АРХИТЕКТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫXVIII ВЕКА (эпоха барокко)
Программа для студентов факультета теории и истории искусств и факультета архитектуры
Санкт-Петербург 2003
Программу подготовил доктор искусствоведения, профессор В.Г. Лисовский
Программа утверждена 2 июля 2003 г.
кафедрой теории и истории архитектуры.
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения,
профессор А.Л.Пунин
Курс истории архитектуры зарубежных стран эпохи барокко, являясь прямым продолжением курса истории архитектуры эпохи Возрождения, рассчитан, согласно учебному плану, на преподавание в течение одного (6-го) семестра. Задача настоящей программы заключается, прежде всего, в том, чтобы в максимально сжатой форме дать учащимся представление об основных этапах развития и региональных вариантах европейской архитектуры того продолжительного исторического периода (от рубежа XVI и XVII вв. до середины XVIII столетия), который и именуется условно эпохой барокко. Программа предлагает определенную логическую последовательность ознакомления с различными разделами курса. Учитывая, однако, что время, отводимое на данный курс учебным планом как ФТИИ, так и факультета архитектуры, не дает возможности одинаково полно осветить в лекциях все эти разделы, составители программы сочли возможным более подробно разработать те из них, которые относятся к Италии и Франции - общепризнанным «законодателям моды» в европейском искусстве XVII-XVIII вв. При этом имеется в виду, что, если лекции будут посвящены именно указанным двум странам как главным объектам внимания, остальные разделы программы смогут послужить учащимся пособием для определения основных направлений самостоятельной работы.
К программе приложен список литературы, обращение к которой позволит учащимся расширить и углубить знания об архитектуре эпохи барокко. В списке преобладают труды на русском языке. Предлагаемый список может быть, конечно, существенно расширен при помощи как библиотечных каталогов, так и той библиографии, которая содержится в рекомендуемых учебниках и монографиях.
ВВЕДЕНИЕ
Хронологические и географические рамки курса. Характеристика общественно-политической ситуации, сложившейся к началу XVII в. в разных странах Европы. Межнациональные и внутринациональные конфликты. Буржуазные революции в Голландии и Англии как важнейшая предпосылка формирования принципиально новой системы общественных отношений. Укрепление абсолютистского строя во Франции и Испании. Противоборство католицизма и реформаторских движений в христианстве.
Развитие международной торговли и освоение вновь открытых земель (прежде всего, в Новом Свете). Научный прогресс; успехи науки в изучении Вселенной. Исследования. Галилея, Кеплера, Ньютона. Успехи математики и естественных наук. Формирование новой картины мира, в которой Земля и человек утрачивают принадлежавшее им раньше исключительное место; подрыв тем самым антропоцентризма эпохи Возрождения. Достижения философской мысли. Труды Бэкона, Гоббса, Декарта, Лейбница, Локка, Спинозы и других ученых.
Противоречивость художественной культуры XVII в. как отражение объективных противоречий эпохи. Неоднозначность и усложненность свойственной этому времени художественной картины мира, что находит свое выражение в разделении искусства XVII в. на различные стилевые потоки - барокко, классицизм и реализм. Социально-историческая и эстетическая база, происхождение и характерные черты каждого из них. Определение XVII столетия в искусстве европейских стран как «эпохи барокко»; степень правомерности или спорности такого определения. Взаимодействие и «взаимопроникновение» стилей, что дополнительно усложняет общую картину искусства XVII столетия и затрудняет ее изучение. Сохранение стилевой структуры, свойственной XVII в., и в пределах первой половины XVIII столетия.
Термин «барокко», его этимология и условный характер; круг обозначаемых им явлений в искусстве и художественной культуре XVII XVIII ив. Драматизм как эстетическая доминанта барокко. Эмоциональная обостренность, усложненность формального языка, экспрессивность искусства барокко. Специфические композиционные приемы, получившие распространение в архитектуре барокко (анфиладное построение внутренних пространств, использование криволинейных планов и иллюзорных, театрализованных эффектов, динамизация объемных решений, широкое применение декорации, в том числе декоративного ордера). Пренебрежение конструктивной логикой и усиление иррационалистическое го начала в архитектуре барокко. «Прекрасная бесконечность» барокко, противопоставленная «прекрасной завершенности» Ренессанса. Связь художественной проблематики барокко с идеологией контрреформации.
Классицизм (академизм) в европейском искусстве XVII-XVIII вв. как направление, оппозиционное маньеризму и барокко, опирающееся на традиции высокого Возрождения и античности. Рационализм классицистической эстетики; его связь с рационалистическим направлением в философии, представленным трудами Декарта и его последователей (картезианцев). Научная и институциональная база искусства классицизма. Академии художеств, основанные в различных странах Европы, как учебные и научные учреждения, призванные оберегать, обосновывать и развивать классические традиции. Главная задача классицизма, заключающаяся в формировании средствами искусства представления о возвышенном и прекрасном мире, несмотря на несовпадение идеала и реальности. Логичность и упорядоченность композиции, последовательное выявление соподчиненности ее элементов, использование ордера в его классической трактовке в качестве ритмической и масштабной основы композиционных решений как характерные особенности классицистической архитектурной системы. Палладианство как одна из разновидностей классицизма в европейской архитектуре XVII - первой половины XVIII в.
Барокко и классицизм как «большие стили»; архитектурно-художественный синтез, осуществляемый в их рамках.
Реализм в искусстве XVII и XVIII вв. как направление, выражающее мировосприятие буржуазии (бюргерства, или «третьего сословия»), со свойственными ей прагматизмом и трезвой оценкой действительности. Трактовка реализма как «внестилевого» направления в искусстве, на основе которого невозможно осуществление синтеза искусств.
АРХИТЕКТУРА ИТАЛИИ XVII - первой половины XVIII века
Формирование свойственных барокко особенностей архитектурного языка в искусстве позднего Возрождения и маньеризма. Характерные с этой точки зрения произведения Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Джакомо Бароцци да Виньолы (1507-1573), Джорджо Вазари (1511-1574), Бартоломео Амманати (1511-1592). Спроектированная Виньолой церковь иезуитов Иль Джезу в Риме как первый памятник культового зодчества эпохи барокко. Особенности пространственного решения и художественного образа храма; роль главного фасада в композиции здания, система декорации. Изменения, внесенные в первоначальный проект строителем церкви Иль Джезу архитектором Джакомо делла Порта (ок. 1540-1602). Осуществленные в конце XVII в. росписи перекрытия и алтарь св. Игнатия, обусловившие синтетический характер образного решения интерьера храма в духе барокко.
Другие работы Дж. Делла Порта периода перехода от позднего Возрождения к барокко: церковь Сайта Мария деи Монти и палаццо Киджи в Риме, дворцово-парковый ансамбль виллы Альдобрандини во Фраскати, завершенный Карло Мадерной и Карло Фонтаной.
Градостроительные преобразования в Риме, предшествовавшие эпохе барокко. Оформление трехлучевой системы планировки, образуемой улицами Корсо, Рипетта и Бабуино, расходящимися от площади дель Пополо. Работы Доменико Фонтаны (1543-1607). Установка по его проектам обелисков, отмечающих узловые точки планировочной структуры города. Создание монументальных римских фонтанов (дель Аква Феличе, дель Аква Паоло). Динамизм, свойственный композиции обелисков и природе фонтанов, как черта, отвечающая художественной концепции барокко.
Работы архитектора Карло Мадерны (1556-1629) в Риме. Церковь Сайта Сусанна как одна из первых вариаций на тему композиции Иль Джезу. Церковь Сайта Мария делла Виттория. Перестройка по проекту Мадерны собора св. Петра с изменением формы плана здания и композиции главного фасада, усложнение и динамизация внутреннего пространства собора.
Архитектурное творчество Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Его работы в соборе св. Петра - киворий и кафедра. Создание по проекту Бернини наружных колоннад собора св. Петра; воплощение принципов барокко в их композиции. Спроектированная Бернини парадная лестница (Скала Реджа) в Ватиканском дворце; особенности ее пространственного решения, рассчитанного на создание визуальных театрализованных эффектов. «Экстаз св. Терезы»; роль архитектурных форм в этой алтарной композиции Бернини.
Церковь Сант Андреа аль Квиринале как специфическая для барокко интерпретация темы центральнокупольного сооружения, обусловливающая кардинальное по сравнению с Ренессансом изменение характера художественного образа. Палаццо Барберини (арх. К.Мадерна, Ф.Борромини, Л.Бернини); традиции Возрождения и черты барокко в его архитектурном решении. Другие римские дворцы, в сооружении которых принимали участие К.Мадерна и Л.Бернини: палаццо Квиринале, Пропаганда Фиде, Боргезе, Монтечитерио, Киджи-Одескальки. Итальянские виллы эпохи барокко (Боргезе и Дориа-Памфили на холмах Пинчо и Яникул, Торлониа во Фраскати). Продолжение ренессансных традиций в дворцовом строительстве эпохи барокко в Италии.
Скульптурные произведения Бернини, играющие важную градостроительную роль (фонтаны на площади Навона и у палаццо Барберини, монумент Слона с обелиском перед церковью Санта Мария сопра Минерва, скульптуры моста Сант Анджело в Риме).
Площади Навона и дель Пополо как характерные архитектурные ансамбли Рима эпохи барокко; особенности их планировки, здания и произведения монументально-декоративного искусства, включенные в их композицию. Церкви Санта Мария ин Монте Санто и Санта Мария деи- Мираколи на площади дель Пополо (арх. К. Райнальди, Л.Бернини, К.Фонтана) и Сант Аньезе ин Агоне на площади Навона (арх. К.Райнальди, Ф.Борромини).
Творчество Франческо Кастелли, прозванного Борромини (1599-1667). Церкви Сан Карло у Четырех фонтанов и Сант Иво алла Сапиенца - основные произведения архитектора; иррационализм и декоративная изощренность их композиции. Фасад церкви Сант Аньезе ин Агоне как пример двухбашенной композиции католического храма, получившей в архитектуре эпохи барокко широкое распространение. Другие работы Ф.Борромини - перспективный коридор в саду палаццо Спада, оратория Сан Филиппо Нери, палаццо Фальконьери в Риме.
Варианты композиционных решений культовых зданий Рима (церкви Санта Мария делла Паче, Санта Мартина э Лука, Санти Винченцо э Анастасио, Санта Мария ин Кампителли, Сан Марчелло аль Корсо), построенных по проектам Пьетро Берреттини, прозванного да Кортона (1596-1669), Мартино Лунги Младшего (1602-1657), Карло Райнальди (1611-1691), Карло Фонтаной (1634-1714).
Роль декоративной живописи в интерьерах храмов эпохи барокко, создающей иллюзию «прорыва» в окружающее пространство. Плафон римской церкви Сант Иньяцио работы А.Поццо как один из наиболее характерных примеров произведений подобного рода.
Основные памятники итальянской архитектуры XVII в.. вне Рима. Церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции, построенная по проекту Бальдассаре Лонгены (1598-1682); своеобразная интерпретация темы центральнокупольного здания в ее композиции, палладианские и барочные мотивы в решении фасадов и интерьеров, градостроительное значение здания. Венецианские дворцы Редзонико и Пезаро, спроектированные Лонгеной. Палаццо дель Университа в Генуе (арх. Б.Бьянко, ок. 1590-1657?). Церковь Сан Гаэтано во Флоренции (арх. М. Ниджетти, 1560-1649). Постройки Гварино Гварини (1624-1683) в Турине - церковь Сан Лоренцо, капелла Санта Синдоне, палаццо Кариньяно.
Традиции барокко в архитектуре Италии XVIII в. Филиппе Ювара (1678-1736) - крупный мастер барокко первой половины столетия. Его постройки в Турине и окрестностях города (палаццо Мадама, замок Ступиниджи, базилика Суперга, церковь Санта Кристина).
Дворец Реале в Казерте близ Неаполя, возведенный по проекту Луиджи Ванвителли (1700-1773); барочная усложненность интерьеров дворца в сочетании с классической четкостью в композиции его плана и фасадов. Парк Казерты, его каскад и декоративные формы.
Памятники позднего барокко в Риме. Испанская лестница (арх. А. Спекки и Ф. де Санктис). Фонтан ди Треви (арх. Н.Сальви, ск. П.Браччи). Палаццо делла Консульта на Квиринале и главный фасад базилики Санта Мария Маджоре (арх. Ф.Фуга). Алессандро Галилеи (1691-1736) и его произведения - фасады церкви Сан Джованни деи Фиорентина и базилики Сан Джованни ин Латерано; особенности их решения, обусловленные влиянием классицистических тенденций.
Классицистическая, в том числе палладианская, линия развития итальянской архитектуры первой половины XVIII в. Виллы Да Порта (арх. Д.Б. да Порто), Триссино (арх. Ф. Мугтони), Корделино-Ломбарди (арх. Д. Массари) в области Венето, палаццо Грасси в Венеции (арх. Д. Массари).