АРХИТЕКТУРА ИТАЛИИ XVII - первой половины XVIII века




АРХИТЕКТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫXVIII ВЕКА (эпоха барокко)

Программа для студентов факультета теории и истории искусств и факультета архитектуры

 

Санкт-Петербург 2003

 

Программу подготовил доктор искусствоведения, профессор В.Г. Лисовский

Программа утверждена 2 июля 2003 г.

кафедрой теории и истории архитектуры.

Заведующий кафедрой доктор искусствоведения,

профессор А.Л.Пунин

 

 

Курс истории архитектуры зарубежных стран эпохи барокко, являясь прямым продолжением курса истории архитектуры эпохи Возрождения, рассчитан, со­гласно учебному плану, на преподавание в течение одного (6-го) семестра. Зада­ча настоящей программы заключается, прежде всего, в том, чтобы в максималь­но сжатой форме дать учащимся представление об основных этапах развития и региональных вариантах европейской архитектуры того продолжительного ис­торического периода (от рубежа XVI и XVII вв. до середины XVIII столетия), который и именуется условно эпохой барокко. Программа предлагает опреде­ленную логическую последовательность ознакомления с различными разделами курса. Учитывая, однако, что время, отводимое на данный курс учебным планом как ФТИИ, так и факультета архитектуры, не дает возможности одинаково пол­но осветить в лекциях все эти разделы, составители программы сочли возмож­ным более подробно разработать те из них, которые относятся к Италии и Фран­ции - общепризнанным «законодателям моды» в европейском искусстве XVII-XVIII вв. При этом имеется в виду, что, если лекции будут посвящены именно указанным двум странам как главным объектам внимания, остальные разделы программы смогут послужить учащимся пособием для определения основных направлений самостоятельной работы.

К программе приложен список литературы, обращение к которой позволит учащимся расширить и углубить знания об архитектуре эпохи барокко. В списке преобладают труды на русском языке. Предлагаемый список может быть, конеч­но, существенно расширен при помощи как библиотечных каталогов, так и той библиографии, которая содержится в рекомендуемых учебниках и монографиях.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Хронологические и географические рамки курса. Характеристика обществен­но-политической ситуации, сложившейся к началу XVII в. в разных странах Ев­ропы. Межнациональные и внутринациональные конфликты. Буржуазные рево­люции в Голландии и Англии как важнейшая предпосылка формирования прин­ципиально новой системы общественных отношений. Укрепление абсолютистс­кого строя во Франции и Испании. Противоборство католицизма и реформатор­ских движений в христианстве.

Развитие международной торговли и освоение вновь открытых земель (преж­де всего, в Новом Свете). Научный прогресс; успехи науки в изучении Вселен­ной. Исследования. Галилея, Кеплера, Ньютона. Успехи математики и естествен­ных наук. Формирование новой картины мира, в которой Земля и человек утра­чивают принадлежавшее им раньше исключительное место; подрыв тем самым антропоцентризма эпохи Возрождения. Достижения философской мысли. Тру­ды Бэкона, Гоббса, Декарта, Лейбница, Локка, Спинозы и других ученых.

Противоречивость художественной культуры XVII в. как отражение объектив­ных противоречий эпохи. Неоднозначность и усложненность свойственной это­му времени художественной картины мира, что находит свое выражение в раз­делении искусства XVII в. на различные стилевые потоки - барокко, классицизм и реализм. Социально-историческая и эстетическая база, происхождение и характерные черты каждого из них. Определение XVII столетия в искусстве ев­ропейских стран как «эпохи барокко»; степень правомерности или спорности такого определения. Взаимодействие и «взаимопроникновение» стилей, что до­полнительно усложняет общую картину искусства XVII столетия и затрудняет ее изучение. Сохранение стилевой структуры, свойственной XVII в., и в пределах первой половины XVIII столетия.

Термин «барокко», его этимология и условный характер; круг обозначаемых им явлений в искусстве и художественной культуре XVII XVIII ив. Драматизм как эстетическая доминанта барокко. Эмоциональная обостренность, усложнен­ность формального языка, экспрессивность искусства барокко. Специфические композиционные приемы, получившие распространение в архитектуре барокко (анфиладное построение внутренних пространств, использование криволиней­ных планов и иллюзорных, театрализованных эффектов, динамизация объем­ных решений, широкое применение декорации, в том числе декоративного орде­ра). Пренебрежение конструктивной логикой и усиление иррационалистическое го начала в архитектуре барокко. «Прекрасная бесконечность» барокко, проти­вопоставленная «прекрасной завершенности» Ренессанса. Связь художествен­ной проблематики барокко с идеологией контрреформации.

Классицизм (академизм) в европейском искусстве XVII-XVIII вв. как направ­ление, оппозиционное маньеризму и барокко, опирающееся на традиции высо­кого Возрождения и античности. Рационализм классицистической эстетики; его связь с рационалистическим направлением в философии, представленным тру­дами Декарта и его последователей (картезианцев). Научная и институциональ­ная база искусства классицизма. Академии художеств, основанные в различных странах Европы, как учебные и научные учреждения, призванные оберегать, обосновывать и развивать классические традиции. Главная задача классицизма, заключающаяся в формировании средствами искусства представления о возвы­шенном и прекрасном мире, несмотря на несовпадение идеала и реальности. Логичность и упорядоченность композиции, последовательное выявление сопод­чиненности ее элементов, использование ордера в его классической трактовке в качестве ритмической и масштабной основы композиционных решений как ха­рактерные особенности классицистической архитектурной системы. Палладианство как одна из разновидностей классицизма в европейской архитектуре XVII - первой половины XVIII в.

Барокко и классицизм как «большие стили»; архитектурно-художественный синтез, осуществляемый в их рамках.

Реализм в искусстве XVII и XVIII вв. как направление, выражающее мировос­приятие буржуазии (бюргерства, или «третьего сословия»), со свойственными ей прагматизмом и трезвой оценкой действительности. Трактовка реализма как «внестилевого» направления в искусстве, на основе которого невозможно осу­ществление синтеза искусств.

 

 

АРХИТЕКТУРА ИТАЛИИ XVII - первой половины XVIII века

Формирование свойственных барокко особенностей архитектурного языка в искусстве позднего Возрождения и маньеризма. Характерные с этой точки зре­ния произведения Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Джакомо Бароцци да Виньолы (1507-1573), Джорджо Вазари (1511-1574), Бартоломео Амманати (1511-1592). Спроектированная Виньолой церковь иезуитов Иль Джезу в Риме как первый памятник культового зодчества эпохи барокко. Особенности про­странственного решения и художественного образа храма; роль главного фасада в композиции здания, система декорации. Изменения, внесенные в первона­чальный проект строителем церкви Иль Джезу архитектором Джакомо делла Порта (ок. 1540-1602). Осуществленные в конце XVII в. росписи перекрытия и алтарь св. Игнатия, обусловившие синтетический характер образного решения интерьера храма в духе барокко.

Другие работы Дж. Делла Порта периода перехода от позднего Возрождения к барокко: церковь Сайта Мария деи Монти и палаццо Киджи в Риме, дворцово-парковый ансамбль виллы Альдобрандини во Фраскати, завершенный Карло Мадерной и Карло Фонтаной.

Градостроительные преобразования в Риме, предшествовавшие эпохе барок­ко. Оформление трехлучевой системы планировки, образуемой улицами Корсо, Рипетта и Бабуино, расходящимися от площади дель Пополо. Работы Доменико Фонтаны (1543-1607). Установка по его проектам обелисков, отмечающих узло­вые точки планировочной структуры города. Создание монументальных рим­ских фонтанов (дель Аква Феличе, дель Аква Паоло). Динамизм, свойственный композиции обелисков и природе фонтанов, как черта, отвечающая художест­венной концепции барокко.

Работы архитектора Карло Мадерны (1556-1629) в Риме. Церковь Сайта Су­санна как одна из первых вариаций на тему композиции Иль Джезу. Церковь Сайта Мария делла Виттория. Перестройка по проекту Мадерны собора св. Петра с изменением формы плана здания и композиции главного фасада, усложнение и динамизация внутреннего пространства собора.

Архитектурное творчество Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Его ра­боты в соборе св. Петра - киворий и кафедра. Создание по проекту Бернини наружных колоннад собора св. Петра; воплощение принципов барокко в их композиции. Спроектированная Бернини парадная лестница (Скала Реджа) в Ватиканском дворце; особенности ее пространственного решения, рассчитанно­го на создание визуальных театрализованных эффектов. «Экстаз св. Терезы»; роль архитектурных форм в этой алтарной композиции Бернини.

Церковь Сант Андреа аль Квиринале как специфическая для барокко интер­претация темы центральнокупольного сооружения, обусловливающая карди­нальное по сравнению с Ренессансом изменение характера художественного образа. Палаццо Барберини (арх. К.Мадерна, Ф.Борромини, Л.Бернини); тради­ции Возрождения и черты барокко в его архитектурном решении. Другие рим­ские дворцы, в сооружении которых принимали участие К.Мадерна и Л.Бернини: палаццо Квиринале, Пропаганда Фиде, Боргезе, Монтечитерио, Киджи-Одескальки. Итальянские виллы эпохи барокко (Боргезе и Дориа-Памфили на холмах Пинчо и Яникул, Торлониа во Фраскати). Продолжение ренессансных традиций в дворцовом строительстве эпохи барокко в Италии.

Скульптурные произведения Бернини, играющие важную градостроительную роль (фонтаны на площади Навона и у палаццо Барберини, монумент Слона с обелиском перед церковью Санта Мария сопра Минерва, скульптуры моста Сант Анджело в Риме).

Площади Навона и дель Пополо как характерные архитектурные ансамбли Рима эпохи барокко; особенности их планировки, здания и произведения мону­ментально-декоративного искусства, включенные в их композицию. Церкви Санта Мария ин Монте Санто и Санта Мария деи- Мираколи на площади дель Пополо (арх. К. Райнальди, Л.Бернини, К.Фонтана) и Сант Аньезе ин Агоне на площади Навона (арх. К.Райнальди, Ф.Борромини).

Творчество Франческо Кастелли, прозванного Борромини (1599-1667). Церк­ви Сан Карло у Четырех фонтанов и Сант Иво алла Сапиенца - основные произ­ведения архитектора; иррационализм и декоративная изощренность их компо­зиции. Фасад церкви Сант Аньезе ин Агоне как пример двухбашенной компози­ции католического храма, получившей в архитектуре эпохи барокко широкое распространение. Другие работы Ф.Борромини - перспективный коридор в саду палаццо Спада, оратория Сан Филиппо Нери, палаццо Фальконьери в Риме.

Варианты композиционных решений культовых зданий Рима (церкви Санта Мария делла Паче, Санта Мартина э Лука, Санти Винченцо э Анастасио, Санта Мария ин Кампителли, Сан Марчелло аль Корсо), построенных по проектам Пьетро Берреттини, прозванного да Кортона (1596-1669), Мартино Лунги Младшего (1602-1657), Карло Райнальди (1611-1691), Карло Фонтаной (1634-1714).

Роль декоративной живописи в интерьерах храмов эпохи барокко, создающей иллюзию «прорыва» в окружающее пространство. Плафон римской церкви Сант Иньяцио работы А.Поццо как один из наиболее характерных примеров произве­дений подобного рода.

Основные памятники итальянской архитектуры XVII в.. вне Рима. Церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции, построенная по проекту Бальдассаре Лонгены (1598-1682); своеобразная интерпретация темы центральнокупольного здания в ее композиции, палладианские и барочные мотивы в решении фасадов и интерьеров, градостроительное значение здания. Венецианские дворцы Редзонико и Пезаро, спроектированные Лонгеной. Палаццо дель Университа в Генуе (арх. Б.Бьянко, ок. 1590-1657?). Церковь Сан Гаэтано во Флоренции (арх. М. Ниджетти, 1560-1649). Постройки Гварино Гварини (1624-1683) в Ту­рине - церковь Сан Лоренцо, капелла Санта Синдоне, палаццо Кариньяно.

Традиции барокко в архитектуре Италии XVIII в. Филиппе Ювара (1678-1736) - крупный мастер барокко первой половины столетия. Его постройки в Турине и окрестностях города (палаццо Мадама, замок Ступиниджи, базилика Суперга, церковь Санта Кристина).

Дворец Реале в Казерте близ Неаполя, возведенный по проекту Луиджи Ванвителли (1700-1773); барочная усложненность интерьеров дворца в сочетании с классической четкостью в композиции его плана и фасадов. Парк Казерты, его каскад и декоративные формы.

Памятники позднего барокко в Риме. Испанская лестница (арх. А. Спекки и Ф. де Санктис). Фонтан ди Треви (арх. Н.Сальви, ск. П.Браччи). Палаццо делла Консульта на Квиринале и главный фасад базилики Санта Мария Маджоре (арх. Ф.Фуга). Алессандро Галилеи (1691-1736) и его произведения - фасады церк­ви Сан Джованни деи Фиорентина и базилики Сан Джованни ин Латерано; осо­бенности их решения, обусловленные влиянием классицистических тенденций.

Классицистическая, в том числе палладианская, линия развития итальянской архитектуры первой половины XVIII в. Виллы Да Порта (арх. Д.Б. да Порто), Триссино (арх. Ф. Мугтони), Корделино-Ломбарди (арх. Д. Массари) в области Венето, палаццо Грасси в Венеции (арх. Д. Массари).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: