распространение позитивистская теория, согласно которой плохие ученики – следствие плохой работы учителей и плохих методов обучения. Правительство США оказало значительную финансовую поддержку при разработке коррекционных программ, которые должны были помочь тем, «кто, родившись бедным, не должен был оставаться глупым». Дж. Кольман, изучивший опыт работы 4000 американских школ, работавших по этой программе, представил правительству отчет, в котором утверждал, что успеваемость школьников в очень малой степени зависит от качества обучения.

Рикк Хебер, преподаватель Вемсконсинского университета, выступил против этих выводов, он утверждал, что ему удалось создать программу, резко повышающую уровень интеллекта своим ученикам. Эксперименты он проводил в школах для цветных детей, чей уровень интеллекта в среднем приближался к 70. По утверждению Хебера ему удалось поднять IQ своих учеников на 15 единиц. Однако специалисты сомневаются в его выводах. Позже Р. Хебер был приговорен к тюремному заключению за растрату, что не прибавило популярности его выводам.

Таким образом, мы видим, что неоднократные попытки повысить уровень интеллекта путем воздействия среды, бывают успешными только в единичных случаях. А именно в таких случаях, вполне возможно исследователи имели дело с детьми, чей генетически предопределенный уровень интеллекта был весьма высок. Все же массовые эксперименты оказывались неудачными.

 

Тема 5. Психогенетика креативности.

Креативность – общая творческая способность. Она представляет собой способность преобразовывать окружающий мир и самого себя, творить новые реальности и создавать миры.

Можно выделить 3 составляющих креативности.

Креативность в области науки (научная креативность) – это способность создавать новые физические миры. Во-первых, это реальное создание новых предметов и явлений (технические, биологические и культурные нововведения: телефон, телевизор, самолет и т.д.). Во-вторых, это открытие новых законов природы, меняющих существующую картину мира (геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Коперника – это разные вселенные).

Креативность в области искусства (художественная креативность) – это способность творить новые виртуальные миры, существующие только в воображении людей. Например, мир художественного романа находится в воображении как писателя, так и читателей.

Креативность в социальной сфере (социальная креативность) – это способность создавать новые социальные миры, создавать новые формы общественных взаимоотношений. Это самый неразвитый в наших условиях вид креативности, поскольку взаимоотношения людей меняются крайне медленно и незаметно для целых поколений, но все-таки меняются (была в нашей стране царская власть, потом строили коммунизм, теперь вот к капитализму вернулись).

Многие авторы (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я.А. Пономарев) считают, что творческая способность является самостоятельным фактором, несводимым к интеллекту. В более мягком варианте эта теория гласит, что между интеллектом и креативностью есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Е. Торренса: если IQ ниже 115-120, то интеллект и креативность являются единым фактором, если IQ выше 120, то творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

В.Н. Дружинин приводит возможную классификацию людей по шкалам интеллекта и креативности, как независимых факторов.

Глупые и нетворческие. Это счастливые и довольные люди, занимающие низшие ступеньки социальных лестниц, ничего не придумывающие, никуда не стремящиеся. При наличии сопутствующих условий могут сделать незначительную карьеру, самодовольны.

Умные, но нетворческие. Это успешные карьеристы, достигающие высокого общественного положения, всевозможные начальники, критики, ревнители традиций. Их общая черта – нетворческость. При всех своих достижениях они не способны создать ничего нового: ни в науке, ни в искусстве, ни в социальной жизни. Тревожно-мнительны, иногда бешено завидуют креативам.

Глупые, но творческие. Это из породы непризнанных гениев. Увы, часто непризнанные заслуженно, поскольку почти любое творчество требует интеллектуальных усилий. Изобретатели велосипедов, творцы самодеятельных социальных теорий, графоманы. Из-за невысокого интеллекта часто не способны получить хорошее образование и, соответственно, ознакомиться с культурным багажом человечества (а в научном творчестве без этого – дело швах). По той же причине сложности с социальной карьерой, а это значит, творчество в стол. В принципе, в некоторых областях искусства, не требующих особого интеллекта, и вообще усилий (долгой тренировки, работы над собой или над словом) такому человеку, может быть и возможно добиться успеха. В.Н. Дружинин, считал, что нет. Но мне иногда (глядя на экран телевизора), кажется, что да. Вероятно, это будет временный успех. Возможно, успех, обеспеченный интеллектуальными усилиями других людей (менеджеров, продюсеров). Представители этого типа особо склонны к вредным привычкам (типа алкоголя).

Умные и творческие. Это самый лучший тип. Творческий человек, способный самореализоваться.

Наследование креативности. Еще Ф. Гальтон в своей работе «Наследование таланта» отмечал высокий уровень наследования творческих способностей. Он описал несколько семейств, которые на протяжении нескольких поколений давали выдающихся креативов в той или иной области. Среди музыкантов дарованиями отличались потомки Дюссека, Моцарта, семейство Бахов, в том числе талантливые монозиготные близнецы Иоганн-Христофор и Иоганн-Амбросиус Бах, из котоых последний был отцов знаменитого Иоганна Себастьяна Баха. Среди живописцев известны семьи Корраджио, Тинторетто, Тициана, среди поэтов – Корнель, Россини; среди ученых – Дарвин, Эйлер, Гук, Бернулли. Гальтон показал, что для братьев и сыновей знаменитых людей шансы стать тоже знаменитыми равны примерно 1:5; а для внуков – 1:30. Однако следует учитывать, что часть славы предков облегчает восприятие дарований потомков.

Возможны еще два альтернативных объяснения. Во-первых, творческая среда, создаваемая старшими членами семьи, их пример воздействуют на развитие творческих способностей детей и внуков (средовой подход). Во-вторых, наличие одинаковых способностей подкрепляется стихийно складывающейся творческой средой, адекватной генотипу (гипотеза генотип-средового взаимодействия).

Современные психогенетические исследования по большей части не подтверждают высокую детерминацию креативности генами. В обзоре Р. Николса обобщены результаты 211 близнецовых исследований, в которых диагностировалось дивергентное мышление. Средняя величина коэффициента корреляции между МЗ-близнецами равна 0,61, а между ДЗ-близнецами – 0,50. Следовательно, вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик. Российские психологи Е.Л. Григоренко и Б.И. Кочубей в 1989 г. провели близнецовое исследование на старшеклассниках. Уровень креативности определялся с помощью теста Торренса. Главный вывод, к которому пришли авторы: индивидуальные значение креативности определяются средовыми факторами. Высокий уровень креативности встречался у детей с широким кругом общения и демократическим стилем взаимоотношений с матерью.

Еще один минус концепции наследования креативности – это то, что многие из гениальных людей не вступают в брак и остаются бездетными. Например, Гоголь, Лермонтов, Шопенгауэр, Декарт, Спиноза, Ньютон – были холостыми.

Однако определенное влияние генотипа на развитие креативности все-таки есть, пусть оно меньше чем при формировании интеллекта, но оно есть. Исходя из корреляций, можно предположить, что 50 % дисперсии креативности определяются факторами среды, а 50 совокупным действием генотипа и генотип-средового взаимодействия.

Но всей видимости креативность, как и интеллект, является сложным признаком, кодируемым большим количеством генов. Однако в случае креативности мало только хорошего генотипа, необходимо еще формирующее воздействие среды.

Д. Саймонтон, а также ряд других исследователей выдвинули гипотезу, что среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение детей, представлять образцы творческого поведения для подражания. С его точки зрения, максимально благоприятна для развития креативности социально и политически нестабильная среда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: