Глава 8. Свобода совести и пути ее реализации в XX в.




XX век оказался временем, когда свобода совести утвердилась, по крайней мере, в качестве официальной нормы практически во всех странах, принадлежащих к европейской культурной традиции. В остальном мире также произошёл существенный сдвиг в данном направлении. В конце XX столетия немногие христианские лидеры отвергают мысль о необходимости закрепления принципов свободы совести в законодательных актах, а если и делают это, то, как правило, в завуалированной форме, избегая прямого отрицания. О возможности принудительного навязывания веры речь вообще практически не идёт. Если сравнивать степень законодательного обеспечения свободы совести в начале прошедшего и нынешнего столетий, то прогресс представляется несомненным. Сошлемся на данные, приведённые в 2002 г. генеральным секретарем Международной ассоциации религиозной свободы Дж. Грацем. Понимая под религиозной свободой прежде всего свободу вероисповедания, отсутствие дискриминации религиозных меньшинств, Дж. Грац констатировал её наличие в 121 стране и отсутствие в 10. В 37 странах религиозная свобода ограничена, причем в 23— значительно.

Представляется, что бесспорный перелом в направлении утверждения идей свободы совести, религиозной толерантности (правовые акты являются лишь его отражением) свершился только в 1990-е гг. Вплоть до этого времени все виды свобод, связанных с религией, подвергались серьёзным испытаниям со стороны тоталитаризма и авторитаризма.

Вопрос о наборе конкретных признаков, позволяющих признать тот или иной режим тоталитарным, остается дискуссионным. Вместе с тем, как отмечает Н. В. Загладин, такие характеристики тоталита

ризма, как наличие механизма власти, стремящегося к установлению полного контроля над обществом, опирающегося на определённую идеологию, постоянно или периодически прибегающего к репрессиям, стали общепринятыми. В отличие от авторитарных государств, где также существует жесткая централизованная власть, пренебрежение многими базисными демократическими свободами, запрет (не всегда полный) на оппозиционную деятельность, тоталитарные государства склонны лишать человека не только политической, но и личной свободы, предписывая ему образ мысли и поведения. Если и авторитарных государствах речь идёт прежде всего о регламентации религиозной деятельности, часто — об ущемлении религиозной свободы, о предоставлении преимуществ одним конфессиям при ограничении и даже преследовании других, то в тоталитарных — уже об уничтожении религии как таковой.

Стремление поставить церкви под государственный контроль имело место с момента превращения христианства в господствую-1цую религию. В полной мере оно присуще и авторитарным режимам— как абсолютистским монархиям прошлого, так и диктатурам, действующим «от имени народа». Тоталитаризм же, как отмечает Д. В. Поспеловский, «не может быть невраждебным вере в Бога, ибо сам является... культом идола-государства, идола-нации, наконец, идола-вождя... тоталитаризм охватывает всего человека, требует от человека полной самоотдачи себе... ».

Естественно, тенденция к борьбе с религией не во всех тоталитарных государствах проявлялась с одинаковой степенью интенсивности. Наиболее рельефно она обозначилась в СССР, что будет предметом рассмотрения в соответствующей главе данного пособия. Напротив, в Италии, где фашистский режим утвердился раньше, чем где бы то ни было — в 1922 г., давление на католическую церковь никогда не было особенно интенсивным. Итальянский диктатор Б. Муссолини вскоре после своего прихода к власти ликвидировал католические профсоюзы и пытался уничтожить католические молодёжные организации, но в итоге согласился с существованием последних. В 1929 г. папа Пий XI и Муссолини подписали Латеранские соглашения, предусматривавшие, с одной стороны, создание города-государства Ватикан, но с другой — провозглашавшие католицизм государственной религией Италии, восстанавливавшие религиозное образование в государственных школах. В дальнейшем вплоть до падения Муссолини в 1943 г. отношения между фашистским государством и католической церковью не были безоблачными, обостряясь по мере усиления расистских тенденций в политике фашистов, что, однако, никогда не приводило к серьёзной конфронтации. Цер

ковь пользовалась значительной внутренней свободой, что отчасти можно объяснить сохранением католицизмом в Италии традиционно прочных позиций, отчасти — не вполне тоталитарным характером самого итальянского фашистского государства, в котором не было полной концентрации власти в руках правящей партии, сохранялся институт монархии, репрессии имели сравнительно небольшой мае штаб.

Серьёзным испытаниям подверглась религиозная свобода в гит леровской Германии. Здесь не было столь же активной борьбы с религией как таковой, как в СССР, хотя иудаизм оказался фак тически запрещённой конфессией, а Свидетели Иеговы подвергнуты жестоким гонениям. Однако тенденция не только к подчинению ведущих религиозных организаций — Евангелической и Римско-католической, но и к замене христианства культом нации просматривалась совершенно очевидно.

В обращении к немецкому народу вскоре после прихода к власти (1933) Гитлер высказался за свободное развитие основных церквей страны, за сохранение за ними приоритета при решении их внутренних дел, свободу вероисповедания. Вместе с тем он объявил о стремлении нового государства «привести обе большие христианские конфессии в соответствие с национал-социалистическим мировоззрением». Впоследствии именно данная линия стала определяющей, тогда как заявления о намерении соблюдать религиозную свободу остались на уровне деклараций. В частных беседах фюрер неоднократно высказывал мысль о несовместимости христианства и немецкой расы, выражая надежду на то, что духовенство сменит крест на свастику и будет «славить чистую кровь нашей нации вместо крови Христа...».

Первым объектом давления нацистов оказалась Евангелическая церковь. В её подразделения — земельные церкви — были назначены государственные комиссары, церковные финансы брались под государственный контроль. Нацисты использовали имевшиеся в протестантских церковных кругах национал-патриотические настроения, выразившиеся в создании профашистского движения «Немецких христиан» (1932). В руках последних вскоре после прихода Гитлера к власти и сосредоточилось руководство Евангелической церковью. После принятия так называемого «арийского параграфа», в соответствии с которым все лица неарийского происхождения изгонялись из рядов Евангелической церкви (для них создавались специальные общины), часть духовенства выступила против нацификации церкви. Оппозиция оформилась в Исповедующую церковь (1934). Она решительно возражала против попыток «Немецких христиан» «очи

стить» учение от «иудейских элементов» путём, например, отказа от Ветхого Завета. Исповедующая церковь, в отличие от ряда земельных протестантских церквей, категорически отказывалась осуществлять предписанное нацистами отстранение евреев от церкви.

В 1937 г. национал-социалистская партия объявила о начале выхода своих членов из христианских церквей. На Исповедующую церковь, которую поддержало примерно около 25% германского протестантского духовенства, обрушились репрессии. Аресту подвергся её лидер пастор М. Нимёллер. Выдающийся теолог К. Барт, являвшийся идеологом Исповедующей церкви, был выслан за пределы Германии ещё в 1935 г. Другой видный деятель Исповедующей церкви теолог Д. Бонхёффер в 1945 г. был казнён за участие в заговоре против Гитлера. Только в 1937 г. в концлагерь Бухенвальд было отправлено около 700 протестантских пасторов. Многие погибли в заключении. Гитлер заявлял, что к преследуемым служителям церкви не может быть жалости, так как они действуют в интересах врагов немецкого государства. Молитвенного покаяния священника за настоящие, прошлые и будущие грехи своего народа было достаточно для привлечения его к суду по обвинению в измене родине.

С католической церковью Гитлер в 1933 г. заключил конкордат, в соответствии с которым она признавала законной существующую в Германии власть в обмен на сохранение её религиозной свободы, включая права на самостоятельное решение внутренних вопросов, беспрепятственное распространение на территории страны папских посланий и распоряжений, содержание собственных учебных заведений. В тексте конкордата отмечалось, что католическая церковь не обязана следовать тем нормам общественной жизни, которые согласно каноническому праву «несовместимы с духовным статусом» и христианской моралью.

Условия конкордата были грубо нарушены Гитлером. Убедившись в том, что основная масса католического духовенства более решительно, в сравнении с протестантским, выступает против на-цификации церкви, нацисты обрушили на клир и мирян репрессии. Около 6 тысяч католических священников в 1939 г. было арестовано, многие отправлены в концентрационные лагеря. К 1939 г. были закрыты все католические союзы — рабочие, молодёжные и другие, к 1941 г. —вся церковная пресса. Имели место запреты богослужений, закрытия храмов. Фульдская конференция католических епископов в 1942 г. подвергла нацистов резкой критике за попытки уничтожить христианство, за посягательство на права человека.

Сопротивление, оказанное ведущими конфессиями Германии (католиками в большей степени и протестантами — в меньшей, в связи

с чем в Штутгартском заявлении 1945 г. высшее руководство Евангелической церкви признало свою долю ответственности за сложившуюся в 1930 -1940-е гг. ситуацию в стране) выходило за рамки борьбы за религиозную свободу, способствуя сохранению в душах людей ростков христианских и демократических ценностей.

Грубо подавлялась свобода совести и в пределах созданного гитлеровцами на части территории оккупированной Югославии «Независимого Хорватского государства» (1941-1944). Главным объектом гонений оказались жившие здесь сербы (в большинстве своем православные). Официально провозглашалась задача обращения части сербского населения в преобладавший на территории Хорватии католицизм. Католизации планировалось подвергать лишь сербов, не имевших образования выше начального. Остальные сербы подлежали высылке или уничтожению. На территории «Независимого Хорватского государства» были практически прекращены православные богослужения, а остававшиеся сербы, которым запрещалось пользоваться кириллическим шрифтом, должны были носить позорящие нарукавные повязки с надписью «Pravoslav».

На последнем этапе Второй мировой войны СССР удалось добиться включения стран Центральной и Юго-Восточной Европы в сферу своего непосредственного влияния, определяя в дальнейшем их внешне-, а в значительной степени и внутриполитический курс. В СССР эти государства именовались вначале «странами народной демократии», а затем— «социалистическими странами Европы». Применительно к данному региону можно вести речь о тоталитарных партиях, с конца 1940-х гг. обладавших безраздельной монополией на власть. Они различались по названиям («коммунистическая», «социалистическая», «рабочая»), но по сути своей являлись коммунистическими. Установившиеся же режимы, отличаясь друг от друга по степени жёсткости, в большинстве своём все-таки не дотягивали до тоталитаризма нацистского или советского образца. В некоторых странах (Польша, ГДР, Чехословакия) сохранялась хотя бы формальная многопартийность, почти везде имелся частный сектор в экономике.

Соответственно, хотя правящие партии стран региона рассматривали религию как явление, «чуждое реальному социализму», нигде, за исключением Албании, мероприятия по её одновременному подавлению и регулированию не приобрели столь грандиозного, как в СССР, размаха. В конце 1940 —начале 1950-х гг. были приняты конституции, содержавшие гарантии свободы совести. Однако на практике она рассматривалась как право населения, включая иногда даже и членов правящих партий, иметь религиозные убеждения. Право

же распространять их, в равной степени как и религиозная свобода, были подвергнуты серьёзным ограничениям.

В большинстве «стран народной демократии» было провозглашено отделение религиозных объединений от государства, но в некоторых конституциях (Румынии, ЧССР, ГДР) данное положение отсутствовало. Здесь духовенство финансировалось из государственных источников, что считалось одним из способов обеспечения его лояльности и ограничения свободы. С той же целью в Венгрии, Польше, Чехословакии был установлен порядок назначения основных категорий священнослужителей по согласованию с государством. В этих странах, а также в Румынии существовало принесение священниками присяги на верность государству.

Наиболее напряженными отношения между государством и религиозными организациями были в конце 1940-х — середине 1950-х гг. В это время в Болгарии большинство католических священников было интернировано, в тюрьмах оказались многие верующие и все три епископа, один из которых по обвинению в связях с иностранными разведками был расстрелян. В Польше в 1951 г. по обвинению в шпионаже и государственной измене был арестован епископ Ч.Качмарек, получивший 12 лет тюрьмы. В 1953 г. подвергся аресту, а затем отправлен в ссылку примас католической церкви в Польше кардинал С. Вышинский. В том же году состоялся процесс четверых священников и троих светских сотрудников Краковского архиепископства, обвинявшихся в сотрудничестве с ЦРУ и нелегальной торговле иностранной валютой. Трое обвиняемых были приговорены к смертной казни (приговор так и не был приведён к исполнению), остальные получили длительные сроки тюремного заключения. Аналогичные процессы имели место в Венгрии и Чехословакии.

После XX съезда КПСС и осуждения «культа личности Сталина» церковно-государственные отношения в странах региона несколько нормализовались. Священнослужителей уже перестали представлять в качестве агентов империалистических разведок, но давление на церкви, в большей степени скрытое, чем открытое, продолжалось вплоть до краха системы «реального социализма» в конце 1980-х гг.

По особому пути развивались отношения между государством и религиозными организациями в Албании. Она оказалась единственной из числа стран европейской культуры, пошедшей по пути официального запрета религии. До середины 1960-х гг. ситуация в Албании не слишком отличалась от положения в других «странах народной демократии». Но в 1967 г. на очередном партийном форуме тогдашний лидер страны Э. Ходжа объявил о том, что албанский народ уже

стал атеистическим, а потому не нуждается в религиозных организациях. Было отменено ранее действовавшее религиозное законодательство. Новая Конституция, принятая в 1973 г., объявляла Албанию «первым атеистическим государством мира». Были закрыты все храмы и мечети, многие — разрушены. Любая религиозная практика считалась незаконной. Например, за совершение крещения можно было получить от трех до пяти лет лишения свободы. Священнослужителей бросили в тюрьмы, где большинство из них скончалось. Когда в 1990 г. начался распад коммунистического режима и прошли первые после 1967 г. публичные богослужения, в живых не было ни одного православного епископа. Священников уцелело только 22.

В отличие от тоталитарных или близких к ним режимов (как коммунистических, так и фашистских), в конечном счёте стремящихся к подавлению всех религиозных организаций, традиционные авторитарные режимы обычно проявляли склонность к поддержке особого положения одной церкви, при жёсткой регламентации существования других религиозных общин, вплоть до запрета их деятельности или свободы пропаганды своего учения. Это почти неизбежно провоцировало раскол общества по вопросу об отношении к религии, приводя к созданию двух полюсов — клерикального и антиклерикального. Наличие этих полюсов придаёт общественным конфликтам большую остроту, а в случае осуществления попыток их силового разрешения (революции, гражданские войны) противоборствующие стороны яростно пытаются или утвердить (сохранить) прежнее влияние церкви, либо, наоборот, её ниспровергнуть. Пришедший к власти на волне потрясений новый режим также часто оказывается неспособен установить реальную свободу совести, нанося удар по ней с другой стороны и мстя крупнейшей конфессии за её прежнее привилегированное положение. Мы видели, что по такой схеме развивались события во Франции эпохи Великой революции конца XVIII в., Парижской коммуны 1871 г. В XX столетии на путь борьбы с церковью, иногда принимающей форму борьбы с религией, первой вступила Мексика.

Ещё в XIX в. в этой стране церковный вопрос стоял очень остро. Конституция 1857 г., принятая пришедшими к власти антиклерикалами, предусматривала секуляризацию церковных земель, запреты на публичное ношение священнической одежды и совершение религиозных процессий вне стен храмов. Но в период президентства, а фактически — диктатуры П. Диаса (1876-1911) католическая церковь вернула себе прежнее влияние, а антиклерикальное законодательство перестало исполняться. Принятая после окончания револю

ции и гражданской войны 1910-1917 гг. новая Конституция вообще не допускала существования религиозных организаций, находящихся вне государственного контроля. Вся собственность католической церкви и духовенства объявлялась государственной. Священникам запрещалось критиковать не только деятельность центрального правительства и местных властей, но и вообще любые действующие законы. Священнослужителем мог быть теперь только мексиканец по рождению, но после принятия сана он немедленно лишался избирательных прав.

Столь суровые статьи Конституции не сразу обрели реальную силу. Только в июне 1926 г. президент Кайес издал декрет, карающий за нарушение антиклерикальных статей Конституции. Началась конфискация церковного имущества, высылка священников, являвшихся иностранными гражданами. Была запрещена деятельность католических монашеских орденов, причем возврат бывших монахов к монашеской жизни карался тюремным заключением на срок от двух до шести лет. Государство начало активно регулировать численность священников в стране, причём таким образом, что в некоторых районах их практически не осталось. Закрывавшиеся храмы переоборудовались под гаражи и пожарные станции. Активная антиклерикальная кампания привела к восстаниям крестьян-католиков и, по инициативе мексиканских епископов, к прекращению богослужений на всей территории страны. В дальнейшем размах антицерковной кампании сократился, в 1929 г. последовало возобновление богослужений. Хотя с течением времени многие антиклерикальные статьи Конституции вновь перестали строго исполняться, все мексиканские президенты, принадлежавшие к Институционнореволюционной партии, бессменно находившейся у власти вплоть до 2000 г., позиционировали себя как антиклерикалы. Только в 1992 г. был отменён запрет на ношение священнической одежды за пределами храмов.

В Испании монополия католической церкви на религиозную жизнь сохранялась вплоть до начала XX в., и события развивались по ещё более драматическому сценарию. Испанская католическая церковь была тесно связана с консервативно-монархическим режимом, решительно противостоя любым проявлениям либерализма. В церковном катехизисе 1927 г. указывалось, что голосование за либерального кандидата на выборах является «безоговорочным смертным грехом». Как следствие, все силы, недовольные существовавшим в стране порядком вещей — интеллигенция, значительная часть буржуазии и особенно формирующийся рабочий класс — оказались решительно враждебны церкви. В 1909 г. во время организованных

анархистами беспорядков в Барселоне поджигались монастыри и католические храмы.

В 1931 г. пришедшие к власти республиканцы вынудили короля Альфонса XIII отречься от престола и покинуть страну. Церковь и новое правительство сразу же оказались в состоянии конфронтации. Примас испанской католической церкви кардинал Сегура в пастырском послании 1931 г., явно имея в виду республиканцев, призвал не уступать тем, кто хочет уничтожить религию. В ответ последовали поджоги и разрушения церковных зданий во многих городах страны. Военный министр М. Асанья заявил, что он предпочёл бы спалить все храмы Испании, чем причинить ущерб хоть одному стороннику республики.

Принятая в такой обстановке новая Конституция (1931) имела ярко выраженный антиклерикальный характер. Наряду с такими положениями, как гарантии свободы совести, предоставлявшейся, правда, индивидам, но не обществам, отделение церкви от государства, в тексте Конституции содержалось требование обязательной регистрации всех религиозных орденов. Государству предоставлялись широкие возможности для осуществления их немедленного роспуска. На все публичные манифестации религиозного характера теперь требовалось специальное разрешение.

Несмотря на то что далеко не все эти положения стали применяться на практике, за республиканцами прочно утвердилась репутация борцов с религией. Это негативно воспринималось значительной частью испанского общества.

В 1936 г. генерал Ф. Франко поднял мятеж против республиканского правительства, находившегося под сильным влиянием коммунистов, анархистов и социалистов. В стране началась гражданская война, продолжавшаяся до 1939 г. и унесшая более полумиллиона жизней. Приверженность, или, наоборот, ненависть к католической церкви стали отличительным признаком соответственно националистов и республиканцев. Обе стороны не имели ни малейшего намерения хотя бы на словах признавать право на свободу совести, уничтожая своих противников с невероятной жестокостью.

На территории, контролировавшейся националистами, любое подозрение в приверженности антиклерикальным, либеральным и левым взглядам могло служить основанием для расстрела. Церковь же не только не осудила фактически бессудные расправы националистов, но и способствовала им. Все католические иерархи (кроме епископа Витории) поддержали франкистов. Возносились молитвы за дарование им победы, а часть священников сражалась на стороне националистов с оружием в руках.

Республиканцы, в свою очередь, безжалостно преследовали духовенство, боролись с внешними проявлениями католицизма. Часто к < публиканские милиционеры убивали священников просто за факт принадлежности к духовному сословию, требуя от них богохульство-мания перед смертью. Изнасилования и убийства монахинь, сожжения монахов стали обычной практикой, особенно в начальный период гражданской войны. По некоторым данным, за всё время, пока она продолжалась, было убито около 5 тысяч священников (в том числе 12 епископов), что составило около 10% от общей численности испанского католического духовенства, и более 2,5 тысяч монахов и монахинь. Полностью или частично было разрушено около 5 тысяч церквей. Особенно пострадала Барселона, где устояли лишь два храма — кафедральный собор и знаменитое творение А. Гауди — Sagra-da Familia. Этот храм безуспешно обливали бензином и поджигали, но цементная конструкция оставалась неповреждённой. Совершение богослужений на территории республиканской Испании практически прекратилось, а немногие оставшиеся здесь священники не имели права публично носить священническое одеяние.

Победа националистов в гражданской войне означала установление в Испании умеренно тоталитарного режима. При Франко в стране был выдвинут лозунг «Одна родина, одна универсальная (католическая. — М. С.) церковь». Она рассматривалась в качестве государственной. Закон о Кортесах (испанском парламенте) оговаривал присутствие на их заседаниях представителей церковной иерархии. Тесный союз католической церкви и государства сохранялся на протяжении всего времени существования режима Франко (до 1975 г.). При том, что поле самостоятельных действий церкви было сужено, конкордат 1953 г. с Ватиканом оговаривал невмешательство государства в её непосредственные дела. Это позволило сохраниться в рамках церкви различным течениям, в том числе и либеральному.

Значительные изменения в XX столетии претерпели позиции самих христианских церквей. Это выразилось в том, что как Римско-католическая церковь, так и многие протестантские церкви, по-прежнему притязая на статус «истинной церкви Христовой», существенно смягчили свои претензии на монопольное обладание истиной. Это способствовало развитию диалога между конфессиями, активизации экуменического движения, направленного на восстановление христианского единства, повышению уровня межконфессио-нальной толерантности в целом.

Особенно радикальный сдвиг произошел в позиции Римско-католической церкви. Уже в первой половине столетия папство перестало требовать предоставления католической церкви, даже в стра

нах, где её влияние традиционно преобладало, исключительного положения. В 1922 г. папа Пий XI в энциклике Ubi arcano Dei заявил о нежелании церкви участвовать в политической деятельности, и о её намерении сосредоточить все усилия на рехристианизации общества. От государства теперь требовалось лишь предоставление католической церкви свободы деятельности.

В 1920-1950-е гг. папство очень широко практиковало заключение конкордатов — соглашений с правительствами стран, в том числе и некатолических, оговаривавших положение и статус церкви и иногда предусматривавших сотрудничество между церковью и государством по точно оговорённым вопросам. В ряде случаев конкордаты фиксировали предоставление католической церкви определённых преимуществ и привилегий, но об установлении её монопольного положения речь уже не шла. В 1930 г. Пий XI объявил «молитвенный крестовый поход» в защиту всех преследуемых христиан в СССР. Показательно, что речь шла не только о католиках.

Однако вплоть до начала 1960-х гг. позиция католической церкви ещё не отличалась последовательностью. Например, в 1944 г. Пий XII подверг осуждению тоталитаризм и провозгласил принцип «этического превосходства демократии над любой другой формой политического устройства», но длительное время папство тесно сотрудничало с режимом Муссолини в Италии, в 30-40-е гг. гораздо более решительно обличая «безбожный коммунизм», нежели нацизм. В 1956 г. Пий XII, выступая на съезде мирян-католиков, в число «смертельных напастей», с которыми предстоит бороться, включил секуляризм и протестантизм.

Преемник Пия XII, Иоанн XXIII, в 1962 г. созвал II Ватиканский собор с целью обновления христианской жизни и приближения католической церкви к требованиям эпохи. Многие документы Собора (1962-1965) проникнуты духом толерантности. В них ясно обозначилась тенденция к пересмотру традиционных положений и подходов. Была фактически дезавуирована формула Ферраро-Флорентийского собора (1438-1442), согласно которой «вне католической церкви никто не будет участвовать в вечной жизни, будь он язычник, иудей, неверующий или отделившийся от церкви: он будет жертвой вечного огня... если он перед смертью не соединится с католической церковью». В догматической конституции «О церкви» (1964) отмечается, что католическая церковь, наряду с «верными католиками» чувствует «себя связанной с теми, кто крещены и носят имя христиан, но не исповедуют неповрежденной веры или не хранят общения под главенством преемника Петра (т.е. папы. — М. С.)».

Кроме того, «спасительный Промысел объемлет тех кто признаёт Творца, и среди них в первую очередь мусульман, которые, считая себя исповедующими веру Авраама, с нами поклоняются Богу единому, милосердному... ». «Но и от прочих, которые через тени и образы ищут неведомого Бога, Бог не далеко... потому что Спаситель хочет, чтобы все люди были спасены... ». «А кто без вины со своей стороны не зная Евангелия Христова и Его Церкви, всё же ищет Бога искренним сердцем и под воздействием благодати стремится исполнять своими делами Его волю, познаваемую голосом совести, гот может наследовать вечное спасение», — отмечается в догматической конституции.

Вышеприведённые положения означают существенное смягчение прежнего католического эксклюзивизма, но не полный отказ от него. В догматической конституции содержится и следующее положение: «люди, знающие, что Кафолическая церковь основана Богом через Иисуса Христа как необходимая, но всё же не желающие или войти в неё или оставаться в ней, не могут спастись». В постановлении II Ватиканского собора «Об экуменизме» (1964) говорится о том, что «только через Католическую Церковь Христову, которая есть общее для всех орудие ко спасению, можно получить всю полноту спасительных средств». Вероятно, можно согласиться с секретарем Папского Совета по межрелигиозно-му диалогу М. JI. Фицджералдом, констатирующим наличие «сознательной осторожной двусмысленности» в решении вопроса о спасении, открывающей перед богословской мыслью широкие перспективы.

В определении путей выстраивания отношений с христианами-некатоликами II Ватиканский собор акцентирует внимание на тех моментах, которые объединяют, а не на тех, что разделяют. Так, отмечается, что все основные догматы христианства были определены на Вселенских соборах, происходивших на Востоке. «Нас радует, — указывается в постановлении “Об экуменизме”, — что разъединённые с нами братья (здесь имеются в виду протестанты. — М. С.) взирают на Христа как на источник и центр церковного общения». Подчёркнуты укоренённость богословского Предания Востока в Священном Писании, стремление всех протестантов к его тщательному изучению, наличие у англикан института епископата.

Одним из важнейших документов Собора оказалась принятая в 1965 г. декларация «Об отношении Церкви к нехристианским религиям». Констатируя их принципиальное отличие от христианства, декларация отмечает, что эти религии «приносят всё же нередко луч Истины, просвещающий всех людей», а потому католическая цер

ковь не отвергает ничего из того, что в них «истинно и свято». Конкретизируя данный тезис, декларация обращает внимание на аскетизм и медитацию, характерные для индуизма, на буддийское учение об освобождении, и особенно — на единобожие мусульман и почитание ими Христа в качестве пророка.

Специальный раздел данной декларации посвящен иудаизму. Отмечая, что христианство уходит своими корнями в ветхозаветный иудаизм, церковь особо подчеркнула, что хотя иудейские власти и многие их приверженцы требовали смерти Христа, «однако, то, что было сделано во время страстей Его, не может быть вменено ни всем без различия иудеям, жившим в то время, ни иудеям нашего времени», которые «не должны быть представлены ни отверженными Богом, ни проклятыми, как будто бы это вытекало из Священного Писания». Таким образом, если раньше официальные церковные документы лишь порицали «кровавый навет», то теперь пересмотру подверглось традиционное представление об иудеях как «проклятом народе». Выразив сожаление обо «всех проявлениях антисемитизма», католическая церковь в последних строках декларации осудила «все гонения на каких бы то ни было людей» и «как противную духу Христову» — всякую дискриминацию по причине расы, цвета кожи, класса или религии.

Вторым, наряду со смягчением традиционного эксклюзивизма, важнейшим позитивным моментом в деятельности II Ватиканского собора было достаточно ясное формулирование заявления о приверженности католической церкви принципу свободы совести, включая право не исповедовать никакой религии, сохраняя при этом весь объем гражданских прав. Об этом в итоговом документе собора —пастырской конституции «Радость и надежда» (О церкви в современном мире), принятой в 1965 г., говорится так: «Церковь глубоко скорбит о дискриминации между верующими и неверующими, которую несправедливо вводят некоторые гражданские власти, не признавая основных прав человеческой личности». II Ватиканский собор принял «Декларацию о религиозной свободе» (1965), в которой католическая церковь сформулировала свою позицию по данному вопросу наиболее детально.

Ранее под «религиозной свободой» Ватикан подразумевал прежде всего право на свободу католической церкви в организации своей внутренней жизни в пределах того или иного государства. Об этом в декларации вновь говорилось в весьма решительном тоне: «религиозным общинам принадлежит... право не встречать препятствий со стороны гражданской власти... при избрании, подготовке, назначении и перемещении их служителей, при сношениях с религиоз

ными властями и общинами, находящимися в иных частях света... ». Но показательно, что речь здесь ведётся уже обо всех, а не только о католических религиозных общинах. Церковь говорила теперь не только о свободе для себя, но и для других.

Декларация отмечает: «право на религиозную свободу зиждется в самом достоинстве человеческой личности», а сама свобода «состоит в том, что все люди должны быть свободны от принуждения со стороны как отдельных лиц, так и общественных группировок, либо какой бы то ни было человеческой власти, таким образом, чтобы никто не принуждался действовать против своей совести или не лишался возможности действовать, в справедливых границах, по своей совести, как в частной так и в общественной жизни, сам или в сообществе с другими». Следующая далее констатация необходимости соблюдения юридического равенства граждан вне зависимости от их отношения к религии, недопустимости навязывания или отвержения исповедания той или иной религии означает принципиальный отказ как от многовековой практики принуждения в вере, так и от стремления законодательным образом закрепить особое положение католической церкви и её приверженцев. В данной связи представляется крайне важной следующая формулировка пастырской конституции «Радость и надежда»: церковь «не возлагает своей надежды на привилегии, предоставляемые гражданской властью; более того, она откажется от пользования некоторыми законно полученными правами, если пользование ими может поставить под сомнение искренность её свидетельства...».

Итак, II Ватиканский собор констатировал переход католической церкви на позиции религиозной толерантности, её отказ от идеи о конфессиональном основании государства, от стремления к утверждению особых прав и привилегий. Собор ясно высказался за обеспечение равных прав верующих и неверующих на основе принципа религиозной свободы, фактически означающей свободу совести.

Папа Иоанн Павел II, возглавлявший Римско-католическую церковь с 1978 по 2005 г., не раз заявлял о важности следования принципу свободы совести. Уже в первой своей энциклике Redemptor Но-minis (1978) он подчеркнул: «Принцип религиозной свободы и свободы совести не только входит в перечень прав человека, признаваемых за всеми людьми, но и занимает в нём ключевую позицию». Уделяя большое внимание развитию межконфессионального диалога, папа первым из римских понтификов выступил с проповедью в одной из евангелических церквей (1983). Иоанн Павел II стал также первым папой, посетившим синагогу (1986). Во время этого визита он назвал иудеев «нашими старшими братьями по вере». Наконец, в

2000 г. во время визита на Ближний Восток папа не только молился у Стены плача — одной из главных святынь иудаизма, но и побывал в комплексе зданий мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Иоанн Павел II придерживался мнения, что «каждая культура отмечена религиозными и гражданскими взглядами, преобладающими в определённом районе различных цивилизаций, которые следует рассматривать как элементы общей культуры».

В 1994 г. папа призвал все местные католические церкви покаяться и примириться с религиозными общинами, пострадавшими в прошлом от проявлений нетерпимости со стороны католиков. В 1997 г. от имени римского понтифика архиепископ Парижский кардинал Люстиже попросил у протестантов прощения за Варфоломеевскую ночь, а у иудеев —за молчание католической иерархии во время Холокоста. В 2000 г. Иоанн Павел II принес «коллективное покаяние» в грехах, совершённых Римско-католической церковью за всю историю её существования. Среди них (наряду с общим покаянием и «очищением памяти») — покаяние в нетерпимости и насилии, проявленных по отношению к инакомыслящим, в том числе во время крестовых походов, религиозных войн, деятельности инквизиции, покаяние в грехах, нарушавших христианское единств<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: