РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_______________________ /Волосникова Л.М./
__________ _____________ 2011г.
ЭТНОЛИНГВИСТИКА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
Для студентов направления 032700.62 «Филология»,
профиль подготовки – Отечественная филология (русский язык и литература), форма обучения – очная и заочная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы _____________________________/Гаврикова Э.О./
«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры общего языкознания ____________________ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем 21 стр.
Завкафедрой ______________________________/Фролов Н.К./
«______»___________ 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук __________________
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ________________________/Тумакова Е.В./
«______»_____________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А. /
«______»_____________2011 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт гуманитарных наук
Кафедра общего языкознания
Гаврикова Элина Олеговна
ЭТНОЛИНГВИСТИКА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 032700.62 «Филология»,
профиль подготовки – Отечественная филология (русский язык и литература), форма обучения – очная и заочная
|
Тюменский государственный университет
Гаврикова Э. О. Этнолингвистика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.62 «Филология», профиль подготовки – Отечественная филология (русский язык и литература), форма обучения – очная и заочная. Тюмень, 2011, 21 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Этнолингвистика [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания.
Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Фролов Н.К.
© Тюменский государственный университет, 2010.
© Гаврикова Э.О., 2011.
1. Пояснительная записка
Тюменская область сегодня представляет собой полиэтнический регион, где проживает 120 компактно или дисперсно проживающих этносов, в том числе русские, украинцы, западносибирские татары, белорусы, башкиры, чуваши, немцы, ненцы, ханты, азербайджанцы, молдаване, казахи, мордва, коми-зыряне, марийцы, манси, удмурты, армяне, селькупы. Языковая картина территории представляется очень пестрой, так как с функциональной точки зрения включает разноуровневые составляющие: язык межнационального общения – русский; региональные языки межнационального общения – татарский литературный язык, хантыйский литературный язык; младописьменные – мансийский, ненецкий, селькупский; бесписьменные языки – сибиротатарский, кетский. В связи с этим изучение взаимосвязи языка и культуры народов, проживающих на территории Тюменской области, представляется актуальным, так как позволяет сформировать представление об языке как об основном средстве передачи культуры и ее восприятия последующими поколениями; как о средстве формирования, выражения и передачи особой картиной мира, свойственной каждой этнической культуре.
|
Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины – развить представление о способах связи языка и культуры в их взаимодействии. Язык рассматривается как активно действующая часть культуры, как один из основных способов ее формирования, закрепления и передачи информации.
В связи с этим задачами изучения курса являются:
– ознакомление с основными положениями, задачами и понятийным аппаратом этнолингвистики;
- изложение истории развития этого направления в языкознании;
- введение в круг важных проблем современной этнолингвистики;
- формирование осознанного интереса к языковой и речевой культуре этносов, проживающих на территории Тюменской области.
1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина входит в раздел «Б.1.03. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700.62 – «Филология». Профиль подготовки - «Отечественная филология (русский язык и литература)».
|
Для изучения курса «Этнолингвистики» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе в результате ознакомления с дисциплинами гуманитарного, социального цикла, а также общепрофессионального цикла («Введение в языкознание», «Введение в спецфилологию»), где формируются представления о базовых лингвистических понятиях, основной лингвистической терминологии, истории развития языков и их классификации, закладываются базовые принципы, логика и методы научного исследования, основные сведения об языке.
Дисциплина «Этнолингвистика» входит в число теоретических курсов, формирующих систему фундаментальных гуманитарных знаний, исследующих человека в разных аспектах. Одновременно с данной дисциплиной изучаются «Лингвистическое краеведение», «Современный славянский язык». «Этнолингвистика» предшествует знакомству с «Лингвокультурологией», «Русской исторической контактологией», «Историей мировой культуры».