ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В АГРАРНОМ ВУЗЕ




В Тверской государственной сельскохозяйственной академии для магистрантов сельскохозяйственных специальностей читаются следующие дисциплины по математическому моделированию: для направления подготовки «Агрономия» — «Математическое моделирование и анализ данных в агрономии»; для «Зоотехнии» — «Моделирование в животноводстве»; для «Агроинженерии» — «Моделирование в агроинженерии»; для «Агрохимии и агропочвоведения» — «Математическое моделирование и анализ данных в агрохимии».

Для каждого направления подготовки магистрантов разработаны соответствующие учебно-методические комплексы (УМК). Они разработаны(?подготовлены) таким образом, чтобы магистранты могли, в том числе самостоятельно, изучить учебный материал, выполнить соответствующие, закрепляющие задания по тематическим разделам курса, пройти тестирование, поработать над рефератами, полный список которых представлен в УМК. Наиболее инновационные темы связаны с цифровым сельским хозяйством.

Каждый УМК по математическому моделированию содержит следующие компоненты: программа, тематический план, учебное пособие и задачник, сборник заданий (с примерами решения задач и ответами), контрольные задания, тесты, темы рефератов.

Программа включает четыре модуля: 1) математическое моделирование процессов в сельском хозяйстве на основе статистических методов; 2) моделирование производственных процессов в условиях определенности. Задачи линейного программирования; 3) моделирование производственных процессов в условиях неопределенности и риска; 4) принятие решений с помощью экспертных методов.

Учебное пособие [1] содержит четыре раздела. Первый раздел связан с математической статистикой (корреляционный, регрессионный, дисперсионный анализ), а также содержит(?включает) непараметрические методы математической статистики. Второй раздел базируется на основных понятиях линейного программирования, в том числе включает транспортную задачу. В третьем разделе рассматриваются методы моделирования и проектирования на основе теории стратегических и статистических игр. Четвертый раздел посвящен вопросам принятия решений с помощью экспертных методов.

Задачник [2] по математическому моделированию содержит задания, связанные с будущей деятельностью обучаемых магистрантов. Задания предлагаются в порядке степени их усложнения. Они подобраны таким образом, чтобы у обучаемых развивались интерес и желание внедрять в сельскохозяйственную науку математические модели, проводить с их использованием систематизацию и анализ полученных результатов, делать аргументированные прогнозы, принимать обоснованные решения в информационных условиях определенности, риска и неопределенности.

Контрольные задания предполагаются индивидуального характера, на основе (?носят индивидуальный характер и созданы на основе) разобранных в методических материалах примерах(?ов).

Тесты обобщают и конкретизируют множество заданий из задачника и контрольного списка.

Темы рефератов даются с избытком относительно числа обучаемых (?Количество тем рефератов превышает число обучающихся), чтобы был большой выбор и обучаемые могли достаточно полно и четко выразить свое представление о современных проблемах сельскохозяйственной сферы, в частности о реализации тезиса(?проекта) «Цифровое сельское хозяйство». Перечислим примерные темы рефератов:

1) «Цифровые технологии в сельском хозяйстве (животноводстве, зоотехнии, агрономии, агрохимии, земледелии, растениеводстве, кормопроизводстве, агроинженерии)»;

2) «Интеллектуальные системы в сельском хозяйстве»;

3) «Экспертные системы в сельском хозяйстве»;

4) «Совместимость, соседство, конкуренция, севооборот пашни, огородных (овощных) культур (соседство, предшественники)»;

5) «Эконометрические модели в сельском хозяйстве (животноводстве, зоотехнии, агрономии, агрохимии, земледелии, растениеводстве, кормопроизводстве, агроинженерии)»;

6) «Игровые модели (статистические игры, неопределенность, риск) в сельском хозяйстве».

Процесс коммуникации преподавателя и обучаемых магистрантов, а также магистрантов между собой осуществляется в среде LMS Moodle.

Разработанный авторами УМК прошел трехгодичную апробацию. Особенно большое значение комплекс приобрел в период дистанционного обучения.

Литература

1. Ганичева, А. В. Математическое моделирование и проектирование: [учебное пособие] / А. В. Ганичева. — Тверь: Тверская ГСХА, 2020. — 92 с. — Текст: непосредственный.

2. Ганичева, А. В. Практикум по математическому моделированию и проектированию: [учебное пособие] / А. В. Ганичева. — Тверь: Тверская ГСХА, 2020. — 51 с. — Текст: непосредственный.

 

В. Н. Кузьменкова,

преподаватель кафедры Военного института железнодорожных войск и военных сообщений Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук, доцент (?м.б., поставить в начало – доцент кафедры…)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: