Представления о развитии в современной психологии и психогенетике. Континуальность и прерывистость развития; неодновременная активация частей генома; проблема биологического созревания и психического развития как овладения социокультурными нормами.
Нормативные видоспецифические закономерности развития и их индивидуальные варианты. Роль генотипа и среды в их реализации: инвариантная и вариативная часть генома; представления об экологически адекватной среде. Основные проблемы психогенетики развития (онтогенетики): переходы с этапа на этап и генетическая преемственность этапов развития; индивидуальные траектории развития; возрастная динамика ГС-соотношений в изменчивости одноименных и гомологичных функций.
Креативность как общая творческая способность. Креативность в области науки. Креативность в области искусства. Креативность в социальной сфере. Классификация В.Н. Дружинина по шкалам креативности и интеллекта. Одаренность и креативность. Одаренные дети.
Тема 6. Психогенетика когнитивных способностей.
Когнитивные способности как познавательные способности. Когнитивные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Изучение наследуемости восприятия. Психогенетические особенности изучения памяти. Тест Векслера. Тест Амтхауэра. Феномен уникальной памяти (исследования А.Р. Лурия). Психогенетические исследования мышления. Исследования Р. Николаса и Н. Дэниэла.
Генетическая обусловленность пространственных способностей; гипотеза об их связи с половой хромосомой. Анализ когнитивных функций. Психогенетические исследования когнитивных стилей.
Тема 7. Генетика умственной отсталости и изменений
В психике.
Диагностические критерии умственной отсталости. Дети с пороками развития и нарушениями работы ЦНС. Олигофрены, дементные индивиды, индивиды с задержками психического развития. Средние нормы интеллекта.
Болезнь Дауна: специфика проявления, этиология заболевания. Синдром Кляйнфельтера: клиническая картина. Синдром ХYY: симпоматика. Синдром Шерешевского-Тернера: клиническая картина. Синдром Трипло-Х: частота встречаемости и проявления.
Метаболизм. Мутации. Хромосомные аберрации. Синдром тестикулярной феминизации.
Тема 8. Психогенетические исследования психического
дизонтогененза.
Дизонтогенез – отклонение от нормальной траектории развития. Примеры форм психического дизонтогенеза, в этиологии которых генотип играет существенную роль, но которые различаются по клинической картине и частоте встречаемости.
Аутизм и его основные признаки Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этиология СДВГ. Близнецовые исследования. Неспецифическая неспособность к обучению (НО). Дислексия – специфическая неспособность к чтению (СНЧ). Дискалькумия и дисграфия: их популяционные частоты, пути генетической передачи, роль среды. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Тема 9. Психогенетика движений и темперамента
Проблема формально-динамических и содержательных характеристик в психологии. Динамические характеристики поведения – проявление темперамента или личностных черт? Проблема темперамента и характера, индивида и личности. Психогенетические данные как основа для решения этой дилеммы.
Трудности, связанные с психогенетическим исследованием темперамента: особенности диагностики, возрастные изменения его структуры. Исследования темперамента в раннем детстве: девятикомпонентная концепция темперамента детей и результаты близнецовых исследований; лонгитюдные исследования темперамента.
Исследования темперамента у взрослых: трехфакторная концепция (экстра-интроверсия, нейротицизм, психотицизм); "Большая пятерка"; концепция темперамента в отечественной психологии. Психогенетические исследования в рамках этих концепций и их результаты. Чувствительность диагностических процедур к особенностям внутрипарных отношений близнецов, и влияние этого фактора на оценки наследуемости. Генные основы темперамента.
Движение как объект общепсихологического исследования: его механизмы, типы, связи с другими психологическими функциями. Двигательные тесты и естественные движения как объекты психогенетического изучения.
Результаты психогенетических исследований сложных поведенческих навыков: ходьбы, мимики и пантомимики, спортивных движений.
Психогенетические исследования двигательных тестов; различия в этиологии параметров, зависящие от уровня автоматизированности, сложности движения и темпа двигательной деятельности.
Генетическая детерминированность физиологии движений: максимального потребления кислорода и других физиологических функций.
Тема 10. Психогенетика работы мозга
Структурные уровни, на которых исследуются генетические влияния: нейронный, морфофункциональный, системный. Индивидуальные особенности метаболизма в центральной нервной системе и индивидуально-психологические различия.
Два типа психофизиологических признаков: характеризующие состояния покоя и ответы на внешние или внутренние стимулы.
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и вызванные потенциалы (ВП). Их структура, мозговая топография, возрастные и индивидуальные особенности, онтогенетическая стабильность. Отражение в ЭЭГ и ВП функциональных нагрузок, специфики стимула и других условий деятельности.
Генотип-средовые соотношения в изменчивости параметров ЭЭГ и ВП и их зависимость от зоны регистрации, семантики стимула, физиологической зрелости. Межполушарная асимметрия в изменчивости и наследуемости ЭЭГ и ВП. Лонгитюдные психогенетические исследования ЭЭГ. Связи индивидуальных особенностей ЭЭГ и ВП с индивидуально-психологическими особенностями.
Наследуемость в фенотипической изменчивости вегетативных реакций. Кожно-гальваническая реакция (КГР) и ее психологические корреляты. Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы и генотип-средовые соотношения в их вариативности.
Функциональная асимметрия, ее происхождение и возможности ее психогенетического исследования методом близнецов.