За кого мы принимаем Иисуса Христа




Когда спрашивают, кто такой христианин, в ответ обычно мож­но услышать: «тот, кто верит в Иисуса Христа» или: «последова­тель Иисуса Христа».

Правильнее было бы сказать, что это человек, считающий себя членом сообщества людей, для которых Иисус Христос — Его жизнь, слова, дела, судьба — представляет высшую ценность как Ключ к пониманию себя и мира; как Источник зна­ния о Боге, человеке и нравственности; как постоянный Спутник совести; как долгожданный Избавитель от зла. Однако разнообра­зие в понимании того, что такое «верить в Иисуса Христа», обна­руживаемое в умах отдельных лиц и предлагаемое многочислен­ными общинами верующих, оказывается столь же велико, как ве­лико количество толкований о Его сущности и естестве, а потому наводит на крамольную мысль: «А действительно ли речь идет об одном и том же лице?».

Для некоторых христиан и христианских организаций Иисус Христос — это великий учитель и законодатель, говорящий о Боге и нравственных заповедях столь убедительно, что разум и воля просто не могут не подпасть под Его влияние.

Для таких людей христианство является новым законом и новой религией, пропове­данными Иисусом. Частично это путь, который они сами избрали, а частично это путь, который избрал их, хотя тому и предшествовало добровольное согласие измученного разума.

Для других, а к таковым я причисляю себя, Иисус не просто учитель, открывший людям великие истины и законы: Он Сам является Откровением Божиим, данным в Его воплощении, смерти, воскресении и живом при­сутствии. Своей жизнью, Своими страданиями, Своим унижением на Голгофе, Своим торжеством над смертью Иисус Христос пока­зывает людям сущность и естество Божии, напоминает им о необ­ходимости веры в Бога и так возрождает всех встречающихся Ему к новой жизни.

Есть среди верующих и такие, кто считает главным в христи­анстве не новое учение и не новую жизнь, но новое сообщество, святую соборную Церковь. Таким образом, их внимание привле­кает именно тот аспект деятельности Христа, который связан с основанием этого нового института, чье предназначение они видят в передаче людям небесной благодати через слово и таинства.

Существует немало иных взглядов на то, что же это такое — «веровать в Иисуса Христа». Однако все многообразие форм, при­нимаемых христианством, не способно затмить основополагающего единства, заключенного в Личности, с которой Ее приверженцы так по-разному связаны. Его учение, деяния, страдания неразрыв­но соединены в единое целое.

Факт остается фактом: Христос, который является Господом для христиан или которого христиане принимают как Господа, — это тот же Иисус, про которого написан Новый Завет.

Это личность с конкретным учением, конкретными чертами характера и с конкрет­ной судьбой. Одно время были популярны дебаты о том, действи­тельно ли жил на свете такой человек по имени Иисус. До сих пор тянется спор, можно ли считать новозаветные писания достовер­ным свидетельством о фактических событиях.

Но при всей значимости обсуждаемых проблем их нельзя отне­сти к вопросам первостепенной важности, ибо Иисус Христос Нового Завета присутствует в реальной истории, которую мы по­мним, в которой живем и которая определяет нашу настоящую веру и поступки. И этот Иисус Христос — конкретная личность, Он — неизменно Тот же, когда является как человек из плоти и крови и когда предстает перед нами как воскресший Господь. Его невоз­можно спутать ни с философами типа Сократа, Платона или Арис­тотеля, ни с великими учителями типа Конфуция, Магомета или Будды, ни даже с пророками типа Амоса или Исайи.

Образ Христа в устах монаха принимает иноческие черты, в описании социалиста Он может показаться сторонником радикаль­ных реформ, у кого-то о Нем сложится впечатле­ние как о мягком джентльмене. Но при этом всегда остаются пор­треты-оригиналы, с которыми можно сравнить поздние копии и исправить вкравшиеся искажения. На подлинниках Он неизменен.

При всем разнообразии христианского опыта взаимодействия с Иисусом речь идет об одном и том же Лице. Основатель церкви — это тот же Христос, что устанавливает новый закон. Учитель, открывший великие истины о Боге, — это тот же, кто Сам явля­ется Откровением истины.

Сакраменталист, настаивающий на пер­востепенной важности таинств, не может закрыть глаза на то, что Дающий Тело и Кровь дает также новые заповеди. Сектанту придется признать, что автор этического учения также обладает вла­стью прощать грехи.

Те, кто уже не знает «Христа по плоти», все равно смогут по­знать воскресшего Господа так же, как «бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Каким бы ни было разнооб­разие опыта верующих, над чьей жизнью господствует Христос, каким бы ни было разнообразие описаний того, как Он это господ­ство осуществляет, всегда остается нечто общее. Это то, что влас­тью над христианами обладает именно Иисус, один и тот же Иисус Христос имеет власть над всеми многочисленными сферами их жизни.

Конечно, если мы зададимся целью определить, в чем же есте­ство этого неизменного Иисуса Христа или что дает Ему власть над всеми столь различными областями жизни, то сразу же ока­жемся в самой гуще тянущихся из древности дебатов между хри­стианами. В частности, мы столкнемся с двумя трудностями.

Во-первых, невозможно адекватно выразить через идеи и концепции основополагающий принцип, лежащий в основе личности как таковой. Во-вторых, невозможно сказать что-либо о рассматрива­емой Личности, что не было бы так или иначе связано с конкрет­ными взглядами по поводу церкви, истории и культуры, которыми обладает человек, предпринимающий это описание. Поэтому каждый, в конце концов, испытывает сильное искушение заявить просто: «Иисус Христос — это Иисус Христос» — или положить­ся на метод библейского позитивизма и отделаться цитатами из Нового Завета, избегая какого-либо их объяснения.

Как говорит Ричард Нибур: если адекватно мы сказать ничего не в состоянии, по­пытаемся сказать что-нибудь неадекватно. Поскольку сущность и естество Иисуса Христа не поддаются четкому описанию, можно, по крайней мере, передать словами некоторые обстоятельства, в которых они проявляются. Хотя любое описательное повествова­ние является на деле интерпретацией, оно все же может оказаться интерпретацией объективной реальности[14].

Конечно, любое отобра­жение действительности будет неполным и всегда найдутся недо­вольные, кто обнаружит в нем несоответствие своему собственному опыту общения со Христом, но как-то отразить на бумаге суть Иисуса Христа и Его власть над жизнью христиан все же возможно[15].

Чтобы составить такое описание, выделим и опишем добродетели Иисуса Христа. Его характер, то в чем Иисус Христос показал Бога Отца, хотя достаточно очевидно, что конечному портрету потребуются дополнения в виде других толкований того же предмета и что описание с позиций нравственности не ближе к сути вопроса, чем метафизическое или историческое описание.

 

5.2.2. Добродетели Христа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: