Тема №11. Язык и культурные модели




1. Встреча с представителями комитета по делам национальностей Тюменской области.

2. Подготовка научного сообщения на тему «Язык … и нормы поведения» или «Национально-культурная специфика речевого поведения...»

Тема №12. Проблема двуязычия и бикультурности

1.Конспектирование раздела «Языковой контакт» монографии Мечковской Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев. – 2-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 207 с., с.169-178.

2. Подготовка научного сообщения на одну из тем:

Социальные причины двуязычия.

Виды двуязычия.

Надэтнические многоязычные общности.

Языки межэтнического общения.

Креольские языки.

Лингва франка.

Пиджины.

Тема №13. Нетождественность языка и культуры

1.Встреча с представителями Департамента культуры Тюменской области.

2. Перевод на русский язык отрывков произведений.

3. Подготовка научного сообщения на тему «Уподобление языков», «Малые языки России», «Проблемы экологии и ревитализации языков малочисленных народов России», «Глобализация культуры в современном мире»

Тема № 14. Язык и культура в современном мире

1. Конспектирование главы «Национально-языковая политика» монографии Мечковской Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев. – 2-е изд., испр. – М.: Аспект-Пресс, 2000. -207с., с.117-127.

2.Знакомство с законом «О языках народов РСФСР».

Тема №15. Язык вне этнической культуры

1. Подготовка реферата.

2. Подготовка к контрольному тестированию.

Примерные вопросы контрольной работы по теме

«История этнолингвистики»

1. В. Гумбольдт и его взгляды на взаимосвязь языка и культуры.

2. Л. Вайсгербер и философская школа «неогумбольдтианства» и их вклад в становление этнолингвистики.

3. Лингвистические взгляды Франца Боаса.

4. Развитие взглядов Ф. Боаса в антропологической лингвистике Эдвара Сепира и его последователя Бенджамина Уорфа.

5. Сущность подхода «радикальной» версии этнолингвитики (Хойджер, Ли, Клакхон).

6. Умеренная версия этнолингвитики и ее представители.

7. У. Гуденаф и его вклад в развитие этнолингвистики.

8. Когнитивный подход в развитии этнолингвистики.

9. Коммуникативный подход в этнолингвистики.

10. Достижения французской этнолингвистики.

11. Становление отечественной этнолингвистики. Вклад Ф.Буслаева, А. Афанасьева и А. Потебни в русскую этнолингвистику.

12. Н.И. Толстой и его школа.

13. Польская этнолингвистика и ее представители.

14. Представители современной отечественной этнолингвистики.

 

Примерные вопросы контрольной работы по теме

«Лингвистические способы интерпретации

Объективной действительности»

1. Объективная действительность и лингвистические способы ее отражения.

2. Базовые цветообозначения.

3. Теория стадиального возникновения базовых цветообозначений Д. Берлина и П. Кея.

4. Цветообозначения в различных языках.

5. Экспериментальные исследования Р.М. Фрумкиной по выявлению базовых и восприятию маргинальных цветов.

6. Системысчисления.

7. Наиболее простые системы счета (один-два-три-много), счет по частям тела.

8. Кклассификационные системы счета.

9. Системы счета с разными основаниями (четверичная, пятеричная).

10. Системы счисления у разных народов.

11. Грамматическое число и средства его выражения в разных языках.

 

Вопросы к зачету

1. Предмет этнолингвистики.

2. Объект этнолингвистики.

3. Язык как продукт культуры.

4. Этническое сознание и формы его реализации.

5. Обзор теорий соотношения культуры и языка в истории лингвистики.

6. Теория лингвистической относительности Э. Сепира – Б. Уорфа.

7. Цветообозначения в различных языках.

8. Базовые цветообозначения и фокусные цвета.

9. Теория стадиального возникновения базовых цветообозначений.

10. Системы счисления, их типология.

11. Счетные слова и особые системы счета.

12. Классификационные системы счета.

13. Системы терминов родства, основные типы.

14. Понятие о прототипе, экспериментальные методы выделения прототипов.

15. Классификационный и прототипический способы устройства народной таксономии.

16. Научное, обиходное и языковое типы знания и их соотношение.

17. Соотношение прототипа и понятия.

18. Этнолингвистика и сравнительно-историческое языкознание.

19. Реконструкция протокультуры и поиски прародины.

20. Лексический состав языка как отражение «картины мира» народа.

21. Язык и стереотипы поведения.

22. Язык и этническая психология.

23. Значение слова и концепт.

24. Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа.

25. Метафора и метонимия как средства осмысления реальности.

26. Базовые когнитивные метафоры.

27. Двуязычие и бикультурность.

28. Язык и межкультурная коммуникация.

29. Монолингвизм, билингвизм, диглоссия и культура.

30. Обучение иностранному языку и страноведение.

31. Понятие и полуязычии и полукультурности.

32. Глобализация культуры в современном мире и связанные с ней языковые процессы.

33. Международные языки в прошлом и настоящем.

34. Искусственные языки.

35. Малые народы и их языки в современном мире.

36. Малые народы России.

37. Этнические и языковые проблемы современной России.

38. Фразеология как отражение национальной картины мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: