T/5
Э 3 |
Isstiss-
'S 5 9
s я ~ 3.
5 _ = о
P S
"о а-I B1^
и
ий
.3 с
3 ».
S 5 ь 1 |
11 is;
5= is*
»
обучения, обучения в форме экстерната). Появление постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций позволило улучшить работу по профилактике, коррекции, а также более адекватному отбору детей с проблемами в развитии в соответствующие учреждения и разработки для них индивидуальных нрелрамм обучения и воспитания.
Между тем в связи со значительным ростом числа детей с нарушениями в развитии, с появлением детей со сложными, комплексными дефектами, с разными формами задержек психического развития, детским аутизмом, девиантиым поведением, трудностями в обучении и общении; сложностями в обучении детей с проблемами в разных регионах страны из-за отсутствия необходимого количества специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений, квалифицированных кадров и др. существующая в России система специального образования нуждается в качественных изменениях. Целевая установка преобразования заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для развития и реализации потребностей детей с отклонениями в развитии; сформировать новые способы деятельности на основе суженных сенсорной, моторной и интеллектуальной функций, дисгармоничного развития и школьной дезадаптации.
Изменения в системе общего среднего образования в России, связанные с разработкой и внедрением государственного образовательного стандарта, формированием многовариантной образовательной системы, созданием региональных образовательных стандартов, приводят к необходимости определения нового статуса специального образования.
Развитие специального образования в России на современном этапе определяется, прежде всего, социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в нашей стране, поиском путей адаптации специальной школы к новым условиям рыночной экономики. В этом отношении исследование особенностей развития специального образования за рубежом, в странах, где школа имеет богатый опыт преодоления кризисных ситуаций, представляет несомненный интерес для российских ученых и педагогов.
Сравнительный анализ состояния специального образования в разных странах мира стал возможен, благодаря укреплению и расширению политических и культурных связей, обменов специалистами с целью изучения опыта, форм и методов работы с детьми, имеющими проблемы в развитии и поведении.
Каждая страна имеет свою историю развития специального образования, настоящее и будущее, свои проблемы и трудности в поиске наиболее адекватных путей адаптации и интеграции таких детей в общество, свои средства и методы для выполнения благородной цели - достижения максимально возможного счастья для этих детей.
Анализ развития систем специального образования в разных странах мира позволяет констатировать:
- специальное образование стало более динамичным, оно находится в состоянии постоянного поиска и реализации новых идей и концепций;
- разработка основных направлений и программ развития специаль
ного образования строится на базе или с учетом национальных интере
сов, экономических возможностей и культурных традиций стран;
- основной проблемой, которая в настоящее время является наи
более актуальной для ведущих стран мира, выступает повышение
качества специального образования с ориентацией на индивидуаль
ный подход в отношении учащихся, развитие их личности, профес
сиональное обучение;
- создаются новые подходы к взаимодействию между массовой и
специальной школой, к интегрированному обучению, разработке его
форм и методов.
В данной книге представлены статьи авторов из стран Европы, Азии, России и США, в которых рассматриваются вопросы обучения, воспитания, социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, а также основные направления развития специального образования с использованием традиционных и альтернативных педагогических подходов.
В отличие от предыдущей книги (Специальное образование в развитии / Науч. ред. К. ван Рейсвейк, Н. Форман, Л. М. Шипицына. СПб., 1996), данный сборник является хрестоматией по специальной педагогике, в которой одни статьи взяты из разных отечественных источников, другие переведены из иностранных изданий, третьи - написаны специально для данной книга.
Мы преследовали цель показать различные системы специального образования, основные направления и подходы к обеспечению главной задачи в обучении ребенка с проблемами в развитии в любой стране мира - его максимально возможной социальной адаптации и интеграции в общество. В одних странах достигнут значительный прогресс в этом процессе (например, в Великобритании, США, Швеции и др.), в других (Россия, Германия) - идут интенсивные преобразования в системе специального образования, связанные с изменениями в государственной политике и экономике этих стран. Например, в книгу включены две статьи по специальному образованию в Германии: в Западной и Восточной до 1990 г., поскольку в связи с воссоединением этих двух государств происходят существенные изменения во всех сферах, в том числе и в образовании.
Можно надеяться, что данная книга окажется полезной не только как учебное пособие для студентов, изучающих реабилитационные и коррекционные службы за рубежом, но и для специалистов, работающих в образовании «проблемных» детей, т. е. не только детей с ограниченными возможностями здоровья, а с трудностями в обучении, общении и поведении.
Л. М. Шипицына,
ректор Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, д-р. биол. наук, профессор
Раздел I СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ
В. ВЕЙНС СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БЕЛЬГИИ*
Бельгия делится на три административных части. Каждая часть имеет свое Министерство образования.
ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫОБРАЗОВАНИЯ
1. Свобода организации образования (представлено три группы образовательных учреждений:
- community education (коммунальное, общинное образование, то
есть финансируемое местными органами самоуправления),
195 000 учащихся, 1100 школ (= 16%);
- государственное образование (государственное финансирование),
183 000 учащихся, 1175 школ (= 15%);
- частное образование (финансируемое частными лицами и негосу
дарственными организациями),
855 000 учащихся, 3820 школ (=69%).
Самым крупным представителем последней группы выступает католическая церковь.
* Статья любезно предоставлена доктором В.Вейнсом, директором PMS-центра по специальному образованию во Фландрии. Перевод с англ. О.Деряевой.
2. Финансовая доступность образования. Бесплатное или частично
оплачиваемое образование. Чаще всего оплачиваются только школьные
дополнительные расходы: часть учебных пособий, экскурсий, ксероко
пирование рабочих материалов.
3. Геотрафическая доступность образования. В каждом районе Флан
дрии должно быть представлено все многообразие необходимых учени
кам и обществу школ.
4. Педагогическая доступность образования. Все школы должны быть
обеспечены высококвалифицированными педагогами, при этом - вы
бор частных методов - свобода творчества педагога и школы.
5. Обязательность образования. Обучение носит обязательный ха
рактер, необходимо обучаться 12 лет (с 6 до 18 лет); при этом в стар
ших классах допускаются два вида посещения занятий: полного учеб
ного дня и частичного, совмещенного с практикой на производстве.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ
- Дошкольное образование (2,5—6 лет).
- Начальное образование (6—12 лет).
Этапы допжольного и начального образования вместе составляют элементарное образование.
- Среднее образование (12—18 лет).
- Высшее образование (18—...).
Дошкольное образование (более точный перевод — "детское" образование) осуществляется преимущественно в детских садах.
Оно не является обязательным, однако по статистике более 85% детей посещают детские сады.
Возраст детей: от 2,5 - до 6 лет. Время пребывание в детском саду делится на три "класса".
Начальное образование.
Образование является обязательным.
Возраст: с 6 до 12 лет, максимальное время обучения - 8 лет.
В норме - 6 классов обучения.
Среднее и высшее образование
Университетское образование (4-... лет).
Длинный тип высшего образования (4,5 года).
7-й г. | Подготовка к высшему образованию | Спецнал изацня TSO | Специализация KSO | Специализация BSO |
6-й г. 5-й г. | ASO | TSO | KSO | BSO |
4-й г. 3-й г. | ASO | TSO | KSO | BSO |
2-й г. | типа А | в.so | ||
1-й г. | типа А | типа В |
Короткий тип высшего образования (3 года). ASO - основное среднее образование.
TSO - техническое среднее образование.
KSO - креативное (артистическое, творческое) среднее образование..:
BSO - профессиональное среднее образование.
Среднее образование делится на три ступени: 1—2-й года обучения, 3—4-й год обучения и 5—6-й год обучения.
На базе третьей ступени могут организовываться подготовительные курсы для поступления в вузы (ASO, KSO) и проводится специализация (13-й год обучения).
Может быть организован специальный дополнительный год обучения на второй ступени BSO для детей, намеренных перейти в систему обучения по типу неполного учебного дня.
После око!гчания начальной школы по рекомендации PSM-центра ребенок поступает в среднюю ппсолу. Возможны два варианта: А - для продолжения обучения по типам ASO, TSO, KSO и В - для первой ступени может. Второй класс первой ступени типа В рассматривается как подготовка к профессиональному образованию.
На третьей ступени профессионального образования (BSO) возможны два варианта получения образования - полного учебного дня и неполного - с увеличением времени практической работы на предприятиях, с которыми школа заключает договор.
После окончания учебы на каждой ступени среднего образования учащиеся получают соответствующий сертификат.
Кроме того, по окончании каждого учебного года педагогический совет класса принимает решение о переводе в следующий класс. Возможны три варианта решения:
А - учащийся может перейти в следующий класс,
В - учащийся может перейти в следующий класс с определенными исключениями,
С - учащийся не может перейти в следующий класс.
В школе принята десятибалльная система оценок, оценки выставляются только за тесты и в ходе экзаменов.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В Бельгии Закон о Специальном образовании применяется по отношению к детям в возрасте от 3 до 21 года. Однако у многих детей выявление нарушений развития может быть обнаружено ранее 3-х летнего возраста, поэтому оказание специальной помощи должно начинаться в более ранние сроки.
Сенсорные, моторные, интеллектуальные, эмоциональные и социальные нарушения могут вызывать ограничения возможностей детей. При этом очень важную роль играет организация раннего диагностирования, предупреждение и своевременное вмешательство.
В Бельгии имеются хорошие условия для обеспечения раннего вмешательства и предупреждения нарушений. Для этого созданы Национальная
организация защиты детей, медицинская служба, детские сады и школы. Закон о Специальном образовании (глава 1, пункт 6) гарантирует каждому ребенку с отклонениями в развитии возможность посещения специальной школы до достижения им 3-х лет в случае, если это повышает его возможности; с другой стороны, подростку также разрешается посещал» школу после достижения им 21 года, если это соответствует его интересам.
В стране организованы дома и центры раннего воспитания, а также районные центры для детей с нарушениями в развитии. Существенную помощь оказывают консультации для родителей, недавно узнавших, что их ребенок имеет отклонения. В этих консультациях они имеют возможность встретить других родителей, чьи дети имеют такие же нарушения, они могут обменяться своим опытом, получить поддержку и совет.
Тесное взаимодействие разных служб, ответственных за раннюю диагностику и воспитание детей с нарушениями в развитии, значительно снижает уровень дезадаптации, который испытывают эта дети и их родители, и гарантирует более адекватную ориентацию для обеспечения максимально возможных условий обучения.
Создание в Бельгии хорошо сбалансированной системы специального образования, отвечающей необходимости обеспечения оптимальных возможностей ребенка с нарушенным развитием и максимальной интеграцией его в общество, нашло свое отражение в Законе о Специальном образовании, принятом 6 июля 1970 года и получившим поддержку на уровне Правительства в Декрете от 28 июня 1978 года.
Специальное образование организуется для учеников с физической, сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. Оно обеспечивает обучение детей и подростков, которые не могут обучаться по учебному плану массовых школ, но могут справиться с некоторыми упрощенными формами обучения.
Для защиты прав детей и родителей Законом выделены специальные положения. Они включают в себя:
Подбор наиболее соответствующей школы.
В соответствии с особенностями нарушения развития должен быть обеспечен выбор наиболее соответствующей формы образования. Прием в школу.
Прием в специальную школу разрешается только после прохождения ребенком основательного обследования. Обследование должно иметь комплексную направленность (психолого-педагогическую, социальную, медицинскую).
Заключение по обследованию выносится, в основном, PMS-центрами и включает в себя готовность к школьному обучению, медицинские данные, условия воспитания в семье, интеллектуальное развитие ребенка, а также анализ его мыслительной деятельности, социальных и образовательных навыков. Результаты должны быть занесены в Заключительный отчет, состоящий из 2-х основных частей: письменного Заключительного протокола и отпечатанного Заключения о выборе школы, уровня и (для подростков, поступающих в специальные средние школы) формы обучения, которые соответствуют особенностям ребенка с нарушением в развитии.
Право на участие в приеме решения.
Существует положите, по которому права ребенка могут защищаться их родителями, попечителями и приемными родителями. Заключение и принятие окончательного решения должны быть обсуждены с родителями или лицами, их заменяющими, им выдается Заключение о выборе школы. Заключение о выборе гпколы должно быть предъявлено директору специальной школы, в которую родители хотели бы поместить своего ребенка.
Создание соответствующих служб по оценке состояния детей с нарушениями в развитии и вынесение Заключения о выборе школы ежегодно осуществляется под руководством Министерства образования.
Свобода выбора.
Внутри ограничения типа, уровня и форм обучения, указанных в Заключении о выборе школы, родители могут свободно выбрать школу для своих детей с отклонениями в развитии. Если родители, попечители или приемные родители не согласны с решением, касающимся типа обучения и школы, они могут обратиться в местные Отделы народного образования. (Закон о Специальном образовании, пункт 6: "Commissie van Advies voor Buitengewoon Onderwijs")-
Заинтересованность законодательных органов в улучшении условий жизни детей, имеющих нарушения в развитии, выражена в формулировке Закона о Специальном образовании, которая указывает на то, что форма обучения должна привести к оптимальной социальной и экономической интеграции (относящейся к нормальным или специальным условиям работы).
СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальное образование в Бельгии имеет горизонтальную и вертикальную структуру организации (см. табл.).
В горизонтальной структуре выделяют 8 типов специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии:
Тип 1. Легкая умственная отсталость.
Тип 2. Средняя и тяжелая степень умственной отсталости.
Тип 3. Эмоционально-волевые нарушения.
Тип 4. Серьезные дефекты физического развития.
Тип 5. Соматические заболевания.
Тип 6. Слепые и слабовидящие дети.
Тип 7. Глухие и слабослышащие дети.
Тип 8. Трудности в обучении.
Возможные формы получения специального среднего образования.
1. Интеграция в полностью защищенную среду. (Подготовка к жиз
ни в полностью защищенных условиях).
2. Интеграция в защищенную среду и работу в ней. (Жизнь и рабо
та в полностью защищенных условиях).
3. Подготовка к жизни и работе в частично защищенных условиях.
4. Подготовка к высшему образованию.
Структура специального образования | |||||||
Тип | Образование | Среднее образование (формы) | |||||
Дошкольное | Начальное | ||||||
т | |||||||
к | |||||||
к | Л | ||||||
■ | и | ||||||
- |
Вертикальная структура
Специальное дошкольное образование (2,5—6/8 лет) - для детей 2-7 типа.
Специальное начальное образование (6/8—13/15 лет) - для детей с 1 по 8 тип.
Эти два вида специального образования в совокупности составляют специальное элементарное образование.
Специальное среднее образование (13/15—18/21 год) - для детей 1-7 типа. Предполагается 4 возможных формы получения среднего специального образования.
Дошкольные учреждения
Дети могут поступить в них, начиная с 2,5 лет. Министром образования может быть сделано исключение, позволяющее принимать детей более раннего возраста. Обычно дети посещают дошкольные учреждения до достижения ими 6 лет, а в некоторых исключительных случаях до 7 или 8 лет, если это ведет к какому-либо положительному результату. Для этого необходимы рекомендации Совета учреждения и PMS-центра.
Начальная школа
Прием в начальную школу происходит до достижении детьми 6-8 лет. Учащиеся обычно обучаются в начальной школе до 13-летнего возраста. Часто они могут посещать начальную школу дополнительно еще 1 или 2 года, если такое решение будет принято Советом школы или PMS-цен-тром в случае необходимости остаться па повторное обучение.