1. Встреча с представителями комитета по делам национальностей Тюменской области.
2. Подготовка научного сообщения на тему «Язык … и нормы поведения» или «Национально-культурная специфика речевого поведения...»
Тема №12. Проблема двуязычия и бикультурности
1.Конспектирование раздела «Языковой контакт» монографии Мечковской Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев. – 2-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 207 с., с.169-178.
2. Подготовка научного сообщения на одну из тем:
Социальные причины двуязычия.
Виды двуязычия.
Надэтнические многоязычные общности.
Языки межэтнического общения.
Креольские языки.
Лингва франка.
Пиджины.
Тема №13. Нетождественность языка и культуры
1.Встреча с представителями Департамента культуры Тюменской области.
2. Перевод на русский язык отрывков произведений.
3. Подготовка научного сообщения на тему «Уподобление языков», «Малые языки России», «Проблемы экологии и ревитализации языков малочисленных народов России», «Глобализация культуры в современном мире»
Тема № 14. Язык и культура в современном мире
1. Конспектирование главы «Национально-языковая политика» монографии Мечковской Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев. – 2-е изд., испр. – М.: Аспект-Пресс, 2000. -207с., с.117-127.
2.Знакомство с законом «О языках народов РСФСР».
Тема №15. Язык вне этнической культуры
1. Подготовка реферата.
2. Подготовка к контрольному тестированию.
Примерные вопросы контрольной работы по теме
«История этнолингвистики»
1. В. Гумбольдт и его взгляды на взаимосвязь языка и культуры.
2. Л. Вайсгербер и философская школа «неогумбольдтианства» и их вклад в становление этнолингвистики.
3. Лингвистические взгляды Франца Боаса.
4. Развитие взглядов Ф. Боаса в антропологической лингвистике Эдвара Сепира и его последователя Бенджамина Уорфа.
5. Сущность подхода «радикальной» версии этнолингвитики (Хойджер, Ли, Клакхон).
6. Умеренная версия этнолингвитики и ее представители.
7. У. Гуденаф и его вклад в развитие этнолингвистики.
8. Когнитивный подход в развитии этнолингвистики.
9. Коммуникативный подход в этнолингвистики.
10. Достижения французской этнолингвистики.
11. Становление отечественной этнолингвистики. Вклад Ф.Буслаева, А. Афанасьева и А. Потебни в русскую этнолингвистику.
12. Н.И. Толстой и его школа.
13. Польская этнолингвистика и ее представители.
14. Представители современной отечественной этнолингвистики.
Примерные вопросы контрольной работы по теме
«Лингвистические способы интерпретации
Объективной действительности»
1. Объективная действительность и лингвистические способы ее отражения.
2. Базовые цветообозначения.
3. Теория стадиального возникновения базовых цветообозначений Д. Берлина и П. Кея.
4. Цветообозначения в различных языках.
5. Экспериментальные исследования Р.М. Фрумкиной по выявлению базовых и восприятию маргинальных цветов.
6. Системысчисления.
7. Наиболее простые системы счета (один-два-три-много), счет по частям тела.
8. Кклассификационные системы счета.
9. Системы счета с разными основаниями (четверичная, пятеричная).
10. Системы счисления у разных народов.
11. Грамматическое число и средства его выражения в разных языках.
Вопросы к зачету
1. Предмет этнолингвистики.
2. Объект этнолингвистики.
3. Язык как продукт культуры.
4. Этническое сознание и формы его реализации.
5. Обзор теорий соотношения культуры и языка в истории лингвистики.
6. Теория лингвистической относительности Э. Сепира – Б. Уорфа.
7. Цветообозначения в различных языках.
8. Базовые цветообозначения и фокусные цвета.
9. Теория стадиального возникновения базовых цветообозначений.
10. Системы счисления, их типология.
11. Счетные слова и особые системы счета.
12. Классификационные системы счета.
13. Системы терминов родства, основные типы.
14. Понятие о прототипе, экспериментальные методы выделения прототипов.
15. Классификационный и прототипический способы устройства народной таксономии.
16. Научное, обиходное и языковое типы знания и их соотношение.
17. Соотношение прототипа и понятия.
18. Этнолингвистика и сравнительно-историческое языкознание.
19. Реконструкция протокультуры и поиски прародины.
20. Лексический состав языка как отражение «картины мира» народа.
21. Язык и стереотипы поведения.
22. Язык и этническая психология.
23. Значение слова и концепт.
24. Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа.
25. Метафора и метонимия как средства осмысления реальности.
26. Базовые когнитивные метафоры.
27. Двуязычие и бикультурность.
28. Язык и межкультурная коммуникация.
29. Монолингвизм, билингвизм, диглоссия и культура.
30. Обучение иностранному языку и страноведение.
31. Понятие и полуязычии и полукультурности.
32. Глобализация культуры в современном мире и связанные с ней языковые процессы.
33. Международные языки в прошлом и настоящем.
34. Искусственные языки.
35. Малые народы и их языки в современном мире.
36. Малые народы России.
37. Этнические и языковые проблемы современной России.
38. Фразеология как отражение национальной картины мира.