Американский эксперимент




Усло­вия, существовавшие в американских колониях до 1776 г., не благоприятство­вали утверждению какой-то одной церк­ви. Разумеется, большую часть этого времени в каждой отдельной колонии была официальная Церковь — конгрега­ционализм в Новой Англии и Англикан­ская церковь в большинстве других ко­лоний. Но в Род-Айленде, Пенсильва­нии, Нью-Джерси или Делавэре государ­ственной Церкви не было, а в других по­селениях против официальной религии нередко выступали многочисленные баптисты и квакеры. Из-за большого ко­личества диссентеров и необходимости привлекать поселенцев вне зависимости от религиозных взглядов было трудно установить господствующее вероиспове­дание. Ко времени Революции, когда об­разовавшиеся штаты составляли свои конституции, они в большинстве лиши­ли церкви официального статуса. По­степенно от этого принципа отказались все штаты. Последние пережитки госу­дарственного положения Церкви сохра­нялись в Массачусетсе до 1833г.

Конституция США запретила прове­рять религиозную принадлежность кан­дидатов на государственные посты, а Первая поправка требует, чтобы «кон­гресс не принимал законов, объявляю­щих религию государственной или за­прещающих ее свободное отправление». Эксперимент по установлению новых отношений Церкви и государства на­чался при сильной поддержке баптис­тов, меннонитов, квакеров и большин­ства сторонников методизма и пресвите­риан, которых, как верующих, стремя­щихся жить по Библии, объединяло желание защитить от государства свободу церквей и личной совести. Отцы-осно­ватели — в большинстве своем деисты рационалистического толка— так же стремились защитить государство от клерикального влияния. Кроме того, решить, какой церкви предоставить го­сударственный статус, практически было невозможно из-за того, что новая нация на большей части территории не придерживалась какого-то одного веро­исповедания.

Хотя сейчас возникли споры об ис­тинных намерениях отцов-основателей, наиболее вероятным кажется, что Т. Джефферсон со своими сторонника­ми, как и подавляющее большинство протестантов евангелических исповеда­ний, преобладавших в США во времена образования нации, считали, что ради общественного блага и здоровья самой истинной религии «стену разделения» между Церквью и государством необхо­димо сохранить любой ценой. Счита­лось, что лучшее правительство — то, которое управляет меньше всего, а рели­гия в своей основе касается лишь отно­шений между личностью и Богом, и по­тому нет причин для столкновения по­литических и религиозных интересов. Стремясь полностью разделить церков­ные и государственные институты, со­здатели Американского государства от­нюдь не пытались устранить религию из жизни нации. Общие упоминания о ре­лигии большинства во времена, когда нация была в значительной степени од­нородной, были вполне допустимы. Эти общепринятые взгляды определяли в Америке отношения Церкви и государ­ства в течение всего XIX в.

Однако у меньшинства была своя точка зрения, которую выразил, в частности, Дж. Адамс. Он считал, что главная цель Первой поправки — предотвратить вмешательство в религиозные дела федерального правительства, чтобы та­кие вопросы мог решать каждый штат. В конце концов некоторые из тех, кто раз­вивал эту позицию, пришли к утверж­дению, что Первая поправка должна бы­ла превратить Соединенные Штаты в христианское государство, нейтраль­ное, однако, по отношению к отдельным вероисповеданиям.

Когда в XX в. культура и верования Америки стали более разнообразными, господствовавший в XIX столетии прин­цип последовательного разделения Церкви и государства начали все чаще оспаривать. Сейчас многие доказывают, что в действительности те, кто голосо­вал за Первую поправку, не были едино­душны, и, следовательно, определить их первоначальные намерения невоз­можно. Поэтому толкования этого доку­мента сильно различаются. Некоторые требуют воздвигнуть между Церковью и государством настоящую «берлинскую стену» (слава Богу, уже рухнула), которая бы привела к полной секу­ляризации общества и совершенному исключению религии из жизни нации; другие выступают за большую проница­емость стены между ними, которая бы поз­волила влиться в поток национального существования живому течению граж­данской религии.

Исторически этот новый период от­ношений Церкви и государства начался в 1920-е годы, когда старый протестант­ский истеблишмент совершил культур­ное самоубийство, участвуя в междо­усобном споре фундаменталистов и мо­дернистов. В плане теологии его начало связано с волной либеральной теологии, захлестнувшей протестантские церкви в первой четверти XX в. и ослабившей в аме­риканском обществе способность сопро­тивляться экспансии светского гума­низма и ассимилировать огромные ко­личества иммигрантов, прибывавших в страну в то время. Юридически и поли­тически он начался с 1940 г. Вехой стало решение Верховного суда («Кэнтуэлл и другие против штата Коннектикут»), которое разом перевело отношения между Церковью и государством из компетен­ции штатов в федеральную юрисдик­цию. С этого времени суды рассмотрели множество важнейших дел о религии, так или иначе связанных с Первой поправкой,— об ограничениях пред­принимательской деятельности по вос­кресеньям, налогообложении церков­ной собственности, о религии и молит­вах в государственных школах, об об­щественном содействии приходскому образованию, о лоббистской деятельно­сти церквей, об отказе от службы в ар­мии, об абортах, о порнографии и цензу­ре, об отказе платить военные налоги. Сейчас обсуждаются другие проблемы в отношениях Церкви и государства, например, статус военных священников и за­коны, ограничивающие деятельность т.н. культов.

За время, прошедшее с 1940г., Вер­ховный суд установил несколько прин­ципов разрешения противоречий между Церковью и государством. Так, в 1947г., в деле «Эверсон против Минис­терства просвещения», он применил «теорию о благе ребенка». В 1971г. (де­ла «Эрл против ДиЧензо» и «Лемон про­тив Курцмана») был принят принцип «свидетельств излишнего вовлечения» Церкви и государства в дела друг друга. Тем не менее, решить, что в Америке XX в. было бы равносильно «установле­нию государственной религии», и опре­делить, где свободы отдельных людей или их групп начинают противоречить свободе других или требованию «наи­большего блага для общества», Верхов­ному суду было трудно. Более того, по той причине, что в обществе сопернича­ют взгляды самых разных религиозных и этнических групп и не существует оче­видных общепринятых моральных цен­ностей, трудно принимать решения, которые удовлетворяли бы явное боль­шинство американцев.

Со времен Второй мировой войны теологи, историки и другие ученые не внесли существенных дополнений в об­суждение проблемы Церкви и государ­ства. Исключение составляет лишь труд Э.Ф. Стоукса и Л.Пфеффера[3], имеющий непреходящее значение и лежащий в ос­нове любого анализа современных отно­шений Церкви и государства в Америке. Среди ведущих исследователей в этой области — Дж.Э. Вуд-мл. и сотрудники Journal of Church and State. В полемике и анализе первенство принадлежит таким организациям, как Объединение амери­канцев за отделение Церкви от государ­ства (AUSCS). Но даже оно, хотя долго выступало за сооружение «стены разде­ления», отчасти утратило былое единст­во в этих вопросах. Наконец, есть осно­вания ожидать, что все увеличивающее­ся число приверженцев авторитарных сект и появление в религиозной жизни Америки нового правого крыла в бли­жайшие годы станут глубинной причи­ной изменения самого понятия «отделе­ния Церкви от государства». Возможно, при этом государство будет больше вме­шиваться в религиозные дела[4].

 

Россия сегодня

Представители Православной Церкви в России, такие например как А.Н. Швечиков к.ф.н., доцент, директор Межвузовского центра гуманитарного образования по религиоведению говорит о необходимости ТЕСНОГО союза Церкви и государства. Он утверждает, что, союз Церкви и государства есть благо для обеих сторон, ибо он позволяет каждой стороне более точно использовать все свои внутренние резервы на обеспечение достойной жизни: для государства – граждан, для церкви – паствы. Объединяющим началом церкви и государства является духовность, ибо не только церковь, но и государство в глубинной основе своей духовно. «Государство, - писал И.А. Ильин, - по своей основной идее есть духовный союз людей»[5]. Хотя конечные цели государства и церкви не совпадают: государство печется о земном благополучии людей, а церковь – об их вечном спасении, их объединяет духовный и нравственный смысл соработничества, их общее стремление к истине, торжеству добра и ограничению зла, к формированию достойного члена человеческого сообщества – вот такие умозаключения выводит А.Н. Швечиков[6].

Представители Христиан Веры Евангельской также активно включены в диалог с государством. Многие удовлетворены тем, что реализация прав и свобод верующих осуществляется в Российской Федерации на основе принципа отделения религиозных объединений от государства. Важным и неоспоримым положением следует признать подчеркивание того, что никакая религия либо атеистическая идеология не устанавливается в качестве государственной или обязательной, а государство не поддерживает пропаганду атеистических идей и учений, включая атеистические или агностические взгляды на религию. И особенно важным является закрепление положения о том, что светский не значит атеистический. По мнению большинства евангельских христиан государство просто обязано создать условия, чтобы верующие не чувствовали себя людьми второго сорта по сравнению с атеистами. Стоит заметить и то, что, как показывает практика, атеист - не есть лишь просто неверующий человек.

В нашей стране атеизм - это до сих пор именно воинствующее и агрессивное отрицание религии, это конкретная идеология, прежде всего - резко антихристианская. Настоящий подход призван защитить верующих от глумления над их религиозными чувствами.
Никакое обеспечение равенства прав и свобод человека невозможно, если не пресекается проповедь неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, если не останавливается деятельность, направленная на оскорбление религиозных чувств верующих и возбуждение религиозной вражды. Государство не может допускать оправдание или поощрение межрелигиозной ненависти и вражды, в какой бы то ни было форме.
Определенные в концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации (от 25.05.2001), разработанной Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации и Институтом государственно-конфессиональных отношений и права, в лице Понкина И.В. и Ситниткова А.В. цели, основные задачи и принципы политики государства в сфере отношений с религиозными объединениями отмечают принцип светского характера государства, равенства прав и свобод человека независимо от его отношения к религии, принцип свободы совести и свободы вероисповедания. Без этих основополагающих положений невозможно поддержание социальной стабильности, межрелигиозного мира и согласия – утверждают представители протестантских Церквей[7].
«Безусловно, концепция не лишена некоторых недостатков, шероховатостей, требует дальнейшей доработки и совершенствования. Но даже сегодняшний ее вариант практически отвечает интересам Евангельских Христиан России и воззрениям на то, как должны строиться взаимоотношения между государством и религиозными объединениями» – утверждают многие Евангельские христиане.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: