Тема 6. Психогенетика когнитивных способностей.




 

Когнитивные способности – это познавательные способности – качества психики, направленные на познание окружающего мира. В общей психологии выделяется несколько когнитивных процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Исследованию влияния наследственности и среды на развитие отдельных когнитивных способностей посвящено сравнительно мало исследований.

Восприятие.

Изучена наследуемость отдельных показателей восприятия. Хорошо известны аномалии восприятия цвета, например красного и зеленого (дальтонизм), который детерминирован геном, локализованным в Х-хромосоме, что проявляется в родословной наследованием «крест – накрест»: от матери – к сыну, и от отца к дочери. Поскольку ген дальтонизма – рецессивный, то болезнь проявляется, только в отсутствии соответствующего доминантного гена (кодирующего нормальное цветовосприятие). Поэтому, болеют данным заболеванием чаще мужчины, а носителями являются женщины.

Другим примером генетически обусловленного восприятия – является восприятие вкуса – способность индивидов чувствовать или нет вкус фенилтиокарбамида.

Также примером генетической детерминации восприятия – является музыкальный слух – способность некоторых людей различать тоны различной высоты. В таких случаях говорят о хороших музыкальных способностях. Другие люди по генетическим причинам неспособны различать тоны звуков, именно это называется отсутствием музыкального слуха.

Память.

Специальные психогенетические исследования памяти не проводились. Однако кратковременная память измеряется рядом тестов на интеллект (тест Векслера, тест Амтхауэра), поэтому измерение памяти осуществлялось в комплексных исследованиях интеллекта. Показатели наследуемости кратковременной памяти оказались сравнительно небольшими: в пределах 20-39 %. Все остальное место занимают факторы среды. Однако следует учесть тот факт, что в анализируемых работах принимали участие нормальные испытуемые, чьи когнитивные способности, в общем, лежат в пределах нормы. Именно в пределах этой нормы генетическая детерминация памяти невелика. Однако следует учесть, что эти самые нормы довольно жестко предопределены генетически. В психологии давно установлено, что объем памяти человека может лежать в пределах 5 – 9 единиц информации. Скажем так, от среды будет зависеть сдвинется ли объем памяти конкретного человека к 5 или к 9 единицам. А сами пределы являются генетически предопределенными. Кстати, в психологии также известны случаи уникальной памяти (феномен Ш., изученный А.Р. Лурией), однако в этом случае способность запоминать абсолютно все появилась у Ш. в раннем детстве (и как можно предположить явилась следствием уникального сочетания генов), и никаких специальных усилий по развитию памяти он не предпринимал. В то же время большинство специальных методик по развитию памяти вряд ли могут значительно увеличить ее объем.

Мышление.

Специальных психогенетических исследований мышления также не проводилось, однако большинство комплексных тестов на интеллект включают в себя субтесты, диагностирующие именно особенности мышления, поэтому, анализируя результаты этих субтестов можно многое сказать о развитии мышления у человека. В обзоре Р. Николс делает следующий вывод. Общие способности (общий интеллект) в большей степени определятся генетически, чем специальные способности (отдельные характеристики мышления). Вербальный интеллект в большей степени предопределен генетически, чем невербальный. Н. Дэниэл приводит следующие данные. Вербальный интеллект на 78 % определяется генетическими факторами. А невербальный интеллект на 49 %.

Проводились исследования различных показателей мышления: пространственных, математических, способностей к рассуждению, беглости речи и др.

1. Сильнее всего от генов зависит речевая способность к фонетическому анализу слов – 80 %.

2. На второе место можно поставить беглость речи и ряд других вербальных характеристик – 60-70 %.

3. Третье место занимают способности к анализу пространственных отношений – 65 %.

4. Математические способности наследуются на 50-60%.

5. Общая вербальная способность, произношение, словарный запас, идентификация слов и букв, понимание слов и фраз определяются генами на 50%.

6. Сенсомоторные способности на 30-40%.

Однако по поводу математических и пространственных способностей данные – противоречивы. Разные авторы называют различные цифры.

Существуют также различия мыслительных способностей, связанные с полом. Большинство авторов считают, что вербальные способности большее развитие получают у женщин, а пространственные и математические у мужчин.

 

Тема 7. Генетика умственной отсталости и изменений

в психике

 

В качестве основного диагностического критерия умственной отсталости принимается значение коэффициента IQ меньшее нормы. Легкая умственная отсталость – 50-70. Средняя степень умственной отсталости – 35-50. Тяжелая степень умственной отсталости – менее 20. Умственная отсталость значительно распространена во всем мире (1-3% населения), из них 75% имеют IQ более 50. В последнее время отмечается некоторое увеличение числа умственно отсталых. Это объясняется выживанием детей с пороками развития и нарушениями работы ЦНС благодаря успехам медицины.

В группу лиц с умственной отсталостью включаются:

а) олигофрены (врожденное или рано приобретенное слабоумие, выраженное в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта);

б) дементные индивиды (приобретенное, часто в старческом возрасте, слабоумие с распадом психической деятельности);

в) индивиды с задержками психического развития вследствие истощающих заболеваний или неблагоприятной среды, социальной и педагогической запущенности или эмоциональной депривации.

В психогенетики олигофрении имеется возможность выделить случаи, определенно обусловленные изменениями наследственного материала. Это хромосомные нарушения у человека. При хромосомной патологии почти все клинические проявления сопровождаются множественными нарушениями скелета и психики. Однако выраженность этих нарушений очень сильно изменяется при одних и тех же хромосомных аномалиях. Было также отмечено, что у больных с аномалиями аутосомных хромосом интеллект нарушается в большей степени, чем при аномалиях половых хромосом.

 

Болезнь Дауна.

Причиной болезни Дауна является лишняя 21 хромосома (трисомия по 21 хромосоме). IQ у таких индивидов 20 -60. Часть больных могут научиться читать и писать, но большая часть таких людей неспособны жить самостоятельно. При синдроме Дауна не обнаруживаются особые дефекты в лингвистических способностях и моторной координации. Отмечают бодрость и жизнелюбие таких индивидов, способность к подражанию, запоминанию лиц, музыки. С возрастом у них увеличивается замкнутость, интеллектуальные способности еще более снижаются. Болезнь Дауна – является хромосомной аномалией и по наследству не передается, тем более что люди, имеющие этот синдром, неспособны иметь детей. Вероятность рождения с синдромом Дауна увеличивается с возрастом матери.

 

Синдром Кляйнфельтера.

Нарушение в числе половых хромосом приводит к формированию специфических кариотипов. Дополнительная Х-хромосома у мужчин приводит к формированию синдрома Кляйнфельтера. Частота встречаемости 1:11000. Такие индивиды имеют более высокий рост, имеют евнуховидное строение. В период полового созревания становится очевидным недоразвитие половых органов и такие больные бесплодны. Многие патопсихологические симптомы таких мужчин объясняются недостатком андрогенов – мужских половых гормонов, которые необходимы для формирования мужского полового поведения. У больных наблюдаются следующие симптомы:

- снижен интеллект;

- возникают особые трудности при обучении их чтению и письму;

- часто возникает дислексия;

- пассивно-агрессивное поведение, из-за которого в школе у таких детей возникают трудности.

Взрослые обычно занимаются неквалифицированным трудом. Если половая активность присутствует, то часть больных живет в браке. В целом больные с синдромом Кляйнфельтера с трудом справляются с требованиями жизни. Их способности устанавливать социальные и половые отношения снижены, что может приводить к протестам в виде вспышек агрессии. Поэтому среди правонарушителей в 7 -10 раз чаще встречаются индивиды с синдромом Кляйнфельтера, чем среди населения. Отметим также, что степень умственной отсталости у этих лиц увеличивается с увеличением числа дополнительных Х-хромосом.

 

Синдром ХYY.

Частота встречаемости 1:11000. Средний рост мужчин выше среднего. Многие имеют нормальное половое развитие и способны иметь детей, значение IQ в пределах 80-90. Интерес к этому синдрому был обусловлен тем, что мужчины с дополнительной Y-хромосомой чаще, чем нормальные мужчины проявляют антисоциальное поведение и входят в конфликт с законом.. Причем такое поведение часто объясняется нарушением интеллектуальных функций и специфическими нарушениями личностных характеристик.

Анализ правонарушений показал, что состав преступлений таких людей отличался от преступлений нормальных мужчин тем, что среди них не было т.н. «интеллектуальных» преступлений, видимо, вследствие низкого интеллекта таких преступников. Психологическое обследование таких мужчин выявило у них повышенную импульсивность, прямолинейный характер достижения цели, эмоциональную неустойчивость. Эти личностные характеристики также определяли повышенную склонность таких мужчин к правонарушениям. Гипотеза о повышенной сексуальности таких мужчин не подтвердилась. Также было показано, что правильное воспитание, когда показывается невыгодность прямолинейных путей достижения цели, позволяет откорректировать поведение ребенка и научить его нормально приспосабливаться к жизни в обществе.

 

Синдром Шерешевского-Тернера.

Синдром Шерешевского – Тернера встречается у женщин и обусловлен отсутствием второй Х-хромосомы (кариотип Х0). Это женщины низкого роста. Значение IQ у них несколько снижены по сравнению с нормой, хотя интеллектуальные способности этих женщин могут развиваться поразному. Это объясняется тем, что существует много структурных вариантов Х-хромосомы, есть мозаичные формы, при некоторых из них поражения интеллекта выражены менее.

Такие девочки часто учатся в школе хорошо, возможно это связано с тем, что педагоги часто переоценивают их способности (это спокойные прилежные маленькие девочки с хорошим поведением). Психологическое тестирование показывает, что вербальные способности у них находятся в пределах нормы, а выполнение действий затрудненно, кроме этого, у них неразвито абстрактное мышление, таким девочкам трудно дается математика, также нарушено восприятие пространства. Пространственная слепота приводит к трудностям в различении правого и левого полушарий. Было показано соответствие таких нарушений определенным органическим повреждениям головного мозга. Часто во взрослом возрасте у таких женщин встречается задержка психического развития, инфантильность психики. Однако антисоциальное поведение отсутствует, во взаимоотношениях они принимают подчиненное положение. Сексуальное поведение малоактивно, однако они могут жить в браке. Основные проблемы таких женщин связаны с их маленьким ростом.

 

Синдром Трипло-Х.

Он встречается среди женщин с частотой 1:1000 и является следствием дополнительной Х хромосомы (кариотип ХХХ). Многие такие женщины нормально сложены физически и могут иметь детей. Однако интеллект их существенно ниже среднего, они часто встречаются в заведениях для умственно отсталых. Среди других психических осложнений у таких женщин встречается эпилепсия и шизофреноподобные психозы.

Хромосомные нарушения показывают, как могут взаимодействовать генетические факторы и среда в формировании психологического фенотипа, какие изменения в эндокринной системе или биохимии мозга сопряжены с диагностируемыми психическими свойствами. Хромосомные аномалии позволяют изучить влияние генетических факторов на разных уровнях организма во взаимосвязи с проявлением психологических свойств и с учетом влияния среды.

Генетические изменения в психике человека.

Значительные нарушения метаболизма приводят к потере сознания, наруше­нию психических процессов. Например, при почечной недостаточности возникает уремия, при печеночной недостаточности развивается печеночная кома. Эти нарушения могут быть обусловлены как генетическими причинами, так и средовыми факторами. Меха­низм развития указанных состояний в общих чертах представляет собой следующее. В ор­ганизме нарушается механизм метаболизма или выведения определенных химических со­единений. Изменение концентрации таких веществ приводит к аномальному взаимодейст­вию с метаболитами мозга, нарушая идущие процессы, что ведет к изменению психической деятельности. Интоксикации могут изменять функции мозга не только в результате на­рушения метаболизма внутри организма, но и вследствие поступления токсических веществ извне. Изменения сознания и восприятия после приема наркотиков известны давно.

В то же время изучение действия веществ, влияющих на нервную систему, позволило разработать средства для анестезии и лечения больных психическими заболеваниями. Прежде чем про­никнуть в мозг и изменить работу центральной нервной системы, вещества, как правило, ме­таболизируются, что приводит к изменению их химического строения и модифицирует их действие. Эти метаболические изменения осуществляются при участии различных фермен­тов. Генетические различия в детерминации ферментов приводят к изменению активности ферментов их специфичности к субстрату. Генетические изменения могут привести к ис­чезновению активности фермента. Например, недостаток фенилаланингилроксилазы у но­ворожденных приводит к фенилкетонурии, избытку фенилаланина в мозге, нарушающего процесс миелинизации нервов, что приводит к умственной отсталости.

Многие процессы в организме человека регулируются с помощью гормонов, которые влияют на поведе­ние и психическое состояние. Например, половые гормоны обладают сильным действием на развитие организма и влиянием на психику. Известны случаи влияния принимаемых во время беременности женщинами синтетических гормонов прогестинов (стероидные гор­моны по химической структуре подобные андрогенам) на формирование мальчише­ских повадок у их дочерей. Известно большое количество генетических изменений, ко­торые влияют на гормональную регуляции в организме. В то же время действие гормонов зависит от чувствительности органов – мишеней, на которые они действуют. Генетиче­ская обусловленность чувствительности рецепторов к гормонам также влияет на функции мозга и определяет генетическую изменчивость поведения.

Синдром тестикулярной феминизации обусловлен нечувствительностью рецепторов к андрогенам, что при нор­мальном мужском кариотипе (ХУ) индивид похож на женщину. Поэтому в случае от­сутствия в мозге чувствительных к андрогенам рецепторов ожидается "женское" отно­шение к браку и материнству, что и было выявлено у большинства таких индивидов. Син­дром тестикулярной феминизации встречается с частотой 1:65000 мальчиков и наследуется как X-сцепленный рецессивный признак. Генетическая изменчивость структуры и функции самого мозга может влиять на изменчивость поведения. Следует, однако, понимать, что успехи в психогенетики не могут объяснить поведение человека без учета различных факторов среды, влияющих на поведение.

 

 

Тема 8. Психогенетические исследования психического

дизонтогенеза

Онтогенез – процесс индивидуального развития особи с момента зачатия до момента смерти. Под онтогенезом в психогенетике рассматривают индивидуальное развитие особи, проходящее в пределах ее половых, возрастных и социально-культурных норм Дизонтогенез – нарушение развития, неадаптивное развитие, индивидуальное развитие, выходящее за пределы норм.

Под дизонтогенезом понимается очень широкий спектр фенотипов от тяжелых редко встречающихся расстройств (аутизм и детская шизофрения) до часто встречающихся типов поведения, незначительно отличающихся от нормы (например, специфическая неспособность к математике).

Современная статистика, собранная ВОЗ, свидетельствует о том, что примерно каждый десятый ребенок, проживающий в развитых странах, подвержен риску развития у него девиантных форм поведения (криминогенное поведение, эпизоды депрессии или тревожность, неадекватность умственного или эмоционального развития).

В психогенетических исследованиях часто приводятся в качестве примера три формы отклоняющегося развития: детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, неспособность к обучению. Все эти формы дизонтогенеза проявляются в раннем детском возрасте. Среди форм дизонтогенеза, проявляющихся в более позднем возрасте, наиболее часто рассматривают психические заболевания и алкоголизм.

 

Детский аутизм.

Первые проявления его наблюдаются вскоре после рождения или в течение первых 5 лет жизни. Его основные признаки:

1) нарушение социального развития (отсутствие интереса к людям),

2) отсутствие или недоразвитость речи,

3) необычные реакции на внешнюю среду (одиночество, повторяющийся характер движений),

4) стереотипность в поведении,

5) иногда встречаются проявления отдельных исключительных способностей (рисование, вычисление).

Частота встречаемости – 0,02%, причем среди мужчин аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди женщин. Около 80% больных также обнаруживают умственную отсталость, к самостоятельному существованию способны только около 2 % людей.

Результаты многочисленных близнецовых исследований показали наследственную природу аутизма. Группа исследователей проанализировала все случаи аутизма среди близнецов, зарегистрированные в Европе (была найдена 21 пара МЗ и 10 пар ДЗ близнецов). Парная конкордантность составила 91 % для МЗ и 0% для ДЗ близнецов. Это говорит о высоком уровне наследственного обуславливания заболевания (91 %). Однако 100 % даже среди МЗ близнецов нет, это означает, что на развитие заболевания все-таки влияют и какие-то средовые факторы, хотя и очень незначительной степени. Возможно аутизм – является крайней формой развития каких-то других заболеваний.

Этиология аутизма. В настоящее время принято считать аутизм гетерогенным заболеванием, имеющим множественную этиологию. Наиболее популярной является модель передачи аутизма по наследству как рецессивного признака (полигенная и доминантная модели – отвергнуты).

Средовыми факторами, влияющими на развитие аутизма являются перенесенные в детстве инфекционные заболевания (краснуха, ретинобластома, болезнь щитовидной железы).

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Клинические проявления включают в себя: синдромы дефицита внимания, синдромы импульсивности, синдромы гиперактивности. Центральным – считают расстройство внимания. Среди сопутствующих выделяют: неспособность к обучению, тревожность, отклоняющееся поведение. Данный синдром формируется к 7-8 годам, иногда позже, он очень распространен: частота встречаемости 2-15%, причем у мальчиков он встречается в 4 раза чаще, чем среди девочек. У половины всех детей расстройство поведения сохраняются и во взрослом возрасте (гиперактивность не сохраняется, а трудности концентрации внимания и импульсивность остаются).

Этиология СДВГ. Близнецовые исследования показали, что нормальный уровень активности в значительной степени контролируется генетически. Изучение наследуемости СДВГ близнецовым методом также позволило предположить степень наследуемости равную 0,76 [по 16]. Риск развития заболевания у родственников СДВГ пациентов равен 31,5 %, в то время как для родственников здоровых детей он равен 5,7%. Синдром ДВГ генетически связан с некоторыми другими заболеваниями (дислексией, синдромом ломкой Х-хромосомы). Одна из наиболее признанных моделей, объясняющих передачу этого синдрома по наследству – полигенетическая, при этом один из генов сцеплен с полом.

 

Неспособность к обучению.

Неспособность к обучению представляет собой широкий класс неспецифических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок неспособен овладеть определенными навыками (чтения, письма, математики, общения). Выделяют также специфическую неспособность к обучению, когда при сохранном интеллекте ребенок обнаруживает академическую отсталость в определенной сфере. Частота встречаемости – высока: от 5 до 20-30% детей. Часто сопровождается асоциальным поведением.

Выделяют различные формы неспособности к обучению:

- неспособность научиться читать (дислексия),

- неспособность научиться писать (дисграфия) (чаще всего встречается совместно с дислексией),

- неспособность научиться считать (дискалькумия).

Причинами дислексии называют: неспособность разделять слова на фонемы, неспособность декодировать слова, неспособность автоматизировать навык чтения.

Встречается в 5 -30% случаев (в зависимости от строгости выделения синдрома). У мальчиков встречается в 2-4 раза чаще. Дислексия – расстройство проявляющееся в течение всей жизни, однако при кропотливой педагогической и коррекционной работе возможно улучшение чтения дислексиками.

Рассмотрим этиологию дислексии. Чаще всего предлагают аутосомно-доминантную модель с половой модификацией степени выраженности. Коэффициент наследуемости может колебаться от 30 до 70 и выше (разделение слов на фонемы) в зависимости от причины дислексии. Интересно, что дислексия чаще встречается у близнецов, чем у одиночно рожденных детей.

 

Генетика психических заболеваний.

Многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов убедительно пока­зали существенную роль наследственных факторов в этиологии и патогенезе, прежде всего, эндогенных психозов и ряда других психических заболеваний. Общим для всех них является то, что в семьях больных обнаруживается накопление повторных случаев заболевания и зако­номерное изменение частоты пораженных родственников в зависимости от степени род­ства с больными. При этом частота заболевания среди всего населения меньше, чем среди род­ственников больных.

Так распространенность шизофрении среди населения – 1%, меньше, чем в семьях больных шизофренией, где частота пораженных среди родственников 1 степени родства примерно в 10 раз выше, а среди родственников 2 степени род­ства в 3 раза выше, чем в общей популяции. При изучении аффективных психозов было получено, что по сравнению с распространенностью среди населения – 0.6% в семьях больных с маниакально-депрессивным психозом среди родственников 1 степени родства более 20% также имеют аффективные расстройства как бипо­лярные, так и монополярные примерно в равном соотношении. В то же время среди род­ственников больных с депрессиями преимущественно встречались больные с де­прессиями (14%), а больные с маниакально-депрессивным психозом только 1%.

Для эпилепсии, распространенность которой среди населения оценивается равной 0,5%, частота заболевания среди родственников выше популяционной и зависит от кли­нической формы эпилепсии у больного. Так, у больных с большими судоржными при­падками частота больных среди их детей и братьев – сестер равна 7%, а родителей – 3-4%. При фокальной эпилепсии частота пораженных среди родственников 1 степени род­ства равна 1 - 2%, что также выше, чем среди населения.

Данные по распространен­ности алкоголизма, которую оценивают как 3 - 5% среди мужчин и 1% среди жен­щин, при сравнении с частотой в семьях указывают на преобладание алкоголизма среди родственников больных 1 степени родства в 4 раза, а среди родственников 2 сте­пени родства – в 2 раза. Также отмечается накопление семейных случаев деменций альцгеймеровского типа в семьях, где есть случаи заболевания болезнью Альцгей­мера.

Хорея Гентингтона является примером заболевания, наследственность кото­рого хорошо изучена не только в клинико-генеалогическом аспекте, но установлена локализация гена на 4 хромосоме.

Приведенные данные отражают клинико-генеало­гические и эпидемиологичесие подходы к изучению наследственности при психиче­ских заболеваниях. Однако все эти результаты могут быть подвергнуты критики с точки зрения методологии проведения исследования. Основные замечания сводятся к тому, что в работах до 80-х годов не всегда использовались:

1) специальные стандартизованные диагностические критерии;

2) "слепое" обследование и диагностика;

3) соответствующие контрольные группы нормальных семей. Учет указанных методических требований характерен в исследованиях последнего десятилетия.

Результаты по оценке соотносительного вклада генетических и средовых фак­торов были получены для подверженности к ряду психических заболеваний. Так, ко­эффициент корреляции между родственниками 1 степени родства по подверженности к шизофрении по данным последних исследований равен 0,35 и, соответственно, на­следуемость подверженности к шизофрении равна 70%. Результаты исследований по генетической детерминации подверженности к эпилепсии при использовании разных критериев определения фенотипа "эпилепсия" также указывают на высокую насле­дуемость этого заболевания 50-78%. Высокий коэффициент наследуемости получен и для подверженности к аффективным психозам (70%). Вклад генетических факторов в подверженность к маниакально-депрессивному психозу равен 76%, а к депрессии – 46%.

Изучение генетических механизмов патологического поведения представляется более простой задачей, чем анализ генетических основ нормального поведения. Поэтому успехи в идентификации генов предрасположения к психическим заболеваниям методами молекулярной генетики послужат основой для аналогичных исследований психических функций в норме.

 

Тема 9. Психогенетика движений и темперамента.

 

Психогенетика движений.

Генетические исследования двигательных функций изучены в меньшей степени, чем высшие психические функции, Любой двигательные акт представляет собой результат деятельности иерархически организованной системы, которая включает в себя как биохимические физиологические процессы в нервно-мышечной ткани для энергетического обеспечения мышечной активности, так и организацию, управление и оценку движений ЦНС, а также психологические факторы, проявляющиеся при произвольном движении. В психогенетике выделяют 4 уровня изучения движений: сложные поведенческие навыки, стандартизированные двигательные пробы, физиологические системы, нейрофизиологические механизмы.

 

Сложные поведенческие навыки.

К таковым относятся: почерк, ходьба, спортивные навыки, мимика и пантомимика.

Ходьба. Психогенетики установили, что сроки начала ходьбы у ребенка больше зависят от средовых факторов (семейная среда определяет около 70% дисперсии), вклад генетических факторов 26% у мальчиков и 20% у девочек. С ранним началом ходьбы также связано и более раннее появление речи (возможно, это говорит о наличии общего двигательного фактора).

Спортивная деятельность. Еще Ф. Гальтон отмечал передачу в семьях успехов в гребле и борьбе. В настоящее время предпочитают оценивать: склонность к занятию спортом вообще и конкретным видам в частности. Л.Гедда опросил 351 пару близнецов спортсменов, оказалось, что у МЗ близнецов в 66,3

пар спортсменами были оба близнеца, а среди ДЗ – только 25,8%. Анализ родословных выдающихся спортсменов обнаруживает отчетливое семейное сходство. У 55% спортсменов национального уровня хотя бы один из родителей занимался спортом (22% – на высшем уровне), и даже бабушки (дедушки) в 11% случаев принадлежали к спортсменам высшего уровня. У пловцов эти цифры выше (62% родителей выступали в национальной сборной).

Мимика и пантомимика. Детям-близнецам показывали картинки пугающего или приятного характера, их мимика и движения фиксировались при помощи скрытой камеры. Полностью конкордантными являются движения у 40- 70% пар МЗ близнецов, и только у 4 -32% ДЗ (в зависимости от степени непроизвольности движения; у непроизвольных движений степень наследуемости выше).

Почерк. Еще Ф.Гальтон отмечал очень широкий внутрипарный диапазон почерков. Только у 5% МЗ близнецов обнаружено полное внутрипарное сходство почерков.

 

Двигательные тесты.

К ним относят спортивные показатели (силы, ловкости, гибкости) и показатели психофизиологические (скорость реакции, темп), часто используемые в психодиагностике.

Спортивные показатели находятся под значительным влиянием наследственности. Наследуемость физической силы находится в пределах 0,37-0,87. Наследуемость скоростных показателей – 0,7–0,8. Показатели гибкости плечевых суставов и позвоночника наследуется в пределах 0,84–0,91.

Моторные тесты. Многие авторы выдвигают гипотезу о наличии некого общего фактора скорости – индивидуального темпа, характеризующего и двигательные реакции, и перцептивные, мыслительные процессы, принятие решений и т.п. Если этот фактор существует, то для каждого человека должен существовать его личный оптимальные темп любой деятельности, поэтому показатели полученные при решении разных психологических задач должны между собой коррелировать. Установлено, что на любом уровне коэффициент наследуемости тем выше, чем более автоматизированным является само движение и чем проще его координационная система.

 

Физиологическое обеспечение движений.

Сюда включают характеристики обмена веществ в организме. Одна из наиболее изученных – показатель МПК – максимального потребления кислорода, является интегральным показателем физических способностей, говорящим о работоспособности систем, обеспечивающих организм кислородом. Среднепопуляционная величина МПК – 40 + 4-5 мл/мин/кг, она не меняется с возрастом, и мало поддается тренировке (возрастает на 20-30%). Коэффициент наследуемости находится в пределах 0,66-0,93.

 

Психогенетика темперамента.

Темперамент представляет собой формально-динамическую составляющую индивидуальности, т.е. он характеризует человека со стороны динамических особенностей: темпа, быстроты, ритма, интенсивности психических процессов и состояний, ничего не говоря о содержательной стороне деятельности. В психологии к темпераментальным относят две группы показателей: характеристики общей активности человека и характеристики общей эмоциональности. При проведении психогенетических исследований темперамента следует обращать внимание на возраст испытуемых, поскольку многие темпераментальные показатели обнаруживают отчетливую возрастную динамику.

Изучение темпераментальных показателей у детей в первые годы жизни показало довольно низкие значение коэффициентов наследуемости. На близнецах изучали такие черты темперамента, как возбудимость, способность успокаиваться, поведение во сне и при бодрствовании. Корреляции даже для МЗ пар близнецов колеблются в пределах 0,06-0,31. Вероятно, это связано с влиянием на активность младенца преимущественно пренатальных условий и родов.

При изучении темперамента у детей старшего дошкольного и школьного возраста используют показатели: 1) уровень активности, 2) ритмичность, 3) особенности эмоциональных и моторных реакций на новые стимулы, 4) адаптивность, 5) интенсивность реакции, 6) порог реактивности, 7) настроение, 8) отвлекаемость, 9) длительность внимания и настойчивость. Анализ межиндивидаульных различий по этих характеристикам показал, что за исключением 3 последних, доля генотипического разнообразия равна 80 %. Оценка коэффициента наследуемости для признака активность равна 30%, для признака эмоциональность 40%, для признаков социабельность и импульсивность около 10%.

Исследование черт темперамента у взрослых. При изучении темперамента взрослых чаще всего использовалась концепция темперамента Г. Айзенка и его тест темперамента. В рамках этой концепции выделяются 3 темпераментальные черты: 1) эксраверсия / интроверсия, 2) нейротизм (эмоциональная устойчивость / эмоциональная неустойчивость), 3) психотизм. Обобщенные оценки наследуемости, полученные объединением различных близнецовых работ дают около 40% генетической вариативности для экстраверсии. От 0 до 19% определяются общей средой, 63% – индивидуальной средой, генотип-средовыми взаимодействиями и ошибкой измерения.

Для нейротизма коэффициент наследуемости – около 30%.

Для психотизма получены противоречивые данные, некоторые автору обнаруживают вклад генетических факторов, равный 40%, другие отмечают только средовые влияния.

При изучении темперамента часто используют тесты-опросники, которые заполняет сам опрашиваемый. Один из самых известных методик такого рода – клинический тест MMPI, который включает в себя 10 основных шкал (ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, женственности, паранойяльности, психоастении, шизоидности, гипомании, интроверсии). Результаты наследуемости характеристик, определяемых с помощью шкал теста MMPI, свидетельствуют о низкой наследуемости этих признаков (до 30%). Кроме этого мало разработана проблема соотнесения черт темперамента у детей с чертами личности у взрослых в рамках иерархической структуры свойств индивидуальности, в которой черты темперамента представляют собой задатки личностных черт.

 

Тема 10. Психогенетика работы мозга.

 

Психогенетика электрической активности мозга.

Прямое исследование генетической изменчивости работы мозга сопряжено с рядом методологических трудностей. Поэтому для этих целей чаще всего используют косвенные методы. Это могут быть лабораторные эксперименты на лабораторных животных, или изучение электрической активности работы мозга. Чаще всего, в психогенетике изучают генотип-средовые влияния на особенности ЭЭГ (электроэнцефалограммы) и вызванных потенциалов (ВП).

 

 

Наследование биоэлектрических ритмов ЦНС (ЭЭГ).

ЭЭГ представляет собой запись колебаний амплитуд биоэлектрических зарядов, отводимых с поверхности черепа (или непосредственно с головного мозга). В качестве основного показателя ЭЭГ используют частоту биоэлектрических колебаний в секунду. Соответственно выделяются основные ритмы мозга:

- альфа-ритм (8-15 Гц) – ритм спокойного бодрствования;

- бета–ритм (16-34 Гц) – ритм активного бодрствования;

- гамма-ритм (свыше 35 Гц) – ритм гиперактивности, стресса, волнения;

- тэта-ритм (4-7 Гц) – ритм глубокого сна;

- дельта-ритм (1-3 Гц) – ритм еще более глубокого сна.

ЭЭГ генерируется следующим образом. Волны ЭЭГ образуются вследствие нейрофизиологических процессов, проходящих на многих уровнях. Эти процессы включают в себя разрядку в определенном ритме групп нейронов в коре больших полушарий, их активность координируется водителем ритма в таламусе, на активность которого, в свою очередь, влияют другие структуры мозга.

Исследования близнецов разных возрастных групп показали, что в отсутствие патологических состояний (травм мозга, опухолей), в стандартных условиях характер ЭЭГ в значительной степени обусловлен генетически. Особого внимания заслуживает тот факт, что у МЗ близнецов, разлученных с детства, наблюдается весьма высокое сходство паттернов ЭЭГ. Наследственные варианты ЭЭГ указывают на различия в физиологических реакциях мозга человека, которые в свою очередь могут быть связаны с поведенческими и психоголическими особенностями человека.

В настоящее время исследование генетических и средовых влияний на нейрофизиологические характеристики служат переходным звеном между генотипом и индивидуальными особенностями психики человека. Достоинством ЭЭГ являе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: