Физическое воспитание ребенка в дошкольных учреждениях осуществляется всем коллективом сотрудников. За охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, решение задач физического воспитания отвечает каждый работник: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, помощники воспитателя, врач, медсестра, инст-
руктор по физической культуре дошкольного образовательно учреждения.
Заведующий дошкольным образовательным учреждением ор~ низовывает всю работу по физическому воспитанию. Он составляет общий план работы, создает необходимые условия, ости ществляет руководство и контроль за деятельностью сотрудников дошкольного образовательного учреждения в решении задач физического воспитания.
Как уже было отмечено ранее, в составлении общего плана работы принимает участие весь коллектив дошкольного учреждения. В разделе «Физическая культура» намечаются задачи на предстоящий год, мероприятия, которые будут проведены, и необходимая подготовка к ним, например: приобретение лыж, лыжных костюмов — для обучения ходьбе на лыжах, прокладка лыжни, подготовка воспитателей (изучение соответствующей литературы, разработка методики обучения, методика формирования психофизических качеств), рекомендации для родителей (изучение педагогической литературы, приобретение одежды, обуви, инвентаря и т. п.).
В общем плане работы дошкольного учреждения предусматривается связь с кабинетом лечебной физкультуры, спортивными и общеобразовательными школами для осуществления преемственности дошкольного образовательного учреждения и школой.
Планируются разнообразные формы повышения квалификаций педагогического коллектива: его участие в кружках, семинарах, практикумах, методических объединениях; в проведении открытых занятий; обобщении опыта работы дошкольного учреждения, подготовке докладов, участие в педагогических чтениях
Важная роль отводится планированию работы с родителями, пропаганде физической культуры с использованием стендов, папок-передвижек, родительских уголков, стенной газеты; подготовке к проведению физкультурных праздников, различных форм досуга; организации Дней здоровья, каникул и др.
В общем плане работы учитываются мероприятия по совершенствованию физической подготовленности работников дошкольного учреждения. В нем указываются лица, ответственные за их внедрение и сроки проведения.
План обсуждается и утверждается на педагогическом совете.
Заведующий детским садом приобретает оборудование для физкультурного зала, площадки, групповых комнат и участков; следит за соблюдением санитарно-гигиенических условий в помещении и на участке. Подбирает литературу и материалы для методического кабинета, оказывает помощь и осуществляет контроль за организацией разнообразных форм двигательной деятельности. Анализируя вместе с воспитателями результаты наблюдений, по-
казатели диагностики физической подготовленности, развития психофизических качеств ребенка, заведующий оказывает помощь в организации работы, помогает воспитателю в выборе методических приемов в работе с ребенком и планировании работы.
Особое внимание уделяется оказанию помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством, творческому i к плоду к решению воспитательно-образовательных и оздоровительных задач. Тем самым руководитель дошкольного образовательного учреждения создает условия для продуктивной работы специалистов.
Должностные обязанности специалистов дошкольного учреждения
Старший воспитатель осуществляет методическое руководство работой воспитателей. Он организует разные формы повышения квалификации педагогов, приобретает необходимую методическую литературу и готовит документацию: таблицы распределения физических упражнений по возрастным группам, планы-графики на год, неделю, планы-конспекты всех форм работы по физической культуре для разных возрастных групп, альбомы с рисунками и фотографиями, показатели техники физических упражнении и методику их проведения, видео- и аудиозаписи, макеты физкультурных площадок, методические материалы для родителей, библиографический список литературы по соответствующей тематике: осуществляет учет физической подготовленности ребенка.
Старший воспитатель изучает работу воспитателей групп, анализирует документацию по планированию и учету, наблюдает и и авизирует физкультурные занятия, утреннюю гимнастику и другие формы организации двигательной деятельности ребенка. Наблюдая за работой по физической культуре, он анализирует методику обучения, команды, распоряжения, объяснения и указания педагога при проведении физических упражнений; проводит хронометраж двигательной активности; осуществляет экспресс-диагностику. На основе наблюдений разрабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса.
Старший воспитатель систематически изучает наиболее интересный опыт работы других дошкольных учреждений, вариативные программы, новейшую литературу.
В дошкольных образовательных учреждениях введена должность специалиста по физической культуре. Его должностные обязанности распределяются в соответствии с квалификационной категорией (вторая и первая)1, которые включают в себя основные тре-
1 Подробнее см.: ПозднякЛ.В., Лященкс II. Н. Управление дошкольным образованием. - М., 1996. — С. 240-242.
бования к данному специалисту. Согласно этим требованиям, педагог организует работу по физической культуре с ребенком дошкольного возраста, осуществляет контроль за физическим развитием и состоянием его здоровья. Специалист по физической культуре работает в теснейшем контакте с медицинским, педагогическим, вспомогательным и руководящим персоналом.
Соблюдая основы законодательства и нормативные документы в соответствии с Международной Конвенцией о правах ребенка, он применяет на практике знания, полученные при изучении основ дошкольной педагогики, возрастной физиологии, педиатрии, методики физического воспитания.
Специалист по физической культуре проводит не только физкультурные занятия, но и разрабатывает различные формы организации двигательной деятельности. Он действует в теснейшем контакте с воспитателями, старшим воспитателем, врачом, медицинской сестрой; владеет методикой работы с ребенком, следит за качеством выполнения движений, проводит работу с родителями. Он организует спортивные праздники, досуг и другие формы активного отдыха ребенка. При этом он должен в совершенстве владеть всеми программными физическими упражнениями, внимательно следить за самочувствием ребенка.
Воспитатель активно помогает педагогу по физической культуре и выполняет его поручения. Он следит за состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, изучает условия жизни ребенка в семье, заботится о соблюдении гигиенических условий в помещении и на участке, чистоты и сохранности физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов; оформляет участок группы.
Воспитатель работает в теснейшем контакте со специалистом по физической культуре. Он готовит материалы для занятий по физкультуре, систематически повышает свой профессиональный уровень, физическую подготовленность. Воспитатель активно участвует в пропаганде физической культуры и спорта среди родителей, создает условия для самостоятельной двигательной деятельности ребенка.
Помощник воспитателя следит за чистотой и проветриванием групповой комнаты, физкультурного зала. Помогает подготовить ребенка к участию в физкультурных занятиях, при обучении плаванию, подготовке к выходу на прогулку. Он помогает в организации питания, подготовке ко сну, принимает участие в уходе за физкультурными пособиями и инвентарем.
Музыкальный руководитель контактирует в работе со специалистом по физической культуре, воспитателями. Он согласовывает планы по физическому и музыкальному воспитанию, обсуждает комплексы утренней гимнастики, содержание и методику прове-
дения физкультурных праздников, досуга. Музыкальный руководитель дает советы по выбору мелодий, песен, использованию музыки при проведении ритмической гимнастики, гидроаэробики. Музыкальный руководитель имеет соответствующую теоретическую и практическую подготовку по физическому воспитанию ребенка, необходимый уровень физической подготовленности. Он совместно с воспитателем по физической культуре работает над формированием правильной осанки, выразительности и красоты лвижения, воспитывает способность к импровизации, творчеству, обеспечивает самореализацию ребенка в движении.