Тема 1. Что такое машина




Задание 1. Вспомните способы образования отглагольных существительных.

 

С помощью суффикса -ени(е), -ани(е) Изучать – изучение С помощью суффикса -ство Производить – производство С помощью нулевого суффикса Заменять – замена

 

Образуйте существительные от глаголов:

Глагол Имя существительное
С помощью суффикса -ени(е), -ани(е)
Двигаться  
Преобразовывать  
Информировать  
Выполнять  
Облегчать  
Повышать  
Создавать  
Повышать  
Выделять  
С помощью суффикса -ство
Производить  
С помощью нулевого суффикса
Заменять  

Задание 2. Вспомните способы образования причастий:

Время Залог
  Активные причастия Пассивные причастия
Настоящее время 1 спряжение 2 спряжение 1 спряжение 2 спряжение
Основа наст. вр. + суффикс-ущ- /-ющ- создающий Основа наст. вр. + суффикс ащ- /-ящ- строящий Основа наст. вр. + суффикс -ом- (-ем-)   создаваемый Основа наст. вр. + суффикс -им- строимый
Прошедшее время Основа на гласный Основа на согласный Основа на -ить Основа не на -ить
Основа инфинитива + суффикс-ш- несший Основа инфинитива + суффикс–вш- строивший Основа инфинитива + суффикс–енн- построенный Основа инфинитива + суффикс–нн / т созданный/ взятый

Задание 3. Образуйте причастия от глаголов

 

Глагол Пассивное причастие
  настоящего времени прошедшего времени
Создавать машины создаваемый созданный
Использовать механизм    
Изучать объект    
Выполнять задание    
Повышать эффективность    

Задание 4. Составьте словосочетания / предложения с полученными причастиями.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Дайте определения словам: многофункциональный, многоярусный, четырехколесный, используя конструкцию:

 

Какой – это такой, который

 

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Задание 6. Замените сложноподчиненное предложение предложением с причастным оборотом по модели.

Устройство, которое создано для зарядки приборов, называется зарядным. – Устройство, созданное для зарядки приборов, называется зарядным.

 

1. Устройство, которое создано для подъема объектов, называется подъемным.

____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Устройство, которое состоит из нескольких уровней (ярусов), называется многоярусным.

____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Устройство, которое сделано их металла, называется металлическим.

____________________________________________________________________________________________________________________________

4. Устройство, которое работает за счет электрической энергии, называется электрическим.

____________________________________________________________________________________________________________________________

5. Устройство, которое создано для вентиляции, называется вентиляционным.

____________________________________________________________________________________________________________________________

6. Устройство, которое создано человеком, называется искусственным устройством.

____________________________________________________________________________________________________________________________

7. Устройство, которое работает за счет электроэнергии и служит для зарядки приборов, называется электрическим зарядным устройством.

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7. Создайте предложения, используя слова и выражения:

Играть важную роль (в чем), появиться (чему) благодаря помощи (чего), использовать природные материалы (для чего), изготавливать синтетические материалы (для чего, из чего), приводить в движение (что), совершенствовать механизмы (какие, для чего, с какой целью), потреблять энергию (какую, для чего), приводить в действие (что, для чего), использовать энергию (какую, для чего, в каких целях), превзойти по мощности (что).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 8. Создайте словосочетания по модели

имя прилагательное + имя существительное

Механизм Машина Устройство Инструмент Сложный Высокоэффективный Энергосберегающий Крупногабаритный Передаточный Рабочий Искусственный Электрический Зарядный

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Образуйте существительные от глаголов, составьте словосочетания и запишите их. Обратите внимание на изменение падежа: глагол используется с существительным в винительном падеже, отглагольное существительное – с существительным в родительном падеже:

выполнять (что?) работу (вин. п.) выполнение (чего?) работы (род.п.)
Словосочетание с глаголом Словосочетание с существительным
Выполнять работу   Потреблять энергию Высвобождать энергию Накапливать энергию Уничтожать энергию Сохранять энергию Вращать колесо Возвращать в исходное состояние Изобретать двигатель Обнаруживать различия Создать двигатель Сжигать топливо Рассеивать энергию Использовать энергию Конструировать аппарат Производить энергию Выполнение работы

 

Задание 10. Вспомните модели создания предложений со значением цели:

Делать что для чего (род.п.) Использовать машины для улучшения условий труда Делать что с целью чего (род.п.) Использовать машины с целью улучшения условий труда Делать что для того, чтобы (придаточное предложение) Использовать машины, чтобы улучшить условия труда

Задание 11. Составьте 8-10 предложений со значением цели, используя словосочетания из двух столбцов:

Черпать энергию Потреблять / потребить энергию Использовать энергию Накапливать / накопить энергию Сжигать / сжечь топливо   Приводить / привести в движение Выполнять / выполнить полезную работу Возвращаться / возвратиться в исходное состояние Закон сохранения энергии Конструировать / сконструировать машину, механизм, устройство Вращать колесо

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Составьте диалог, используя материалы Задания 10. Используйте пассивные конструкции с кратким причастием:

 

Для чего делается / сделано что? Для чего необходимо что? Для чего необходимо сделать что?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Подготовьте слова к диктанту и научитесь быстро произносить их: машина, устройство, движение, преобразование, материал, информация, электрический, механический, многофункциональный, искусственный, эффективный, поступательный, новый, твердый, объект.

 


Тема 2. Виды машин

 

 

Задание 1. Укажите соответствия глаголов и отглагольных существительных.

 

Имена существительные Глаголы
Информация  
Контроль  
Управление  
Соединение  
  Имитировать
  Получать
  Преобразовывать

 

Задание 2. Образуйте прилагательные от имен существительных:

 

Существительное Прилагательное
Информация Информационный
Контроль  
Техника  
Технология  
Транспорт  
Автомат  
Математика  
Работа  
Энергетика  
Энергия  

 

Обратите внимание на разницу в значении слов-паронимов. Составьте с ними словосочетания.

Энергичный – энергетический

Техничный – технический – технологичный – технологический

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Образуйте активные причастия настоящего времени от глаголов:

 

Глагол Активное причастие настоящего времени
Информировать Информирующий
Контролировать  
Транспортировать  
Измерять  
Управлять  
Работать  

 

Задание 4. Сопоставьте однокоренные прилагательные и причастия, сравните их значения, составьте с ними словосочетания. Подготовьтесь к диктанту.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Трансформируйте предложения, используя модель

 

Какой (есть) такой, который

 

 

Информационная машина (informational machine) служит для получения и преобразования информации. Информационная машина– такая машина, которая служит дляполучения и преобразования информации.
Контрольно-управляющая (control machine, monitoring equipment) машина преобразует информацию с целью управления энергетическими или рабочими машинами,  
а математическая машина – с целью получения математических образов, соответствующих свойствам объекта.  
Кибернетическая машина (cybernetics, cybernetic machine) имитирует или заменяет человека в процессах деятельности, присущих только ему или объектам живой природы, и обладает элементами искусственного интеллекта.  
Рабочая машина (material-working machine) предназначена для преобразования материалов,  
причем транспортная (transport machine) машина преобразует материал только путем изменения положения объекта,  
а технологическая (technological machine) – форму, свойства и положение материала или объекта.  
Энергетической машиной (power machine, engine, generator) называется машина, предназначенная для преобразования энергии.  
Если осуществляется преобразование какого-либо вида энергии в механическую, то имеем дело с машиной-двигателем,  
если же процесс обратный – с машиной-генератором.  
Машиной-автоматом называется такая машина, в которой все преобразование энергии, материалов и информации происходит без непосредственного участия человека.  
Машинным агрегатом называется техническая система, состоящая из одной или нескольких машин, соединенных последовательно или параллельно, и предназначенная для выполнения каких-либо требуемых функций.  

Задание 6. Сопоставьте информацию о видах и типах машин и заполните таблицу «Виды машин».

 

Машины
Информационная Кибернетическая    
             
             

Задание 7. Образуйте имена существительные от глаголов.

 

Глаголы Имена существительные
Манипулировать (чем) Интегрировать Упаковывать (что) Сортировать Обмерять Поднимать    

 

Задание 8. Познакомьтесь со словами и определите их значение, опираясь на состав. Определения запишите. Проверьте ваши определения по словарю.

тепловоз вертолеты электрогенератор транспортер автооператор манипулятор подъемник шагающая машина ползающая машина паровая машина упаковочная машина сельскохозяйственная машина полиграфическая машина металлообрабатывающий станок прокатный стан ткацкий станок  

.

Задание 9. Используя материалы таблицы и текста «Типы машин», создайте предложения по модели:

 

Что (им.п.) относится к чему (дат.п.) Что (им.п.) является видом / разновидностью чего (род.п.) Что (им.п.) относится к классу чего (род.п.) К чему (дат.п.) можно отнести что (вин.п.)

 

 

Примеры Типы / классы машин
автомобиль самолет транспортер робот манипулятор турбина ДВС электрогенератор металлообрабатывающий станок ткацкий станок сельскохозяйственные машины полиграфические машины измерительные машины сортирующие машины Технологические машины Энергетические машины Контрольно-управляющие машины Транспортные машины Кибернетические машины Математические машины

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 10. Обратите внимание на то, какие конструкции используются для определения объектов в тексте «Типы машин». Выпишите их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 11. Опишите объекты (5-6), находящиеся в аудитории, используя эти конструкции:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Подготовьте слова к диктанту и научитесь быстро произносить их: информационный, преобразование, контрольно-управляющая машина, математические образы, свойства объекта, кибернетический, имитировать, технологический, генератор, непосредственное участие человека, агрегат, последовательно, параллельно.

 

Текст для работы.

Машина есть устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации с целью замены или облегчения физического и умственного труда человека. В зависимости от основного назначения различают энергетические, рабочие, информационные и кибернетические машины.

Энергетические машины предназначены для преобразования любого вида энергии в механическую (и наоборот). К ним относятся электродвигатели, турбины, двигатели внутреннего сгорания, паровые машины, электрогенераторы.

Рабочей машиной называется машина, предназначенная для преобразования материалов. Рабочие машины подразделяются на транспортные и технологические.

Транспортной машиной называется рабочая машина, в которой преобразование материала состоит только в изменении положения перемещаемого объекта. К транспортным машинам относятся автомобили, тракторы, тепловозы, самолеты, вертолеты, подъемники, краны, транспортеры.

Технологической машиной называется рабочая машина, в которой преобразование материала состоит в изменении формы, свойств и состояния материала или обрабатываемого объекта. К технологическим машинам относятся металлообрабатывающие станки, прокатные станы, ткацкие станки, упаковочные, пищевые, сельскохозяйственные, полиграфические и другие машины.

Информационной машиной называется машина для получения и преобразования информации. Информационные машины подразделяются на контрольно-управляющие и математические.

Контрольно-управляющей машиной называется машина, которая преобразует контрольно-измерительную информацию с целью управления энергетической или рабочей машиной. К таким машинам можно отнести, например, машины, которые производят не только обмер деталей, но и их сортировку по размерам и другим показателям. Применяемые в современных автоматических линиях контрольно-измерительные машины и приборы не только контролируют процесс, но и управляют им, сигнализируя и автоматически корректируя этот процесс во время работы линии.

Математической машиной называется машина, которая преобразует информацию, предоставленную в виде чисел или алгоритмов. К таким машинам относятся арифмометры, механические интеграторы, бухгалтерские машины.

Кибернетической машиной называется машина, заменяющая или имитирующая различные механические, физиологические или биологические процессы, присущие человеку и живой природе, и обладающая элементами искусственного интеллекта. К таким машинам относятся автооператоры, роботы, манипуляторы, шагающие, ползающие

и другие машины. Главной особенностью этих машин является их "очувствление" c помощью соответствующих датчиков, телевизионных и других устройств.

Машины, в которых все преобразования энергии материалов и информации выполняются без непосредственного участия человека, называются машинами-автоматами.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: