ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА




Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс, безусловно, является позитивной инновацией, достоянием нашего века. В первую очередь эта оценка может быть выражена(?подтверждается), если рассматривать указанный феномен со стороны(?с точки зрения) студентов.

В связи с этим не вызывает сомнения актуальность доступности и скорости получения (?приобретают особую значимость доступность и скорость получения) разнообразной информации, необходимой для изучения дисциплины.

В то же время внутри информационного обеспечения (?если говорить об информационном обеспечении) образовательного процесса, в частности при(?о) работе с электронными учебно-методическими комплексами (далее — ЭУМК), существует проблема, своего рода «слепое пятно», а именно — недостаточное представление образовательного стандарта той или иной профессии в рамках ЭУМК.

Чем обусловлено это «слепое пятно»? С одной стороны, тематика образовательного стандарта не затрагивает непосредственно вопроса информационных технологий (умозрительно возможна ситуация, когда и стандарт, и апеллирующая к нему дисциплина существуют вне информационного пространства). С другой стороны, она не является разделом той или иной дисциплины, так как их рабочие программы в содержании апеллируют к тематике этих дисциплин, опять же вполне представимых без темы «Образовательный стандарт» (можно даже счесть странным увидеть перечень тем (?перечень тем даже может вызвать удивление): «Философия Античности», «Философия Средневековья», «Федеральный государственный образовательный стандарт»). Таким образом, тема образовательного стандарта в структуре ЭУМК, как может показаться, является чуждой как его форме (информационные технологии), так и содержанию (темы дисциплин).

Однако, не будучи прямо отнесенным ни к тому, ни к другому аспекту ЭУМК, тема образовательного стандарта не может быть попросту выкинута(?просто исключена) из поля зрения тех, для кого и создается ЭУМК, — студентов. Дело в том, что связь тем с рабочей программой дисциплины (РПД) и, в свою очередь, РПД с ФГОС конкретизирует смысл связи информационных технологий и тематик дисциплины (?соотношение информационных технологий и тематики дисциплины), увязывая его также с контекстом места той или иной дисциплины в структуре профессии как таковой. Современный образовательный стандарт апеллирует к так называемому компетентностному подходу [1]. Не вдаваясь в суть этого обширного понятия, укажем лишь на один из его аспектов: компетентностный подход формируется в условиях массовости и доступности тематической информации по дисциплинам той или иной профессии. Иными словами, то, как организован стандарт образования, отражает те изменения, которые произошли в «культуре знания» за последние 30 лет. Образовательный стандарт не внутренний служебный документ, не способный заинтересовать студентов при освоении той или иной дисциплины. Образовательный стандарт — это «элемент не формы и не содержания ЭУМК, но элемент его смысла» [2, с. 29].

На сегодняшний день этому элементу нередко уделяется недостаточно внимания. При этом для студентов это оказывается важным аспектом их деятельности (?, хотя для студентов это важный аспект деятельности). Студенты лучше понимают смысл тематики семинаров и лекций, расстановку акцентов и содержание формируемых компетенций, когда осведомлены о той связи, которая устанавливается между темами дисциплины, информационными технологиями, привносящими плюрализм и инновационность в систему знаний. Сама форма циркуляция(?циркуляции) информации в цифровую эру трансформировала знание и профессии. Именно этот аспект мог бы прояснить образовательный стандарт через понятие компетентностного подхода.

Часто объяснение связи дисциплины и образовательного стандарта происходит только в рамках предмета, который является профильным для такого рода вопросов («Введение в специальность»), однако представляется необходимым не только информировать, но и проблематизировать в тематических разделах курса образовательный стандарт, интерпретировать его в свете дисциплины.

Именно в таком случае, когда образовательный стандарт понимается как тематический раздел электронного учебно-методического комплекса, как своего рода обобщающий и конкретизирующий тематический раздел, достижения информационных технологий приобретают смысл в их связи и влиянии на содержание преподаваемого материала.

Литература

1. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методического семинара, 16 ноября 2004 г. / А. А. Вербицкий. — Москва: Издат. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с. — Текст: непосредственный.

2. Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. — Москва: Академ. проект, 2011. — 472 с. — Текст: непосредственный.

 

Г. В. Левицкая,

старший преподаватель кафедры английского языка СПбГУП



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: