Ш. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическим занятиям.

Прежде всего, обратите внимание на те факторы, которые определяли развитие советского государства в начале 1920-х гг. Вывод большевистских идеологов о том, что «мировая революция задерживается», привёл к пониманию необходимости стабилизации и укрепления государственности. Впоследствии было сформулировано положение о возможности построения социализма в одной стране. Эти положения стали концептуальной основой советской политики в 1920-х гг.

Изучите особенности развития государства и права в период НЭПа. Стабилизация и укрепление Советской страны как оплота будущей мировой социалистической революции предполагали укрепление границ страны, урегулирование внешнеполитических отношений, укрепление власти внутри страны. В связи с этим назрела задача оформления отношений между советскими республиками, возникшими на пространстве бывшей Российской империи в результате победы большевиков в гражданской войне.

 
 


Создание Союза советских республик и первая

Конституция СССР изучаются на практическом занятии.

1. Образование СССР: причины, подготовка, оформление союза.

Обращаясь к изучению проблемы образования СССР, следует остановиться на вопросе о причинах и предпосылках становления Союза, рассмотреть взаимоотношения республик в 1917-1922 гг., этапы объединительного движения.

Возникновение РСФСР как социалистического многонационального государства было связано с принятием Декларации прав народов России в 1917 г., провозгласившей новые принципы отношений между нациями. Именно в Декларации была высказана идея о федеративном устройстве страны, хотя этап федерации рассматривался как переходный на пути к более прочному союзу народов, становление которого связывалось с осуществлением мировой революции.

С 1918 по 1922 гг. развитие союза республик шло в двух направлениях: по пути вхождения республик и автономий в состав РСФСР и по пути заключения двусторонних договоров между РСФСР и другими независимыми республиками. Таким образом, складывались многоуровневые отношения между национально-государственными образованиями, ранее входившими в Российскую империю.

Следует внимательно ознакомиться с текстом принятых в 1922 г. Декларации и Договора об образовании СССР, которые в последующем были включены в Конституцию СССР 1924 г. На основе этих документов изучите содержащуюся в документе систему аргументов в пользу союза республик.

Модель государственного устройства союза республик, как известно, рождалась в резких дискуссиях. Необходимо проанализировать концепцию объединения, которая формировалась в партийно-политическом руководстве РСФСР, выделить при этом различные позиции участников дискуссии, оценить их. При изучении этих вопросов целесообразно вновь обратиться к уже изученным правовым документам 1917-1918 гг., касающимся национальной политики и национально-государственных отношений. Для возможно более полного ответа на вопрос о содержании внутрипартийной дискуссии о принципах создания СССР рекомендуется ознакомиться с запиской В.И.Ленина, направленной 30 декабря 1922 г. в ЦК РКП(б) ("К вопросу о национальностях или об "автономизации" – ПСС, т.45, с.356-362).

При подготовке к семинарскому занятию следует изучить содержание предложенных проектов создания многонационального советского государства:

- проект автономизации с вхождением республик в состав РСФСР на условиях их разноуровневой автономии

- проект создания союзного государства на условиях равноправия союзных республик.

Как известно, Конституция СССР 1924 г. закрепила создание союза нового типа. Изучите основные характеристики этого союза. Следует осмыслить идеологическую основу конституции, установленные ею принципы устройства СССР,

2. Система органов государственной власти и управления.

Изучая систему органов власти и управления СССР (гл.3,4,5,6), охарактеризуйте

- систему органов центральной (союзной) власти, их соподчиненность между собой, механизм их связи с республиканскими органами;

- функции, компетенцию и полномочия каждого из органов центральной власти и управления, его состав, механизм формирования;

- органы власти и управления в союзных и автономных республиках;

- советские местные органы.

Обратите внимание на выделение в Конституции трёх основных управленческих уровней: союзного, союзно-республиканского, республиканского. Разберитесь в том, какие отрасли управления отнесены к каждому из уровней.

3. Национально-государственное устройство СССР.

Рассмотрите статус союзных республик по Конституции СССР 1924 г. В контексте проблемы отношений союзного центра и республик нужно изучить гл.2, в которой говорится о суверенных правах союзных республик. Прокомментируйте эти конституционные положения. Задумайтесь: каковы механизм реализации республиками своих суверенных прав и их гарантии? В поисках ответа соотнесите положения гл.2 и гл.1 Конституции.

Рассмотрите гл.10 "О союзных республиках":

- составьте представление об органах государственной власти и управления республиканского уровня,

- вернитесь ещё раз к распределению предметов ведения между союзными и республиканскими органами (гл.1), при этом выделите полномочия республик и союзного центра; на основе ст.67 и 68 выделите управленческие функции союзно-республиканского и республиканского масштаба.

Рассмотрите вопрос о механизме урегулирования возможных спорных проблем между союзными республиками.

4. Правоохранительные органы (судебная система, ОГПУ).

Система правоохранительных органов представлена в Конституции главами "О Верховном суде" (гл.7) и "Об ОГПУ" (гл.9). На основе этих глав охарактеризуйте:

- задачи Верховного суда;

- его компетенцию (выделите его роль в сфере законодательной деятельности, контрольные функции по отношению к верховным судам республик, возможности Верховного суда СССР выступать в роли суда первой инстанции);

- структуру Верховного суда СССР (ст.44,45,48);

- положение прокуратуры в системе Верховного суда, обязанности прокурора Верховного суда СССР (ст.46);

- задачи ОГПУ (ст.61);

- структура органов ОГПУ (ст.62);

- система надзора за деятельностью органов ОГПУ (ст.63).

Завершая изучение Конституции СССР 1924 г., следует сделать вывод о значении Конституции СССР 1924 г., об историческом месте данного документа в государственно-правовой истории страны.

 

На основе знания важнейших положений конституции СССР 1924 г. следует самостоятельно изучить процесс дальнейшего развития Союза советских республик во второй половине 1920-х гг. Составьте также представление о содержании административно-территориальной реформы 1923-1928 гг.

Изучая особенности советской государственности 1920-х гг., обратите внимание на усиление роли Коммунистической (большевистской) партии в жизни государства, что обеспечивалось развитием система партийно-государственного контроля, внедрением новой системы кадрового отбора (номенклатурной системы) в государственном аппарате, созданием партийных организаций (фракций) во всех организациях.

Изучите содержание военной реформы 1922-1925 гг.

Рассмотрите реорганизацию и развитие НКВД и органов государственной безопасности. Изучите компетенцию и полномочия, структуру органов, функции ГПУ-ОГПУ.

Изучите содержание судебной реформы 1922-1924 гг. на основе "Положения о судоустройстве РСФСР" и "Основ судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик". Рассмотрите в контексте судебной реформы реформу прокуратуры, адвокатуры, нотариата.

Приступая к изучению истории отечественного права 1920-х гг. Рассмотрите, прежде всего, новые подходы к праву и общие черты в развития советского права в 1920-х гг. Подумайте о том, каковы были источники права на данном этапе. Изучите процесс кодификации советского права в 1920-х гг.

Представления об основах конституционного права в полной мере даёт Конституция СССР 1924 г., о которой уже говорилось выше.

Обратите внимание на то, что налоговое законодательство 1921-1922 гг., кредитная и финансовая реформы рассматривались на том этапе как инструменты государственного администрирования в отношении хозяйствующих субъектов. Эти специфические отрасли советского права формировались как механизмы, обеспечивавшие реализацию планов Новой экономической политики. Ознакомьтесь на основе учебной литературы с их содержанием.

 
 


Изучению основ советского гражданского права

посвящено практическое занятие.

1. Разработка гражданского кодекса. Цели и задачи советского гражданского права.

Приступая к изучению ГК 1922 г., охарактеризуйте новые политические и социально-экономических условия, в которых Кодекс готовился и принимался. Рассмотрите регулирование гражданско-правовых отношений в условиях перехода к НЭПу. Определите при этом значение решения десятого съезда РКП(б) "О замене продовольственной разверстки продовольственным налогом". Необходимо показать, как изменилась концепция гражданского права в связи с переходом к НЭПу. Следует упомянуть также появившееся в связи с потребностями НЭПа законодательстве 1921 г. о лицах, видах собственности, объектах гражданского оборота, видах договоров. Возникло регулирование торгового оборота через товарные и фондовые биржи. Стали формироваться типичные виды имущественного оборота в условиях складывавшейся многоукладной экономики.

Понятие многоукладной экономики весьма точно отражает существовавшее в стране социально-экономическое положение:

- ведущее значение в результате политики государства имел государственный сектор, за ним сохранялись т.н. «командные высоты»;

- огромную роль играло крестьянское и кустарное мелкотоварное производство,

- декларировалось создание государственно-капиталистических предприятий (как на основе долевого участия отечественных «нэпманов», так и на основе концессий.

Новые общие тенденции в сфере гражданского права отразились в Постановлении ВЦИК РСФСР "Об основных частных имущественных правах" (1921). Составьте представление о содержании данного документа.

Далее на основе изучения учебной и дополнительной литературы следует рассмотреть процесс подготовки Кодекса, определить его основные задачи, особенности данного документа по сравнению с другими правовыми документами этого периода.

Переходя к изучению текста Кодекса, обратите внимание на следующие общие положения: имеет ли ГК обратную силу ("О введении в действие…" - ст.3-6) в какой степени ГК регулирует права иностранцев (там же, ст.8). Особенно важно осмыслить: абсолютно ли признание гражданских прав за населением РСФСР, каков критерий при решении вопроса о гражданских правах (ст.1)?

2. Субъекты гражданских правоотношений (лица).

Главными вопросами при изучении раздела "Субъекты прав" являются:

- Кто признается субъектом права (ст.4)?

- Что включает понятие о полноте гражданских прав (ст.5)?

- Чем и каким образом может быть ограничена правоспособность и дееспособность (ст.6,8-10)?

- Какова сущность понятия "юридическое лицо" (ст.13,19)?

- Каков был порядок возникновения юридических лиц (ст.14,15), прекращения их деятельности (ст18)?

- В какой сфере деятельности права юридических лиц были изначально ограничены (ст.17)?

3. Объекты гражданских правоотношений (имущества).

Обратите внимание на общий подход к данной проблеме, закрепленный в примечании к ст.21.

Следует выделить те объекты, которые были изъяты из гражданского оборота. Ознакомьтесь в связи со ст.21-24, прокомментируйте их.

4. Вещное право (право собственности, право владения, право залога, право застройки).

Изучая вопрос о праве собственности, рассмотрите:

- виды собственности, которые различает ГК, объекты, которые могут входить в каждый из видов (ст.52-57);

- в какой мере полным и абсолютным признается право собственности (ст.58)? В какой мере права собственника были гарантированы (ст.59,60)? Каковы были нормы передачи прав собственности (ст.66,67,69,70)?

Ознакомьтесь с основными положениями права застройки (ст71-84) и залога имущества (ст.85-105).

5. Механизм установления, изменения или прекращения гражданских правоотношений. Основания возникновения обязательств. Виды договоров.

Рассмотрите определение в кодексе общих оснований установления, изменения или прекращения гражданских правоотношений.

Изучая нормативные положения о сделках, остановитесь на вопросах:

- форма совершения сделок (ст.27,28, 136,137);

- условия недействительности сделок (ст.29—34,138);

- отлагательные условия по сделкам (ст.41-43).

Целесообразно рассмотреть в комплексе с вопросом о сделках общие нормы обязательственного права. Необходимо уяснить основания возникновения обязательств – как вполне традиционные, так и новые по сути (ст.106,399,400,403,404). Рассмотрите, каковы были предусмотренные меры обеспечения обязательств из договоров (ст.127,141,143), каковы были условия прекращения обязательств (ст.129).

Рассмотрите виды договоров по ГК. По основным видам договоров выделите наиболее важные положения, особенности правового регулирования. Например:

- имущественный наем: Каков его максимальный срок (ст.154)? Какие категории граждан имеют льготы при найме жилья (ст.156)?

- купля-продажа: Каковы условия купли-продажи жилья (ст.182)

- заем: Каков процент, установленный по долгу законом (ст.110)?

- товарищества: Какие виды товариществ были установлены по ГК?

и т.д.

6. Наследственное право.

Наследственное право по сравнению с предыдущим периодом претерпело существенные изменения. Подумайте, с чем было связано изменение норм наследственного права в начале 20-х гг.?

Был восстановлен сам механизм наследования. Но при этом был установлен предельный размер наследства (ст.416). Если размер наследства превышал установленную границу, законодатель предусматривал механизм решения этого вопроса (ст.417). Нужно иметь в виду, что через несколько лет, в 1926 г. эти положения ГК были отменены, регулирование стало осуществляться через прогрессивное налогообложение наследства.

Освещая наследственное право, имейте в виду следующие вопросы:

- Кто включался в круг наследников по закону и по завещанию (ст.418)? Как вы думаете, почему определена возможность наследования только по нисходящей линии родства?

- Кому переходило наследство, если наследники были лишены прав завещателем (ст.422)? А если наследники сами от них отказались (ст.429)?

Подводя итог изучению ГК 1922 г., оцените его значение.

 

В развитие гражданского кодекса были приняты другие нормативно-правовые акты, регулирующие гражданские правоотношения, а также особый статус государственных имуществ.

Изучите основные положения Земельного кодекса 1922 г., необходимость принятия которого также была связана с политикой НЭПа. С положениями Гражданского кодекса следует соотнести разрешенные и запрещенные Земельным кодексом сделки с земельными объектами. Обратите внимание на то, кто мог быть субъектом землепользования, как определялись нормы землепользования.

Нужно иметь в виду, что Земельному кодексу в основных положениях соответствовал Лесной кодекс 1923 г.

Ознакомьтесь на основе учебной литературы с положениями КЗоТ 1922 г. и при этом обратите внимание на те изменения, которые произошли в трудовом правое НЭПа по сравнению с предшествующим периодом.

Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г. также содержал существенные изменения, уточняющие условия регистрации брака, личные и имущественные отношения супругов, положение детей.

Самостоятельно на основе учебной литературы следует ознакомьтесь также с основами гражданского процесса по ГПК 1923 г.: рассмотрите общие принципы процесса, основные процессуальные действия.

 
 


Изучению Уголовного кодекса 1922 г. посвящено

Практическое занятие.

1. Разработка и принятие УК 1922 г. Общие задачи советского уголовного права

Прежде всего, следует на основе учебной и дополнительной литературы изучить вопрос об обстоятельствах подготовки и принятия УК: охарактеризуйте сущность новых политических условий, в которых проводилась подготовка УК; задачи, которые стояли перед советским уголовным правом в тот период. Охарактеризуйте источники уголовного права в начале 1920-х гг. В связи с этим обратите внимание на текст Постановления ВЦИК "О введении в действие УК РСФСР" (Хрестоматия… - с.72). Задайтесь вопросом: имел ли принятый УК обратную силу?

Каково пространство (пределы) действия нового УК? Распространялось ли его действие на лиц, не являвшихся гражданами РСФСР (п.1-4)?

Как определялись в документе задачи советского уголовного права (ст.5)? Подумайте, что изменилось в их понимании со времени принятия "Руководящих начал"? Остановитесь в связи с этим на рассмотрении концепции "революционной законности". Обратите внимание, предусмотрена ли в УК возможность внесудебной репрессии (ст.9), решения по аналогии (ст.11)?

2. Основные положения Общей части УК.

Рассмотрение основных положений Общей части УК следует начать с определения понятия преступления (ст.6). Сопоставьте содержание ст.6 и ст.7: нет ли здесь противоречия?

Обратите внимание, как рассматривает УК проблему вины (ст.11)?

Какие стадии совершения преступления выделены в кодексе (ст.12-14)? Обратите внимание, какие последствия имеет та или иная стадия, какие меры ответственности предусмотрены за неоконченное преступление?

Рассмотрите также, какие ролевые различия выделяются при рассмотрении вопроса о соучастии (ст.16), чем определяется мера ответственности соучастников (ст.15).

Охарактеризуйте возраст наступления уголовной ответственности (ст.18). Сравните при этом положение УК и "Руководящих начал…" по данному вопросу и сделайте вывод: ужесточение или смягчение норм уголовного права имело место.

Рассмотрите, изменились ли по сравнению с "Руководящими началами…" представления об обстоятельствах, освобождающих от уголовной ответственности (ст.17,19,20)?

На основе внимательного изучения ст.25, составьте представление об обстоятельствах, смягчающих и отягощающих ответственность. Сравните с аналогичными положениями "Руководящих начал…": какие аспекты данного вопроса в УК были уточнены, получили дальнейшее развитие?

Прежде, чем характеризовать систему наказаний, выделите: каковы цели наказания (ст.8), что учитывалось судом при определении меры наказания (ст.24), каковы общие принципы установления наказания (ст.26,29,30,36,50).

Выделите две основные категории преступлений, которые различаются УК в зависимости от возможности повышения или понижения судом установленных законом пределов наказания (ст.27). Рассмотрите также, возможно ли установление наказания ниже низшего предела, указанного в соответствующей статье (ст.28).

Далее следует характеризовать систему наказаний, опираясь на соответствующие статьи УК (ст.32-45). Целесообразно выделить при этом, как и в "Руководящих началах": меры общественного воздействия, административные, имущественные, лишение свободы, политические. Обратите внимание, каков максимальный срок лишения свободы (ст.34), каковы возможности условного осуждения (ст.36,37), досрочного освобождения (ст.51-56), какие меры названы в УК мерами социальной защиты (ст.46-49) и каковы основания их применения.

3. Основные положения Особенной части УК: виды преступлений и санкции по ним.

Особенная часть УК включает рассмотрение системы преступлений, отдельных видов и составов преступлений и санкций по ним.

Охарактеризуйте, какова сущность контрреволюционных преступлений (ст.57), какие действия квалифицировались УК как контрреволюционные преступления (ст.58-73).

Далее по такой же схеме следует характеризовать:

- преступления против порядка управления (ст.74-104);

- должностные (служебные) преступления (ст.105-118);

- нарушение правил отделения церкви от государства (ст.119-125);

- хозяйственные преступления (ст.126-141);

- преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности (ст.142-179);

- имущественные преступления (ст.180-199);

- воинские преступления (200-214);

- нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок (ст.215-227).

В заключение следует определить значение УК 1922 г. для советской государственно-правовой системы, кратко обозначить изменения и дополнения УК в 1923-1925 гг. и уголовные кодексы союзных республик.

 

Самостоятельно следует ознакомиться на основе учебной литературы с Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1922 г. Следует уяснить заявленные им общие принципы уголовного судопроизводства. Обратите внимание также на особые процессуальные нормы, разберитесь, для какой категории дел они допускались.

В общем контексте государственно-правовой истории следовало бы ознакомиться с информацией о судебных процессах над политической оппозицией 1921-1924 гг. и политических репрессиях 1920-х гг.

Исправительно-трудовое право следует характеризовать на основе учебной литературы. Важнейшими документами этого периода являлись Декрет СНК "Об использовании труда заключенных в местах лишения свободы…" (ноябрь 1921) и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г., где определялись задачи исправительно-трудовой системы, виды учреждений ИТС, регулирование организации и режима содержания заключенных, контроль за местами заключения.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие социально-экономические и политические факторы определяли в 1921- 1928 гг. развитие советского государства и права?

2. Каковы основные этапы формирования Союза ССР?

3. Какие новые черты появились в устройстве советского государства в 1920-х гг.?

4. Сколько республик входили в состав СССР в конце 1920-х гг.?

5. Какое должностное лицо имело высшие полномочия по Конституции СССР 1924 г.?

6. Каково содержание административно-территориальной реформы середины 1920-х гг.?

7. Какова была цель военной реформы 1922-1925 гг.?

8. Какие органы имели в 1920-х гг. судебные полномочия, хотя не являлись органами судебной системы СССР?

9. Каковы общие черты и особенности советского права в 1920-х гг.?

10. Какие виды собственности признавались в СССР в 1920-х гг.?

11. На какие принципы опиралось советское уголовное право в 1920-х гг.?

IV. Рекомендуемая литература.

Источники

Конституция СССР 1924 г.

ГК РСФСР 1922 г.

УК РСФСР 1922 г.

 

Издания в ЭБС (режим доступа):

1. История отечественного государства и права: учебное пособие.Авторы: под ред. Н.В. Михайловой, Г.Ю. Курсковой
Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. http://www.knugafund.ru/books/149265

2. История отечественного государства и права: учебник. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г. http://www.knugafund.ru/books/106682

3. История отечественного государства и права: учебное пособие. Автор: Смирнов С.Н. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009 г. http://www.knugafund.ru/books/106683

 

Основная литература

1. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 2011.

2. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

1. Игнатенко Д.Д., Ромашов Р.А. Социалистическая законность (Юридическое закрепление права на государственный произвол).// ИГиП. – 1999. - № 1-2.

2. Новицкая Т. Е. Кодификация гражданского права в Советской
России. 1920-1922. - М., 1989.

3. Павлова. Механизм политической власти в СССР в 1920-1930-х гг. // ВИ. – 1998. - № 11-12.

4. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. – Т. 1,2. – М., 2003.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...