Важную роль в повышении эффективности физического воспитания играет физкультурное оборудование: инвентарь, посо-
бия. игрушки. Оно подбирается в соответствии с требованиями предъявляемыми к нему на основе медико-педагогических следований.
Физкультурное оборудование способствует развитию основны движений, например, при обучении прыжкам используются предметы для перепрыгивания: шнуры, кубики, воротца-барьеры: гимнастический ящик-плинт используется при обучении вспрыгиванию на возвышение, спрыгиванию с высоты; атрибуты для подвижных игр с прыжками: «Поймай комара», «Удочка» и др.
Физкультурное оборудование подбирается на основе возрастных особенностей, физической подготовленности детей, при это задания постепенно усложняются.
Так, упражнения в лазании вначале проводятся на наклонных лесенках-стремянках, невысоких вертикальных лесенках, затем гимнастических стенках, веревочных лестницах, по шесту, кан и т.д.
Для упражнений в равновесии используются длинные шнуры, набор досок разной длины и ширины, дощечки-кирпичики, наклонные доски, гимнастические скамейки разной высоты; на участках — пеньки, бревна разновысокие и т.д.
Оборудование подбирается также с учетом возраста. Например, в группах раннего возраста используются барьеры-манежи, подвижные опоры, мостики с перилами, которые совершенствуют ходьбу малыша. Некоторые пособия, используемые в младших группах, применяются в старших группах для совершенствования движении.
Разнообразное оборудование можно использовать для закрепления и совершенствования основных движений:
мостик-качалка — ходьба по ребристой поверхности, ползание, подлезание, раскачивание;
обруч — катание, выполнение 6 общеразвивающих упражнений. метание (вертикально подвешенный или положенный на пол);
рейки — удобные для укрепления горизонтальной струны, на которую помешаются шарики, укрепленные на вертикальных струнах, для тренировки ребенка при обучении игры в теннис;
шнуры — подвешенные на разной высоте, применяются для выполнения упражнений подпрыгивания, перешагивания, подлеза-ния, подползания и др.
Физкультурный инвентарь позволяет расширить круг упражне нип. формирующих и совершенствующих двигательные навыки например, метание в различные цели (вертикальные, горизонтальные, движущиеся, подвижные, качающиеся); набрасывание колец: кольцебросы, расположенные на разной высоте; упражнения в парах, подгруппами, в кругу. Для выполнения обшеразвиваю
упражнений используются: ленты, платочки, бруски, султанчики. вертушки и др., что повышает их влияние на организм.
Специально подобранные пособия: палки, палки-шесты, шнуры. большие обручи, игрушки дают возможность целенаправленно влиять на отдельные группы мышц. Например, развитию кисти руки и пальцев способствуют ручные эспандеры, массажные мячи, оздоровительные шары, мозаика и другие предметы. Полезны упражнения с предметами, обеспечивающими разные способы захвата: флажки, обручи, папки и др.
Для укрепления мышц стопы применяют массажные коврики, шариковые тренажеры, валики, палки, веревки, кольца, шарики, которые захватываются пальцами ног, а также ребристые доски разнообразной конструкции. На участке устраивают дорожки с разным покрытием (песок, галька, трава и т.д.).
Упражнения с использованием физкультурного оборудования развивают психофизические качества: ловкость — при пробегании между кубиками, кеглями; глазомер — в играх серсо, кольцеброс, ринго, щитобол и др.; силу — при перетягивании каната, упражнениях на перекладине и т.д.
Важную роль в развитии глазомера, координации движений играют ежедневные упражнения в группе и на участке с мячом. Использование мячей разного размера существенно повышает психофизическое развитие, влияет на развитие мозговых структур, оздоровление организма. Наряду с овладением ребенком «школой мяча», которая способствует разностороннему его развитию, сня-MIю мышечных зажимов, корректирует психофизическое и эмоциональное состояние, в последние годы в дошкольных учреждениях появились специальные реабилитационные мячи: хоппы, фит-бол и др. Они способствуют развитию и коррекции осанки, меткости, укрепляют мышцы спины и повышают их роль в поддерживании равновесия, совершенствовании подвижности позвоночника, вестибулярного аппарата; улучшению общего состояния организма. Сферическая поверхность мяча позволяет ребенку при занятиях с ним принимать различные положения: лежа на животе, спине, боку и др., при этом дети защищены от возможного травмирования.
Правильно подобранный инвентарь позволяет постепенно увеличивать физическую нагрузку, выполнять упражнения с фиксированным положением тела на снарядах, стенке, горках и т.д.
Любопытные пособия предлагают японские ученые научного центра физического воспитания детей от 3 до 6 лет. На основе большой экспериментальной работы специалистов в области анатомии, физиологии, психологии и физического воспитания ими были предложены спортивные сооружения и разработан специ-
ильный стандарт. Каждый спортивный снаряд устанавливается так, чтобы ребенок мот, стоя на полу, поднявшись на носки, дотянуться до перекладины п-образной полукруглой лестницы и т.д. При этом ему обеспечивается страховка и безопасность.
Перечислим основные применяемые пособия, позволяющие:
1) раскачиваться сидя и стоя в одиночку, стоя вдвоем: спрыгивать; раскачиваться на качелях с двумя сиденьями — качели;
2) скатываться с горки сидя, лежа на спине; скользить "поездом»; взбираться на горку ползком, бегом; скользить на животе (ногами вниз, то же головой вниз) — горка;
3) выполнять висы на перекладине; прыжок, ухватившись руками; висеть на вытянутых руках, подтягиваться; висеть на перекладине, ухватившись руками и ногами; переворот задом, висение на ногах; «качели» вдвоем; перевороты вперед и назад, подняться над перекладиной, занеся ноги над головой назад, — перекладина;
4) взбираться, спускаться, спрыгивать; передвижение вбок, про-лезание сквозь нижнюю и верхнюю ячейки конструкции, хождение по верху конструкции во весь рост — конструкция из стоек и перекладин;
5) взобраться на конструкцию; перевороты вперед и назад, обернув перекладину подолом юбки; перевороты вперед и назад, забросив одну ногу на перекладину; многократные перевороты, занося ноги над головой, — вращающаяся конструкция;
6) висение на вытянутых руках, прыжок, ухватившись руками. — п-образные лестницы;
7) хождение по воде; передвижение ползком; ползание крокодилом; брызгание водой; болтать ногами, лежа грудью или держась руками за бортик; плавание со вспомогательными средствами; плавание на заданное расстояние со вспомогательными средствами; с головой под воду; плавание без вспомогательных средств поплавком — бассейн;
8) взбираться наверх на руках и коленях, взбираться ползком; взбегать наверх и сбегать вниз; скольжение вниз — искусственная насыпь:
9) прятаться, сидя на корточках, проползать, пролезать на корточках, пролезать на четвереньках — тоннель (труба);
10) перепрыгивание; ползанье, хождение боком, хождение прямо — бревно;
11) пролезать между перекладинами; переход ползком на четвереньках, на ногах в полный рост; спускаться и подниматься по наклонно поставленной лестнице; висеть, опираясь на локти; висеть на вытянутых руках, на руках и ногах — лестница.
Для проведения спортивных упражнений и игр приобретаются беговые лыжи трех размеров и короткие для скатывания с горок; коньки; санки со спинками, санки для старших детей различных
конструкций; роликовые коньки: ракетки ДЛЯ настольного и малого тенниса, бадминтона, мячи и воланы; баскетбольные мячи пли резиновые мячи с хорошим отскоком, наборы городков и бит; серсо, кольцебросы и др.
В физкультурном зале размешают крупное оборудование: гимнастическую стенку, приставные лестницы (с зацепом),! имнастические скамейки, скаты, доски и т.д. Важно, чтобы у де-гей был свободный доступ к снарядам и необходимое пространство для проведения подвижных игр.
Мелкие физкультурные пособия (мячи, мелкие кегли и т.д., подвески для обручей, подставки для палок и обручей) и трибуны для игр хранятся во встроенных шкафах или специально отведенном вблизи зала помещении.
В групповых комнатах дошкольного учреждения выделяется физкультурная зона, где располагается мелкий инвентарь, атрибуты, игрушки, обручи, скакалки, шнуры и другие пособия, активизирующие самостоятельную двигательную активность рейс нка.
На физкультурной площадке оборудуют задернованное поле для проведения общеразвивающих упражнений и подвижных игр. беговую дорожку, прыжковую яму, щиты для отбивания мяча, полосы препятствий, зону для спортивных игр. Для игр с мячом (бадминтон, малый теннис) делается совместная площадка. Стойки имеют приспособление для опускания сетки. К стенке прикрепляются деревянные бруски или металлические профили с колесиками. Стойки могут состоять из труб разного размера, диаметра (4 и 5; 6 и 7 см), они выдвигаются одна из другой или крепятся на шарнирах. Высота сетки в верхнем положении определяется уровнем поднятой вверх руки ребенка плюс 10 см, для игры в бадминтон — 120—130 см, для игры в теннис сетка подвешивается в 3—5 см от земли.
Для игры в баскетбол площадка делается наполовину меньше по сравнению со взрослой. У боковой линии надо иметь несколько iПитов с кольцами на разной высоте для обучения детей элементам in ры. Здесь же можно установить вертобол, щитобол, ринго.
Теннисные столы делаются раскладными, с помошью ножек регулируется их высота. Крышка состоит из двух щитов, соединенных рояльными петлями, ножки стола объединяются между собой попарно и делаются откидными. Ракетки должны иметь массу 120— 130 г.
Для обучения плаванию строят или приобретают надувные плес-кательные и плавательные бассейны.
В зимнее время устраивают снежные валы, лабиринты, полосы препятствий, снежные дорожки (хорошо, если они цветные), гор-
ки, снежную крепость с отверстиями для бросания снежков или мячей и др. Оборудуется каток, прокладывается лыжня, отводит место для игры в хоккей.
На групповых площадках отводится место для проведения физических упражнений. Оборудование участка включает игровое и сюжетное оформление, отвечает возрастным особенностям ребенка, способствует активизации самостоятельной двигательной лея тельности ребенка.
Физкультурное оборудование делается прочным, безопасным для ребенка, ярким и эстетичным.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы особенности планирования работы по физическому воспитанию ребенка?
2. Какие сотрудники дошкольного образовательного учреждения принимают участие в физическом воспитании ребенка?
3. Назовите формы организации методико-педагогического контрол-за физическим воспитанием.
4. В чем состоят особенности работы воспитателя с семьей?
5. Перечислите физкультурное оборудование для участка в детском саду.
Часть третья
РАБОТА МЕТОДИСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Глава 1
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РЕБЕНКА