Тема 6. Психогенетика когнитивных способностей




 

Целью изучения данной темы является построение системы современных

культурно-психологических представлений о проблематики происхождения и

формирования сознания человека.

В изучении данной темы необходимо сформировать представления:

Ø о психологической структуре сознания,

Ø об уровнях сознания,

Ø об изменении сознания в онтогенезе и филогенезе,

Ø о концепции психического отражения,

Ø о процессах опредмечивания и распредмечивания.

 

При изучении темы

необходимо акцентировать внимание судентов на следующих

понятиях:

 

Когнитивные способности как познавательные способности. Когнитивные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Изучение наследуемости восприятия. Психогенетические особенности изучения памяти. Тест Векслера. Тест Амтхауэра. Феномен уникальной памяти (исследования А.Р. Лурия). Психогенетические исследования мышления. Исследования Р. Николаса и Н. Дэниэла.

Генетическая обусловленность пространственных способностей; гипотеза об их связи с половой хромосомой. Анализ когнитивных функций. Психогенетические исследования когнитивных стилей.

 

Порядок изучения темы

 

 

Ø Читать Учебное пособие Тема 6.

Ø Ознакомиться с литературой по теме.

Ø Ответить на вопросы.

Ø Выполнить задание Практикума 6.

Ø Ответить на вопросы Теста №1.

 

Вопросы самопроверки

 

Что такое когнитивные способности?

Охарактеризуйте вербальный и невербальный интеллект

Какие особенности восприятия передаются по наследству?

Как влияют на развитие памяти факторы наследственности и среды?

Приведите примеры уникальной памяти?

Какие особенности мышления находятся под самым высоким контролем генов?

Какой вид мышления находится под самым низким контролем генов?

Какие особенности мышления связаны с полом?

Как наследуются математические способности?

 

Литература

Тема 7. Генетика умственной отсталости и изменений в психике

Целью изучения данной темы является изучение проблем морфогенеза, рас-

сматриваемого как соматическую и функциональную антропологию; изучение

периодизации индивидуального развития.

В изучении данной темы необходимо сформировать представления:

Ø об особенностях протекания морфогенетического процесса,

Ø о стадиях, периодах и циклах развития человека,

Ø об изменении сознания в онтогенезе и филогенезе,

Ø о классификации соматотипов человека.

При изучении темы

необходимо акцентировать внимание судентов на следующих

понятиях:

Диагностические критерии умственной отсталости. Дети с пороками развития и нарушениями работы ЦНС. Олигофрены, дементные индивиды, индивиды с задержками психического развития. Средние нормы интеллекта.

Болезнь Дауна: специфика проявления, этиология заболевания. Синдром Кляйнфельтера: клиническая картина. Синдром ХYY: симпоматика. Синдром Шерешевского-Тернера: клиническая картина. Синдром Трипло-Х: частота встречаемости и проявления.

Метаболизм. Мутации. Хромосомные аберрации. Синдром тестикулярной феминизации.

 

Порядок изучения темы

 

 

Ø Читать Учебное пособие Тема 7.

Ø Ознакомиться с литературой по теме.

Ø Ответить на вопросы.

Ø Выполнить задание Практикума 7.

Ø Ответить на вопросы Теста №2.

Ø Изучить статью Хрестоматии: Никитик Б.А., Чтецов В.А. «Морфология человека».

Ø Выполнить задания по Хрестоматии

Вопросы самопроверки

 

Каковы критерии выделения умственной отсталости?

Какова частота встречаемости умственной отсталости?

Какие группы умственно отсталых выделяются?

Что такое олигофрения?

Что такое деменции?

В чем причина болезни Дауна?

Болел ли сам Даун синдромом, названным его именем?

Что такое хромосомные аберрации?

Расскажите о синдроме Кляйнфельтера?

Что представляет собой синдром ХУУ?

Каковы проявления синдрома Шерешевского–Тернера?

Каковы проявления синдрома Трипло-Х?

Какие виды деменций вы знаете?

Какие наследственные нарушения биохимического плана могут приводить к развитию умственной отсталости?

 

Литература

Тема 8. Психогенетические исследования психического

дизонтогененза

 

Целью изучения данной темы является изучение видовой антропологии,

проблем расового строения человечества; изучение различных классификаций

рас и этнических свойств личности

В изучении данной темы необходимо сформировать представления:

Ø о концепциях моногенизма и полигенизма,

Ø о гипотезе тройного деления человечества,

Ø о признаках и отличиях рас,

Ø об этнических особенностях расообразования.

При изучении темы

необходимо акцентировать внимание судентов на следующих

понятиях:

Дизонтогенез – отклонение от нормальной траектории развития. Примеры форм психического дизонтогенеза, в этиологии которых генотип играет суще­ственную роль, но которые различаются по клинической картине и частоте встречаемости.

Аутизм и его основные признаки Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этиология СДВГ. Близнецовые исследования. Не­специфическая неспособность к обучению (НО). Дислексия – специфическая не­способность к чтению (СНЧ). Дискалькумия и дисграфия: их популяционные частоты, пути генетической передачи, роль среды. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

 

Порядок изучения темы

 

 

Ø Читать Учебное пособие Тема 8.

Ø Ознакомиться с литературой по теме.

Ø Ответить на вопросы.

Ø Выполнить задание Практикума 8.

Ø Ответить на вопросы Теста №3.

Ø Изучить статью Хрестоматии: Рогинский Я.Я., Юсуфов Левин М.Г. «Этническая антропология».

Ø Выполнить задания по Хрестоматии

Вопросы для самопроверки

 

Что такое онтогенез?

Что такое дизонтогенез?

Какова вероятность развития девиантных форм поведения?

Дайте общую характеристику детского аутизма?

Каков возможный тип наследования аутизма?

Какие факторы влияют на развитие аутизма?

Дайте общую характеристику синдрома дефицита внимания и гиперактивности?

Какова частота встречаемости синдрома дефицита внимания?

Каков возможный тип наследования синдрома дефицита внимания?

Дайте общую характеристику неспособности к обучению?

Какие формы неспособности к обучению существуют?

Какова частота встречаемости неспособности к обучению?

Что такое дислексия и что известно о передаче ее по наследству?

Каковы исследовательские данные по распространенности эпилепсии, шизофрении и алкоголизма?

Литература

Тема 9. Психогенетика движений и темперамента

 

Целью изучения данной темы является изучение различных классификаций

рас и их специфических особенностей; структуры расы; этапов расообразова-

ния.

В изучении данной темы необходимо сформировать представления:

Ø об исторических представлениях расообразования,

Ø о факторах в развитии рас,

Ø об антропометрических признаках рас,

Ø о хронологии возниконовенияи формирования рас.

При изучении темы

необходимо акцентировать внимание судентов на следующих

понятиях:

 

Проблема формально-динамических и содержательных характеристик в психологии. Динамические характеристики поведения – проявление темпера­мента или личностных черт? Проблема темперамента и характера, индивида и личности. Психогенетические данные как основа для решения этой дилеммы.

Трудности, связанные с психогенетическим исследованием темпера­мента: особенности диагностики, возрастные изменения его структуры. Исследования темперамента в раннем детстве: девятикомпонентная кон­цеп­ция темперамента детей и результаты близнецовых исследований; лонги­тюд­ные исследования темперамента.

Исследования темперамента у взрослых: трехфакторная концепция (экс­тра-интроверсия, нейротицизм, психотицизм); "Большая пятерка"; концепция тем­перамента в отечественной психологии. Психогенетические исследования в рамках этих концепций и их результаты. Чувствительность диагностических процедур к особенностям внутрипарных отношений близнецов, и влияние этого фактора на оценки наследуемости. Генные основы темперамента.

Движение как объект общепсихологического исследования: его меха­низмы, типы, связи с другими психологическими функциями. Двигательные тесты и естественные движения как объекты психогенетического изучения.

Результаты психогенетических исследований сложных поведенческих навы­ков: ходьбы, мимики и пантомимики, спортивных движений.

Психогенетические исследования двигательных тестов; различия в этио­ло­гии параметров, зависящие от уровня автоматизированности, сложности дви­жения и темпа двигательной деятельности.

Генетическая детерминированность физиологии движений: максималь­ного потребления кислорода и других физиологических функций.

 

Порядок изучения темы

 

 

Ø Читать Учебное пособие Тема 9.

Ø Ознакомиться с литературой по теме.

Ø Ответить на вопросы.

Ø Выполнить задание Практикума 9.

Ø Ответить на вопросы Итогового теста.

 

Вопросы для самопроверки

 

Какие уровни организации движения выделяют в психогенетике?

Что относится к сложным поведенческим навыкам?

Как наследуются спортивные навыки?

Как наследуются особенности мимики и пантомимики?

Как наследуются особенности подчерка?

Какие результаты в психогенетике получены при применении моторных тестов?

От чего зависит уровень наследуемости движений?

Как наследуется показатель максимального потребления кислорода?

Дайте определение понятию темперамент.

Каково влияние генетических факторов на формирование межиндивидуальых различий по темпераменту у различных возрастных групп?

Какой фактор наиболее сильно влияет на проявление темпераментальных особенностей в младенческом возрасте?

Какой фактор наиболее сильно влияет на проявление темпераментальных особенностей в школьном возрасте?

Как наследуется экстраверсия?

Как наследуется нейротизм?

Как наследуются показатели личности, диагностируемые с помощью теста MMPI?

Как наследуется психотизм?

Литература

Тема 10. Психогенетика работы мозга

 

Целью изучения данной темы является изучение различных классификаций

рас и их специфических особенностей; структуры расы; этапов расообразова-

ния.

В изучении данной темы необходимо сформировать представления:

Ø об исторических представлениях расообразования,

Ø о факторах в развитии рас,

Ø об антропометрических признаках рас,

Ø о хронологии возниконовенияи формирования рас.

При изучении темы

необходимо акцентировать внимание судентов на следующих

понятиях:

Структурные уровни, на которых исследуются генетические влияния: ней­ронный, морфофункциональный, системный. Индивидуальные особенности ме­таболизма в центральной нервной системе и индивидуально-психологиче­ские различия.

Два типа психофизиологических признаков: характеризующие состояния покоя и ответы на внешние или внутренние стимулы.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и вызванные потенциалы (ВП). Их струк­тура, мозговая топография, возрастные и индивидуальные особенности, онто­генетическая стабильность. Отражение в ЭЭГ и ВП функциональных нагрузок, специфики стимула и других условий деятельности.

Генотип-средовые соотношения в изменчивости параметров ЭЭГ и ВП и их зависимость от зоны регистрации, семантики стимула, физиологической зрело­сти. Межполушарная асимметрия в изменчивости и наследуемости ЭЭГ и ВП. Лонгитюдные психогенетические исследования ЭЭГ. Связи индивидуаль­ных особенностей ЭЭГ и ВП с индивидуально-психологическими особенно­стями.

Наследуемость в фенотипической изменчивости вегетативных реакций. Кожно-гальваническая реакция (КГР) и ее психологические корреляты. Осо­бенности функционирования сердечно-сосудистой системы и генотип-средовые соотношения в их вариативности.

Функциональная асимметрия, ее происхождение и возможности ее пси­хоге­нетического исследования методом близнецов.

 

Порядок изучения темы

 

 

Ø Читать Учебное пособие Тема 10.

Ø Ознакомиться с литературой по теме.

Ø Ответить на вопросы.

Ø Выполнить задание Практикума 10.

Ø Ответить на вопросы Итогового теста.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какие уровни организации движения выделяют в психогенетике?

2. Что относится к сложным поведенческим навыкам?

3. Как наследуются спортивные навыки?

4. Как наследуются особенности мимики и пантомимики?

5. Как наследуются особенности подчерка?

6. Какие результаты в психогенетике получены при применении моторных тестов?

7. От чего зависит уровень наследуемости движений?

8. Как наследуется показатель максимального потребления кислорода?

9. Дайте определение понятию темперамент.

10. Каково влияние генетических факторов на формирование межиндивидуальых различий по темпераменту у различных возрастных групп?

11. Какой фактор наиболее сильно влияет на проявление темпераментальных особенностей в младенческом возрасте?

12. Какой фактор наиболее сильно влияет на проявление темпераментальных особенностей в школьном возрасте?

13. Как наследуется экстраверсия?

14. Как наследуется нейротизм?

15. Как наследуются показатели личности, диагностируемые с помощью теста MMPI?

16. Как наследуется психотизм?

 

Литература

 

4. Темы рефератов.

1. Евгеника.

2. Мутации.

3. Законы Г. Менделя.

4. Гемофилия.

5. Психогенетические особненности левшей и правшей.

6. Ф. Гальтон.

7. Клонирование.

8. Генная инженерия.

9. В. Томпсон и Г. Уайльд.

10. Психогенетика шизофрении.

11. Психогенетика олигофрении.

12. Оценка интеллекта в психогенетике.

13. Генетические особенности гениев.

14. Темпераменты в психогенетике.

15. Метод близнецов.

16. Статистические методы психогенетики.

17. Психогенетика эпилепсии.

18. Ю.А. Филипченко – основоположник отечественной психогенетики.

19. Танскрипция и трансляция.

20. В.П. Эфроимсон: “Генетика этики и эстетики”.

21. Психогенетика аутизма.

22. Проблемы вирусологии в психогенетике.

23. Г. де Фриз.

24. Р. Сперри.

25. Структура ДНК.

26. Генетика мозга человека.

27. Метаболизм.

28. Возрастные аспекты развития человека в психогенетике.

29. Взгляды К.Д. Ушинского, А.Ф. Лазурского, Г.И. Россолимо на роль

наследственности в психике человека.

30. И.П. Павлов: проблема наследуемости условных рефлексов.

31. А.Р. Лурия: гипотеза о смене генотип-средовых отношений.

32. Электроэнцефалограммы разных зон мозга.

33. Концепция Б.М. Теплова-В.Д. Небылицина о свойствах нервной системы

человека.

34. Психогенетические аспекты асоциального поведения.

35. Проблемы генетической детерминации при алкоголизме.

36. Генетическая психофизиология.

37. Л.В. Крушинский: уровень возбудимости как фактор проявления

генетических особенностей животных.

38. Психогенетические исследования когнитивных стилей.

39. Особенности психологического фенотипа.

40. Коэффициенты наследуемости Игнатьева, Холзингера.

41. Джейм Уотсон и Френсис Крик.

42. К. Холл.

43. Р. Фишер и С. Райт: биометрическая генетика.

44. Т. Рибо: наследственность душевных расстройств.

45. Л.С. Выготский: социальные факторы и генетика.

46. Методики выявления уровня интеллектуальности.

47. Врожденные патологии человека.

 

5. Вопросы для аттестации

 

1. Репликация ДНК и ее значение.

2. Транскрипция РНК и ее значение.

3. Генетический код, его свойства.

4. Трансляция генетического кода. Роль. РНК различных типов.

5. Митоз, его стадии и значение.

6. Мейоз, его стадии и значение.

7. Первый закон Менделя. Гены и их аллели.

8. Второй закон Менделя. Эпистаз.

9. Кроссинговер и его значение.

10. Генетика пола.

11. Доминантные и рецессивные гены человека.

12. Мутации, их причины и последствия.

13. Фенотип и норма реакции.

14. Роль наследственности и изменчивости в эволюции.

15. Основные методы селекции животных и растений.

16. Методы генной инженерии.

17. Взаимодействие генов.

18. Половое размножение и увеличение генетического разнообразия.

19. Генетические заболевания, сцепленные с полом.

20. Бактерии и их роль в генетических исследованиях.

21. Вирусы и их роль в генетических исследованиях.

22. Регуляция активности генов.

23. Генетическое родство человека и человекообразных обезьян.

24. Закон гомологических рядов и понятие «генетического груза».

25. Основные понятия популяционной генетики.

26. Метод нокаута генов и его роль в изучении функций мозга.

27. Мутации и нарушения поведения дрозофилы.

28. Мутации и нарушения поведения лабораторных мышей.

29. Мутации и нарушения поведения лабораторных крыс.

30. Генетика поведения домашних животных.

31. Методы психогенетических исследований.

32. Близнецовый метод в психогенетических исследованиях.

33. Статистические методы психогенетических исследований.

34. Наследование общего уровня интеллекта.

35. Психогенетический анализ вербального и невербального интеллекта.

36. Психогенетические исследования темперамента детей.

37. Психогенетические исследования темперамента взрослых.

38. Психогенетические исследования движений.

39. Психогенетическая роль эндокринной системы.

40. Психогенетическая роль метаболических процессов.

41. Генотип и параметры ЭЭГ.

42. Генотип и параметры вызванных потенциалов.

43. Генотип и премоторные потенциалы.

44. Генотип и кожно-гальваническая реакция.

45. Генотип и параметры вегетативной активности организма.

46. Генотип и функциональная асимметрия мозга.

47. Взаимоотношение генотип-среда в процессе онтогенеза человека.

48. Возрастная генетическая психофизиология ЭЭГ.

49. Возрастная и генетическая психофизиология (на примере вызванных и

премоторных потенциалов).

50. Психогенетические исследования аутизма.

51. Психогенетический анализ расстройств внимания и гиперактивно­сти.

52. Психогенетические исследования неспособности к обучению.

53. О роли наследственности при олигофрении.

54. О роли наследственности при эпилепсии.

55. О роли наследственности при шизофрении.

56. Популяционно-генетические аспекты психических заболеваний.

57. Моногенные заболевания человека.

58. Хромосомные синдромы человека.

59. Врожденные аномалии развития человека.

60. Профилактика врожденных и наследственных патологий человека.

 

 

6. Список литературы по курсу.

Основная литература

 

1. Алнксандров А.А. Психогенетика.СПб., 2006.

2. Григоренко ЕЛ. Генетический метод. Изучение роли наследственно­сти

и среды в рамках квазиэксперимента // Методы исследования в психоло-

гии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998. С. 76 – 108.

3. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М.,1995.

4. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

5. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики.

М., 1998.

6. Новоселова Л.С. Генетически ранние формы мышления (учебник).

М., 2002.

7. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогене­тика:

Учебник для вузов. М., 2003.

8. Трубников В.И., Алфимова М.В. Генные основы темперамента и

личности // Вопросы психологии, 2000. № 2. С. 128 – 140.

Дополнительная литература

 

1. Анохин А.П. Генетика, мозг и психика человека. М., 1988.

2. Анохин А.Л. Генетические основы нейрофизиологических особенностей

человека // Успехи современной генетики / Под ред. Н.Л. Дубинина.

М., 1987. Т. 14. С. 206 – 232.

3. Ауэрбах Ш. Генетика. М., 1966.

4. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Методологические подходы к проблеме воз­-

растного развития // Баранов А.А., Шеплягина Л.А. Физиология роста и

разви­тия детей и подростков. М., 2000. С. 229 – 237.

5. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность // Фролов И.Т. Человек в сис­теме

наук. М., 1989. С. 155 – 164.

6. Бочков Н.П. Генетические аспекты комплексного изучения человека //

Фролов И.Г. Человек в системе наук. М., 1989. С. 143 – 155.

7. Булаева К.Б. Генетические основы психофизиологии. М., 1991.

8. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М., 1988.

9. Гальтон Ф. Наследственность таланта. М., 1996.

10. Генетика поведения: количественный анализ психологиче­ских и психофи-

зиологических признаков в онтогенезе / Под ред. С.Б. Ма­лых. М., 1995.

11. Григоренко Е.Л. и др. Моделирование с помощью лизрела: ге­нетические

и средовые компоненты межиндивидуальной вариатив­ности по признаку

зависимости-независимости от поля // Вопросы пси­хологии, 1996.

№ 2. С. 55 – 72.

12. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.

13. Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики //

Вопросы психологии, 1992. № 5 – 6.

14. Заваденко Н.Н. и др. Диагностика и лечение синдрома дефицита внима­ния

у детей // Журнал неврологии и психиатрии, 1997. № 1. С. 57 – 61.

15. Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. Из жизни близнецов // Семья и школа.

1993. № 7, 8, 9.

16. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследствен­ность и среда.

М., 1993.

17. Малых С.Б. Исследования генетической детерминации ЭЭГ человека //­

Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 109 – 128.

18. Марютина Т.М. Психологические факторы как детерминанты генотип-сре-

довых отношений // Психологический журнал, 1994. № 2.

19. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиоло­гию. М., 1997.

20. Мешкова Т.А. Природа межиндивидуальных различий темповых характе-

ристик у детей 7 – 8 лет // Вопросы психологии, 1994. № 1. С. 136 – 141.

21. Сергиенко Е.А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания.

М., 1996.

22. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. М., 2004.

23. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. М., 1995.

 

7. Глоссарий

 

 

Аллели – альтернативные формы гена.

Аллельные гены – особь, у которой аллельные гены отличаются по последовательности нуклеотидов.

Внутриклеточная регенерация – пересадка ткани или органов у растений и животных, в том числе и у человека.

Гемофилия – несвертываемость крови (болеют только мальчики)

Ген – материальный носитель наследственности; участок ДНК, кодирующий один простой признак. В генетике принято следующее определение понятия «ген»: ген – это участок ДНК, несущий в себе информацию о строение одного белка.

Генотип – 1) сумма всех генов организма; 2) проявление в потомстве различных вариантов одного и того же признака; 3) участок молекулы ДНК, или хромосомы, определяющий развитие определенного признака.

Геномные мутации – это изменение числа хромосом.

Генные мутации – все изменения в ДНК и РНК.

Гетерохромосомы – гомологические хромосомы, несущие аллельные гены,

составляющие группу сцепления.

Гетерозиготный организм – организм, у которого гены расположены в одних и тех же локусах гомологических хромосом, и отвечают за развитие одного признака.

Гомозиготный организм – система взаимодействующих генов организма.

Дизиготные (или двуяйцовые) близнецы происходят из разных яйцеклеток, оплодотворенных разными сперматозоидами. В генетическом смысле они представляют собой обычных братьев и сестер, в среднем имеющих 50% общих генов.

Дисперсия – отклонение от среднего уровня развития.

Доминирование – способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение.

Доминантное наследование имеет место, когда признак кодируется доминантным геном. Ген считается доминантным, если кодируемый им признак проявляется фенотипически в присутствии противоположного гена.

Евгеника – учение о наследственном здоровье человека.

Ефреника – научное направление, созданное Н.К. Кольцовам; оно представляет собой учение о проявлении хороших задатков на основании манипулирования условиям среды. Евгеника – наука об улучшении человеческого рода. Предложена Ф. Гальтоном.

Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя). Данный закон утверждает, что скрещивание особей, различающихся по изучаемому признаку, дает генетически и фенотипически однородное потомство, все особи которого гетерозиготны.

Закон расщепления гибридов второго поколения (второй закон Менделя) – при скрещивании гибридов 1 поколения, у потомства возникает расщепление признаков и восстановление исходных родительских форм. В случае полного доминирования расщепление происходит в соотношении 3:1..

Закон независимого комбинирования (наследования) признаков (третий закон Менделя). Этот закон говорит о том, что каждая пара разных признаков ведет себя в ряду поколений независимо друг от друга.

Закон Харди-Вайнберга гласит, что при определенных условиях устанавливается равновесие частот генотипов, сохраняющееся из поколения в поколение. Генеалогический метод – метод составления родословных, и анализа распределения в них изучаемого качества.

Зигота – клетка, образующаяся в результате слияния двух половых клеток.

Изменчивость – свойства организма существовать в различных вариантах.

Изменчивость – свойство противоположное наследственности, оно обеспечивает изменение самих генов и их проявлений в онтогенезе.

Импринтинг (запечетлевание) – вид наследования, при котором выраженность признака зависит от того, от кого ребенок получил этот ген (от отца или от матери). От пола самого ребенка выраженность признака не зависит.

Кариотип – это хромосомный набор человека.

Клонирование – воспроизведение генетически однородного потомства.

Кодон – единица генетического кода.

Кодомирование – совместное действие нескольких пар аллельных генов в

определении развития одного признака или свойства.

Комплементарность – воздействие одного гена на проявление нескольких признаков.

Кроссинговер – процесс, приводящий к возникновению новых комбинаций

генов.

Кроссоверные гаметы – половые хромосомы, отличающиеся у представителей разных полов.

Мейоз – особый способ деления клетки, т.е. формирование половых клеток.

Митоз – это процесс деления клетки, каждая из которых делится затем на две клетки, затем еще на две и т.д.

Могозиготные близнецы развиваются из одной яйцеклетки, которая после оплодотворения один или более раз разделилась. Их еще называют однояйцовыми. Однояйцовые близнецы имеют совершенно одинаковый набор генов и все различия между ними объясняются влиянием средовых факторов в процессе развития.

Мутации – внезапные (естественные или искусственные) изменения фенотипических признаков организма. Мутации – изменения наследственного аппарата клетки, затрагивающего отдельные гены или хромосомы. Возникновение мутаций процесс вероятностный, они могут возникать без всяких причин. Однако некоторые факторы внешней среды могут увеличивать количество мутаций: ионизирующие излучения, повышенные и пониженные температуры, многие химические соединения и др.

Наследование – передача генетической информации от поколения к поколению. Наследование сцепленное с полом – это наследование признаков, гены которых, локализованы в половых хромосомах.

Наследственность – явление, при котором один аллельный ген полностью подавляет проявления другого аллельного гена. Наследственность – это свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность в ряду поколений, обусловленную делением клеток, развитием половых клеток и оплодотворением.

Неменделевская генетика – наследование признаков, осуществляющееся не по законам Менделя. К неменделевской генетике относят: импринтинг, наследование сцепленное с полом мутации, наследование сцепленное с полом хромосомные аберрации и др.

Норма реакции признака – это границы, в пределах которых данный признак может меняться под воздействием средовых условий.

Полейотропия – форма взаимодействия аллельных генов, при которой доминантный ген не полностью подавляет проявление рецессивного гена.

Полимерия – явление совместного т полного проявления двух аллельных геннов в гетерозиготном организме.

Популяция – совокупность особей, проживающих на одной территории в относительной изоляции от других особей и преимущественно скрещивающихся между собой.

Признак – условное обозначение единиц поведенческой, физиологической, морфологической, биохимической и др. дискретности индивидов, позволяющей отличить одного индивида от другого.

Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная между психологией и генетикой; предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и физиологическим признакам.

Психогенетика– система знаний о наследственности психологических призна-ков.

Пробанд – индивид, носитель изучаемого признака.

Рецессивное наследование имеет место, когда признак кодируется рецессивным геном. Рецессивным считается такой ген – кодируемый которым признак не проявляется в присутствии противоположного гена.

Свойство – любая функциональная особенность, в основе которой лежит один или несколько признаков.

Сибсы – братья и сестры.

Сложные поведенческие признаки – включают в себе большинство психологических характеристик человека (интеллект, темперамент и др.). Большинство сложных признаков характеризуется тем, что в середине вариационного ряда такого признака находятся одна или две максимальные частоты, а справа и слева от них располагаются убывающие к концам частоты, при чем правые и левые частоты, одинаково удаленные от середины, будут примерно равны. В математике такое распределение называется нормальным. Наследуемость сложных поведенческих признаков обеспечивается многими генами, такой тип наследования называют полигенным.

Транскрипция – адекватное переписывание генетической информации.

Трансляция – перевод генетической информации.

Фенотип – 1) продукт взаимодействия генотипа и среды; 2) организм, у которого в одних и тех же локусах гомологичных хромосом лежат одинаковые по последовательности нуклеотидов гены. Фенотип – внешнее проявление генотипа. Фенотипом называется совокупность внешних и внутренних структур и функций индивида, описываемых набором признаков. Популяция – совокупность особей, проживающих на одной территории в относительной изоляции от других особей и преимущественно скрещивающихся между собой.

Физиологическая ренегерация – восполнение клеточных потерь, возникающих в результате травмы или в следствии заболевания.

Филогенез – явление, свидетельствующее о родстве представителей разных классов в пределах типа.

Хромосомы – линейные структуры, в которые организованы гены в ядре клетки.

Хромосомные аберрации – это хромосомные ошибки, которые ведут к искажению нормального кариотипа человека. Хромосомные аберрации - умножение количества хромосом. По наследству не передаются.

Хромосомная теория наследственности – учение о локализации наследственных факторов в хромосомах клеток.

Хромосомные мутации – перестройка участков хромосом, т. е. нескольких

генов.

Экспансия повторяющихся нуклеотидных последовательностей – одна из форм наследования, при которой в хромосоме происходит умножение отдельных ее элементов. Отдельная последовательность нуклеотидов оказывается нестабильной и многократно (до нескольких сотен раз) повторяется.

Эпистаз – дополнение одним геном действия другого неаллельного гена.

 

__________

 

ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ

 

1. Требования к выполнению практических заданий

 

Для отчетности по заданиям «Практикума» необходимо:

 

Ø Изучить тему «Пособия».

Ø Найти правильный ответ в текстах «Пособия», «Хрестоматии» и специальной литературы.

Ø Дать развернутые ответы с объяснением решения задачи.

Ø Выслать по электронной сети МЭСИ выполненное задание.

Все задания «Практикума» соответствуют темам «Пособия».

 

 

2. Практические задания

 

 

Практическое задание №1.

1. У мамы и папы низкие коэффициенты интеллекта, но умственной отсталости нет (IQ около 75). Мама опасается заводить ребенка от такого папы, боясь что у ребенка будет умственная отсталость. Она обратились за консультацией к знакомому психогенетику. Этот психогенетик – Вы. Ваше мнение? Ответ поясните.

 

2. В одной семье родились близнецы, мальчик и девочка (очень похожих, в детстве их даже путали). Дети выросли, купили себе права и поехали в длительный автомобильный поход. Случайно выяснилось, что мальчик – дальтоник. С девочкой – связи нет. А вдруг – она (как близнец) тоже имеет такую же особенность зрения. Заинтересованные люди обратились за консультацией к психогенетику. Этот психогенетик – Вы. Ответ обоснуйте.

 

3. В результате случайной мутации возникла новая опасная болезнь Х, передающаяся по наследству. Ген, отвечающий за эту болезнь доминантный. Проявляется болезнь в детстве, усиливается в отрочестве. У большинства заболевших летальный исход наступает к 25- 35 годам. Однако болезнь никак не влияет на детородную функцию (больные люди могут иметь детей). Врачи опасаются широкого распространения “болезненных генов”. Обратились за консультацией к психогенетику. Этот психогенетик – Вы. Ваше мнение?

 

4. В семье три сына. Папа и мама хотят дочь. Они решили с этой целью завести четвертого ребенка. Но перед этим, они все-таки решили посоветоваться со знакомым психогенетиком. Правда ли что после трех мальчиков вероятность рождения девочки увеличилась в 4 раза? Этот знакомый психолог – Вы. Ваши действия.

 

5. В семье у родителей-правшей родились монозиготные близнецы (мальчики). Дети пошли в школу. Один ребенок правша (пишет правой рукой), однако другой ребенок ведет себя как левша (пишет левой рукой). Родители в недоумении: может ли быть такое или ребенок “придуривается”? Они обратились за консультацией к знакомому психогенетику. Этот психогенетик – Вы. Ваше мнение? Ответ поясните.

 

Практическое задание №2.

 

1. Две семьи обратились за консультацией к психогенетику. В одной - папа и мама выраженные экстраверты по Айзенку. В другой – интроверты. В обеих семьях есть генетические родственники, страдающие аутизмом (прадедушка по материнской линии). Обследование показало, что экстраверты ждут мальчика, а интро



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: