Подбор наиболее соответствующей школы.




T/5


Э 3

Isstiss-


'S 5 9

s я ~ 3.

5 _ = о


P S


 


"о а-I B1^


 


и

ий


.3 с


3 ».


S 5 ь 1 |

11 is;

5= is*


»


обучения, обучения в форме экстерната). Появление постоянно действую­щих психолого-медико-педагогических консультаций позволило улучшить работу по профилактике, коррекции, а также более адекватному отбору детей с проблемами в развитии в соответствующие учреждения и разра­ботки для них индивидуальных нрелрамм обучения и воспитания.

Между тем в связи со значительным ростом числа детей с наруше­ниями в развитии, с появлением детей со сложными, комплексными дефектами, с разными формами задержек психического развития, дет­ским аутизмом, девиантиым поведением, трудностями в обучении и об­щении; сложностями в обучении детей с проблемами в разных регио­нах страны из-за отсутствия необходимого количества специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений, квалифицированных кад­ров и др. существующая в России система специального образования нуждается в качественных изменениях. Целевая установка преобразо­вания заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для раз­вития и реализации потребностей детей с отклонениями в развитии; сформировать новые способы деятельности на основе суженных сен­сорной, моторной и интеллектуальной функций, дисгармоничного раз­вития и школьной дезадаптации.

Изменения в системе общего среднего образования в России, свя­занные с разработкой и внедрением государственного образовательно­го стандарта, формированием многовариантной образовательной систе­мы, созданием региональных образовательных стандартов, приводят к не­обходимости определения нового статуса специального образования.

Развитие специального образования в России на современном этапе определяется, прежде всего, социально-экономическими и политически­ми изменениями, происходящими в нашей стране, поиском путей адап­тации специальной школы к новым условиям рыночной экономики. В этом отношении исследование особенностей развития специального об­разования за рубежом, в странах, где школа имеет богатый опыт пре­одоления кризисных ситуаций, представляет несомненный интерес для российских ученых и педагогов.

Сравнительный анализ состояния специального образования в раз­ных странах мира стал возможен, благодаря укреплению и расшире­нию политических и культурных связей, обменов специалистами с це­лью изучения опыта, форм и методов работы с детьми, имеющими про­блемы в развитии и поведении.

Каждая страна имеет свою историю развития специального образо­вания, настоящее и будущее, свои проблемы и трудности в поиске наи­более адекватных путей адаптации и интеграции таких детей в общест­во, свои средства и методы для выполнения благородной цели - дости­жения максимально возможного счастья для этих детей.

Анализ развития систем специального образования в разных стра­нах мира позволяет констатировать:

- специальное образование стало более динамичным, оно нахо­дится в состоянии постоянного поиска и реализации новых идей и концепций;


 

- разработка основных направлений и программ развития специаль­
ного образования строится на базе или с учетом национальных интере­
сов, экономических возможностей и культурных традиций стран;

- основной проблемой, которая в настоящее время является наи­
более актуальной для ведущих стран мира, выступает повышение
качества специального образования с ориентацией на индивидуаль­
ный подход в отношении учащихся, развитие их личности, профес­
сиональное обучение;

- создаются новые подходы к взаимодействию между массовой и
специальной школой, к интегрированному обучению, разработке его
форм и методов.

В данной книге представлены статьи авторов из стран Европы, Азии, России и США, в которых рассматриваются вопросы обучения, воспи­тания, социальной помощи детям с ограниченными возможностями здо­ровья, а также основные направления развития специального образова­ния с использованием традиционных и альтернативных педагогических подходов.

В отличие от предыдущей книги (Специальное образование в разви­тии / Науч. ред. К. ван Рейсвейк, Н. Форман, Л. М. Шипицына. СПб., 1996), данный сборник является хрестоматией по специальной педаго­гике, в которой одни статьи взяты из разных отечественных источни­ков, другие переведены из иностранных изданий, третьи - написаны специально для данной книга.

Мы преследовали цель показать различные системы специального образования, основные направления и подходы к обеспечению главной задачи в обучении ребенка с проблемами в развитии в любой стране мира - его максимально возможной социальной адаптации и интегра­ции в общество. В одних странах достигнут значительный прогресс в этом процессе (например, в Великобритании, США, Швеции и др.), в других (Россия, Германия) - идут интенсивные преобразования в сис­теме специального образования, связанные с изменениями в государст­венной политике и экономике этих стран. Например, в книгу включе­ны две статьи по специальному образованию в Германии: в Западной и Восточной до 1990 г., поскольку в связи с воссоединением этих двух государств происходят существенные изменения во всех сферах, в том числе и в образовании.

Можно надеяться, что данная книга окажется полезной не только как учебное пособие для студентов, изучающих реабилитационные и коррекционные службы за рубежом, но и для специалистов, работаю­щих в образовании «проблемных» детей, т. е. не только детей с огра­ниченными возможностями здоровья, а с трудностями в обучении, об­щении и поведении.

Л. М. Шипицына,

ректор Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, д-р. биол. наук, профессор


Раздел I СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ

В. ВЕЙНС СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БЕЛЬГИИ*

Бельгия делится на три административных части. Каждая часть имеет свое Министерство образования.

ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫОБРАЗОВАНИЯ

1. Свобода организации образования (представлено три группы об­разовательных учреждений:

- community education (коммунальное, общинное образование, то
есть финансируемое местными органами самоуправления),

195 000 учащихся, 1100 школ (= 16%);

- государственное образование (государственное финансирование),

183 000 учащихся, 1175 школ (= 15%);

- частное образование (финансируемое частными лицами и негосу­
дарственными организациями),

855 000 учащихся, 3820 школ (=69%).

Самым крупным представителем последней группы выступает ка­толическая церковь.

* Статья любезно предоставлена доктором В.Вейнсом, директором PMS-центра по специальному образованию во Фландрии. Перевод с англ. О.Деряевой.


 

2. Финансовая доступность образования. Бесплатное или частично
оплачиваемое образование. Чаще всего оплачиваются только школьные
дополнительные расходы: часть учебных пособий, экскурсий, ксероко­
пирование рабочих материалов.

3. Геотрафическая доступность образования. В каждом районе Флан­
дрии должно быть представлено все многообразие необходимых учени­
кам и обществу школ.

4. Педагогическая доступность образования. Все школы должны быть
обеспечены высококвалифицированными педагогами, при этом - вы­
бор частных методов - свобода творчества педагога и школы.

5. Обязательность образования. Обучение носит обязательный ха­
рактер, необходимо обучаться 12 лет (с 6 до 18 лет); при этом в стар­
ших классах допускаются два вида посещения занятий: полного учеб­
ного дня и частичного, совмещенного с практикой на производстве.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ

- Дошкольное образование (2,5—6 лет).

- Начальное образование (6—12 лет).

Этапы допжольного и начального образования вместе составляют элементарное образование.

- Среднее образование (12—18 лет).

- Высшее образование (18—...).

Дошкольное образование (более точный перевод — "детское" обра­зование) осуществляется преимущественно в детских садах.

Оно не является обязательным, однако по статистике более 85% детей посещают детские сады.

Возраст детей: от 2,5 - до 6 лет. Время пребывание в детском саду делится на три "класса".

Начальное образование.

Образование является обязательным.

Возраст: с 6 до 12 лет, максимальное время обучения - 8 лет.

В норме - 6 классов обучения.

Среднее и высшее образование

Университетское образование (4-... лет).

Длинный тип высшего образования (4,5 года).

 

7-й г. Подготовка к высшему образованию Спецнал изацня TSO Специализация KSO Специализация BSO
6-й г. 5-й г. ASO TSO KSO BSO
4-й г. 3-й г. ASO TSO KSO BSO
2-й г. типа А в.so
1-й г. типа А типа В

Короткий тип высшего образования (3 года). ASO - основное среднее образование.


TSO - техническое среднее образование.

KSO - креативное (артистическое, творческое) среднее образование..:

BSO - профессиональное среднее образование.

Среднее образование делится на три ступени: 1—2-й года обуче­ния, 3—4-й год обучения и 5—6-й год обучения.

На базе третьей ступени могут организовываться подготовительные курсы для поступления в вузы (ASO, KSO) и проводится специализа­ция (13-й год обучения).

Может быть организован специальный дополнительный год обуче­ния на второй ступени BSO для детей, намеренных перейти в систему обучения по типу неполного учебного дня.

После око!гчания начальной школы по рекомендации PSM-центра ребенок поступает в среднюю ппсолу. Возможны два варианта: А - для продолжения обучения по типам ASO, TSO, KSO и В - для первой ступени может. Второй класс первой ступени типа В рассматривается как подготовка к профессиональному образованию.

На третьей ступени профессионального образования (BSO) возможны два варианта получения образования - полного учебного дня и непол­ного - с увеличением времени практической работы на предприятиях, с которыми школа заключает договор.

После окончания учебы на каждой ступени среднего образования учащиеся получают соответствующий сертификат.

Кроме того, по окончании каждого учебного года педагогический совет класса принимает решение о переводе в следующий класс. Воз­можны три варианта решения:

А - учащийся может перейти в следующий класс,

В - учащийся может перейти в следующий класс с определенными исключениями,

С - учащийся не может перейти в следующий класс.

В школе принята десятибалльная система оценок, оценки выставля­ются только за тесты и в ходе экзаменов.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Бельгии Закон о Специальном образовании применяется по отно­шению к детям в возрасте от 3 до 21 года. Однако у многих детей выяв­ление нарушений развития может быть обнаружено ранее 3-х летнего возраста, поэтому оказание специальной помощи должно начинаться в более ранние сроки.

Сенсорные, моторные, интеллектуальные, эмоциональные и соци­альные нарушения могут вызывать ограничения возможностей детей. При этом очень важную роль играет организация раннего диагностиро­вания, предупреждение и своевременное вмешательство.

В Бельгии имеются хорошие условия для обеспечения раннего вмеша­тельства и предупреждения нарушений. Для этого созданы Национальная


организация защиты детей, медицинская служба, детские сады и школы. Закон о Специальном образовании (глава 1, пункт 6) гарантирует каждому ребенку с отклонениями в развитии возможность посещения специальной школы до достижения им 3-х лет в случае, если это повышает его возмож­ности; с другой стороны, подростку также разрешается посещал» школу после достижения им 21 года, если это соответствует его интересам.

В стране организованы дома и центры раннего воспитания, а также районные центры для детей с нарушениями в развитии. Существенную помощь оказывают консультации для родителей, недавно узнавших, что их ребенок имеет отклонения. В этих консультациях они имеют возмож­ность встретить других родителей, чьи дети имеют такие же нарушения, они могут обменяться своим опытом, получить поддержку и совет.

Тесное взаимодействие разных служб, ответственных за раннюю ди­агностику и воспитание детей с нарушениями в развитии, значительно снижает уровень дезадаптации, который испытывают эта дети и их ро­дители, и гарантирует более адекватную ориентацию для обеспечения максимально возможных условий обучения.

Создание в Бельгии хорошо сбалансированной системы специаль­ного образования, отвечающей необходимости обеспечения оптималь­ных возможностей ребенка с нарушенным развитием и максимальной интеграцией его в общество, нашло свое отражение в Законе о Специ­альном образовании, принятом 6 июля 1970 года и получившим под­держку на уровне Правительства в Декрете от 28 июня 1978 года.

Специальное образование организуется для учеников с физической, сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. Оно обеспечивает обу­чение детей и подростков, которые не могут обучаться по учебному плану массовых школ, но могут справиться с некоторыми упрощенны­ми формами обучения.

Для защиты прав детей и родителей Законом выделены специаль­ные положения. Они включают в себя:

Подбор наиболее соответствующей школы.

В соответствии с особенностями нарушения развития должен быть обеспечен выбор наиболее соответствующей формы образования. Прием в школу.

Прием в специальную школу разрешается только после прохожде­ния ребенком основательного обследования. Обследование должно иметь комплексную направленность (психолого-педагогическую, социальную, медицинскую).

Заключение по обследованию выносится, в основном, PMS-центрами и включает в себя готовность к школьному обучению, медицинские данные, условия воспитания в семье, интеллектуальное развитие ребенка, а также анализ его мыслительной деятельности, социальных и образовательных на­выков. Результаты должны быть занесены в Заключительный отчет, со­стоящий из 2-х основных частей: письменного Заключительного протокола и отпечатанного Заключения о выборе школы, уровня и (для подростков, поступающих в специальные средние школы) формы обучения, которые со­ответствуют особенностям ребенка с нарушением в развитии.


Право на участие в приеме решения.

Существует положите, по которому права ребенка могут защищаться их родителями, попечителями и приемными родителями. Заключение и при­нятие окончательного решения должны быть обсуждены с родителями или лицами, их заменяющими, им выдается Заключение о выборе школы. Заклю­чение о выборе гпколы должно быть предъявлено директору специальной школы, в которую родители хотели бы поместить своего ребенка.

Создание соответствующих служб по оценке состояния детей с на­рушениями в развитии и вынесение Заключения о выборе школы еже­годно осуществляется под руководством Министерства образования.

Свобода выбора.

Внутри ограничения типа, уровня и форм обучения, указанных в Заключении о выборе школы, родители могут свободно выбрать школу для своих детей с отклонениями в развитии. Если родители, попечите­ли или приемные родители не согласны с решением, касающимся типа обучения и школы, они могут обратиться в местные Отделы народного образования. (Закон о Специальном образовании, пункт 6: "Commissie van Advies voor Buitengewoon Onderwijs")-

Заинтересованность законодательных органов в улучшении условий жизни детей, имеющих нарушения в развитии, выражена в формули­ровке Закона о Специальном образовании, которая указывает на то, что форма обучения должна привести к оптимальной социальной и эко­номической интеграции (относящейся к нормальным или специальным условиям работы).

СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальное образование в Бельгии имеет горизонтальную и верти­кальную структуру организации (см. табл.).

В горизонтальной структуре выделяют 8 типов специальных учре­ждений для детей с отклонениями в развитии:

Тип 1. Легкая умственная отсталость.

Тип 2. Средняя и тяжелая степень умственной отсталости.

Тип 3. Эмоционально-волевые нарушения.

Тип 4. Серьезные дефекты физического развития.

Тип 5. Соматические заболевания.

Тип 6. Слепые и слабовидящие дети.

Тип 7. Глухие и слабослышащие дети.

Тип 8. Трудности в обучении.

Возможные формы получения специального среднего образования.

1. Интеграция в полностью защищенную среду. (Подготовка к жиз­
ни в полностью защищенных условиях).

2. Интеграция в защищенную среду и работу в ней. (Жизнь и рабо­
та в полностью защищенных условиях).

3. Подготовка к жизни и работе в частично защищенных условиях.

4. Подготовка к высшему образованию.


 

 

  Структура специального образования
Тип Образование Среднее образование (формы)
Дошкольное Начальное        
    т        
               
               
               
    к          
    к Л        
    и        
    -        

Вертикальная структура

Специальное дошкольное образование (2,5—6/8 лет) - для детей 2-7 типа.

Специальное начальное образование (6/8—13/15 лет) - для детей с 1 по 8 тип.

Эти два вида специального образования в совокупности составляют специальное элементарное образование.

Специальное среднее образование (13/15—18/21 год) - для детей 1-7 типа. Предполагается 4 возможных формы получения среднего специального образования.

Дошкольные учреждения

Дети могут поступить в них, начиная с 2,5 лет. Министром образова­ния может быть сделано исключение, позволяющее принимать детей бо­лее раннего возраста. Обычно дети посещают дошкольные учреждения до достижения ими 6 лет, а в некоторых исключительных случаях до 7 или 8 лет, если это ведет к какому-либо положительному результату. Для этого необходимы рекомендации Совета учреждения и PMS-центра.

Начальная школа

Прием в начальную школу происходит до достижении детьми 6-8 лет. Учащиеся обычно обучаются в начальной школе до 13-летнего возраста. Часто они могут посещать начальную школу дополнительно еще 1 или 2 года, если такое решение будет принято Советом школы или PMS-цен-тром в случае необходимости остаться па повторное обучение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: