Гендерные отношения (стереотипы?) в музыке




Гендерные стереотипы — это набор устойчивых образов и представлений, сложившихся в сознании людей и, следовательно, в обществе. Они способствуют формированию предрассудков, от которых очень тяжело избавиться. В некоторых странах гендерные стереотипы, к сожалению, являются нормой общества, даже при том, что уже доказано их пагубное влияние на установление всеобщей справедливости [1, с. 10 (стр. источника 213–220)].

Гендерные стереотипы имеют место во всех сферах жизнедеятельности человека, и профессия гитариста не исключение. Опрос студенток направления «Музыкальная звукорежиссура» в СПбГУП во многом дает возможность оценить негативную роль гендерных стереотипов. (Далее не раскрывается, как именно опрос помог оценить роль стереотипов) Кстати, среди студентов, зачисляемых на данное направление каждый год, девушек около 35 %. Наряду с юношами они успешно обучаются профессии.

Справедливо сказано, что стереотипы способствуют разным интерпретациям и оценкам одного и того же произведения в зависимости от того, к какому полу принадлежит исполнитель.

Всем известно, что женщины уступают мужчинам в физической силе, но никак не в эмоциональной. Они наравне с мужчинами-гитаристами могут заинтересовать аудиторию во время выступления, поднять зрителей с мест. Такой стереотип (Стереотип о том, что отсутствие физической силы мешает стать успешным гитаристом?) беспочвен, так как гитаристки (гитаристы любого пола?) могут достичь успеха, независимо от их физической формы.

Другой давний стереотип — все женщины любят красивые вещи (уделяют больше внимания форме, чем содержанию?). Считается, что гитаристки интересуются больше украшением инструмента (имеется в виду «украшение» мелодии, ее аранжировка?), чем пением (техникой исполнения?), и развивают чисто инструментальные аспекты игры на гитаре в отличие от мужчин, которые больше интересуются формой (джаз или соло-гитара) (не вполне ясно, что имеется в виду). Но это не так. Если женщина хочет стать звездой, она целеустремленно идет к этому, и несправедливо ставить преграды на ее пути только из-за половой принадлежности. (Говоря о внешнем виде самой исполнительницы, нужно помнить, что) Имидж женщин-музыкантов, представление публики о них во многом зависят от мужчин — промоутеров и PR-специалистов. Гитаристка не обязана (Гитаристке приходится?) внешне соответствовать определенным требованиям — быть худой, сексуально привлекательной, иметь длинные светлые волосы, отказываться от собственных предпочтений ради стандартов красоты и т. д.

Если говорить об электрогитаре, то женщины часто отказываются заниматься игрой на ней из-за стереотипа о том, что они не могут проявлять интерес к технологиям. Девушка с электрогитарой подвергается насмешкам потому, что женщины якобы не обладают техническим складом ума. Электронное оборудование играет все более значительную роль в гитарной музыке, но это не может быть препятствием для женщин, так как они способны разбираться в электронике не хуже, чем мужчины.

Тем не менее пол исполнителя все же может иметь значение — об этом говорил немецкий врач Теодор Нетингер (Ссылка на источник?). С точки зрения некоторых аспектов игры на гитаре девушки находятся в неблагоприятном положении по сравнению с мужчинами из-за определенных физиологических факторов. Например, сила рук (кистей?) и предплечий у женщин на 20 % меньше, а этот показатель важен для гитариста, так как зажимать струны при согнутом запястье особенно сложно. Недостаток силы нелегко преодолеть путем упражнений. Также женщины сталкиваются с дискомфортом в определенные дни менструального цикла: учащается пульс, растет давление, температура, меняется настроение. Тем не менее один из опросов подтвердил, что женщины приспосабливаются к таким изменениям в организме и не сильно от них зависят [2, p. 259].

Границы между «женскими» и «мужскими» профессиями во всех сферах деятельности человека, в том числе в музыке, стираются. Появляются компании, управляемые женщинами и (работающие в основном?) для женщин, женские продюсерские группы. Благодаря этому меняется отношение общества к женщинам-гитаристам, а девушкам становится проще реализоваться в любимой профессии. Примеров успешных гитаристок много [3]:

— Дженнифер Баттен (известна виртуозными соло на электрогитаре);

— Рейтер Суис (Рюйтер Сюйс?), соло-гитаристка группы Nashville Pussy;

— Анна Видович, хорватская исполнительница, лауреат многих престижных конкурсов;

— Джоан Джетт, американская рокерша, основательница группы Joan Jett & the Blackhearts;

— Мицки Мияваки, японо-американская исполнительница и автор песен, ведущая тема ее творчества — уязвимость, через которую можно найти силу (Ссылка на ист-к [3] должна быть здесь?).

Литература

1. Пысина, И. С. Языковые особенности молодежного англоязычного песенного дискурса / И. С. Пысина. — Текст: непосредственный // Мир языков: ракурс и перспективы: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, Минск, 26 апреля 2018 г. — Минск: БГУ, 2018. — Ч. 1. — С. 213–220.

2. Ackerley, C. Women and Guitar / C.Ackerley. — Текст: непосредственный // The guitar player book / editor J. Ferguson. — New York: Grove Press, 1978. — P. 259–261.

3. Because Dreaming Costs Money, My Dear. — Текст: электронный // Genuis.com: [сайт]. — URL: https://genius.com/Mitski-because-dreaming-costs-money-my-dear-lyrics (дата обращения: 10.01.2022).

 

Т. Г. Плотникова,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: