Изменения, вступающие с силу с 2019 года.




1) С 1 января 2019 г. упраздняется понятия "лимиты на выбросы", "лимиты на сбросы". Указанные понятия переименованы в понятия "временно разрешенные выбросы", "временно разрешенные сбросы".

2) Условием установления временно разрешенных выбросов, сбросов загрязняющих веществ является наличие:

программы повышения экологической эффективности - для объектов I категории;

плана мероприятий по охране окружающей среды - для объектов II-III категорий;

3) Проект программы повышения экологической эффективности до ее утверждения субъектом хозяйственной деятельности подлежит согласованию с межведомственной комиссией, - см. комментарий к ст. 67.1 Закона.

4) Срок действия временно разрешенных выбросов, сбросов совпадает со сроком реализации плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности и не может превышать 7 лет;

5) Установлен запрет на продление срока действия плана мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности.

Таким образом, субъекту хозяйственной деятельности, с точки зрения возможности установления временно разрешенных выбросов, сбросов, предоставлено право единожды (на протяжении 7 лет) осуществить комплекс мероприятий, связанных с реконструкцией и техническим перевооружением, который позволит достичь технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, сбросов. Исключение составляют отдельные объекты, указанные применительно к которым программа повышения экологической эффективности может составлять 14 лет без возможности продления - см. комментарий к ст. 67.1 Закона.

6) Установлена обязанность субъектов хозяйственной деятельности, для которых установлены временно разрешенные выбросы и сбросы, ежегодно представлять в уполномоченный орган государственной власти отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности.

При этом план мероприятий по охране окружающей среды включает, в частности, перечень природоохранных мероприятий и сроки их выполнения. В свою очередь, программа повышения экологической эффективности включает показатели и график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду.

 

Статья 24. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение

1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух пунктов, в которых содержатся отсылочные нормы, тем не менее, определяющие цель установления данного вида нормативов (п. 1), обязательность уплаты государственной пошлины (п. 2).

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель состоит в обеспечении надлежащей защиты здоровья человека и охраны окружающей среды, достигаемой путем установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов, ведущих деятельность в области обращения с отходами.

Сфера действия предписаний комментируемой статьи, собственно говоря, определяется источниками образования отходов, их объемами, степенью опасности, возможностями их безопасного размещения, условиями складирования, временного хранения и захоронения, в том числе площадью мест хранения и т.п.

Адресатами норм являются как физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, приводящую к образованию отходов, так и физические и юридические лица, которые непосредственно участвуют в процессе размещения отходов, а также природоохранные и правоохранительные органы, их должностные лица, реализующие функции контроля и надзора, применения юридической ответственности.

3. Основные понятия. Главными являются понятия отходов (см. комментарий к ст. 51), нормативов их образования и лимитов на размещение.

3.1. Нормативы образования отходов производства и потребления. Это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

3.2. Лимиты на размещение отходов. Это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. Они разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, и устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории*(558).

4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов разрабатываются на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 февраля 2010 г. N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"*(559).

Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

4.1. Лимиты на размещение отходов горно-добывающих и горно-перерабатывающих производств, а также на размещение отходов в недрах. Лимиты на размещение отходов в недрах для юридических лиц - пользователей недр, имеющих лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов, утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на срок действия такой лицензии, но не более чем на 5 лет.

Горные породы, используемые для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации нарушенных горными работами земель, в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом, в лимиты на размещение отходов не включаются.

4.2. Перечень документов, необходимых для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:

а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:

полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), - для юридического лица;

фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в ЕГРЮЛ, - для индивидуального предпринимателя;

б) следующие документы:

копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности);

проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов);

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

4.3. Сроки, основания, субъекты принятия решения об установлении нормативов. Территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не допускается, если количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов.

Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении направляется (вручается) индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями.

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории, пересматриваются и утверждаются ежегодно.

Подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории, не производится.

5. Предотвращение негативного воздействия отходов на окружающую среду - см. комментарий к ст. 51.

6. Государственная пошлина - денежные суммы, взимаемые уполномоченными государственными органами, учреждениями за совершение процедур, действий в интересах предприятий, организаций, граждан и за выдачу документов.

7. Юридические последствия. Нарушение нормативов образования отходов и превышение лимитов на их размещение влекут два вида юридических последствий. Первый - приостановление или прекращение деятельности хозяйствующего субъекта в административном порядке по решению органа, установившего соответствующие нормативы либо лимиты (см. комментарий к ст. 56). Второй - применение мер юридической ответственности в судебном порядке (см. комментарий к ст. 75, 77-80).

Кроме того, следует учитывать, что в ряде случаев такого рода нарушения могут быть вызваны изменениями экологической обстановки и другими объективными причинами. Тогда возможно принятие решения о пересмотре и изменении соответствующих нормативов и лимитов.

 

Статья 25. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду

1. Общий обзор статьи. Она состоит из одного пункта, в котором указаны объекты установления нормативов, т.е. источники физических воздействий на окружающую среду, и исходные ориентиры данного вида нормативов.

2. Цель, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель состоит в предотвращении негативных воздействий на окружающую среду и здоровье человека, имеющих не химическое, а физическое (т.е. шум, вибрация, магнитные поля и т.п.) происхождение.

Сфера действия нормы является обширной хотя бы по причине множества источников, оказывающих физическое воздействие на окружающую среду, и разнообразия видов человеческой (производственной, бытовой и другой) деятельности, сопровождаемой оказанием физических воздействий. Отсюда - адресатами статьи следует считать обширный круг физических и юридических лиц, а также тех субъектов, которые уполномочены на осуществление функций контроля, надзора, применения юридической ответственности.

3. Основные понятия. Несмотря на лаконичность формулировки статьи, а, может быть, благодаря ей, приходится учитывать наличие явно употребляемых в ней терминов, например таких, как "физическое воздействие", "источник физического воздействия", и понятий, смежных с ними либо указывающих на их составные элементы, виды. Кроме того, в комментируемой статье используются понятия нормативов, окружающей среды и др. (см. комментарий к ст. 1).

3.1. Нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

3.2. Вредное физическое воздействие. Это такое воздействие шума, вибрации, температурного и других физических факторов, изменяющее температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства окружающей среды и здоровья человека, которое, по данным науки, признаётся ухудшающим их состояние, т.е. отрицательно влияющим на них. К нормируемым физическим воздействиям, помимо перечисленных, относится тепловое воздействие. Основными источниками его являются энергетика, энергоемкие производства, коммунально-бытовое хозяйство. В различных нормах и правилах детализирован каждый из указанных видов воздействия на окружающую среду.

3.3. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки - см. комментарий к ст. 1

3.4. Нормативы качества окружающей среды - см. комментарий к ст. 1

3.5. Шум - см. комментарий к ст. 55.

3.6. Вибрация - см. комментарий к ст. 55.

3.7. Электромагнитные поля - см. комментарий к ст. 55.

4. Нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Разновидностью нормативов допустимых физических воздействий на окружающую среду является нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"*(560) предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух, и при котором вредное физическое воздействие от данного и от всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух. При этом предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух - это норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

Предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются разрешениями, выдаваемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Тепловое воздействие. К нормируемым физическим воздействиям относится тепловое воздействие. Основными источниками его являются энергетика, энергоемкие производства, коммунально-бытовое хозяйство. В законодательстве об охране поверхностных вод установлены такие нормативы теплового воздействия: в источнике хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения летняя температура воды не должна превышать температуру самого жаркого месяца более чем на 3 градуса Цельсия. В рыбохозяйственных водоемах должна быть не более 5 градусов Цельсия выше естественной температуры воды.

6. Допустимый уровень шума. К физическому воздействию относится воздействие шума. Санитарными нормами допустимого уровня шума на территории жилой застройки установлено, что он не должен превышать 60 децибел, а в ночное время - с 23 до 7 ч - 45 децибел. Для санаторно-курортных зон эти нормативы составляют соответственно 40 и 30 децибел.

С целью уменьшения шумового воздействия в г. Москве было принято постановление Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. N 896-ПП "О Концепции снижения уровней шума и вибрации в городе Москве"*(561).

Основными целями разработки Концепции являются:

предотвращение ухудшения условий проживания и отдыха на территории города Москвы по показателю уровня шума;

сохранение и развитие акустически благополучных территорий города;

обеспечение условий для отдыха жителей города Москвы в ночное время;

сохранение мест обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы, чувствительных к воздействию повышенных уровней шума и вибрации;

обеспечение доступности для населения информации о проблемах шума, вибрации и мерах, принимаемых в целях их снижения.

Основными задачами, требующими решения для достижения поставленных целей, являются:

совершенствование нормативной и правовой базы в области регулирования акустической среды, предусматривающее установление административной ответственности за превышение установленных нормативов по уровню шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, а также наделение полномочиями по составлению и рассмотрению дел за вышеуказанные правонарушения федеральных органов власти, том числе экологической милиции, и органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль;

утверждение закона города Москвы "О регулировании акустической среды в городе Москве";

совершенствование экономических механизмов регулирования акустической среды города;

установление требований к допустимому уровню шума на ненормируемых акустически благополучных территориях города;

снижение шумового и вибрационного воздействий от железнодорожного транспорта;

исключение сверхнормативного воздействия авиашума;

исключение дополнительного вклада от промышленных предприятий и установок в наблюдаемый шумовой фон за границей санитарно-защитных зон промышленных предприятий;

благоустройство и озеленение территорий санитарно-защитных зон промышленных и хозяйственных объектов, влияющих на формирование уровней шума;

и т.д.

7. Предельно допустимый уровень (ПДУ) вибрации - это уровень фактора, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение ПДУ вибрации не исключает нарушения здоровья у сверхчувствительных лиц.

 

Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды

1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух пунктов. В пункте 1 дано определение нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды (далее - норматив допустимого изъятия), а также установлено их назначение. Пункт 2 содержит нормы, закрепляющие соотношение источников права, подлежащих применению при установлении нормативов допустимого изъятия. За всё время действия комментируемого Закона в данную статью ни разу не вносились изменения или поправки.

2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний. Цели статьи 26 очевидны и заключаются, во-первых, в закреплении легального определения, во-вторых, в установлении целей введения нормативов допустимого изъятия и, в-третьих, в определении круга и иерархии нормативных актов, подлежащих применению при установлении таких нормативов. В силу положений комментируемой статьи нормативы допустимого изъятия должны устанавливаться только в следующих целях:

а) сохранение природных и природно-антропогенных объектов;

б) обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем;

в) предотвращение их деградации.

Пункт 1 ст. 26 расширяет перечень целей, достижение которых должно обеспечиваться нормированием изъятия по сравнению с общими положениями о природоохранном нормировании. Так, исходя из определения природоохранных нормативов, приведенного в статье 1 комментируемого Закона, целями нормирования являются обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранение биологического разнообразия. В соответствии с частью 1 ст. 19 "Основы нормирования в области охраны окружающей среды" целью нормирования является "государственное регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующее сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности". Таким образом, цели, установленные комментируемой статьей, следует считать дополняющими общие положения о нормировании (см. комментарий к ст. 1 и 19).

Определение целей установления нормативов изъятия является важным в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов является неотъемлемым элементом благоприятной окружающей среды. Поэтому устойчивое функционирование естественных экологических систем как цель обеспечивается целым комплексом нормативных предписаний (см., например, ч. 3 ст. 40, ст. 43, ч. 1 ст. 44, ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 52).

Во-вторых, согласно части 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Из этого следует, что ограничения на изъятие должны устанавливаться исключительно в том объеме, в котором это необходимо для достижения установленных в Законе целей. Этой задаче подчинено и закрепление в комментируемом Законе такого принципа как научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды (см. комментарий к ст. 3). Ограничения изъятия должны основываться, в том числе, на данных научно-исследовательских работ (см. комментарий к ст. 20).

Сфера действия предписаний статьи весьма широка, поскольку охватывает обширную группу отношений, связанных с изъятием любых компонентов природной среды, под которыми для целей комментируемого Закона понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (см. комментарий к ст. 1).

Адресатами предписаний являются преимущественно органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные устанавливать нормативы допустимого изъятия, а также физические и юридические лица, обязанные их соблюдать.

3. Основные понятия. Они весьма многочисленны и включают три группы терминов.

К первой группе понятий относятся те, которым в комментируемом Законе дано легальное определение: "нормативы", "природная среда", "компоненты природной среды", "естественные экологические системы", "природный объект", "природно-антропогенный объект", "природный ресурс" (см. комментарий к ст. 1).

Ко второй группе относятся такие понятия, как "законодательство о недрах", "земельное (водное, лесное) законодательство", "законодательство о животном мире", "законодательство в области охраны окружающей среды", "законодательство в области природопользования", "требования в области охраны окружающей среды", "требования в области охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов". Содержание этих понятий определяется на сегодняшний день практикой нормативно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования (см. комментарий к ст. 2).

К третьей группе относятся такие комплексные понятия, как "сохранение природных и природно-антропогенных объектов", "обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем", "предотвращение их деградации" и, наконец, собственно "изъятие компонентов природной среды" и "нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды".

4. Изъятие компонентов природной среды. Под "изъятием" в широком смысле понимается исключение, устранение, например, из обращения*(562). Понятие компонентов природной среды для целей данной статьи не отличается по объему от соответствующего понятия, закрепленного в статье 1, - это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В силу неразрывной связи и взаимозависимости всех компонентов природной среды*(563) речь, безусловно, идет не об изъятии одного или нескольких компонентов, а изъятии их частей. Поэтому под изъятием компонентов природной среды следует понимать исключение из природных связей каких-либо частей или составных элементов этих компонентов. Нормирование изъятия осуществляется в соответствии со сложившимися способами изъятия с учетом особенностей компонентов природной среды (см. комментарий к ст. 20).

5. Компоненты природной среды и способы изъятия. Положения пункта 2 комментируемой статьи закрепляют, по существу, покомпонентный принцип нормирования изъятия в соответствии с положениями актов природоресурсного законодательства. Основными источниками регулирования в этой сфере являются ЗК РФ*(564), ВК РФ*(565), ЛК РФ*(566), федеральные законы от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"*(567), от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"*(568), от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(569), от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"*(570) и Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"*(571). Указанные акты устанавливают виды пользования соответствующими компонентами природной среды и общие начала нормирования.

Анализ показывает, что виды пользования, связанные с изъятием, имеют различную природу.

Во-первых, изъятие может носить обратимый или необратимый характер. Так, изъятие пространства в хозяйственных целях носит, в принципе, обратимый характер. Это, впрочем, не означает обратимость последствий такого изъятия и того, что освобождение пространств автоматически влечет восстановление природных циклов. Например, ликвидация полигонов, на которых размещались отходы производства и потребления, особенно опасные, требует последующих мер реабилитации. Изъятие полезных ископаемых носит необратимый характер в масштабе времени, который принимается в расчет при планировании взаимодействия общества и окружающей среды. Обратимостью характеризуется изъятие вод. Необратимым является изъятие объектов животного мира, растений (например, при осуществлении добычи объектов охоты, рыболовства, при промышленной рубке лесов).

Во-вторых, следует учитывать способность компонентов природной среды к воспроизводству. Например, доступное для использования обществом пространство конечно по своей природе, поскольку к воспроизводству не способно. Живое вещество - растительный и животный мир - напротив, способно к воспроизводству. По этому критерию природные ресурсы условно подразделяют на возобновимые и невозобновимые. С точки зрения длительности существования человечества полезные ископаемые являются невозобновимым природным ресурсом (см. комментарий к ст. 1, 4).

С учетом специфики компонентов природной среды и устанавливаются нормативы изъятия. Отличительной особенностью нормативов изъятия является то, что они определяются в основном для тех компонентов (или их частей, составных элементов), которые признаны природными ресурсами. В отношении, например, такого компонента, как атмосферный воздух, нормирование допустимого изъятия вообще не осуществляется в силу его природы. Это, однако, не означает, что природоохранное нормирование в целях обеспечения его качества не осуществляется, поскольку для этого служат другие виды нормативов (см. комментарий к ст. 22).

6. Нормативы допустимого изъятия. Комментируемый Закон содержит достаточно подробно разработанную систему норм, устанавливающих основы экологического нормирования. Некоторые легальные определения понятий, относящихся к природоохранному нормированию, раскрыты статье 1, в том числе определены такие группы нормативов, как нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия. Последние устанавливаются в целях обеспечения соблюдения первых. В статье 1 не дано определение нормативов допустимого изъятия и не указано на их принадлежность к одной из указанных групп. Поэтому следует опираться на положения доктрины, которые совершенно правомерно относят нормативы допустимого изъятия к группе нормативов допустимого воздействия*(572).

Нормативы допустимого изъятия по смыслу комментируемой статьи имеют ярко выраженную природоохранную направленность. Поэтому их следует отличать от установленных нормативов изъятия компонентов природной среды, имеющих иные цели. Например, существует нормирование изъятия пространства и природных объектов в целях защиты жизни и здоровья населения путем установления охранных зон опасных промышленных и иных объектов (см. комментарий к ст. 52). Нормативы изъятия устанавливаются в ряде случаев и в целях обеспечения экономических интересов общества. Например, лицензионными соглашениями о предоставлении участков недр предусматриваются минимально допустимые уровни добычи полезных ископаемых (ст. 12 Закона РФ "О недрах"), а максимально допустимые размеры изъятия не устанавливаются вообще.

7. Виды нормативов допустимого изъятия. Нормативы допустимого изъятия имеют одно существенное отличие от иных природоохранных нормативов. Оно заключается в том, что нормативы допустимого изъятия сочетают признаки нормативности (применимость к отношениям неопределенного круга субъектов) и индивидуального регулирования посредством издания актов применения права (поскольку, как правило, устанавливаются административными актами для каждого природопользователя). Поэтому следует различать общие и индивидуальные нормативы допустимого изъятия. Первые устанавливаются в отношении компонентов природной среды (их частей, элементов) с учетом их состояния и распространяются на неопределенный круг лиц*(573), а последние закрепляют права на изъятия определенных субъектов (природопользователей). В качестве иллюстрации можно привести нормирование изъятия водных биологических ресурсов и вод.

В качестве общего норматива изъятия водных биоресурсов служит общий допустимый улов - научно обоснованная величина годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида в определенных районах, установленная с учетом особенностей данного вида (ч. 12 ст. 1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"). В рамках общего допустимого улова производится распределение индивидуальных квот добычи водных биоресурсов, то есть части общего допустимого улова водных биоресурсов, определяемой в целях осуществления рыболовства (п. 13 ст. 1 указанного Закона). Поскольку размер общего допустимого улова величина переменная, используются различные способы определения индивидуальных нормативов изъятия. При нормировании изъятия водных биоресурсов индивидуальными пользователями используется многоступенчатый механизм, предусматривающий также определение доли квоты добычи, то есть части квоты, закрепляемой за лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) отнесенных к объектам рыболовства водных биоресурсов, и выраженной в процентах (ч. 14 ст. 1 указанного Закона).

Виды квот, подлежащих распределению между индивидуальными пользователями, могут быть приурочены не только к видам водных объектов, но и морским районам со специфическим правовым режимом*(574).

На основании статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были издан приказ Минприроды России от 30 апреля 2010 г. N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях"*(575). Данным приказом определена и нормативная минимальная численность отдельных видов охотничьих ресурсов, и методика определения такой численности. При этом утвержденные нормативы изъятия не сопровождаются описанием методики, по которой проводился такой расчет. Указанные нормативы изъятия охотничьих ресурсов служат основной для расчета лимитов изъятия, определяемых отдельно в каждом из субъектов Российской Федерации*(576). На этом примере можно увидеть, что определение нормативов изъятия охотничьих ресурсов носит многоступенчатый характер, причем обоснованность таких расчетов трудно подтвердить или опровергнуть ввиду того, что методика определения нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов в самом нормативном акте не представлена, ссылка на методику отсутствует.

Следует отметить, что наличие указанной методики изъятия природных ресурсов само по себе не гарантирует правильность ее применения. Так, например, распоряжением Губернатора Приморского края от 06 августа 2013 г. N 141-рг "Об утверждении лимита добычи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: