Историческое развитие языка 4 глава




 

 

Поскольку мы впервые это видим, позвольте рассказать вам, по-чему в большинстве ячеек два объекта. Звуки речи характеризуются тем, что в лингвистике называется оглушением. Согласные могут быть глухими и звонкими. В каждой из приведённых в таблице пар звонкий согласный стоит справа. Приведу наскоро лексический пример, чтобы показать разницу между ними: английские слова staple и stable 1. Эти два слова отличаются только в одном отноше-нии, а именно оглушением второго смычного звука в одном из слов. В staple у нас глухое [p], в то время как в stable звонкое [b].

 

Если вы не можете точно указать разницу между этими двумя примерами, я предложу вам провести ещё один эксперимент с гор-лом. Поместите ладонь на горло в середине, как раз над кадыком (это выпячивание, выступ гортани, ещё называемое адамовым яблоком, есть у всех людей; у мужчин оно просто лучше выражено). Теперь попробуйте зашипеть, как змея, звуком [s]: сссссссссссс. Вы не должны почувствовать в горле ничего интересного. Теперь продол-жайте себя придушивать и делайте то же самое, только чередуйте звуки с и з. Примерно вот так:

 

ссссссссззззззззззсссссссзззззззззссссссс

 

Если вы это проделали, вы должны были заметить существенную разницу. При звуке с ваше горло относительно спокойно. При звуке з, однако, вы должны были ощутить заметную вибрацию. Это по-


 

1 Или русские «том» и «дом». — Прим. науч. ред.


44 ГЛАВА I // Звуки

 

тому, что з — звонкий звук. Чтобы издать звонкий звук, голосовые связки должны вибрировать, когда воздух проходит через голосовую щель. Когда голосовые связки вибрируют в тандеме с произнесени-ем звука речи, такой звук называется звонким.

Да, вышеприведённая таблица трудна для переваривания,

 

я знаю, но она там скорее для справки. Приятная новость об МФА, если вы носитель английского, состоит в том, что он был разрабо-тан в основном англоязычными лингвистами, поэтому формы букв должны выглядеть более-менее близко к их основным английским аналогам. Чтобы посвятить вас в согласные звуки МФА, я пройдусь по звукам английского языка, особенно потому, что для этого по-требуются два символа, которые не присутствуют выше, а затем мы обсудим звуки, не найденные в английском языке.

 

Начнём с взрывных звуков английского. В нём шесть согласных звуков:


 

Губные: [p] как в lap [læp]
Альвеолярные: [t] как в sat [sæt]
Велярные: [k] как в rack [Ȉæk]

 

 

[b] как в lab [læb]

 

[d] как в sad [sæd] [ǰ] как в rag [Ȉæǰ]

 


 

Я хочу обратить ваше внимание на то, что вне зависимости от того, как пишется слово, фонетическая транскрипция остаётся не-изменной. Даже если на письме есть непроизносимое с, как в rack,

 

в транскрипции будет всё равно только [k]. МФА используется для записи звучания слова независимо от его написания. Это важно помнить при изучении английского, так как орфографию этого язы-ка создавала команда человеконенавистнических криптографов с манией величия, которые не доверяли друг другу и презирали кол-лег, а посему стремились скрыть значения слов, которые им было поручено записать, используя непродуманные тайные написания, которые никто не может объяснить. («Хо-хо! Я могу написать could с буквой l! И никто не сможет меня остановить!»)

 

Прежде чем перейти к звукам, которых нет в английском, по-смотрим на колонку с глоттальными звуками (с. 42). Заметили что-нибудь странное? [ݦ] выглядит там довольно одиноким, не так ли? (И он сильно напоминает знак вопроса, отчего последнее предло-жение выглядит… комично.) Этот звук относится к смычным и на самом деле есть в английском. Когда англичане говорят «а-оу!» та-


Согласные  
   

 

ким преувеличенным, язвительным образом, который используют

 

с детьми, которые с каждым годом ценят его всё меньше и меньше, они фактически произносят глоттальную смычку. Приблизитель-ная транскрипция этой фразы может быть примерно [ݞݦԥݜ]. Эта маленькая пауза в горле между а и оу — это глоттальная смычка. Вы услышите её в произношении кокни в таких словах, как bottle или в туземном произношении Hawai’i (Гавай’и). Это хороший звук, он есть во многих языках, а звонкого варианта у него нет, потому что он получается при сближении голосовых связок друг с другом. А чтобы получить звонкий звук, голосовые связки должны вибри-ровать. Следовательно, звонкая глоттальная смычка невозможна.

 

Остальные взрывные звуки обнаруживаются в других языках. Например, соответствующее произношение испанских t и d в сло-вах toro и mande зубные (кончик языка касается верхних зубов), а не альвеолярные, как английские t и d. Ретрофлексные [ݚ] и [ ], встречающиеся в хинди, произносятся с загнутым назад кончиком языка, как будто вы пытаетесь этот кончик проглотить. Палаталь-ные смычки можно найти в венгерском, а увулярную смычку [q] можно отыскать в дотракийском и высоком валирийском из «Игры престолов».

 

Фрикативные — одни из самых разнообразных согласных звуков. Вот английские фрикативы:

 

Губные: [f] как в fun [fțn] [v] как в victory [vǹktǩȈi]  
Зубные: [ˠ] как в thigh [ˠaǹ] [ð] как в this [ðǹs]  
Альвеолярные: [s] как в sound [sașnd] [z] как в zoo [zuɕ]  
Постальвеолярные [Ȓ] как в sheep [Ȓiɕp] [ȡ] как в genre [ȡǠɕńr]  
(нёбные):  
[h] как в hot [h t]    
Глоттальные:    

 

Пара заметок к этому. Заметьте, что английский реально раз-личает звуки [ș] и [ð]; он просто плоховато это делает. Пишем мы их так и так th, и это говорящему приходится понимать, что про-изношение th в this и в thin совершенно разное ([ð] и [ș] соответ-ственно).

 

И второе, вы заметите, что постальвеолярные символы [ݕ] и [ݤ] не появляются в таблице выше. Это потому, что эти фрикативы — един-ственные основные звуки, которые производятся в данной точке


46 ГЛАВА I // Звуки

 

артикуляции. В английском они есть (а также есть во французском

 

и португальском), и это довольно распространённые звуки, так что важно знать их символы: [ݕ] для sh (ш) и [ݤ] для звонкой версии напо-добие s в vision (для русского уха похоже на немного смягченное ж). Их можно сравнить в паре английских слов Confucian [k ԥ fjuݕ n], то есть последователь Конфуция, и confusion [k ԥ fjuݤ n] — «путаница» (спасибо, Ким Дарнелл, за указание этой пары!).

 

В промежутке между постальвеолярным [ݕ] и глоттальным [h] находится целая орда фрикативов, которые процветают во многих языках за пределами английского. Это так называемые гортанные или горловые звуки, производимые задней частью языка. На са-мом деле в них нет ничего необычного или некрасивого. Чтобы как следует их оценить, надо их послушать в их родных языках. Ниже я привожу для вас некоторые примеры «горловых» фрикативов в не-скольких естественных языках:

 

Азербайджанский: xoş [xoȒ] приятный ~ ağac [ǠDzǠdȡ] дерево
Арабский: [ˮubz] хлеб ~ [Ȑurbi] запад
Арабский: [ĢǠbi:b] любимый ~ [ȤǠin] глаз

 

Два последних фрикатива отсутствуют в таблице выше. Это фа-рингальные фрикативы, они редки, но не исчезающе редки. Глухой фарингальный фрикатив [ƫ] похож на тяжёлый усиленный звук h (мы его производим, дохнув на зеркало, чтобы оно затуманилось),

 

а звонкий фарингальный фрикатив/аппроксимант [ݧ] звучит — и ощущается — очень похоже на то, как если кто подавился. Этот звук очень прикольно тренировать!

 

Аффрикаты — это сочетание смычки и фрикатива. Кажется странным называть такую комбинацию одним звуком, покуда вы не осознаете, что две наиболее выдающихся аффрикаты в английском весьма часто принимают за одиночные звуки:

 

Постальвеолярные: [tȒ] как в cheap [ȶiɕp] [dȡ] как в job [ȳǣb]

 

Большинство носителей английского без проблем считают звуки ch (ч) и j (дж) слитными звуками, и хоть они не звучат одинако-


Согласные  
   

 

во, если их пустить напрямую, а потом задом наперёд (на самом деле слово mushed [mݞݕt] будет звучать почти идентично слову chum [tݕݞm], если его записать и проиграть назад — и наоборот). Вот что такое аффриката: сочетание смычки и фрикатива, с которыми говорящие обходятся как с единым слитным звуком. В английском настоящие аффрикаты — только постальвеолярные [tݕ] и [dݤ], но во многих языках есть и другие. Например, ц в слове «цунами» — это аффриката, так же как pf (пф) в немецком слове «лошадь», Pferd. Для других аффрикат просто сочетайте смычку с фрикативом той же звонкости/глухости на том же месте артикуляции, как в таблице выше.

 

Остающиеся согласные гораздо сильнее ограничены по тому, где во рту они производятся. Носовые смычные, например, могут производиться только на увуле или спереди от язычка. Причина этого та, что носовой согласный идентичен звонкому взрывно-му, только велюм опущен, позволяя воздуху проходить через нос. Следовательно, дальше, чем увула, носовой звук не может быть, так как язык будет блокировать прохождение воздуха и через рот, и через нос.

Носовые смычные довольно обычны в мировых языках, но

 

в большинстве языков их всего два-три. В английском есть три типа смыслоразличительных носовых смычных:

 

Губной: [m] как в sum [sțm]
Альвеолярный: [n] как в sun [sțn]
Велярный: [ń] как в sung [sțń]

 

Обратите внимание, что различие тут только в конце слова.

 

В некоторых языках, таких как вьетнамский или моро, на котором говорят в Судане и Южном Судане, слова могут начинаться со всех трёх этих носовых и других. Сравните эту пару слов из языка моро:


 

Палатальный:

Велярный:


 

 

[ȁ] как в nyera [ȁeȍa] ‘девочки’ [ń] как в ngera [ńera] ‘девочка’

 


 

При создании языка важно не зацикливаться на звуковом строе своего родного языка. Мы можем многое сделать со звуками, кото-рые мы можем изобразить своими ртами!


48 ГЛАВА I // Звуки

 

Оставшиеся звуки все стремятся к тому, чтобы объединиться под общим названием «аппроксиманты». Первая группа — это глайды. Глайд в своей основе — согласная версия гласного звука. В англий-ском есть три глайда, показанные ниже:

 

Альвеолярный: [Ȉ] как в red [ȈǪd]
Палатальный: [j] как в yet [jǪt]
Лабиовелярный: [w] как в wet [wǪt]

 

Каждый из этих звуков тесно связан с гласным: [ ] с [ ]; [j] с [i];

[w] с [u]. Посмотрите на эти пары слов:

 

purr [pȸǩ] ~ piranha [pȸǩ.ɎȈǠ.nǨ]

 

me [mi] ~ meow [mi.Ɏjaw]

 

who [hu] ~ whoever [hu.ɎwǪ.vǩ]

 

Левые слова вы можете произносить, растягивая их до бесконеч-ности. Теперь смотрите, что будет с правыми. Они начинаются так же, как те, что слева, но затем сужение во рту становится уже, и то, что было гласным звуком, внезапно становится согласным. Вот что такое глайд, и в языках мира они известны своей проблемностью

 

в том, что они иногда проявляются как согласные, а иногда как гласные. Для начинающих лучше обходиться с ними, как со ста-бильными согласными. Когда станете более продвинутыми, однако, с глайдами можно будет делать много всего забавного.

 

Флэпы и вибранты — это всё звуки вроде R. Например, символ МФА [r] — дрожащее r в испанском rojo, ‘красный’, или дрожащее двойное rr в испанском perro, ‘собака’. А вот пример, когда этот испанский r между гласными — это флэп, как в слове pero, ‘но’. На самом деле этот звук-флэп есть в американском английском в до-

 

вольно неожиданном месте: это произношение первой t в таких сло-вах, как pitiful [p ݐԥfԥ ], gratitude [ æݐ t ud] и catatonic [k æݐԥt n k].

Несмотря на это, дрожащее [r] считается трудным для произнесения звуком. Однако каждый может его освоить, потренировавшись.

 

В мировых языках найдены ещё два вибранта: губно-губной (билабиальный) вибрант [ݫ] и увулярный вибрант [ݒ]. Последний может считаться вариантом r во многих языках, включая немец-


Согласные  
   

 

кий и французский. Билабиальный вибрант довольно редок, но это интересный звук. Его издают лошади, когда выдувают весь воздух ртом, и их губы хлопают, как оконные занавески.

 

Последняя категория — латеральные (боковые) аппроксиманты. Это звуки типа л. В большинстве языков есть только один такой звук, и это обычно [l]. В некоторых, однако, есть другие варианты, вроде палатального [ݠ], близкого к lli в английском million. В этой таблице не представлены глухой и звонкий латеральные фрикативы [ ] и [ ]. Это довольно редкие звуки, но [ ] найден в валлийском. Он звучит очень похоже на одновременно произносимые [h] и [l]. Этот звук мы слышим в начале имени Lloyd (Ллойд), если его про-износить как валлийское имя. Странная история. Звук [ ] настолько странен для носителей английского, что они ошибочно приняли его за [ ]. Так появилось новое имя Floyd (Флойд).

 

Здесь, конечно, нет и половины всех согласных, которые можно найти в языках мира. Непульмонические согласные используют воздушную струю, исходящую не из лёгких. В языках есть три основ-ных типа непульмонических согласных: имплозивы, абруптивы (иначе — эйективы) и щёлкающие. Каждый тип характеризуется различными механизмами воздушного потока. Вкратце, импло-зивы — это когда гортань опускается вместе с голосовыми связка-ми, отчего воздух врывается в рот снаружи, чтобы получить смыч-ный звук. С другой стороны, абруптивы (эйективы) — это просто взрывные смычные звуки, образующиеся при задержке дыхания, когда избыточное давление воздуха возникает между голосовой щелью и смычкой перед ротовой полостью. Щёлкающие состоят из двух смычек: первичной (основа щелчка) и вторичной (исход щелчка). — Первичная артикулируется велюмом или увулой, а вто-ричная — где-то в более передней части рта. Всасывание воздуха

 

в полость между смычками создаёт взрывной хлопающий звук, ког-да передняя смычка раскрывается.

 

Для тех, кто создаёт свои языки, категорически рекомендую: если вы хотите использовать какой-либо из этих трёх типов согласных

 

в своём конланге, изучите, как эти звуки работают в естественных языках. Вот немного общих советов по этим трём типам:

• губно-губной имплозив [ ] — самый распространённый им-плозив. Чем дальше от губ в глубь рта, тем реже имплозивы. Пример языка: хауса (Западная Африка);

50 ГЛАВА I // Звуки

 

У велярный абруптив [k’] — самый распространённый из абруп-тивов. Абруптивы становятся тем реже, чем дальше от увулы и ближе к губам. Пример языка: хауса (Западная Африка);

 

У щёлкающие согласные встречаются пачками. Ни в одном язы-ке нет единственного щелчка. Обычно в языке хотя бы три места образования щелчков, и их исходы могут сопровождать-ся, по крайней мере, тремя из возможных дополнительных артикуляций: озвончением, придыханием, глоттализацией, назализацией и т. д. До сих пор щелчки были найдены только в начале слога. Пример языка: Къхонг (Ботсвана).

 

ГЛАСНЫЕ

 

Где бы вы ни были (особенно если вы в библиотеке, в книжном магазине или на работе), откройте рот и закричите. Громко.

КРИЧИТЕ!!!

Это и есть гласный звук.

 

Гласный звук получается, когда воздух может выйти из лёгких совершенно беспрепятственно, без преграды. Мы можем шевелить языком и губами и даже опускать велюм и дрыгать надгортанни-ком, чтобы изменить гласный звук, но пока воздух может выходить из лёгких потоком, не встречающим препятствий, звук в результате будет гласный. Гласные пребывают среди самых плавных звуков, ко-торые у нас есть. Их отчаянно трудно зафиксировать. Вот поэтому i в burrito произносится по-разному в английском и в испанском, хотя это точно тот же самый звук. Очень просто чуть-чуть сдви-нуть язык и полностью изменить характер гласного. Гласный звук также наиболее трудно похоже изобразить. Отличное имитирова-ние чужих гласных звуков — именно то, что позволяет некоторым людям изображать акценты или говорить на другом языке неотли-чимо от носителей. Согласные проще пареной репы по сравнению

А гласными.

 

согласными нужно иметь дело, основываясь на их способе артикуляции, а теперь мы собираемся забежать вперёд и рассмо-треть все гласные сразу. Ниже есть схема всех основных гласных, найденных в языках мира (там, где гласные стоят парами, правая произносится с округлёнными губами):


Гласные  
   
Передние СредниеЗадние
Верхние  
Средне-Верхние  

 

Средне-Нижние

 

Нижние

 

Первый вопрос, который у вас, вероятно, появится при виде этой схемы, это почему символы гласных помещены в такую странную непрямоугольную форму. Причина этого — то, как гласные описаны лингвистами. Все гласные определяются тремя основными мерами: ряд (далеко ли тело языка от губ); подъём (близко ли тело языка

 

1 нёбу или опущено в нижнее положение); и огублённость (лаби-ализация) (сложены ли губы трубочкой или нет при произнесениигласного). Символы помещены туда, куда помещены, для отражения положения тела языка. Следовательно, тело языка довольно высоко поднято и выдвинуто вперёд при произнесении гласного вроде [i], но довольно низко и сдвинуто назад при произнесении гласного типа [ ]. Вы также можете заметить, что более широко открываете рот для звука [ ], чем для [i]. Открытость — другой способ опи-сания подъёма звука. Другими словами, вы скорее заметите, что для произнесения звука [ ] рот широко раскрыт, чем то, что тело языка опущено. Для наших целей эти две системы могут считаться одинаковыми.

 

Вы даже можете услышать влияние подъёма и ряда, проделав два хитрых трюка, которым меня научил мой преподаватель фоне-тики Джон Охала. Чтобы услышать эффект подъёма, следует про-артикулировать по порядку гласные в meet [i], mate [e], met [ ] и Matt [æ]. Не произносите их вслух. При этом пощёлкайте себя пальцами под челюстью (как при символическом изображении выпивки). Получится глухой хлопающий звук (как если похлопать ладонью по открытой бутылке). При переходе от верхних к нижним гласным тон этого звука будет становиться выше. Вы можете повторить этот опыт со словами moot [u], moat [o] и mot [m t] и услышать тот же результат.

 

Для определения ряда вы можете прошептать гласные и услы-шать отличия. Когда вы шепчете (совсем без вибрации голосовых


52 ГЛАВА I // Звуки

 

связок), вы не можете влиять на тон произносимого. Присущий каждому гласному тон понижается тем сильнее, чем дальше назад отходит язык во рту. Так что если прошептать гласные в meet, mate, met, Matt, mot, moat и moot в таком порядке, тон будет постепеннопонижаться. Круто, ага?

 

Последнее свойство — огублённость, которая не требует ни-каких опытов и упражнений, поскольку отличить, округлены у вас губы или нет, довольно просто. Вы должны заметить, что губы у вас довольно сильно округлены, когда вы произносите moo [mu ], но со-вершенно не округлены при произношении me [mi ]. Это довольно стандартно. Теперь попробуем сделать наоборот. Держите губы со-вершенно не округлённо и произносите moo. Если из этого и полу-чится что-то, вы произнесёте [m ] (и звучать при этом будете, как стереотипный житель Южной Калифорнии). А теперь попробуйте сказать me, полностью округлив губы. Если вы преуспеете, вы про-изнесёте [my ]. Это может странновато звучать, но такой звук есть во французском, немецком, турецком — и также в английском при определённых условиях.

 

Вы знаете, как на спортивных матчах обычно выкрикивают на-звание команды, за которую болеют? Подумайте о командах, в на-звании которых есть ударный звук [i]. Мне всегда вспоминается «Майами Хит». Когда фанаты скандируют Let’s go Heat!, в названии чаще звучит [hyt], чем [hi: t]. Это потому, что при огублении гласный получается более звучным: оно удлиняет трубку нашего вокального тракта и позволяет кричащему добавить громкости произносимо-му. Поэтому же чаще скандируют имена игроков, в которых есть звук [u].

 

Располагая такой информацией, вы должны суметь произнести любой гласный. Также должно стать ясно, почему эти обозначениягласных — всего лищь буйки на обширном океане вокальных воз-можностей. Держу пари, что вы прямо сейчас без тренировки може-те издать пять-шесть разных звуков, которые можно считать за [i], но которые будут все слегка отличаться. Отдельный язык работает так: в нём есть целый спектр звуков, которые считаются варианта-ми одного, и пока вы со своим произношением находитесь внутри этого спектра, всё в порядке. Если вы пересекаете границу, то вы либо произносите другой гласный звук, либо издаёте странный звук, который прозвучит фальшиво для слуха носителя языка.


Гласные  
   

 

Поскольку в английском языке довольно много гласных, давайте по ним пройдёмся, чтобы вы могли заметить разницу и пользовать-ся этими данными как справочником. Я имею в виду стандартное американское произношение (то есть даже не моё). Если вам нужно представление о том, как произносить некоторые из этих слов, по-думайте, что их произносит надутый диктор новостей, и это даст примерное представление об этом:

 

Передние гласные Задние гласные
bead /biɕd/ booed /buɕd/
bid /bǹd/ hood /hșd/
bayed /beǹd/ bode / bəșd /
bed /bǪd/ baud /bǣɕd/
bad /bæd/ bod /bǠd/

 

этим списком в голове все остальные гласные можно в основ-ном описать со ссылкой на английский. Например, [y], [ݡ], [ø], [œ]

С [ ] — просто гласные [i], [ ], [e], [ ] и [ ], произнесённые с полно-стью округлёнными губами. Гласные [ ], [ ], [ ] и [ݞ], с другой сто-роны, просто подобны [u], [ݜ], [o] и [ ], произнесённым с полностью не округлёнными губами. Гласный[a]похож на[æ], но ниже1.

Переходим к средним гласным. В одном языке за другим появля-ется шва: [ԥ]. Это редуцированный нейтральный гласный в конце слова sofa [sofԥ] (или кошка [koݔkԥ]). Если вы полностью расслабите челюсть и издадите самый ленивый в мире звук, то это и будет [ԥ]. Что до прочих средних гласных, знаете ли вы песню Better Man груп-пы Pearl Jam? (Не судите, если нет; у них есть вещи и получше.) По-ищите её на «Ютубе». Послушайте ту часть припева, где Эдди Веддер поёт Can’t find a better man (Не найти человека лучше). Слышите, как меняется его голос — как голос становится будто хрипловатым? Вы

 

такого много слышали в 90-х (так делал Скотт Вейланд; Шакира — сколько угодно; Дэйв Мэтьюс тоже [ɢɥɢ Ⱦɷɣɜ, ɤɚɤ ɟɝɨ ɧɚɡɵɜɚɸɬ ɧɚ-ɫɬɨɹɳɢɟ ɮɚɧɚɬɵ]). Что делает Эдди Веддер? Он усредняет все перед-

 

а Обычно звук [æ], широко представленный в английском и других ев-ропейских языках, описывают как гласный переднего ряда нижнего подъ-ёма, немного похожий на среднее между а и э. — Прим. науч. ред.


54 ГЛАВА I // Звуки

 

ние гласные. Его типичное произношение фразы can’t find a better

с примерно транскрибировал бы как [k f nԥb ݐԥ]. Естественно, он не всегда так поёт. Часто он просто чувствует потребность за-пинать фразу в овердрайв1, и для этого усредняет все гласные. Это заметно отличающееся звучание. Что до того, зачем так делать, единственное, что я могу предположить, это что так редуцируется большая часть звукового разнообразия английского языка (у сред-них гласных меньше различий, чем у передних), и становится легче держать тон звука. Поэтому же baby часто становится babay ([e] ниже, чем [i], а это значит, что рот открыт шире). Так или иначе, если вы хотите обратить внимание на средние гласные, вспомните Эдди Веддера (но лучше за песни Corduroy, Yellow Ledbetter, Black,

 

Guaranteed, Oceans и I Got Id, а не за Better Man).

 

Теперь, когда мы знаем все гласные, я бы хотел обсудить неко-торые свойства гласных, которыми некоторые языки пользуются независимо от качества гласных. Первое — долгота гласного. Срав-ните гласный в английском слове bat с гласным в английском слове bad. Да, смычки в конце слова разные, но обратите внимание напротяжённость гласного. Гласный a в bad произносится дольше, чем звук a в bat. Это потому, что гласные в английском естественно удлиняются перед звонкими согласными — и в краткой вокальной транскрипции мы запишем эти два слова как [bæt] и [bæ d] соответ-ственно. Можете провести этот эксперимент с любой парой гласных английского языка, и различие сохранится: bit / bid, rot / rod, neat / need, loot / lewd, mate / made и т. д. Знак, которым мы обозначаемдолгий гласный, похож на изменённое двоеточие (треугольничка-ми, а не кружочками) [ ]. Чтобы показать, что гласный долгий, этот значок ставится после него. Вы также можете поставить после глас-ного один треугольничек [ ], чтобы показать, что гласный немного дольше, чем короткий звук.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: