Глава 3. Нормативно-правовое обеспечение новых систем оплаты труда в здравоохранении




Причиной для перехода учреждений здравоохранения на новые системы оплаты труда стали изменения в федеральном законодательстве. Подчеркнем, что подавляющая часть нормативно-правовых документов, принятых на федеральном уровне, относится исключительно к бюджетным учреждениям здравоохранения федерального подчинения. В отношении бюджетных учреждений областного и муниципального подчинения (с 2013 г., в связи с упразднением муниципального сектора здравоохранения и передачей его учреждений в областную собственность – только в отношении областных учреждений) следует отметить, что требуется разработка нормативно-правового обеспечения на соответствующем уровне (законы субъектов Федерации, приказы региональных министерств здравоохранения – для областных учреждений и постановления глав администраций, приказы департаментов здравоохранения – для муниципальных учреждений, что актуально лишь в течение 2012 г.). Однако в связи с «пробуксовыванием» решения этого вопроса на местах в настоящее время сложилась ситуация, когда областные и муниципальные учреждения здравоохранения вынуждены опираться на документы, предназначенные для федеральных учреждений, просто по причине отсутствия необходимой нормативной базы на соответствующем уровне.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие переход учреждений здравоохранения на НСОТ:

1. Постановление Правительства РФ №583 от 05.08.2008 г. «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата которых, в настоящее время, осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»;

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ №525 от 6.08.2007 г. «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам»;

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ №526 от 6.08.2007 г. «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ №657н от 20.11.2008 г. «О внесении изменений в профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6.08.2007 г. № 526»);

4. Приказ Минздравсоцразвития РФ №822 от 29.12.2007 г. «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ №738н от 19.12.2008 г. «О внесении изменения в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 г. №822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях»);

5. Приказ Минздравсоцразвития РФ №818 от 29.12.2007 г. «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ №739н от 19.12.2008 г. «О внесении изменения в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 г. №818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях»);

6. Приказ Минздравсоцразвития РФ №462н от 28.08.2008 г. «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственных Минздравсоцразвития РФ».

Основой для разработанных в последующем нормативных правовых документов, регламентирующих этот процесс, стало принятое 22 сентября 2007 г. Постановление Правительства РФ №605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Когда подготовительный этап был завершен, данное Постановление было заменено его уточненным вариантом – Постановлением Правительства РФ №583 от 05.08.2008 г. «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений…» (Приложение 1), содержащим конкретную дату перехода федеральных учреждений на НСОТ – 1 декабря 2008 г. Наиболее существенным моментом, отраженным в Постановлении №583 от 05.08.2008 г., стал тот факт, что при переходе НСОТ величина всех компонентов заработной платы работников федеральных учреждений стала определяться на внутриучрежденческом уровне. Одним из основных требований, которые должны быть при этом соблюдены, является обязанность администрации учреждения обеспечить размер заработной платы (без учета премирования) не ниже того уровня, который был при использовании ЕТС, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Согласно Положению об установлении систем оплаты труда работников федеральных учреждений, утвержденного данным Постановлением, к нормативным документам, которые должны быть учтены при внедрении НСОТ в федеральном учреждении здравоохранения, относится единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). При этом в обязательном порядке должны быть соблюдены государственные гарантии по оплате труда, отраженные в перечнях видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, утвержденных Минздравсоцразвития РФ. При разработке «Положения об оплате труда» федеральным учреждениям здравоохранения необходимо ориентироваться на соответствующие примерные положения об оплате труда, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета, придерживаться рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, учитывать мнение представительного органа работников учреждения.

Приказом Минздравсоцразвития РФ №663 от 22.10.2007 г. были утверждены «Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда». В документе содержатся лишь наиболее общие подходы к внедрению НСОТ, в частности, содержится перечень нормативно-правовых документов, которые должны быть учтены в данном случае и обращается внимание на наиболее важные содержащиеся в них моменты.

Направленный на развитие положений Постановления Правительства РФ №583 от 05.08.2008 г. Приказ Минздравсоцразвития РФ №425н от 14.08.2008 г. «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений» утвердил примерную форму Положения об оплате труда, а также содержал в себе полный на момент его принятия перечень документов Минздравсоцразвития РФ, регламентирующих порядок введения НСОТ в федеральных учреждениях здравоохранения.

Структура заработной платы медицинских работников при использовании НСОТ представлена на рис. 1.

 
 

 

 


Рис. 1. Структура заработной платы медицинских работников при использовании новых систем оплаты труда.

 

Основу при формировании заработной платы медицинских работников в условиях НСОТ составляет должностной оклад, который состоит из двух частей – базового оклада и доплаты за уровень, размер которой определяется путем умножения размера оклада на повышающий коэффициент. Использование повышающих коэффициентов к окладу позволяет обеспечить дифференциацию оплаты труда внутри отдельных профессиональных групп с учетом сложности выполняемой работы и ее квалификации. Для медицинских работников предусмотрено применение следующих повышающих коэффициентов (Приказ Минздравсоцразвития РФ №462н от 28.08.2008 г.):

– повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности с учетом квалификационной категории, наличия ученой степени;

– персональный повышающий коэффициент к окладу.

Применение повышающих коэффициентов к окладу у медицинских работников не образует новый оклад и не учитывается при начислении компенсационных и стимулирующих выплат. При использовании повышающего коэффициента размер оплаты труда увеличивается только за счет самой доплаты за уровень и выплат по районному регулированию оплаты труда, размер которых зависит от величины всех составляющих заработной платы, в т.ч. и доплаты за уровень.

При использовании системы оплаты труда, основанной на ЕТС, размер оклада определялся соответствием должности конкретному разряду тарифной сетки. При переходе к НСОТ функцию разрядов ЕТС выполняют профессиональные квалификационные группы (ПКГ) – группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (Ст. 144 ТК РФ). Общие критерии для отнесения должностей к ПКГ представлены в Приказе Минздравсоцразвития РФ №525 от 6.08.2007 г. «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам», согласно которому все существующие должности подразделяются на следующие профессиональные группы:

v должности, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;

v должности, требующие наличия высшего профессионального образования;

v должности, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;

v должности, которые не требуют наличия профессионального образования.

Должности служащих, входящие в каждую из ПКГ, структурированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, с учетом документально подтвержденных показателей квалификации. Минздравсоцразвития издано большое количество приказов, утверждающих ПКГ для работников различных профессий. Формированию ПКГ должностей медицинских и фармацевтических работников посвящен Приказ Минздравсоцразвития РФ №526 от 6.08.2007 г. «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» (Приложение 2). Согласно данному приказу, отнесение должности к конкретной ПКГ осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для выполнения соответствующей работы. В порядке исключения отдельные должности, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к ПКГ, исходя из более высокого уровня требований к квалификации.

Для определения величины базового оклада и повышающих коэффициентов учреждения здравоохранения федерального подчинения могут использовать Приказ Минздравсоцразвития РФ №462н от 28.08.2008 г. «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации», где приведены их минимальные рекомендуемые размеры для всех ПКГ медицинских и фармацевтических работников (Приложение 3).

Следует обратить внимание, что базовый оклад одинаков для всех должностей, входящих в одну ПКГ (табл. 1).

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: