Определение средней величины товарных запасов (фактической).




Среднемесячный запас товаров определяется путем суммирования остатков товаров по отчету на начало и конец месяца и деленного на 2.
Среднеквартальный запас товаров определяется суммированием трех среднемесячных запасов товаров и деленного на 3.

 

Среднегодовой запас товаров находят как среднее от деления суммы четырех среднеквартальных запасов на 4. Среднегодовой запас можно также найти суммированием остатков товаров на конец каждого месяца, включая остаток и на конец года и деления на 13.

 

Средние товарные запасы за квартал или за год можно определить по формуле средней хронологической моментного ряда:

Как было сказано, под товарооборачиваемостью понимают скорость товарного обращения или реализации товаров, или время, в течение которого реализуется товарных запас в размере его средней величины за определенный период. Отсюда, товарообо-ть, во-первых, как скорость реализации выражается число оборотов в разах, который совершает средняя величина товарных запасов. Во-вторых, она выражается числом дней, в течение которых реализуются товарные запасы. Это и будет время товарного обращения.

Термин «Товарные запасы в днях» и «Оборачиваемость товаров в днях» отличатся тем, что первый характеризует состояние запасов на какой-то определенный момент (конец квартала, конец года), а второй характеризует состояние товарных запасов за весь анализируемый период. В аптеках эти термины не различаются.

Определение товарооборачиваемости по коэффициенту скорости обращения

Н-р: товарооборот в анализир-м году 650 млн. руб., а средний товарный запас за год 45,1 млн. руб.

Оборачиваемость в днях можно найти и другими методиками:

Н-р: По коэффициенту закрепления средств.

Коэффициент закрепления средств – это отношение суммы среднего товарного запаса к объему реализации.

где С – оборачиваемость товаров в днях,

Оср – сред.товарный запас в анализируемом периоде

П – количество дней в периоде,

Т – товарооборот за этот же период.

По среднедневной

где Оср – средний товарный запас, в оптовых ценах

Дт – среднедневной товарооборот в оптовых ценах в анализируемом периоде.


 

Порядок формирования и подачи заявки аптекой на аптечный склад. Документальное оформление заказа товара. Порядок приемки ЛС, ИМН, мед. техники и товаров аптечного ассортимента в аптеке.

Основным источником поступления товарно-материальных ценностей в аптеку является аптечный склад. В аптеках ведется учет дефектуры.

Учет дефектуры – это учет отсутствующих ЛС.

Зав. аптекой с учетом дефектуры формирует заказ лекарственных средств.

Основанием для получения товаров в аптеке является требование. В наст. время товар на складе заказывается с исп-м факс-модемной связи. Заказ поступает в отдел организации лекарственного обеспечения и реализации для корректировки. После корректировки требований в отделе на ЭВМ выписываются товарно-транспортные накладные (ТТН-1 или ТН-2). Они явл-ся первичными учетными документами.

Накладные ТТН-1 и ТН-2 применяются юр. лицами всех форм собственности и ИП и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя.

Накладная ТТН-1 предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств, расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы.

Оформляется грузоотправителем в четырех экземплярах:

1, 3 и 4 экземпляры передаются водителю, экспедитору либо др. лицу, принявшему товар к перевозке, при этом 1 экземпляр предназначен грузополучателю и является основанием для оприходования товара;

2 экземпляр остается у грузоотправителя и является основанием для списания товара с учета;

3 и 4 экземпляры предназначены перевозчику, при этом 3 является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги, а четвертый является основанием для учета транспортной работы.

Накладная ТН-2 используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).

Оформляется грузоотправителем в двух экземплярах:

1 экземпляр передается лицу, принявшему товар к доставке, и является основанием для оприходования товара у грузополучателя;

2 экземпляр остается у грузоотправителя и является основанием для списания товара с учета.

Источники поступления товарно-материальных ценностей в аптеку: с аптечных складов (основной источник);закупка возвратной аптечной посуды, бывшей в употреблении, у населения;приобретение в торговой сети (канцелярские товары, вспомогательные материалы); увеличение стоимости товарных запасов за счет внутриаптечных операций, переоценок.

Накладная ТТН-1 заполняется в следующем порядке: в строке «УНП» указывается учетный номер плательщика грузоотправителя, грузополучателя, заказчика автомобильной перевозки (плательщика); указывается дата выписки накладной ТТН-1; в строках «Автомобиль» и «Прицеп» указываются марки, государственные номера прибывшего под погрузку автомобиля и прицепа соответственно; в строке «К путевому листу №» указываются номер путевого листа, к которому прикладывается накладная ТТН-14;в строке «Владелец автомобиля» указывается наименование владельца автомобиля. Если автомобиль принадлежит грузоотправителю или грузополучателю, допускается обозначить владельца автомобиля соответственно словом «Грузоотправитель» или «Грузополучатель»; в строке «Водитель» указываются фамилия и инициалы водителя; в строке «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» указываются наименование и адрес организации, производящей оплату транспортной работы. Указанная строка не заполняется при отсутствии договора перевозки (при осуществлении перевозки автомобилем грузоотправителя или грузополучателя); в строках «Грузоотправитель», «Грузополучатель» указываются соответственно наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя. При отгрузке (получении) товара обособленным подразделением организации в данных строках указываются наименование и адрес подразделения, а также наименование головной организации; в строке «Основание отпуска» указываются дата и номер документа, являющегося основанием для отгрузки товара (договора, контракта, приказа, распоряжения, заявки или другого документа); в строках «Пункт погрузки» и «Пункт разгрузки» указываются адрес (месторасположение) пункта погрузки и разгрузки соответственно. Заполнение раздела «Товарный раздел» осуществляется построчно в разрезе наименований товара. Указываются наименование товара, единица измерения, количество, цена, стоимость, ставка НДС, сумма НДС, стоимость с НДС, количество грузовых мест, масса груза, примечание. При большом перечне отпускаемых товаров, который не представляется возможным поместить на стандартном бланке, на бланке накладной ТТН-1 и ТН-2 заполняется итоговая часть, а перечень отправляемых товаров с информацией по всем графам раздела 1 «Товарный раздел» прилагается к накладной с указанием в перечне ее серии и номера. На основании выписанных товарно-транспортных накладных (ТТН-1) в отделах хранения склада товар отбирается, упаковывается в ящики (контейнеры). Далее товар передается в экспедиционный отдел, где упакованный товар грузят в автотранспорт. Товар в аптеке, как правило, доставляется транспортом склада. Центральные районные аптеки сельского района и аптеки ОЗ, имеющие свой автотранспорт, могут получать товар непосредственно на аптечном складе.

Учет поступления товаров в аптеке. Для получения товаров необходимо предъявление доверенности. На заведующего аптекой и его заместителя бухгалтерией УП «Фармация» ежегодно оформляется на склад генеральная доверенность по форме №М-2. На получение аптеками лекарственных средств, содержащих лекарственные средства списка «А», наркотические средства, психотропные вещества и этиловый спирт выписывается доверенность сроком до 3 месяцев. Другим лицам аптеки товар с аптечного склада отпускается по разовой доверенности (ф.№М-2а), срок действия которой 15 дней.

При получении товаров непосредственно на аптечном складе представитель аптеки тщательно проверяет его количество в соответствии с сопроводительными документами и качество. Затаренная продукция принимается по количеству мест и массе брутто, о чем делается отметка на сопроводительном документе. При доставке товаров в аптеку за отгруженные товары и сопроводительные документы до момента их доставки в аптеку несет ответственность водитель-экспедитор. Приехав в аптеку, экспедитор должен передать поступивший товар материально-ответственному лицу, на которого выдана доверенность. Приемка товара должна осущ-ся в аптеках I категории – в отдельном помещении приемки, в аптеках II-V категорий в зоне приемки. Общий порядок и правила приемки товаров по количеству и качеству определены Постановлением СовМинРБ от 3 сент. 2008 г. № 1290 «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству».

Приемка товаров проводится покупателем самостоятельно либо с участием представителей:

- продавца;

-торгово-промышленной палаты;

- республиканского органа государственного управления и иной гос. организации, подчиненной Правительству РБ, если продавец и покупатель подчинены одному республиканскому органу управления;

- органа по сертификации продукции, испытательного центра или лаборатории, аккредитованных Госкомитетом по стандартизации РБ.

Вызов представителя продавца осуществляется посредством направления последнему уведомления не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящегося товара – безотлагательно после обнаружения несоответствия, если иные сроки не установлены договором. Товар в исправной закрытой таре по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом грузовом месте принимается покупателем одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящемуся товару – не позднее 24 часов с момента доставки груза продавцом, либо при вывозе груза самим покупателем со склада продавца.

Приемка товара по качеству на складе покупателя производится в следующие сроки: при поступлении товара из другого населенного пункта – не позднее 20 дней, а скоропортящегося товара – не позднее 24 часов после его получения от перевозчика; при поступлении товара из данного населенного пункта – не позднее 10 дней, а скоропортящегося товара – не позднее 24 часов после его получения от перевозчика или поступления на склад покупателя.

Приемка товара по количеству осуществляется путем сопоставления количества фактически полученного товара данным указанным в договоре, транспортных сопроводительных и иных документах. Организация приемки товара по количеству д/обеспечивать его сохранность. С этой целью приемка одной партии товара производится непрерывно. Приемка товара, поставляемого без тары, в открытой или поврежденной таре, а также приемка по массе брутто и количеству мест, поставляемого в закрытой таре может производиться: на складе покупателя – при доставке товара продавцом либо перевозчиком; на складе продавца – при вывозе товара покупателем или по его поручению третьим лицом;в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и грузовых мест на складе перевозчика – при доставке и выдаче товара перевозчиком.

В случаях обнаружения в ходе приемки недостачи товара, несоответствия отдельных грузовых мест массе брутто, указанной в транспортных или сопроводительных документах, покупатель обязан:

- приостановить приемку;

- принять меры по обеспечению сохранности товара и предотвращению его смешения с иным товаром;

- вызвать для участия в приемке товара представителя продавца или иного представителя;

- оформить факт выявленной недостачи «Актом об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей», в 3-х экземплярах. Первый – направляется в ВСО или арбитраж как документ, обосновывающийиск, второй – в аптеке – 3 передается поставщику.

Покупатель может установить несоответствии качества товаров после их приемки, в т.ч. в процессе хранения (при соблюдении необходимых для обеспечения сохранности товаров условий), при подготовке товаров к розничной торговле при дальнейшей продаже, в случае их возврата последующим покупателям, либо использование в производственных процессах при выявлении скрытых недостатков.

Скрытыми недостатками товаров признаются недостатки (дефекты), которые не м/б обнаружены при проверке по качеству, обычно применяются в процессе приемки данного вида товара. Такие недостатки отражаются в акте, который составляется покупателем в течение 24 часов с момента их обнаружения.

Приемочный контроль в аптеке осущ-ся в соответствии с постановлением МЗ РБ № 35 от 14 августа 2000 г. «О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках».

18 сентября 2007 г. впервые введена в действие инструкция № 051 – 0807 по разработке СОП «Порядок приемки в аптеке лекарственных средств и осуществление приемочного контроля». Цель данной инструкции – стандартизировать следующие процессы:

‑ разгрузку автотранспорта;

‑контроль за условиями транспортировки лекарственных средств;

‑ последовательность приемки ЛС и др. товаров в аптеке, в том числе ЛС, требующих защиты от повыш. температуры, наркотических ЛС, психотропных веществ, ЛС списка «А», фарм. субстанций.

Все поступающие в аптеку товары регистрируются в «Журнале регистрации поступления товаров». В котором указываются дата получения, наименование поставщика, номер и дата накладной поставщика стоимость по ценам приобретения, стоимость по розничным ценам.

ЛС списка «А», наркотические лекарственные средства, психотропные вещества и этиловый спирт учитываются дополнительно в «Журнале предметно-количественного учета лекарственных средств и спирта этилового в аптеках».

Поступившие в течение месяца товары в хронологической последовательности учитываются по каждой ТТН заведующим аптекой или материально-ответственным лицом (МОЛ) в приходной части «Товарного отчета» по ценам приобретения и по розничным ценам.


 

Организация работы аптеки по хранению различных групп ЛС и ИМН. Общие требования к устройству и эксплуатации помещений хранения. Особенности хранения и транспортировки иммунобиологических ЛС.

Для обеспечения условий хранения и сохранности ЛС, ИМН, мед. техники и товаров аптечного ассортимента аптеки оснащаются соотв. оборудованием, мебелью и инвентарем в соотв. с треб. НАП. Об утверждении Надлежащей аптечной практики: пост. МЗ РБ от 27 декабря 2006 г., № 120 с изм. и доп.

Хранение ЛС в аптеке осущ-ся по фарм. группам с учетом их физико-хим. и токсикологических св-в в соотв. с условиями, указанными на упаковке, в инструкции по мед. применению и (или) листке-вкладыше, отдельно от др. товаров аптечного ассортимента.

ЛС в аптеке размещаются в шкафах, на стеллажах и в исключ. случаях – на подтоварниках. Не допускается размещение ЛС на полу без подтоварника. Подтоварники располагаются на полу в один ряд в высоту.

Температура и относит. влажность в помещениях хранения и обслуживания населения – торговом зале и температура в холодильном оборудовании регистр-ся не реже 1 раза в сутки в журнале учета температуры (относит. влажности воздуха). Регистрация температуры в холодильном оборудовании при хранении в нем термолабильных иммунобиологических ЛС осущ-ся 2 раза в сутки.

Приказ МЗ РБ 19 мая 1998 г. № 149 Об утверждении инсрукции по организации хранения на аптечных складах, в аптечных учреждениях и предприятиях ЛС и ИМН

Помещения хранения в соотв. с устан. нормами обеспечиваются охранными и противопожарными средствами. Для наблюдения за темп. и влаж. помещения хранения необходимо обеспечить термометрами и гигрометрами, кот. закрепляются на внутренних стенах помещений вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5-1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей.

Для поддержания чистоты воздуха помещения хранения в соотв. с НД следует оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией с механич. побуждением.

Аптечные учреждения и предприятия оборудуются приборами центрального отопления. Не допускается обогревание помещений газовыми приборами с открытым пламенем или электронагревательными приборами с открытой электроспиралью.

Помещения хранения д/б обеспечены необх-м кол-вом стеллажей, шкафов, поддонов, подтоварников и т.п. Установка стеллажей осущ-ся т. о., чтобы они находились на расстоянии 0,6-0,7 м от наружных стен, не менее 0,5 м от потолка и не менее 0,25 м от пола. Стеллажи по отношению к окнам должны быть расположены так, чтобы проходы были освещены, а расстояние между стеллажами составляло не менее 0,75 м, обеспеч. свободный доступ к товару.

Помещения аптечных учреждений и предприятий д/содержаться в чистоте; полы помещений периодически (но не реже 1 раза в день) убираться влажным способом с прим. разрешенных моющих средств.

ЛС, ИМН в помещениях хранения необходимо размещать с учетом наиболее полного использования площади, создания наилучших условий труда для складских и аптечных работников, возможности применения средств механизации и обеспечения фармацевтического порядка.

ЛС, ИМН следует размещать на стеллажах, в шкафах, а в исключит. случаях - на полу (на предварительно подложенном поддоне, подтоварнике, специальной плите и т.п.)

В помещениях хранения лекарственные средства размещают отдельно: в соотв. с фармакотерапевтическими группами с учетом физико-химич. свойств; по токсикологическим группами в соотв. со списком А, Б и общего списка; в завис-ти от способа применения; с учетом устан. сроков хранения для ЛС с огранич. сроком годности; в соотв. с агрегатным состоянием.

Не рекомендуется располагать рядом ЛС, созвучные по названию, ЛС для внутреннего применения с сильно различ. высшими дозами, а также располагать их в алфавитном порядке.

Изделия медицинского назначения следует хранить раздельно по группам: резиновые изделия; изделия из пластмасс; перевязочные средства и вспомогательные материалы; изделия медицинской техники.

В процессе хранения следует осущ-ть сплошной визуальный осмотр состояния тары, внешних изменений лекарственных средств и ИМН не реже одного раза в месяц. При повреждении тары необходимо немедленно устранить ее дефекты или содержимое переложить в другую тару. В случае внешних изменений лекарственных средств проводится контроль их качества в соотв. с требованиями ГФ и другими НД и определяется их пригодность к использованию в установленном порядке.

В помещениях хранения, а также на территории аптечного склада необходимо систематически проводить мероприятия по борьбе с грызунами, насекомыми и другими вредителями.

Ответственное лицо за фарм. деятельность предприятия д/разработать отдельный внутренний документ либо сделать карту в качестве приложения к РИ «О порядке хранения ЛС, в т. ч. требующих особых условий хранения», в котором предусмотреть форму сопроводительной карты «холодовой цепи».

«Холодовой цепью» называют систему, обеспечивающую необходимые условия хранения и транспортировки иммунобиологических препаратов от предприятия-изготовителя до пациента.

Если условия хранения ЛС требуют строгого соблюдения особых параметров (таких, как температура и влажность), эти условия д/проверяться, контролироваться и записываться; оборудование для перевозок должно быть валидированным. Распределение температуры в отсеке д/ы равномерным. Данные температурного контроля должны записываться и быть доступны для контроля; контейнеры, используемые для перевозок и хранения, не должны оказывать вредное воздействие на ЛС, д/обеспечивать соответствующую защиту от внешних воздействий и соответствовать санитарно-гигиеническим правилам.

Тремя основными факторами надежности «холодовой цепи» являются оборудование, контроль и персонал. При процедуре регистрации температур, представляющей собой ведение специального журнала с занесением в него показаний термометра ответственность за контроль температурного режима возлагается на работника, отвечающего за его поддержание.

Цепочка данных «холодовой цепи» при получении на аптечный склад может содержать следующую информацию: порядковый номер, наименование иммунологического ЛС (ИЛС), дату, номер ТТН или инвойса, наименование склада временного хранения (СВХ) или таможенного склада, температура ИЛС при отпуске с СВХ или таможенного склада в градусах, ФИО работника СВХ (таможенного склада), отпустившего ИЛС, подпись работника СВХ (таможенного склада), отпустившего ИЛС; температура ИЛС при получении с СВХ или таможенного склада в градусах, ФИО работника аптечного склада, получившего ИЛС с СВХ или таможенного склада, подпись работника аптечного склада, получившего ИЛС с СВХ или таможенного склада; температура ИЛС при приемке в помещение аптечного склада в градусах, ФИО ответственного работника аптечного склада, подпись ответственного работника аптечного склада.

Далее при отпуске с аптечного склада информация м/содержать данные: порядковый номер, наименование ЛС, серию (партию), количество, срок годности, дату, номер товарно-транспортной накладной (ТТН) или товарной накладной (ТН), наименование получателя ИЛС, температура ИЛС при отпуске из помещения аптечного склада в градусах, ФИО работника аптечного склада, отпустившего ИЛС; подпись работника аптечного склада, отпустившего ИЛС; ФИО получателя ИЛС, подпись получателя ИЛС.

Все особенности транспортировки термолабильных ЛС и соблюдения «холодовой цепи» м/б отражены в контракте (договоре) на их поставку от производителя или поставщика.

Т. о., предложенная схема учета параметров «холодовой цепи» позволит обеспечить прослеживаемость и сохранение качества термолабильных ЛС.


 

Организация хранения в аптеках наркот. средств, психотр. веществ и их прекурсоров, ЛС списка «А». Требования к технической укрепленности и оснащению техническими системами охраны помещений, предназн. для хранения наркотических средств и психотропных веществ.

Наркот.е средства реализуются в аптеках, имеющих специальное разрешение (лицензию) МЗ РБ на деятельность, связанную с оборотом наркот. средств, психотр. веществ и их прекурсоров, расположенных в пределах административно-территориальных единиц, на территории которых находятся ОЗ, врачи которых выписали рецепт врача.

Постановление МЗ РБ 28 мая 2003 г. № 26 Об утверждении республ. перечня наркотических средств, психотр. веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в РБ

Список 1: особо опасных наркот. средств и психотр. веществ, не используемых в мед. целях.

Список 2: особо опасных наркот. ср-в и психотр. в-в, разрешенных к контролируемому обороту

Список 3: опасных психотропных веществ

Список 4: прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Список 5: опасных наркотических средств, не используемых в медицинских целях.

Постановлние МЗ РБ 24 июня 2005 г. № 16 Об утверждении перечня ЛС списка «А» и правил хранения ЛС списка «А»

Наркотические ср-ва независимо от ЛФ и психотр. в-ва в ампулах (флаконах) и в виде фарм. субстанций в аптеках готовых ЛФ, производств. аптеках и аптеках ОЗ подлежат ПКУу в журнале предметно-колич. учета наркотических ср-в и психотр. в-в в аптеках в соотв. с постановлением МЗРБ 28 декабря 2004 г. № 51 «Об утверждении Инструкции о порядке приобретения, хранения, реализации и использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях.

В журналах ПКУ отмечается факт приобретения, использования и/или реализации наркотических средств и психотропных веществ.Журнал д/б пронумерован, прошнурован, подписан руководителем и заверен печатью юр.лица с госгербом.На каждое наименование, фасовку, ЛФ, дозировку наркотич. средства и психотропного вещества в журнале заводится отдельная страница.

Учёт начинается с выведения остатка ЛС на начало месяца. Этот остаток переносится из остатка на конец предыдущего месяца. Далее в журнале учитывается приход. Поступление отражается по каждому приходному документу (товарная накладная) в отдельности с указанием её номера и даты. Затем подсчитывается приход с остатком.

Расход по дням записывается дневными итогами с подразделением на:

* отпуск с отвешиванием и отмериванием ЛС в аптечную тару без доп. технологических операций

* отпуск с доп. технологическими операциями, т.е. с изгот. в аптеках по индивид. назначениям врача и требованиям организаций здравоохранения.

Основанием для заполнения по дням расходной части журнала явл. «Дневной выборочный лист».

Спирт этиловый входит в Перечень ЛС, подлеж. ПКУ (пост. МЗ РБ от 2006 г. № 120).

ПКУ ведётся в «Журнале ПКУ ЛС и спирта этилового». Журнал д/б пронумерован, прошнурован, скреплён печатью и подписью руководителя структурного подразделения. В данном журнале на каждое наименование ЛС на календарный год отводится отдельная страница.

Учет спирта ведется раздельно по каждому наименованию, конц-ции, цене. В журнале подсчит-ся расход и опред. остаток на конец месяца (книжный). Он опред-ся как разница между приходом с остатком и расходом за месяц. В последней графе журнала проставляется фактический остаток, который определяется путём взвешивания или пересчёта и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: