ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, РАЗВИВАЮЩЕЙ АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ




В условиях влияния глобализации и информатизации на социокультурные изменения в мировом сообществе возрастает актуальность развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза. Использование дистанционных образовательных технологий является необходимым условием организации современного обучения в высшей школе.

В нашем исследовании технология организации цифровой образовательной среды технического вуза, развивающей аксиологический потенциал студентов, обеспечивается «профессионально-ценностным содержанием» [1, с. 118]. Преподаватель выстраивает в соответствии с рабочей программой дисциплины структуру, актуализирует у студентов потребность в изучении тем, поддерживает обратную связь, анализирует, систематизирует информацию, превращает ее в удобный для восприятия студентов текстовый, аудио- и видеоматериал, обеспечивающий развитие аксиологического потенциала студентов, успеваемость в целом.

Цель технологии — организация профессионально-ценностного содержания цифровой образовательной среды технического вуза, развивающей аксиологический потенциал студентов. Задачи: удовлетворение потребностей студентов в знаниях, общении, принадлежности к социальной и профессиональной общности; возвышение потребностей студентов к ценностям; развитие и реализация способностей студентов до уровня самореализации в деятельности учебной, научно-исследовательской, проектной. Решение задач обеспечивается поддержанием параметров профессионально-ценностной среды.

В основу технологии положены базовые параметры, разработанные для анализа отношений (Мясищев, 1960; Ломов, 1984; Дерябо, Ясвин, 1994, 2001 – лучше перенести эти работы в литературу) [2, с. 114]. Они адаптированы автором применительно к особенностям развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза и дополнены параметром «информационность» (достаточность информации в среде, влияющей на восприятие и усвоение материала для получения продуктивного результата, зависящей от привычности/необычности контента, влияющего на мотивацию и успеваемость участников). Параметры поддерживаются применением цифровых технологий и инструментов:

широта обеспечивается образовательным порталом, программами Zoom, Cisco Webex Meetings, Microsoft Teams и др., использованием социальных сетей и мессенджеров;

интенсивность создается доступом к профессиональным базам данных и информационным справочным системам, электронным библиотекам, электронным образовательным ресурсам, тестовыми тренажерами, заданиями разного уровня сложности, игровым контентом, аудио- и видеоматериалами;

информационность среды поддерживается достаточным соотношением использующихся текстовых, графических приложений и программ (Excel, Word, Power Point, Project Expert, Miro и др.), способствующих продуктивной деятельности;

модальность (В. А. Ясвин) отстраивается набором задач разного уровня сложности, гибкостью курса, связностью тем и категорий, проектной и научно-исследовательской деятельностью, игровым контентом, онлайн-платформой визуального сотрудничества для командной работы Miro, программой Project Expert;

степень осознаваемости проявляется в идентификации со средой, персонализации, активности, трансляции знаний и ценностей, журналах успеваемости и результатах проектной и научно-исследовательской деятельности;

устойчивость поддерживается планомерностью деятельности участников среды, достижимостью цели и решением задач с использованием временных шкал, календарных графиков, программ-планировщиков.

Литература

1. Лешер, О. В. Развитие аксиологического потенциала студентов в информационно-образовательной среде университета / О. В. Лешер, Э. С. Аришина. — Магнитогорск: Магнитогорский гос. тех. ун-т им. Г. И. Носова, 2021. — 155 с. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45646905 (дата обращения: 10.01.2022). — Текст: электронный.

2. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — Москва: Смысл, 2001. — 365 с. — Текст: непосредственный.

 

Е. А. Бароненко,

доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (Челябинск), кандидат педагогических наук;

И. А. Скоробренко,

преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, аспирант кафедры педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (Челябинск), магистр психолого-педагогического образования (м.б., убрать?)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: