АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ




К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

Преобразования, происходящие в современном мире, усиливают роль образования в непрерывно изменяющихся условиях. Включение вчерашних выпускников школ в новую для них деятельность становится пусковым механизмом процесса адаптации, успешность которой предполагает актуализацию резервных возможностей обучающихся и их готовность к преодолению различного рода трудностей, возникающих в процессе обучения. Изменение характера деятельности в сторону (?за счет увеличения) ее интенсивности и напряженности, а также необходимость самостоятельно планировать и контролировать свою учебную работу(?учебу) становятся, к сожалению, для многих студентов своего рода препятствием на пути к новым знаниям. И это если не затрагивать (?Кроме того, следует учитывать) их включение в новую систему образования и воспитания, в новый коллектив, а для некоторых и в новые условия жизнедеятельности. К сказанному добавим (?, а также) необходимость дистанционного обучения (полностью или частично). Каким образом в дальнейшем это скажется на всем процессе обучения в вузе, сейчас трудно предположить. Думается, что в будущем(убрать?) таких исследований будет немало. Однако мы впервые работаем таким образом со студентами первых курсов и стараемся предложить им различные формы поддержки и адаптации к непростым условиям обучения в высшей школе. Среди трудностей перехода от школьного образования к вузовскому отметим такие, как возрастание количества и сложности учебной информации; незнание способов самостоятельной познавательной деятельности; отсутствие навыков такой деятельности, а также трудности в использовании информации как учебного, так и организационного характера.

Одной из форм адаптации, на наш взгляд, может служить система дистанционного обучения вуза, которая, интегрируя различные информационно-образовательные ресурсы, позволяет организовать дистанционное обучение. Так, в начале учебного семестра студенты в обязательном порядке получают пароли от личных кабинетов и подробные инструкции по использованию различных возможностей данной системы. Например, доступ к расписанию и подробную информацию обо всех учебных дисциплинах семестра. Рейтинг-планы, включающие основные контрольные точки(всё верно?) по предмету и сроки сдачи работ, нацеливают студентов на планомерную работу во время семестра, а баллы, выставляемые за выполнение различных заданий, посещение занятий, активную деятельность на семинарах, стимулируют познавательную деятельность и заинтересованность в результатах учебного труда. Тем более что информация находится в открытом доступе для всех студентов группы, и здесь свою роль может сыграть элемент соревновательности. Для подготовки к промежуточной аттестации своевременно становится известной программа зачета и экзамена.

Примеры подобного использования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) можно найти во многих вузах, например в публикации (?см., например,) [1, с. 148]. Познавательная сфера является приоритетной на пути становления студента, и с помощью ЭИОС возможно предотвратить многие проблемы, с которыми сталкиваются первокурсники.

Литература

1. Карпович, И. А. Электронная информационно-образовательная среда вуза как средство педагогической поддержки студентов-первокурсников в период адаптации к обучению в вузе / И. А. Карпович. — Текст: непосредственный // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. — Санкт-Петербург: СПбГУ, 2020. — С. 147–149.

 

Н. В. Семина,

доцент кафедры всеобщей истории и обществознания Пензенского государственного университета, кандидат исторических наук;

М. В. Желтухина,

магистрант I курса историко-филологического факультета (?какой кафедры) Пензенского государственного университета

ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ:

ПЛЮСЫИ МИНУСЫ

Любые изменения в жизни социума вносят коррективы в образовательный процесс. Например, феномен, получивший название, «пандемия COVID-19», послужил толчком для активного развития дистанционного и онлайн-обучения в Российской Федерации. В первую очередь разграничим данные понятия.

Рассмотрим их с позиции взаимосвязей между субъектами обучения. При дистанционном формате складывается следующая цепочка: «преподаватель–сеть–студент». То есть коммуникация внутри основана на межличностном общении. В то время как онлайн-обучение выстроено по линии «студент–сеть», где «онлайн» выступает неким маркером, указывающим на то, что образовательный процесс выстроен полностью на основе сети, в то время как «дистанционно» подразумевает как онлайн, так и офлайн-формат коммуникации субъектов образовательного процесса. Исходя из вышесказанного, онлайн-обучение может составлять как самостоятельную образовательную единицу, так и часть дистанционного.

Онлайн-обучение только начало набирать свою популярность в российском обществе. Эффективно ли его использование в высшей школе? И приведет ли оно к овладению профессиональными компетенциями конкурентоспособного выпускника, таким образом реализуя цель, поставленную перед вузами законодателем в ст. 69 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]?

Дадим ответ на поставленный(?е) вопрос(?ы) посредством анализа положительных и отрицательных сторон онлайн-обучения.

Свобода выбора. В России, как правило, нагрузка по каждому семестру(?в каждом семестре) определяется перед началом учебного года. Онлайн-обучение способствует переходу на новый «продвинутый уровень», на котором студент в зависимости от своих способностей, жизненной ситуации сможет определять нагрузку в каждом семестре при условии освоения всей программы за определенный период обучения.

Непрерывность образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет принцип, требующий постоянного самосовершенствования специалиста. Обучение в вузе длится в среднем 4–6 лет, и, как правило, знания, полученные в первые годы обучения, устаревают, смазываются в памяти (?постепенно забываются) студента. Онлайн-обучение решает эту проблему путем постоянного обновления контента, доступного студенту.

Качество образования. Данный параметр является неоднозначным: с одной стороны, подготовкой онлайн-курсов занимаются профессионалы, с другой — отсутствие межличностного общения может привести к проблемам усвоения тем.

Доступность Сети. В России зафиксировано отсутствие доступа к сети Интернет (конец 2020 г.) у 28 % семей [2], что связано с материальным положением, удаленностью населенных пунктов от провайдера. Данный факт исключает доступность образования для всех граждан до тех пор, пока проблема не будет решена.

Неразвитость информационно-образовательных(?ой) сред(?ы) вузов. Только небольшая часть высших учебных заведений обладает технически подготовленной базой для организации и осуществления онлайн-обучения, что связано с продолжительным отсутствием потребности в данном виде получения знаний.

Таким образом, онлайн-обучение — относительно новая, хотя и имеющая ряд недостатков, но перспективная форма получения знаний, реализация которой возможна при условии качественной организации со стороны государства и вузов и добросовестного подхода к его освоению со стороны студента.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 02.07.2021). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.12.2021).

2. Интернет как роскошь: что такое цифровое неравенство и как его преодолеть. — Текст: электронный // РБК Тренды: [сайт]. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/6172591c9a79471433d3fd60 (дата обращения: 18.12.2021).

 

Д. Ю. Черников,

заведующий базовой кафедрой инфокоммуникаций Сибирского федерального университета (Красноярск), кандидат технических наук;

В. С. Иванова,

аспирант II курса базовой кафедры инфокоммуникаций Сибирского федерального университета (Красноярск)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: